Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РК и проблемы контроля над вооружением, разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения



2015-12-07 734 Обсуждений (0)
РК и проблемы контроля над вооружением, разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность Казахстана по укреплению международного режима нераспространения оружия массового уничтожения

Политика Казахстана в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) определяется внешнеполитическим курсом Республики, в основе которого приверженность упрочению международной безопасности, развитию сотрудничества между государствами, повышению роли международных организаций в урегулировании глобальных проблем и конфликтов.

 

Республика Казахстан осуществила ряд конкретных шагов, которые продемонстрировали твердое намерение нашей страны укреплять режим нераспространения.

 

Первым шагом, заложившим основу будущей политики нераспространения Казахстана, стало закрытие Семипалатинского ядерного испытательного полигона еще в период существования СССР в 1991 г.

 

В 1991 г. руководители Беларуси, Казахстана, России, Украины в Алматинской декларации относительно Стратегических ядерных сил определили механизм совместного контроля над функционированием ядерного арсенала бывшего СССР, недопущения каких-либо сбоев в поддержании должного уровня ядерной безопасности и подтвердили приверженность международным обязательствам СССР в области сокращения стратегических наступательных вооружений.

 

23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители данных стран и США поставили подписи под пятисторонним Протоколом, уточнившим сферу их ответственности за реализацию положений Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) применительно к тем Стратегическим Ядерным Силам, которые размещены на территории четырех государств. В Лиссабонском Протоколе также содержались обязательства Беларуси, Украины и Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.

 

5 декабря 1994 года во время Будапештского саммита ОБСЕ Россия, США, Великобритания подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Казахстану, Беларуси и Украине в связи с их присоединением к ДНЯО в качестве безъядерных государств. Подписание этого документа означало признание международным сообществом факта полного и неукоснительного выполнения Казахстаном своих обязательств по выводу ядерного оружия со своей территории. Позднее подобного рода гарантии Казахстану были представлены Китаем и Францией.

 

Выполнив свои обязательства по выводу ядерного арсенала, Казахстан занялся проблемой уничтожения инфраструктуры ядерного оружия на казахстанской земле и конверсии бывших военных производств на гражданские цели. В этих целях под эгидой МАГАТЭ был разработан Координационный план технической помощи Казахстану по организации государственной системы учета и контроля ядерных материалов, эксплуатации АЭС, физической защиты ядерных материалов и установок, в котором приняли участие Великобритания, США, Швеция и Япония.

 

В 1992 г. в Казахстане начала реализовываться программа Совместное Сокращение Угрозы (ССУ), называемая также “Программой Нанна-Лугара”, в рамках которой был осуществлен комплекс проектов по уничтожению и обеззараживанию инфраструктуры и объектов ядерного, химического и биологического оружия, оставшихся на территории Казахстана после обретения независимости в 1991 г., демонтаж стратегических наступательных вооружений, создание системы экспортного контроля, улучшение управления и контроля за ядерными материалами, конверсия оборонной промышленности.

 

13 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

 

Присоединение Казахстана к ДНЯО явилось важным этапом в реализации внешнеполитического курса страны. Став членом ДНЯО, Казахстан строго придерживается обязательств в связи с Договором, в соответствии с которым он имеет неядерный статус.

 

ДНЯО является единственным многосторонним соглашением в области контроля за ядерным оружием, которое обязывает государства-участники предпринимать меры по ядерному разоружению.

 

Казахстан выступает за неуклонное и поэтапное ядерное разоружение путем выполнения обязательств всеми государствами-членами ДНЯО как ядерными, так и неядерными. Первым этапом на этом пути должен стать контроль за производством расщепляющихся материалов. Накопленные в мире значительные запасы обогащенного урана и плутония, а также большие количества расщепляющихся материалов, получаемые в результате уничтожения боеголовок, представляют опасность с точки зрения нераспространения.

 

14 февраля 1994 г. Казахстан стал членом Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ). В соответствии с положениями ДНЯО 26 июля 1994 г. в Алматы было подписано Соглашение о гарантиях между Правительством Казахстана и МАГАТЭ, которое ратифицировано Указом Президента РК от 19 июня 1995 г. Все ядерные объекты находятся под гарантиями МАГАТЭ и вся ядерная деятельность Казахстана осуществляется в соответствии с правилами и по стандартам Агентства.

 

6 февраля 2004 г. Республика Казахстан присоединилась к Дополнительному протоколу к Соглашению между Республикой Казахстан и МАГАТЭ о применении гарантий и 19 февраля 2007 года ратифицировала его законом №229-II.

