Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Модуль №4 ПР-1. - Тест рубежного контроля




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите правильный ответ.

1. Согласно взглядам Ф.Е. Василюка условием актуализации воли является
а) необходимость обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности жизненных отношений личности
б) необходимость выбора из двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов
в) недостаток (избыток) актуального побуждения
г) конфликт внутренне противоречивых тенденций

2. Произвольный процесс, согласно В.А. Иванникову
а)ощущается, но не осознается
б)ощущается или осознается
в)осознается, но не ощущается
г)не осознается и не ощущается

3. Произвольные действия начинают осознаваться:
а) в момент действия
б) в ходе действия
в) постфактум
г) до начала действий

4. Положение о том, что произвольные движения есть "заученные непроизвольные", принадлежит:
а) И.М. Сеченову
б) П.В. Симонову
в) И.П. Павлову
г)П.К. Анохину

5. Допишите еще один признак самостоятельности человека, характерный, согласно Е.П. Ильину, для воли:
а) принятие решения
б) инициация действия
в) контроль действия
г) ___________________

  1. Волевые усилия, актуализируемые субъектом при возникновении и психологических трудностей посредством словесных воздействий, называют:
    а) организующие
    б) мобилизующие
    в)регулирующие
    г)контролирующие
  2. Согласно Е.П. Ильину, боевое возбуждение является формой
    а)собранности
    б)сосредоточенности
    в)мобилизованности
    г)бдительности
  3. Какой признак волевого действия выделял В.И. Селиванов
    а) наличие дополнительного побуждения от произвольной мотивации
    б)планомерность
    в) уровень регуляции сознанием
    г) связь с преодолением внутреннего препятствия
  4. Степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях соответствует характеристике
    а)генерализованность
    б)интенсивность
    в)взаимодействие
    г)устойчивость
  5. Согласно С.Л. Рубинштейну, на начальном этапе волевого действия проявляется волевое качество
    а)решительность
    б)самостоятельность
    в)настойчивость
    г)самообладание

 



 

Модуль №4. Литература

а) основная:

  1. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2009.
  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70.
  3. Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера.
  4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Воля.

б)дополнительная:

1. Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.

  1. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
  2. Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли. //Проблемы психологии воли. Материалы научной конференции. - Рязань, 1974. - С. 9-11.
  3. Добрынин Н.Ф. Принцип значимости и волевые усилия //Материалы 3-ей научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 1970. - С. 10-12.
  4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70.
  5. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. - 1990. - Т. 11. - №3. – С.39-42.
  6. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43; 119-126.
  7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 "Физ. воспитание". – М.: Просвещение, 1983. - Гл.5.
  8. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. - М., 1977.
  9. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.

11. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской психологии. //Вопросы психологии и педагогики воли. /Под ред. В.И. Селиванова. - Краснодар, 1969. - С. 3-16.

  1. Селиванов В.И. Индивидуальные особенности воли и их учет в учебно-воспитательной работе. //Вопросы организации воспитания в ВУЗе. – Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1975.

13. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974.

14. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-54.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, написанию эссе, рефератов и выполнению тестов (включая ключ) представлены в разделе V данного УМК.

IV. Контрольные вопросы к экзамену и литература к курсу

Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Эмоции".

1. Эмоции как переживания.

2. Закономерности эмоциональной регуляции поведения человека.

3. Трехмерная теория чувств.

4. Когнитивные теории эмоций.

5. Психоаналитические взгляды на природу эмоций.

6. Основные положения эволюционно-биологической теории (Ч. Дарвин) эмоционально-выразительных движений.

7. Механизмы возникновения и угашения условных эмоций.

8. Критический анализ периферической теории эмоций Джемса–Ланге.

9. Значение центральных теорий для психологического анализа эмоций.

10. Биологический и психофизиологический подходы к объяснению происхождения, строения и функций эмоций.

11. Эмпирические характеристики эмоциональных явлений.

12. Классификации – описательные, функциональные, генетические (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов, В.К. Вилюнас, Г. Бреслав, П.В. Симонов) - эмоциональных явлений.

13. Психологические характеристики аффектов, методы их изучения.

14. Психологическая характеристика фрустрации.

15. Биологическая концепция стресса.

16. Психологическая характеристика эмоционального стресса.

