Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характеристика игры в теннис




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У многих народов в далекие времена существовали игры с ма­леньким мячом, который с помощью ладони или различных спе­циальных предметов перекидывался через подобие сетки.

Дань уважения к таким играм отдавалась в Древнем Египте и Карфагене, Китае и Японии, в странах Юго-Восточной Азии, в государстве древних ацтеков, некогда населявших территорию современной Центральной Америки, в античной Греции.

В 1874 г. англичанину Уолтеру Уингфельду был выдан патент на изобретение новой игры «сферистики», которая уже в следую­щем году была опробована в нескольких соревнованиях и затем переименована в «лаун-теннис» (по-английски «лаун» - газон, лу­жайка). Вот почему именно 1875 г. принято считать годом рожде­ния современного тенниса.

У отечественного тенниса есть своя историческая дата - 18 авгус­та 1878 г. В этот день инициативной группой, куда вошли при­верженцы тенниса из Петербурга, Москвы, Харькова и Риги, был принят «Манифест о всемерном развитии лаун-тенниса в России».


В теннис играют на площадке (корте) прямоугольной формы, * разделенной пополам сеткой (рис. 252).


В матче могут участвовать два (одиночная встреча) или четыре (парная встреча) человека. Парная встреча, в которой соперника­ми являются мужчина и женщина, называется микст. Командное соревнование состоит из одиночных и парных встреч. Классичес­ким примером командного соревнования может являться Кубок Дэвиса, который проводится вот уже 100 лет.



Соревнования по теннису проводятся, как правило, по «олим­пийской» системе, т.е. с выбыванием проигравшего игрока. При небольшом числе участников и достаточном количестве кортов возможно использование и «круговой» системы, где все участники играют между собой. Разнообразие соревнований диктует и раз­личные модификации этих двух классических форм.

Гейм начинается с подачи, при которой подающий от средней отметки корта направляет мяч по диагонали в соответствующий квадрат - «поле» подачи. При подаче спортсмен имеет право на две попытки. После удачной попытки происходит розыгрыш очка. Теннисист проигрывает в ситуации, когда мяч дважды ударяется о корт на его стороне до выполнения им удара, посылается за линии площадки или попадает в сетку.

Матч состоит из трех сетов (партий) у женщин и в большинстве соревнований у мужчин. В самых значимых турнирах мужчины иг­рают до пяти сетов. Для победы в трехсетовом матче необходимо выиграть два сета, в пятисетовом - три сета. Сеты состоят из гей­мов (игр). Победа в сете присуждается игроку, первому выиграв­шему шесть геймов, но при обязательной разнице в счете в два гей­ма. Такие правила могут привести к счету в сетах, например 22:20 или даже 64:62, и затянуть матч на неопределенное время. Для бо­лее жесткого регламентирования времени проведения встреч во многих соревнованиях, особенно в закрытых помещениях, матч ог­раничивается так называемым «тайбрейком». При счете 6:6 три­надцатый гейм разыгрывается до семи очков при необходимой раз­нице в два очка.

Внутри гейма счет начисляется, как и многие десятилетия на­зад. Первые два выигранные мяча приносят по 15 очков, следую­щий мяч дает 10 очков. При равенстве счета 40:40 или как обыч­но говорят «ровно», счет ведется на «больше»-«меньше» до раз­ницы в два очка.

На многих официальных соревнованиях введена система розыг­рыша одного очка после счета «ровно». Принимающий выбирает поле приема подачи.

В крупных соревнованиях каждый матч обслуживает целая брига­да судей, но в рядовых встречах обходятся услугами одного судьи на «вышке».

Для повышения зрелищности матчей, особенно в условиях те­левизионного вещания, традиционно белый цвет теннисной фор­мы соседствует с разноцветной стильной продукцией ведущих ми­ровых фирм.


Покрытия кортов бывают разных видов. Наиболее распростра­ненными в настоящее время являются так называемые «жесткие», или «хард»-корты, как правило, на бетонной основе с синтетичес­ким покрытием, создающие быстрый отскок мяча, и «мягкие», «мед­ленные», - обычно грунтовые корты. Нельзя не отметить знамени­тые травяные корты, на которых проводится самый престижный тур­нир - Уимблдонский. Они относятся к кортам с быстрым отскоком мяча, но их широкому распространению препятствует очень слож­ная и дорогая технология подготовки и содержания кортов.

Теннисная индустрия идет вперед семимильными шагами. Так, ракетки по классу делятся на любительские, клубные и профессио­нальные, но внешне практически ничем не отличаются друг от друга. Самыми популярными фирмами, снабжающими теннисистов ракет­ками, одеждой, обувью, струнами для натяжки ракеток и различны­ми теннисными аксессуарами, являются \УПзоп, Рппсе, Неа<3, Уопех.

Крупные соревнования проводятся как на специально построен­ных для этих целей стадионах, так и в самых больших спортивных универсальных залах. Примером этому может служить проведение Кубка Кремля в Москве, где на время проведения турнира в распо­ряжение теннисистов отдается самое современное спортивное со­оружение - Дворец спорта «Олимпийский». Большую роль в попу­ляризации тенниса сыграло телевидение, благодаря которому эли-„ тарная игра стала достоянием миллионов людей во всем мире.

Современный теннис, обладая, как правило, широким диапазо­ном технических приемов, придерживается определенной тактичес­кой направленности действий (стиля игры). Выбор стиля игры во многом определяется индивидуальными особенностями психики, организма и подготовленности теннисиста, характером обучения в детском возрасте, необходимости выступать на кортах с разным покрытием.

Различаются следующие, наиболее распространенные виды так­тической направленности действий:

• универсальный;

• остро атакующий с преимущественным завершением розыгры­ша очка у сетки;

• остро атакующий с преимущественным завершением розыгры­ша очка у задней линии;

• контратакующий;

• защитный.

Теннис настолько сложен и многообразен, что, говоря об обес­печении его успешности, было бы целесообразнее судить не об от­дельных, пусть и очень информативных качествах, а выделять фак­торы успеха, т.е. своеобразные группировки качеств и свойств, относящихся к различным сферам личности и организма спортсме­на. Исследования позволили выделить главные из них: факторы «быстродействия», «обеспечения точности действий», «ориентиров­ки» и «стабильности».


Введение розыгрыша решающего гейма позволило конкретизи­ровать некоторые параметры матча. Так, максимальное количе­ство геймов в матче из трех партий - 39, а в матче из пяти - 65.

В теннисе невозможно точно предугадать характер, количество и последовательность действий, которые спортсмен должен будет выполнить в течение матча. Это зависит от технической подготов­ленности игрока, уровня его мастерства, а также тактического пла­на, которого будут придерживаться противники во время матча. На кортах с медленным покрытием объем двигательных действий у игроков высокой квалификации составляет в среднем 346 ± 72 уда­ра в час, на быстром покрытии - 468 ± 102. У теннисисток высокой квалификации эти показатели равны соответственно 350 ±52 и 380 ±48. В таблице 12 показаны некоторые параметры двигатель­ных действий теннисистов на площадках различного типа.

За последнее время темп игры значительно повысился, игроки стали более подвижны, стремятся атаковать с каждого места пло­щадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры тре­бует огромных затрат сил.

Средние данные потребления кислорода после розыгрыша очка относительно уровня МПК (максимальное потребление кислоро­да) составляют 57-82,5% у мужчин и 34,1-95,2% у женщин. Как показывают исследования, уровень ПАНО (порог анаэробного об­мена) у мужчин составляет в среднем 48,7-81%, у женщин - 53,2-8,2% от МПК. Полученные данные подтверждают, что часть рабо­ты в теннисе совершается за счет анаэробных источников энергии.

Важный показатель функционального состояния организма -сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является важнейшим кардиологическим критерием, отража-


                     
   
     
       
 
     
 
 
 
 
   

ющим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у теннисистов может превышать 180 уд./мин. Характеристики со­ревновательных нагрузок приведены в таблице 13.

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздей­ствия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его орга­низм. Каждому тренеру важно знать тренирующие воздействия ис­пользуемых упражнений и их систематизацию по характеру физи­ологических изменений в организме.

Группировка типовых упражнений по уровню тренировочной нагрузки строится на основе взаимосвязи частоты сердечных со­кращений с характером энергообеспечения и преимущественной на­правленностью на решение определенных педагогических задач.

Экипировка теннисиста

Спортивный костюм теннисиста состоит из шорт (юбки), май­ки (с коротким рукавом), носок и тапочек. Для холодной погоды желательно иметь тренировочный костюм. Основное требование к форме - удобство, чтобы костюм был свободным, не стесняю­щим движения (рис. 253).

