Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СИСТЕМА.

 

Фольклор — единая художественная система, обладающая сти­листическими канонами, богатая проявлением образного уни­версализма.

 

Фольклор — также система систем. Как и литература, он де­лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи­кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. По опреде­лению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради­ций жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад­ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой.



Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне­русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас­сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический, фольклор, позднетрадицйониый фольклор — художественные системы, ис­торически сменявшие одна другую.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА

 

Метод — это способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве.

Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало, в русле преемственности устной тра­диции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век.

Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность.

Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил на­звать "сублимирующим". Ученый писал: "Латинские слово

 

sublimare – «возносить» использовано здесь метафорически. В специальном техническом языке оно означает непосредствен­ный переход твердого тела при нагревании в газообразное со­стояние. Обычный переход в газ сопровождается промежуточ­ным жидким состоянием. Сублимация позволяет твердому ве­ществу перейти в газ, минуя состояние жидкости. Аналогичным образом фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь ши­рокого обобщения, что правдоподобие становится для него об­ременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отраже­ния жизни в форме самой жизни, допускается условность»[2].

Таким образом, сублимирующий метод — это особое худо­жественное воззрение на мир, порождающее особый способ ти­пизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсе­кала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэ­тические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства.

Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего, идеала.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского, — Л., 1940.

Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. —

М.Д959- ,

Принципы текстологического изучения фольклора. — М,; Л., 1966.

Богатырев П. /1 Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

Пропп В. Я~ Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л.,

1986.

Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990.

Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной тер­минологий / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993,

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретичес­кие очерки). — СПб., 1993.

Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М., 1996

 

Пособия по собиранию фольклора

Программа для комплексных фольклорных экспедиций / Отв. ред,

В. Е. Гусев. - М., 1971.

Савушкина Я. И, О собирании фольклора. — М., 1УИ.

Программы педагогических институтов. Фольклорная практика / Сост. С. Г Айвазян, В. А. Бахтина и др.; Отв. ред, Ю. Г Круглое, В. П. Кругляшова, Н. И. Савушкина, Н. И. Толстой. - М., 1983.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какая особенность фольклора определяет его специфические

свойства?

2. Раскройте соотношение авторства и исполнительства в фольк­лорном процессе.

3. В чем сущность сублимирующего художественного метода?

 

ЗАДАНИЯ

1. Найдите в хрестоматии варианты одного произведения. Выявите его постоянные и переменные признаки.

2. Сделайте сравнительную характеристику двух исполнителей -народа (например, по рассказу И. С, Тургенева "Певцы").

3.Попросите своего товарища вспомнить какое-либо фольклорное

произведение. Сделайте научную запись этого текста.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7