 

Цель осуществления мер, предусматриваемых в Дополнительном протоколе, заключается в обеспечении надежной уверенности в отсутствии переключения ядерного материала с мирной заявленной деятельности на военные цели, так и в отсутствии незаявленных ядерных материалов и незаконной ядерной деятельности в государстве в целом.

 

В сентябре 1996 г. Казахстан во время 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и 14 декабря 2001 года ратифицировал его.

 

Подписав ДВЗЯИ, Казахстан вносит значительный вклад в укрепление верификационного режима в рамках Договора, активно сотрудничая с Подготовительной комиссией ДВЗЯИ в плане создания Глобальной Мониторинговой Сети.

 

С целью эффективного выполнения положений ДВЗЯИ между Правительством РК и Подготовительной Комиссией Организации ДВЗЯИ подписано Соглашение об осуществлении деятельности, связанной со средствами ядерного мониторинга.

 

Казахстаном внесен значительный вклад в проведение полевых экспериментов инспекции на местах, являющихся одной из наиболее важных составных частей работы ОДВЗЯИ.

 

1-30 сентября на базе бывшего Семипалатинского ядерного полигона совместно с ОДВЗЯИ состоялся Интегрированный полевой эксперимент по инспекции на месте (ИПЭ-08). Данное мероприятие проводилось в целях отработки различных методов инспекций по фиксации ядерных взрывов в любых средах или подготовки к их проведению. ИПЭ-08 стало значимым мероприятием, проводимым ОДВЗЯИ за все время существования этой организации.

 

Благодаря активной деятельности в области ядерного разоружения в 1994-1996 гг., Казахстан в 1996 г. получил статус наблюдателя, а 5 августа 1999 г. консенсусом был принят в члены Конференции по разоружению.

 

Казахстан, несмотря на то, что не имеет химического оружия, является участником Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной Казахстаном 13 января 1993 г. и ратифицированной 24 июня 1999 г. Создан национальный орган для выполнения положений Конвенции. Представители Казахстана регулярно принимают участие в сессиях и ежегодных заседаниях Конференции государств-участников Конвенции.

 

Казахстан также присоединился к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического и токсинного оружия и о его уничтожении (КБТО), ратифицировав ее 7 мая 2007 года.

 

Необходимость противостояния новым вызовам безопасности, усиление мер по борьбе с международным терроризмом требуют активизации работы по присоединению Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.

 

13 мая 2002 г. Казахстан стал 40-м членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Целью нашего участия в ГЯП является активизация мер по борьбе с терроризмом, противодействию распространения оружия массового уничтожения, усиление контроля за использованием и перемещением ядерных материалов и продукции двойного назначения.

 

В июле 2005 г. Казахстан присоединился к Инициативе по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения, известной как «Краковская инициатива». Цель инициативы - задействовать все страны в процесс перехвата подозрительных воздушных и морских судов, а также наземного транспорта, перевозящих материалы, связанных с ОМУ.

 

В июле 2005 г. в МИД Австрии - депозитарий Международного кодекса поведения по борьбе с распространением баллистических ракет направлена нота МИД РК с уведомлением о присоединении Казахстана к Кодексу, что является важным в контексте вступления страны в Режим контроля ракетных технологий.

 

8 сентября 2006 года Казахстан наряду с другими странами Центральной Азии подписал в Семипалатинске Договор о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, что является важным коллективным вкладом в укрепление глобальной и региональной безопасности. Государства региона заявили о своей твердой приверженности принципам разоружения и нераспространения, открытому сотрудничеству по разрешению одной из наиболее актуальных проблем современности. МАГАТЭ назвал Договор реальным вкладом в реализацию ДНЯО, глобальный процесс разоружения и ядерного нераспространения.

 

Казахстан также активно участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, выдвинутой Президентами России и США в июле 2006 года. В июне 2007 г. в Астане была проведена Третья встреча заместителей министров иностранных дел Глобальной инициативы.

 

В 2008 году в Казахстане были проведены следующие мероприятия в рамках Глобальной инициативы:

 

- 6 июня в г. Алматы на базе Института ядерной физики Национального ядерного центра состоялись международные антитеррористические учения «Атом–Антитеррор – 2008.

 

- 11 сентября 2008 года в Усть-Каменогорске на базе Ульбинского металлургического завода состоялся двухдневный семинар «Проектная угроза».

 



2015-12-07 734 Обсуждений (0)
РК и проблемы контроля над вооружением, разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РК и проблемы контроля над вооружением, разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)