Очень важно качество обуви. Общее правило гласит: теннисные тапочки должны быть удобными и хорошо облегать ногу. Выбирайте


тапочки с толстой подошвой, чтобы она смягчала удары, особенно при игре на жестком покрытии. Важен рисунок рифления на подо­шве: он должен мешать скользить, ведь игроку приходится быстро срываться с места и внезапно останавливаться. Глубокий рисунок на подошве эффективен для игры на земляном корте. Но при игре в этих тапочках на жестком покрытии торможение становится слиш­ком грубым. Оно может повлечь за собой травмы суставов и мышц.

Чтобы не стереть ноги, избегайте слишком маленькой и слиш­ком свободной обуви. Лучшие носки - шерстяные. Они защища­ют подошву от ушибов при игре на жестком покрытии и хорошо впитывают пот. Чтобы пот не стекал на глаза и ладонь, многие теннисисты надевают вязаные ободки на лоб и напульсники на правую руку.

Свитер и спортивные брюки используются в холодную погоду. В них удобно делать разминку перед игрой. В перерывах между партиями такой костюм предохраняет от остывания.

Следующее, на что следует обратить внимание (помимо фир­мы-изготовителя) - на форму головки ракетки, ее леску, номер руч­ки и баланс (рис. 254).

Наибольшей популярностью как среди любителей, так и про­фессионалов пользуется средний размер головки ракетки (гшсЫге), площадь струнной поверхности 613 кв.см, что соответствует меж­дународной маркировке 95 здлп. (рис. 255). Для новичков реко­мендуют ракетки с большим размером головки (оуегаге), площадь струнной поверхности 715 кв.см, обозначается как 115 ^лп. Есте-


ственно, чем больше струнная поверхность, тем легче попасть по мячу. Именно поэтому ракетки с большой головкой наиболее под­ходят для новичков. Профессионалы предпочитают играть ракет­ками со средней площадью обода (85-100 зялп.).

Маркировка современных синтетических ракеток, таким обра­зом, производится не в унциях или граммах, а по первым буквам приведенных градаций.

В международной классификации за основу взяты английские названия: 1л§п1 (легкий) - Ь, МесИит (средний) - М, Неауу (тяже­лый) - Н.

Мяч в игре

Смысл игры в теннис ясен и доступен с первого взгляда: пере­кидка мяча через сетку с целью вынудить противника совершить ошибку.

«В теннисе, в конечном счете, побеждает тот, кто большее чис­ло раз и удачнее перебросит мяч через сетку», - считает пятикрат­ный победитель Уимблдона Бьерн Борг.

Вот один из теннисистов (подающий) подал мяч, т. е. ударил по мячу движением подачи. Противник (принимающий) отбил, т.е. принял его после первого приземления. Завязалась своеобразная перестрелка. Она длится до первой ошибки одного из игроков. Очки начисляются выигравшему.

Итак, розыгрыш каждого очка начинается подачей. Подающий встает за задней линией (в «зоне подачи») и подает вначале справа налево (в первое поле подачи). Затем, изменив положение - встав слева от средней метки на задней линии, - направляет мяч слева на­право (во второе поле подачи). Он должен попасть в соответствую­щий прямоугольник, примыкающий к поперечной сетке с противо-


положной стороны по диагональному направлению. При ошибке (попадание мяча в сетку или вне прямоугольника) подачу разре­шается повторить. Если мяч, попавший в прямоугольник, задел сет­ку, он переигрывается.

Наступать на и за линию (любую) при подаче запрещено. Также запрещено во время подачи делать шаг опорной ногой в направле­нии подачи.

Промахнулись, не попали при подаче по мячу - ошибка. Но бывает и так: неудобно подбросили мяч и отказались от удара. Если дадите мячу опуститься на площадку или поймаете его, то можете повторить подачу. Переигрываются и такие подачи: если игрок случайно подбросит два мяча; если поданный мяч, задев сетку, коснется поля подачи или заденет принимающего, когда он не готов к приему.

Подача проигрывается, если мяч заденет подпорку, столб, парт­нера подающего, коснется любого лица (кроме принимающего и его партнера) или предмета, находящегося вне площадки. Если, напри­мер, мяч задел потолок в зале, плафон освещения, ветки деревьев, нависшие над площадкой, электрические провода, то это считает­ся ошибкой. Очко проиграно!

Упражнения с мячом.Важной группой подводящих упражне­ний в теннисе являются упражнения с мячом - так называемая школа мяча.

Упражняясь с мячом, начинающий игрок приспосабливается к различной скорости его полета и отскока от земли, от стенки, учится ловить его в различных по высоте точках с отскока и с лета, в простых условиях развивает координацию движений.

Слабым звеном у многих начинающих игроков являются кисть и пальцы. Чтобы пальцы были сильными, многие теннисисты но­сят с собой теннисный мяч и сжимают его по дороге в школу и на работу, в транспорте. Используют любую свободную минуту для тренировки кисти.

Новичок должен научиться очень внимательно следить за мячом и во время его полета, и особенно при ловле, ловить мяч и правой, и левой рукой.

1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой и ловля его двумя руками или той же рукой после отскока (с лета); подбрасыва­ние правой (левой) и ловля левой (правой) рукой. Мяч нужно под­брасывать рукой от плеча, ловить впереди себя на уровне груди по­чти полностью выпрямленной рукой, внимательно смотреть на него.

2. Подбрасывание мяча левой (правой) рукой впереди несколь­ко на себя и ловля правой (левой) движением, близким к удару спра­ва в средней и высокой точках.

3. То же упражнение, только мяч бросают в стенку, а затем ло­вят после отскока от земли или с лета после поворота кругом.

4. Подбрасывание мяча в стенку движением, близким к подаче, и ловля впереди над головой.


5. Игра о стенку двумя (тремя) мячами (сначала мячи ловят и снова бросают в стенку после отскока, а потом с лета). Жонгли­рование двумя (тремя) мячами.

6. Ловящий игрок располагается в исходном положении у заг­радительной сетки или фона, партнер с расстояния 4-6 м бросает мяч ему под правую (левую) руку сначала с навесной траекторией и в определенном направлении близко от игрока, а затем в произ­вольном направлении, варьируя скорость мяча и высоту его поле­та, расстояние от игрока.

7. Упражнение в паре. Бросив партнеру мяч, игрок поворачива­ется вправо или влево кругом и старается поймать мяч после от­скока от площадки с лета.

8. Партнеры стоят у стенки. Один - впереди на расстоянии 2-2,5 м от стенки, другой - сзади. Задний бросает мяч так, чтобы он, отскочив от пола, ударился в стенку. Передний должен поймать отскочивший от стенки мяч. Задний бросает мяч сразу в стенку, а передний ловит.

9. Передний подходит к стенке и, немного наклонившись впе­ред, касается ее пальцами рук, задний отходит на 3-4 м. Задний с вытянутой руки роняет мяч в пол, передний, повернувшись на звук вправо или влево и сделав рывок к мячу, должен поймать его до касания площадки.

10. Ловец расположен лицом к партнеру. Расстояние между ними^
3-6 м. Партнер бросает мяч немного вправо, влево, вперед, назад,*
а ловец, быстро добежав до мяча, должен поймать его на лету.

Упражнения с ракеткойспособствуют развитию подвижности в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах и укреплению мышц, участвующих в этих движениях (рис. 256).


 

1. Игрок берет ракетку за шейку перпендикулярно продольной оси ракетки и начинает вращать ее перед собой, поворачивая в лок­тевом суставе предплечье вместе с кистью внутрь и наружу. Усло­вия выполнения упражнения усложняют по мере перехватывания ракетки ближе к ручке (см. рис. 256).

2. Ракетку держат за ручку. Игрок делает рукой круги большо­го радиуса (от плеча) перед собой - вправо и влево, сбоку от себя -вперед и назад (правой и левой руками).

3. Игрок отводит опущенную вниз руку с ракеткой и несколько поворачивает ее внутрь в плечевом суставе. Затем начинает пере­мещать ракетку, сгибая и разгибая кисть. При этом продольная ось ракетки движется в вертикальной плоскости.

4. «Восьмерка» - теннисист держит ракетку обычным способом. Из исходного положения отводит и несколько разгибает кисть в лу-чезапястном суставе, как при замахе при ударе справа. Затем он немного поворачивает предплечье в локтевом суставе наружу. При этом головка ракетки поднимается вверх. Получается своеобраз­ный мини-удар справа. После того как ракетка дошла до средней линии тела спортсмена, он продолжает сгибать кисть и повора­чивает предплечье еще немного наружу. При этом головка ракетки поднимается влево вверх. И наконец, поворачивая предплечье внутрь и опуская головку ракетки, теннисист завершает один цикл движения. Таким образом, благодаря движениям кисти и предпле­чья головка ракетки описывает «восьмерку» во фронтальной плос­кости.

Упражнения с ракеткой и мячомсводятся к различным подбива-ниям мяча. Используйте при этом универсальную (рис. 257) или западную хватку - для ударов справа и восточную - для ударов


 




 



           
   
     
 
 
 
   
 


слева. Следите, чтобы струнная поверхность была параллельна полу и двигалась с небольшой амплитудой (10-15 см). Кисть должна быть закреплена в лучезапястном суставе. Ракетка выносится на мяч движением всей руки от плеча.

Мяч подбивают на разную высоту вверх (низко на 10-20 см на среднюю высоту и высоко - 1,5-2,0 м) то одной, то другой сторо­ной струнной поверхности. Следите за тем, чтобы струнная повер­хность ракетки перемещалась параллельно полу, мяч встречайте на высоте пояса серединой головки ракетки, подстраивайтесь удоб­нее к мячу с помощью работы ног.

1. Подбивание мяча вверх с одновременным продвижением впе­ред, назад, вправо, влево, двигаясь шагом и бегом.

2. Подброшенный левой рукой мяч подбивают о площадку пе­ред собой движением всей руки от плеча. Кисть закреплена. Мяч встречайте на взлете на уровне пояса. Амплитуда движения голов­ки ракетки 10-15 см.

3. Мяч подбивают сначала одной, затем другой стороной струн­ной поверхности и, наконец, поочередно то одной, то другой сто­роной.

4. То же упражнение можно выполнить с продвижением вперед назад, в сторону, шагом и бегом.

5. Подбивание мяча вверх одной или другой стороной ракетки с одновременным его подрезанием.

При этом бьющая рука ведет головку ракетки справа налево (еле-" ва направо) и немного вверх. Мяч получает вращение по часовой стрелке или против нее. При серии ударов головка ракетки описы­вает как бы эллипс, длинная ось которого несколько наклонена к горизонтали и составляет около 40 см. Можно изменить высоту подбивания мяча и его вращения.

6. Ловля мяча на ракетку так, чтобы он не отскакивал от струн­
ной поверхности, а как бы прилипал к ней. Мяч подбивают вверх
на высоту 1-2 м. Ракетка движется за ним вверх, а затем вместе
с ним опускается. Когда скорость опускающегося мяча и ракетки
станет одинаковой, нужно быстро повернуть руку (от плеча) нару­
жу (внутрь) и мяч, прокатившись по струнам, остановится.

Приведенные упражнения можно считать освоенными, если вы можете до 30-40 раз, не роняя мяч, подбивать его.

Предложенные упражнения рекомендуется выполнять, исполь­зуя хватку ракетки для удара справа и слева. Подбивать мячи вверх и вниз нужно как «правой», так и «левой» стороной струнной по­верхности ракетки. Эти упражнения чувствительно нагружают мышцы бьющей руки. Поэтому после каждой серии подбиваний старайтесь, переложив ракетку в другую руку и выполняя ею вра­щательные движения, как описано выше, расслабить мышцы бью­щей руки, «потрясти» ею.

После первых тренировок мышцы предплечья и кисть могут бо­леть. Нагрузка, как правило, непривычная. Постарайтесь после тре-


нировки принять душ и под струей горячей воды хорошо промас-сировать мышцы предплечья бьющей руки. На запястья на 2-3 дня повяжите шерстяную нитку. Статическое электричество поможет вам быстро избавиться от болей.

Техника теннисиста

Двигательные действия теннисистов состоят из ударов по мячу и перемещений по площадке.


Чтобы успеть вовремя отбить мяч, игрок должен быстро стар­товать к мячу и реагировать на него. Перемещаться приставными, скрестными шагами, делать «рывки» вперед, назад, право, влево,


               
   
 
   
     
 
 
 


назад-вправо, назад-влево и т.д. Он должен уметь прыгать впра­во-влево, почти распростершись в воздухе, чтобы достать уда­ром с лета обводящие мячи противника. Умение, отбегая назад, вы­соко выпрыгнуть для удара над головой позволит ему достойно ответить на быструю и высокую свечу. Не случайно говорят: тен­нисиста, как и волка, кормят ноги. Поэтому недооценка важности тщательного и постоянного совершенствования перемещений, правильной работы ног может существенно задержать рост тенни­систа и освоение им эффективной техники ударов.

Известно, что удары в теннисечрезвычайно разнообразны. Они отличаются по виду: по отскочившему мячу (справа и слева), с лета (справа и слева), подача (смэш), прием подачи (свеча), укорочен­ный и некоторые другие. По вращению летящего мяча: плоский,


крученый, резаный. По высоте нанесения удара: в низкой, средней и высокой точках. И по направлению: по линии (вдоль боковой линии), по диагонали (наискось площадки), кросс (по диагонали поля подачи) и обратный кросс и др. (рис. 258).

Из этих и других компонентов слагается техника теннисиста.

Технику теннисиста составляет широкий комплекс двигатель­ных действий - ударов и передвижений (рис. 259). Отдельные уда­ры - технические приемы - представляют собой рациональную си­стему движений.

Наряду с компонентами техники теннисиста целесообразно по­казать основные фазы приемов техники (рис. 260).

Говоря о слагаемых мастерства, необходимо отразить два ос­новополагающих начала - это стратегия и тактика игры.

Спортивную борьбу отличает комплексный характер стратеги­ческих и тактических действий. Одни и те же действия могут быть нацелены на решение и стратегических, и тактических задач. Тес­ная связь в решении этих задач, придание широкому кругу действий комплексного характера и составляют одно из важнейших усло­вий успеха в теннисе.

Структура стратегии и тактики и основывается на таком ком­плексном подходе и предполагает, что в каждом из ее элементов


 




       
 
   
 



в той или иной мере может быть отражена стратегическая и такти­ческая направленность действий. На рисунке 261 показаны струк­турные элементы стратегии и тактики. Каждый из элементов этой схемы имеет широкую сферу использования применительно к раз­личным масштабам спортивной борьбы и поэтому может быть обо­снован и использован с позиций как стратегии, так и тактики.


Говоря о слагаемых мастерства, было бы неверно обойти вни­манием те виды подготовки, без которых невозможен рост спортив­ного мастерства как начинающего теннисиста, так и зрелого мас­тера. Речь идет о физической подготовке. В физической подготовке спортсменов выделяют воспитание силовых и скоростных качеств, выносливости, координационных способностей и гибкости. Спо­собы диагностики и воздействия на эти чрезвычайно важные каче­ства более подробно описаны в общей части нашего учебника, по­этому авторы считают возможным адресовать читателя к первому разделу книги.

Обучение технике игры

Обучение технике тенниса - процесс длительный и трудоемкий. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, для по­становки техники нужно около трех лет.

Успешное проведение начального обучения - одно из главных условий достижения высоких спортивных результатов. Оно наце­лено на освоение занимающимися технических приемов и их ос­новных сочетаний применительно ко всем видам, способам и фор­мам действий теннисиста. Причем основное внимание обращают не только на постановку рациональных движений, но и на неук­лонное улучшение показателей результативности каждого при­ема техники. Это значит, что занимающиеся осваивают приемы техники, отличающиеся вариативностью и стабильностью движе­ний, минимальной тактической информативностью и другими по­казателями.

Особое внимание уделяют развитию точности. Следует иметь в виду, что при совершенствовании движений со специальным за­данием добиться высокой точности попадания формируются бо­лее стабильные навыки управления движениями. Точность разви­вают с помощью мишеней. Применение мишеней позволяет ста­вить перед занимающимся одновременно две задачи: технически правильно выполнять удары и попадать мячом в специально обо­значенные участки на площадке или на тренировочной стенке.

Обучение приемам техники осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств применительно к особенностям выполнения каждого из них, формируется психологическая готов­ность к быстрым действиям, развиваются прогностические способ­ности и быстрое реагирование. Попытки обучать технике в отры­ве от психологических установок вне связи с конкретными игро­выми ситуациями приводят обычно к тому, что теннисисты осваи­вают удары, не отличающиеся высокой результативностью в со­ревнованиях.