17. Индивидуально-психологические особенности эмоционального реагирования.

18. Психологическая характеристика чувств.

19. Эмоции и смысл явлений действительности.

20. Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами.

21. Особенности эмоциональной памяти.

22. Эмоции и воображение.

23. Роль эмоций в интеллектуальной деятельности.

24. Влияние эмоций на соматические эффекты.

25. Психологическая характеристика тревоги: процесса, состояния, свойства личности.

 

Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Воля".

1. Эмоционалистические теории воли (Вундт В., Рибо Т.).

2. Волюнтаристическая теория воли Джемса В.

3. Основные положения современных подходов к научному анализу воли.

4. Функции воли.

5. Дискуссионные вопросы психологии воли.

6. Воля как мотивационная сила, противостоящая привычке.

7. Структура регуляционных психических процессов.

8. Характеристика непроизвольной регуляции поведения.

9. Характеристика произвольной регуляции поведения и деятельности.

10. Исследование генезиса произвольных движений.

11. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции регулятивного подхода.

12. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции мотивационного подхода.

13. Концепция И.М. Сеченова о механизмах произвольной регуляции поведения.

14. Концепция И.П. Павлова о механизмах произвольной регуляции поведения.

15. Концепция Н.А. Бернштейна о механизмах управления сложными двигательными актами.

16. Воля как овладение собственным поведением.

17. Психологические закономерности волевого выбора.

18. Концепция П.К. Анохина о механизмах саморегуляции.

19. Значение концепции П.К. Анохина для психологии.

20. Изучение волевого усилия как критерия воли.

21. Структура и характеристика волевого действия.

22. Анализ волевых качеств с позиций психофизиологического и психологического подходов.

23. Возможные основания классификации волевых качеств.

Литература к курсу

А)основная (Эмоции).

1. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. С. 21-38. 145-152.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ:Астрель, 2011. Гл.1.2.

3. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д. 2009. С. 10-31, 48-52.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

  1. Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера.

6. Психология эмоций: учебное пособие./ авт.-сост. В. Вилюнас; [гл. ред. Е. Строганова]. – СПб.: Питер, 2007. - 496с.

7. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Эмоции.

б)дополнительная (Эмоции):

1. Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1970. - С. 311-336.

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С.126-129.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. С. 39-43; 126-133.
  4. Васильев И.Г., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984.

7. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. .: ЛГУ, 1981. Гл. Эмоции.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - С. 36 -42; 107-108, 219-220, 225-230, 234-240.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. – С. 31, 32, 34, 35, 38-39, 41-44, 46-49, 53-56, 100-117, 124-135.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Лекция 4.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1986. С. 246.

  1. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: Мир, 1966. - С.77-81, 96-100, 121-131, 137-140, 520-523.
  2. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980.

15. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. Гл. Эмоции.

16. Додонов Б.И. В мире эмоций.- Киев, 1987. – С. 25-31, 96-103.

  1. Иванова Е.М., Еникополов С.Н. Психологические исследования чувства юмора. //Вопросы психол. 2006. №4. – С. 122-138.

18. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 83-91; 186-190; 196-197; 210-211; 214-215; 247-251; 257; 266-269; 287-290; 311-312.314-320; 330-338; 347-354; 367-374; 396-397.

  1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  2. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.
  3. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С.220-224.

22. Леонтьев А.Н. Очерк теории аффективности.//Психол. журн. 2004. Т.25. №4. – С. 75-88.

23. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.: МГУ, 1971. Гл. Эмоции.

24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. С. 160-170.

  1. Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Исследование объективных симптомов аффективных реакций. // Проблемы современной психологии. - М. 1926.
  2. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука. 1976. С.178-189.

27. Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций//Язык интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 314-384.

  1. Падун М.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса. //Психол. журн. 2004. №5. – С. 5-15.
  2. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - С.128-130.
  3. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: 1901.

31. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – С. 19-55.

  1. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. С. 12-24.
  2. Суворова В. В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика. 1975.
  3. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблеиы. //Психол. журн. 1992. Т.13. №2. – С.14-29.

35. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. Гл. 6.

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.

37. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. С. 217, 276.

38. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 353.

  1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973.

40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986. С. 146-148.

  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурменской. М.: Издательская группа "Прогресс" – "Универс", 1993. Гл.3-5.

42. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Наука, 1971. С. 3-5, 73, 77-83, 89-94, 99-108, 148-159.

  1. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. С. 4-32.

 

в)основная (Воля):

  1. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2009.
  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006.
  3. Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера.
  4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Воля.

 

г)дополнительная (Воля):

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.

  1. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте
  2. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1983. Т.3. - Гл. 12. Овладение собственным поведением.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли. //Психол. журн. - 2005. - Т.26. №3. - С. 15-24.
  4. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. Гл. 26.
  5. Иванников В. А. Воля: миф или реальность? //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 70-73.
  6. Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли.//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1986. - №2. - С. 18-29.
  7. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. - 1990. - Т. 11. - №3. – С.39-42.
  8. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43; 119-126.
  9. Леонтьев А.Н. Воля //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 3-14.
  10. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. - М., 1977.
  11. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М.: Высшая школа, 1973. – Гл. 9.
  12. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.
  13. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн.- 1982. -Т. 3. - №4.-С. 14-25.

16. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской психологии. //Вопросы психологии и педагогики воли. /Под ред. В.И. Селиванова. - Краснодар, 1969. - С. 3-16.

  1. Селиванов В.И. Индивидуальные особенности воли и их учет в учебно-воспитательной работе. //Вопросы организации воспитания в ВУЗе. – Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1975.
  2. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974.
  3. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - С. 160-168.
  4. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. //Вопросы психол. 2004. №3. С. 64-70.
  5. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-54.
  6. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии. //Вопросы психологии. - 1967. - №.4. - С. 72-81.

 

Методические рекомендации по подготовке к экзамену представлены в разделе V данного УМК.

V. Методические рекомендации к работе с литературой, подготовке семинарских занятий, к написанию эссе (ПР-3), рефератов (ПР-4), выполнению тестовых заданий (ПР-1), подготовке к экзамену (УО-4)

Методические рекомендации к работе с литературой. Программа каждого из 4-х модулей содержит основные теории, авторские положения и позиции, конкретные эмпирические данные, актуальные для понимания специфики содержания, структуры, динамики, функций эмоций и воли человека. В представленной к каждому модулю основной литературе содержится соответствующая информация. В списке дополнительной литературы приведены источники, конкретизирующие или дублирующие информацию, полученную после ознакомления с основной литературой, а также источники, содержащие критический анализ оригинальных теорий; это можно использовать при самостоятельной подготовке развернутого ответа на семинарском занятии. Студент должен знать информацию, изложенную в основной литературе; для этого необходимо конспектировать литературу, выделяя ключевые понятия, их авторские определения в соответствии с задачей изучаемого модуля. Необходимо сопоставлять и анализировать различные определения (данные разными авторами) одних и тех же феноменов, что способствует формированию у студентов представлений о специфике (в разные периоды развития зарубежной и отечественной психологии) того или иного положения, аспекта, подхода к изучению эмоционально-волевой сферы человека, осознанию студентами сложности и многогранности изучаемых феноменов, формулированию дискуссионных вопросов и стремлению к поиску новых знаний в психологии эмоций и воли. При составлении тестовых заданий к каждому модулю данного курса экзаменатор учитывает оригинальную специфику трактовки того или иного феномена эмоционально-волевой сферы, что также является дополнительным аргументом в пользу изучения студентом литературных первоисточников.

Методические рекомендации к подготовке семинарских занятий.Каждый учебный модуль предполагает семинарские занятия, которые нацелены не только на углубленное изучение учебного материала, ознакомление с литературными первоисточниками, но и на развитие речевой культуры студентов, навыков аргументации, публичных выступлений и т.п. Поэтому очень важно посещать и участвовать в обсуждении вопросов, вынесенных в семинарское занятие.

При подготовке семинарских занятий нужно использовать указанную постранично основную литературу; в списке дополнительной литературе дублируются литературные первоисточники либо даны первоисточники, конкретизирующие изучаемый материал, либо указана литература с критическим комментарием по отношению к конкретной теории, теоретико-эмпирическому положению.

При подготовке ответа на каждый вопрос семинара нужно изучить соответствующую литературу, сформулировать и аргументировать ответ, а не зачитывать обширные цитаты из текстов литературных первоисточников. Для усвоения учебного материалов обязательно не только знание литературных первоисточников, но и знание аргументации, изложенной в соответствующей критической литературе. Не надо подменять указанный порядок огульной критикой какой-либо теории без знания воплощенных в ней авторских положений.

