Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о фольклоре (терминология, фольклор в широком и узком значениях; главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования, вариативность; понятие об импровизаторстве. 2. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора. 3. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика. 4. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов. 5.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности. 6.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба. 7.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др. 10.Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки. 11.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора. 10. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават). 11.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк). 12. Эпос о межродовых взаимоотношениях- 13. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная). 15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах). 16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни). 17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты. 18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика. 19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков. 20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др. 21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые) 22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). 23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика. 24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау. 25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора. 26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен. 27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов). 28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»). 29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика). 30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»). 31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.). 32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897). ЗЗ. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора. 34. И.В.Добровольский -издатель песен разных народов в 1 половине XIX в. 35. Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края. 36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано. 37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1 38. Творческая деятельность Султана Габяши. 39. Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.) 40. Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика. 41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки. 42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11 43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни. 44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке. 45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С). 46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.
7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. понятие о фольклоре. Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора. 2. Стили и жанры башкирской народной музыки. 3. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора. 4. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика. 5. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов. 6.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности. 7.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба. 8.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др. 9. Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки. 10.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора. 11. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават). 12.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк). 13. Эпос о межродовых взаимоотношениях- 14. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная). 15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах). 16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни). 17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты. 18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика. 19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков. 20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др. 21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые) 22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). 23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика. 24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау. 25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора. 26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен. 27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов). 28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»). 29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика). 30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»). 31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.). 32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897). 33. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора. 34.И.В.Добровольский –издатель песен разных народов в 1 половине XIX в. 35.Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края. 36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано. 37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1 38. Творческая деятельность Султана Габяши. 39.Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.) 40.Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика. 41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки. 42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11 43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни. 44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке. 45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С). 46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030700 - Музыкальное образование Программу составила: Зиннурова А.С. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры СП, ХД и МО БГПУ им. М. Акмуллы
Программа одобрена на заседании кафедры от ___________г., протокол №.__ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дисциплиныБашкирский музыкальный фольклор направление (специальность) Музыкальное образование Курс 3,4 семестр 5,6,7
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |