ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
СИСТЕМА.
Фольклор — единая художественная система, обладающая стилистическими канонами, богатая проявлением образного универсализма.
Фольклор — также система систем. Как и литература, он делится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры. Жанр — основная единица изучения фольклора. По определению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической традиций жанры взаимосвязаны и взаимодействуют. Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов. Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой. Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древнерусской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету классического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч. Раннетрадиционный фольклор, классический, фольклор, позднетрадицйониый фольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА
Метод — это способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве. Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало, в русле преемственности устной традиции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век. Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность. Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил назвать "сублимирующим". Ученый писал: "Латинские слово
sublimare – «возносить» использовано здесь метафорически. В специальном техническом языке оно означает непосредственный переход твердого тела при нагревании в газообразное состояние. Обычный переход в газ сопровождается промежуточным жидким состоянием. Сублимация позволяет твердому веществу перейти в газ, минуя состояние жидкости. Аналогичным образом фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь широкого обобщения, что правдоподобие становится для него обременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность»[2]. Таким образом, сублимирующий метод — это особое художественное воззрение на мир, порождающее особый способ типизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсекала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэтические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства. Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего, идеала.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского, — Л., 1940. Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. — М.Д959- , Принципы текстологического изучения фольклора. — М,; Л., 1966. Богатырев П. /1 Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. Пропп В. Я~ Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л., 1986. Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологий / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993, Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб., 1993. Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М., 1996
Пособия по собиранию фольклора Программа для комплексных фольклорных экспедиций / Отв. ред, В. Е. Гусев. - М., 1971. Савушкина Я. И, О собирании фольклора. — М., 1УИ. Программы педагогических институтов. Фольклорная практика / Сост. С. Г Айвазян, В. А. Бахтина и др.; Отв. ред, Ю. Г Круглое, В. П. Кругляшова, Н. И. Савушкина, Н. И. Толстой. - М., 1983.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какая особенность фольклора определяет его специфические свойства? 2. Раскройте соотношение авторства и исполнительства в фольклорном процессе. 3. В чем сущность сублимирующего художественного метода?
ЗАДАНИЯ 1. Найдите в хрестоматии варианты одного произведения. Выявите его постоянные и переменные признаки. 2. Сделайте сравнительную характеристику двух исполнителей -народа (например, по рассказу И. С, Тургенева "Певцы"). 3.Попросите своего товарища вспомнить какое-либо фольклорное произведение. Сделайте научную запись этого текста. Читайте также: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1897)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |