Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Структура, характеристики и классификации волевых качеств




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дискуссионным вопросом является вопрос о волевых качествах, которые рассматриваются в психологии как конкретные проявления воли. Волевые качества определяются как характеристики личности, указывающие на уровень развития саморегулирования, на умение человека преодолевать различного рода препятствия в конкретных видах деятельности. Актуальным является вопрос о превращении в черты характера личности волевых качеств, как выработанных в опыте личности устойчивых и обобщенных форм сознательной саморегуляции поведения и деятельности. Устойчивое и обобщенное проявление волевых качеств трактуется как черта характера, а процесс их развития в определенной мере оценивают как процесс характерообразования.

В структуре волевых качеств выделяют:

два компонента - мотивационный и исполнительский (18);

два компонента: моральный (мировоззрение, идеалы, установки, мотивы) и психофизиологический (врожденные нейродинамические свойства: сила, подвижность и баланс нервных процессов) (9); специфические горизонтальную и вертикальную структуры (8);

три компонента – гностический (интеллектуальная активность), мотивационный (связан со стеническими эмоциями) и операционный (организация и мобилизация специфических действий и усилий) (12).



К характеристикамволевых качеств относят:

генерализованность, отражающую проявление волевых качеств в разных видах деятельности;

устойчивость как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях;

интенсивность как степени выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации;

взаимодействие волевых качеств, индивидуализировано проявляющееся у конкретной личности в конкретной деятельности или в конкретной ситуации.

Построение классификацийволевых качеств затруднено из-за недостаточной степени их изученности. Исследователи не находят единства даже по вопросу числа волевых качеств. Так, Добрынин Н.Ф. (3) выделял три волевых качества (решительность, энергичность и настойчивость), Пуни А.Ц. (14) – девять (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание), Петухов С.А. (11) - до нескольких десятков волевых качеств. Критериями классификаций волевых качеств выступали следующие: генерализованность, вид деятельности и характер преодолеваемых препятствий, детерминированность волевых качеств объективными условиями деятельности, этапы принятия решения и этапы волевого действия, функциональное назначение волевых качеств, направленность регуляции и т.д.

По критерию генерализованности (следствие структурированности волевых качеств в зависимости от индивидуальных особенностей личности), вида выполняемой ею деятельности и характера преодолеваемых препятствий различают (14) общие волевые качества, отражающие разносторонность их проявления и совершенствования в различных видах деятельности, и специализированные волевые качества, характерные только для данных препятствий и для данной деятельности.

По взаимодействию волевых качеств как их соотношению и реализации в конкретных условиях деятельности Пуни А.Ц. (14) выделял ведущие волевые качества, детерминированные относительно устойчивыми объективными условиями деятельности, и волевые качества, поддерживающие, подкрепляющие ведущие.

По проявлению волевых качеств на разных этапах принятия решения различали (3) решительность, связанную с этапом принятия решения, и такие волевые качества, как энергичность и настойчивость, связанные с этапом исполнения решения.

В связи с этапами волевого действия Рубинштейн С.Л. (15) анализировал инициативность, самостоятельность, независимость, проявляющиеся на начальном этапе волевого действия; решительность – на этапе принятия решения; энергичность, настойчивость – на этапе исполнения действия; самоконтроль, выдержку, самообладание – на этапах принятия и исполнения решения.

По критерию функционального назначения волевых качеств и в зависимости от особенностей преодолеваемых личностью препятствий выделяются (11) следующие группы волевых качеств:

фиксирующие и удерживающие стремления: целеустремленность, настойчивость, инициативность, последовательность;

подкрепляющие четкость мировоззренческих позиций: принципиальность, ответственность, критичность, дисциплинированность;

характеризующие относительную независимость личности: самостоятельность, решительность, самокритичность, уверенность;

сознательно задерживающие внешние проявления мыслей, чувств, стремлений: выдержка, самообладание, сдержанность;

характеризующие повышенную сопротивляемость личности: выносливость, терпение, твердость, стойкость, упорство;

характеризующие динамичность, мобильность личности: энергичность, настойчивость, исполнительность, организованность, деловитость;

характеризующие осознанное преодоление опасности: мужество, смелость, отвага, доблесть, бесстрашие, самоотверженность, самопожертвование.

В предпринятом исследовании (7) самооценок волевых качеств выделены три группы факторов, по-видимому, отражающих направленность волевой регуляции и дающих возможность для типизации волевых качеств. Такие качества, как ответственность, инициативность, самостоятельность, обязательность, энергичность связывают с социально-нормативной регуляцией. Выдержку, терпеливость, спокойствие, целеустремленность связывают с эмоционально-волевой регуляцией; решительность, настойчивость, смелость - с мотивационной регуляцией.

Современные классификации волевых качеств носят преимущественно описательный, эмпирический характер. Однако с учетом неразработанности в психологии проблемы воли описательные классификации можно расценивать как один из этапов ее познания.

Проектные задания

1. Опишите признаки и условия формирования волевых процессов и волевых состояний.

2. Раскройте дефиниции, характеристики и критерии выделения форм и видов волевых состояний.

3. Опишите признаки волевых действий, данные раличными исследователями (В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников).

4. Раскройте, опираясь на представления раличных исследователей (Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников), структуру и характеристики волевых качеств.

5. Выделите критерии классификаций волевых качеств. Опишите классификации волевых качеств.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7