Методические рекомендации к написанию эссе (ПР-3).

Эссе предполагает краткое изложение Ваших позиций по предложенной теме. Оно должно содержать цель, быть структурированным, аргументированным, опираться на прямые и косвенные литературные источники, содержать выводы. Студент может выбрать для подготовки эссе любую из тем, представленную в соответствующем разделе учебного модуля. Возможна подготовка студентом эссе на самостоятельно сформулированную тему, однако последняя должна относиться к содержанию одного из модуля.

Объем эссе составляет не более 1-2 страниц (формат А4). Не допускается переписывание научных авторских текстов, цитирование без ссылок на соответствующих авторов. При оформлении ссылок на конкретные литературные первоисточники используйте квадратные скобки (например, [4]), в которых указывается номер литературного источника, а также номер страницы в случае прямого цитирования (например, [4, с. 58]).

На титульном листе выполненных эссе указывается ФИО студента, курс, группа, наименование учебной дисциплины, фамилия преподавателя, проверяющего работу.

Методические рекомендации к подготовке рефератов (ПР-4). При подготовке реферата укажите его цель, раскройте ключевые оригинальные понятия; назовите методы, способы, средства достижения (доказательства) автором поставленных им задач; кратко охарактеризуйте полученные результаты. В реферате возможно цитирование, что предполагает ссылки на литературные источники с указанием № цитируемой работы (в списке литературе) и соответствующей страницы. Объем реферата – не более 3-х страниц формата А4. На титульном листе выполненного реферата указывается тема, ФИО студента, курс, группа, наименование учебной дисциплины, фамилия преподавателя, проверяющего работу.

Методические рекомендации к самопроверке (ПР-1. Тесты).К каждому модулю даны рубежные тестовые задания, нацеленные на самопроверку знаний (базовый уровень), полученных в результате освоения соответствующего модуля учебной программы данного курса. Рубежные тестовые задания являются заданиями закрытого типа, требующими выбор одного верного утверждения из списка 4 вариантов ответов. Исключение составляет одно тестовое задание из модуля 4, ответ на который необходимо дописать. Рекомендуемое время выполнения 10 рубежных тестовых заданий для самоконтроля составляет не более 15 минут.

Инструкция к закрытым заданиям в тесте. Предложенные тестовые задания по разделам "Эмоции. Воля" содержат 10 вопросов и 4 варианта ответов на каждый из вопросов. На каждый из вопросов существует один правильный ответ, который необходимо выбрать из четырех вариантов ответов и подчеркнуть.

Критерии оценки тестовых заданий:

90%-100% правильных ответов – 5 баллов

70%-80% правильных ответов – 4 балла

50%-60% правильных ответов – 3 балла

10%-40% правильных ответов – 2 балла

Правильные ответы на дидактические тесты рубежного контроля

Модуль №1: 1)в; 2)в; 3)а; 4)г; 5)а; 6)б; 7)б; 8)в; 9)в; 10)а.

Модуль №2: 1)г; 2)г; 3)а; 4)в; 5)а; 6)б; 7)а; 8)б; 9)г; 10)в.

Модуль №3: 1)а; 2)в; 3)в; 4)г; 5)г; 6)в; 7)г; 8)а; 9)б; 10)б.

Модуль №4: 1)а; 2)б; 3)г; 4)а; 5)осуществление действия; 6)б; 7)в; 8)в; 9)г; 10)б.

Самостоятельное выполнение тестовых заданий создает благоприятные предпосылки для успешной сдачи экзамена (в тестовой форме).

Методические рекомендации к подготовке к экзамену (УО-4). Список вопросов к экзамену составлен в соответствии с основным содержанием программных модулей. При ответе на вопросы необходимо в полной мере раскрыть основные понятия; знать авторские положения соответствующих теорий; уметь объяснить основные закономерности проявления, строения, динамики того или иного явления; ориентироваться в результатах конкретных исследований.

Содержание экзаменационных вопросов составляет базу для итоговых экзаменационных тестов. Итоговый тест представляет 20 вопросов, содержащих четыре варианта ответа, один из которых является правильным. Задача экзаменующегося – выбрать и подчеркнуть (обвести кружком) единственно правильный ответ. Время выполнения теста 40 минут.

Инструкция к итоговому экзаменационному тесту: «Предложенные тестовые задания по дисциплине «Эмоции. Воля» содержат вопросы и 4 варианта ответов на каждый из вопросов. На каждый из вопросов существует один правильный ответ, который необходимо выбрать из четырех вариантов ответов и подчеркнуть. Там, где есть открытый вопрос, допишите недостающий ответ».

Критерии оценки тестовых заданий:

90%-100% правильных ответов – 5 баллов

70%-80% правильных ответов – 4 балла

50%-60% правильных ответов – 3 балла

10%-40% правильных ответов – 2 балла

 

 

VI. Глоссарий

Эмоции это:

§ особая форма регулятивных явлений, заключающаяся в приведение функций, процессов, состояний, поведения человека в целом в соответствии с возможностью удовлетворения актуальной потребности;

§ особая форма отражения действительности в виде непосредственных к ней отношений;

§ переживание как непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа и не представленность в сознании модальности самого психического процесса) психического явления носителю этого явления;

§ форма непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоциональный тон ощущений - элементарные, неопредмеченные, выражающие органическое самочувствие субъекта физические чувствования , придающие эмоциональную окраску отдельному процессу ощущения.

Настроение - общее эмоциональное, не приуроченное к какому-то частному событию, малопредметное, эмоциональное состояние человека, возникающее под влиянием осознания и оценки субъекта его взаимоотношений с окружающим.

Чувства - высший уровень эмоциональных явлений у человека; обобщенное и устойчивое отношение человека к действительности в форме переживаний.

Аффект - несознательный, непроизвольный, малопредметный, высокоинтенсивный эмоциональный процесс, обусловленный резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Аффективный след памяти - навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации.

Эмоциональная память - воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния.

Эмоциональные особенности личности - индивидуализированность содержания чувств человека.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее при наличии сильной мотивированности достижения цели и преграды, препятствующей этому достижению.

Стресс (биологический) - состояние, характеризующееся неспецифичностью, стадиальностью, специфическими формами выражения общего адаптивного синдрома психофизиологических реакций в ответ на воздействие любой природы.

Стресс (эмоциональный) - состояние, связанное с неспецифическим проявлением адаптивной активности человека в ответ на воздействие значимых для него факторов. При изучении этого состояния акцентируется внимание на его эмоциональном сопровождении.

Тревога - состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, угрозы, проявляющееся в комплексе психофизиологических реакций, направленных на снятие неопределенности и обеспечение внутренней готовности к неблагоприятному исходу ситуации.

Воля - проявляющаяся при определенных условиях способность личности к самодетерминации и саморегуляции поведения, деятельности и различных психических процессов.

Волевая регуляция - высший подуровень произвольной регуляции поведения и деятельности человека, характеризующийся сознательностью, осознанностью и управляемостью личностью на всех этапах осуществления, преднамеренностью, опосредованностью, субъектностью выбора мотивов, целей и способов действия.

Произвольный уровень регуляции поведения и деятельности человека - интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих на каждом из своих подуровней в той или иной степени сознательности и осознанности приведение поведения и деятельности субъекта в соответствие с его мотивами и поставленной им целью. Характеризуется опосредованностью, разной степенью сознательности и осознанности, осуществлением субъектом выбора способа поведения, разной степенью намеренности, управляемостью субъектом собственного поведения.

Волевой процесс - волевой компонент психического процесса, включенный и неразрывно связанный с действием, характеризующий это действие по способу его регуляции.

Волевое качество - конкретное (ситуативное или инвариантное) проявление воли личности в специфических условиях.

Волевое усилие - сознательное преднамеренное напряжение личностью своих физических, интеллектуальных сил для достижения поставленной цели в условиях мотивационной недостаточности поведения и действий либо мотивационного конфликта, либо наличия внешних препятствий.

Волевое действие - конкретное проявление воли, осуществляющееся в условиях конфликта внутренних тенденций и характеризующееся сознательностью в отношении его мотива, цели, последствий и способов его регуляции.

Волевое состояние - временное сознательное психическое состояние (оптимальное внутреннее условие), способствующее преодолению личностью внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7