В начальный период обучения занимающиеся должны освоить удары с такими движениями, которые позволяют вести разнооб­разную наступательную темповую игру. Было бы грубой ошибкой,


       
   
 
 


например, сначала длительное время обучать ударам справа и сле­ва с места в статическом положении, а потом - ударам с ходу, ко­торые, как известно, составляют основу современной игры. При­вычка выполнять технические приемы с места, прочно закрепив­шись в начальном периоде подготовки, станет серьезным препят­ствием при освоении ударов в свободном движении по площадке.

Аналогично следует подходить и к изучению подачи. Начинаю­щих нужно обучать динамичной подаче, позволяющей свободно выходить к сетке.

В основе обучения технике лежат два принципиально важных методических подхода. Первый подход, характерный для всей на­чальной технической подготовки, получил название обучение ши­роким фронтом. Он предполагает параллельное освоение всех ос­новных вариантов приемов техники. Этот подход значительно эф­фективнее применявшегося раньше так называемого ступенча­того подхода, при котором к изучению каждого следующего при­ема техники переходили только после того, как предыдущий при­ем был прочно освоен.

При обучении «широким фронтом» внимание, прежде всего, обращают на параллельное освоение занимающимися приемов техники с пятью основными вариантами ударных движений: махо­вых сверху (применительно к подаче и ударам над головой), ма­ховых справа и слева (для ударов главным образом у задней ли­нии), блокированных (преимущественно при ударах с лета и при­еме подачи).

Второй методический подход, определяющий последователь­ность изучения движений по фазам каждого приема техники, полу­чил название акцент на главном звене. Он предполагает акцентиро­вание внимания педагога и занимающегося прежде всего на поста­новке ударного движения и движений в момент непосредственно­го удара. Например, при обучении ударам справа и слева по от­скочившему мячу начинающие сначала с помощью специальных приспособлений изучают процесс ударного взаимодействия, поло­жение теннисиста в момент непосредственного удара, затем - удар­ное движение (причем сначала его завершающую часть, а потом уже - ударное положение полностью). После этого разбирают и опробывают движения подготовительной фазы удара. В дальней­шем их как бы объединяют.

Примером использования этого подхода может служить поста­новка ударного движения в специальных упражнениях с мячом на площадке, при которых удары по мячу выполняют из исходных положений с заранее отведенной назад ракеткой.

Обучение каждому приему предполагает:

1. Формирование у занимающихся правильного представления о приеме техники и о собственных движениях при его освоении.

2. Постановку основных движений по фазам и формирование фи­зических возможностей, необходимых для их успешного выполнения.


3. Освоение ударов сначала в простейших игровых условиях и прочное закрепление их в сложных условиях, в игре соревнова­тельного характера.

Специальные приспособления подразделяют на следующие основ­ные группы:

1) трафаретно-указательные устройства, ориентирующие на оп­ределенные исходные положения и движения (рис. 262);

2) специальные тренировочные стенки (рис. 263);

3) установки для переносных креплений сетки (рис. 264, а) и тен­нисные мишени для развития точности ударов (рис. 264, б, в, г, д);

4) устройства для изучения ударных движений и развития физи­ческих качеств применительно к этим движениям (рис. 265);

5) устройства для подачи и собирания мячей (рис. 266);

6) зеркальные установки для наблюдения за положениями и дви­жениями.

Кроме того, целесообразно использовать видеомагнитофон­ные записи, киноколъцовки, кинограммы, графические схемы, кон-турограммы.


Следует иметь в виду, что процесс освоения техники строится на основе постоянного мысленного и зрительного сопоставления эта-


           
   
     
 
 
 
   
 

лона приема техники с собственной «копией». Использование ука­занных технических и наглядных средств открывает возможности объективно сравнивать этот эталон со своим исполнением приема. Большую помощь здесь оказывает упражнение у большого зеркала. Особенно полезны упражнения у специальной зеркальной ширмы: изменение угла поворота подвижно-соединенных ее звеньев позво­ляет наблюдать за своими движениями как бы с различных точек.


           
   
 
 
   
 


Поскольку техника тенниса сложна и разнообразна, обучение ударам должно строиться на тщательном изучении движений по фазам. Прежде всего, нужно обращать внимание на проведение ударного движения, обеспечение оптимального ударного взаимо­действия с мячом. Периодически это движение целесообразно выч­ленять и совершенствовать отдельно. В качестве примера можно привести выполнение удара над головой из положения, при кото­ром рука с ракеткой заранее отведена назад-вверх и находится в положении готовности к проведению ударного движения.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.05 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7