Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Модуль 3. Проблема воли в научной психологии




Цель и содержание модуля

Цель:1) обозначить основные дискуссионные вопросы психологии воли; 2) раскрыть основные функции воли; 3) охарактеризовать основные научно-психологические направления изучения воли; 4)раскрыть сущность классических и современных теорий воли.

Содержание модуля 3.Общественно историческая природа воли человека. Формирование способности подчинять свои действия сознательным целям в процессе труда. Исторические этапы становления проблемы воли в отечественной научной психологии. Дискуссионные проблемы психологии воли: воля как психическая реальность; специфические признаки актуализации воли; терминологическая неоднозначность; особенности функций воли; вопрос о свободе воли; конкретные проявления воли. Основные психологические направления исследования воли. Регулятивные теории воли: воля как специфическая произвольная регуляция, овладение личностью собственным поведением. Теории выбора: воля как выбор решения, побуждения, действия: Мотивационные теории: воля как специфическая мотивация. Функции воли: торможение конкурирующих в сознании мотивов; регуляция течением других психических процессов; форма обеспечения формы деятельности; побуждения действий; отражения; "свободы от" и свободы для"; блокирования креативного поведения; репрессивная функция: борьба с борьбой мотивов.



Теории воли.Эмоционалистические теории воли (В. Вундт, Т. Рибо). Волюнтаристическая теория воли У. Джеймса. Воля как мотивационная сила, необходимая для преодоления силы привычки (Н. Ах). Ассоцианистские подходы к изучению воли. Современные научные подходы к природе и сущности воли. Воля как потребность преодоления преград. Воля как сознательный процесс выбора варианта действия, мотивов и целей деятельности. Признаки волевого выбора (Л.С. Выготский). Непроизвольный, произвольный и собственно волевой выбор конкретного варианта действия (Л.М. Веккер). Мотивационные подходы к изучению воли. Воля как преодоление сил поля (К. Левин). Воля как сдерживание поведения по актуальной потребности (Ш.Н. Чхартишвили). Волевое действие как действие по произвольному дополнительному побуждению (В.А. Иванников). Регулятивный подход к анализу воли. Воля как овладение человеком собственным поведением (Л.С. Выготский). Воля как сознательный уровень регуляции (В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни). Условия ее актуализации. Классификация препятствий. Воля как разновидность произвольного управления поведением (Е.П. Ильин).

 

Планы семинарских занятий к Модулю 3.

Семинар №7. состояние проблемы воли в психологической науке.

1. Общественно-исторический характер генезиса воли.

2. Воля как механизм преодоления препятствий (Симонов П.В.).

3. Основные направления психологических исследований связи воли с мотивацией.

4. Воля как сознательный уровень регуляции поведения и деятельности (В.И. Селиванов).

5. Воля как произвольное создание побуждения к действию (В.А. Иванников).

6.Волевая регуляция как разновидность произвольного управления поведения (Е.П. Ильин).

7.Анализ экспериментальных исследований воли в зарубежной и отечественной психологии. Методы изучения воли.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. С. 136-146.

2. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. // Психол. журн. 1985. Т.6. №3. С.47-55.

3. Иванников В.А. //Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. С.24-27, 33, 35, 40; раздел: Анализ проблемы воли в психологии.

4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб, Питер, 2000. С.18-24, 28-32, 36-43.

5. Леонтьев А.Н. Воля. // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1993. №2. С. 3‑14.

6. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн. 1982. Т.3. №4. С.14-25.

7. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол. журн. 1985. Т.7. №6. С.110-121.

8. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. С.160-168.

9. Макарушкина М.Л., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии. //Вопросы психол. 1988. №3.С.145-152.

Дополнительная литература

1. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. Рязань. 1974.- Лекции 1, 3, 4, 5.

2. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. //Вопросы психол. 2004. №3. С. 64-70.

 

Модуль №3 ПР-3. Эссе

  1. Раскройте аргументы исследователей (А.Н. Леонтьев, Ш.Н. Чхартишвили и др.) против отнесения выбора, препятствий, усилий к главным признакам воли.
  2. Раскройте в отечественной психологии современную исследовательскую традицию изучения воли.
  3. Охарактеризуйте теоретические и методические трудности изучения волевых качеств и волевых усилий.
  4. Охарактеризуйте волю с позиций С.Л. Рубинштейна (проблема становления воли и условия возникновения воли).
  5. Опишите представления Л.С. Выготского о воле как овладении собственным поведением
  6. Рассмотрите проявления выбора на разных уровнях психической регуляции поведения и деятельности человека (Л.М. Веккер).
  7. Охарактеризуйте желание, стремление, хотение, намерение в трактовке С.Л Рубинштейна.
  8. Исследовательские традиции изучения воли в зарубежной психологии
  9. Способы изменения смысла действия (В.А. Иванников).
  10. Гетерономные и автономные теории воли (Л.С. Выготский)

 

Модуль №3 ПР-4. Темы рефератов




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)