Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. В них загадки могут представлять собой след древнего синкретизма либо отражать более позднее
явление фольклорного синтеза. Только специальное исследова-'ние каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.
Собиратели отметили использование загадок в народном свадебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в 1908 г. в Белозерском крае Новгородской губ., жених с дружками выкупает места, занятые девушками. Выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяны (сваръба — свадьба) отгадают загадки. При этом загадки загадывает особый загадчик, который сидит за столом с девицами рядом с невестой. За каждую неотгаданную загадку платили деньги. Особенность загадок, записанных Соколовыми, состоит в том, что отгадывающий иногда не называет отгадку словом, а подает (выставляет) ее.
Вот несколько примеров: «"Подайте монаха в белой рубахе". Дружка подает вина в бутылке. <...> "Подай мне золотой костыль, штобы нашей невесте, молодой княгыне, было на што уперетсы". Тогда дружка выставляет жениха: "Вот костыль золотой". <...> "Подайте мне старово, горбатово, на рожу страшново, во хмелю дурново". Дружка дает бутылку водки. "Давайте нашей княгыне, состройте цетырефугольнюю горницу с серебряной крышой". Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блюдо, & наверх кладет серебряную монету. <...> Если таким образом все загадки будут отгаданы, загадчик с девками выходит из-за стола и уступает место жениху с сваребьянами. Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених»[34].
Давно отмечена значительная и многообразная роль загадки в сказках. В некоторых сюжетах главному герою прямо или косвенно задают загадку, которую он должен отгадать ("Пойди туда, не знаю куда" — СУС 465 А; Девушка на службе у ведьмы — СУ С 428; Беззаботный (беспечальный) монастырь — СУС 922 и мн. др.[35]). В анекдотических сказках загадка может предстать в форме комического словотворчества.
В собрании А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки" напечатаны три сказки, которые составитель озаглавил "Солдатская загадка" (СУС 1544А*). Две из них почти целиком состоят из загадок. В тексте под
№ 392 к старушке зашли на отдых солдаты. Хозяйка потчует их хлебом и квасом, хотя в печи был вареный петух — в горшке, под сковородой. Солдаты это дело смекнули... Когда старушка вышла на двор, солдаты вытащили из горшка петуха, а на его место положили ошметок — изношенный старый лапоть. Вернувшись в избу, старуха загадывает солдатам загадку. Происходит своеобразный диалог: "...скажите-ка мне: ныне в 'Пенском, Черепенском, под Сковородным, здравствует ли Курухан Куруханович?" — "Нет, бабушка!" — "А кто же, детоньки, вместо его?" — "Да Липан Липанович". — "А где же Курухан Куруханович?" — "Да в Сумин город переведен, бабушка". В загадках старухи и солдат названия предметов изменены так, что измененное слово начинается звуком или звуками отгадываемого предмета: в Пенском — в печи; Черепенском — горшке (черепок); под Сковородным — под сковородкой; Курухан — петух (кур); Липан.— лапоть из липового лыка; Сумин город — сумка. Аналогичным образом построены загадки старухи и солдат в тексте № 393. Здесь в загадке старухи фигурируют: Курлинский-Мурлинский (журавль), Небесинск (небо), Печинск (печь), село Гор-шенское (горшок). В загадке солдат перечислены почти все эти названия и добавлены город Суминск (сумка) и село Заплечинское (плечо)[36].
Загадки встречаются и в песнях. Например, в песне "Донской казак в плену турецком" казак освобождается из плена, отгадав три загадки турецкого паши. Казак просит отпустить его на волю.
Отвечает ему турецкий паша: "Загадаю я тебе, донской казак, три загадочки; Отгадаешь ты мне три загадочки, Тогда-то я отпущу тебя на Тихий Дон: Чего у нас на свете без ног резво бежит? Чего у нас на свете без крыл скоро летит? Чего у нас на свете без огня жарко горит?" Отвечает ему донской казак: "Без ног у нас бежит твое судно легкое, А без крыл-то летит буйный ветер, Без огня-то печет на свете красное солнышко"[37].
Загадки иногда переходят в пословицы, становясь и тем и другим. Например, выражение Ничего не болит, а все стонет
может быть и загадкой о свинье, и пословицей о ханже, попрошайке. Пословицы также могут переходить в загадки: В городе рубят, к нам щепки летят (письма, вести); В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи (нищий).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
Тексты. Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах / Сост., подгот. текстов, предисл., коммент. Е. А. Грушко, Ю. М. Медведева. — Н.Новгород, 1996. — (Первое изд.: М., 1848). Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII— XX веков / Изд. подготовили М. Я. Мельц, В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. — М.; Л., 1961. Худяков И. А. Великорусские загадки. — М., 1861. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. — М., 1957. (Также: М., 1984. Первое изд.: М., 1861-1862. Второе изд.: СПб.; М., 1879). Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Н. Садовников. — М., 1959. (Первое изд.: СПб., 1876). Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник русских пословиц и поговорок. — Изд. 3-е, испр. и доп. - [М.], 1915. Рыбникова М. А. Загадки. — М.; Л., 1932. Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки / Отв. ред. Б. П. Кирдан. — М., 1961. Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. — Л., 1968. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартыновой, В. В. Митрофановой. — М., 1986. Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин. — М., 1988. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., вступ. ст., коммент., словарь Ю. Г. Круглова. — М., 1990.
Исследования. Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. Сборник В. Даля (любое изд.). Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. — Харьков, 1894. Рыбникова М. А. Загадка: Ее жизнь и природа // Рыбникова М. А. Загадки. - М.; Л., 1932. - С. 11-68. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957. — С. 9-86. Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). — М., 1970.
Митрофанова В. В. Русские народные загадки. — Л., 1978. Паремиологический сборник. Пословица. Загадка: Структура, смысл, текст. — М., 1978. Аникин В. П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В. И. Даля / Под общей ред. Б. П. Кирдана. — М., 1987. — С. 637-648. Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. — М., 1988. Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г. Л. Пермякова. — М., 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Расскажите о происхождении и историческом развитии пословиц, поговорок и загадок. 2. Сравните использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках. Докажите его зависимость от содержательной установки жанра. ЗАДАНИЕ В живой речи окружающих вас людей выявите пословицы, поговорки и крылатые слова. Произведите их научную запись.
СКАЗКИ Читайте также: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |