Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Становление информационного общества в странах Запада на рубеже XX-XXI вв




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендации Пономарева (курсивом мои):

По учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран проблематика вопроса «Становление информационного общества в странах Запада на рубеже XX-XXI вв.» изучается в 9 и 10 семестрах (первый и второй семестры V курса; лекционный курс Пономарева М.В.). Раскрытие вопроса предполагает использование четырех блоков теоретического материала: 1) технологические и экономические аспекты «информационной революции», (здесь речь пойдет о компьютерной революции и информационной экономике, все по лекциям за 9-ый семестр) 2) влияние «информационной революции» на социальную структуру западного общества (здесь кризис идентичности, homo ludens, посматериалистическая мотивация); 3) специфика политического процесса в условиях формирования информационного общества; 4) методологические дискуссии о характере современной истории как эпохи становления информационного общества.
Рассматривая проблемы экономического развития западного общества на рубеже XX-XXI вв. используйте материалы лекций из курса Новейшей истории 9 семестра, а также файла «Запад в ХХ в. Экономика» из учебного CDRW (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, глава 4). Обратите внимание на взаимосвязь технологической основы «информационной революции» и ее «человеческого измерения» – закрепления новых форм отношений собственности, труда и потребления. Ключевое значение в этом плане имеет раскрытие понятия «человеческий капитал» (не забывайте также здесь охарактеризовать информацию как средство производства) и трактовка инновационной модели экономического роста с точки зрения использования методов сетевого менеджмента и брендинговых технологий маркетинга (схемы инновационного производства и таблицы про генезис системы менеджмента из лекций за 9 семестр будет предостаточно). Для подготовки по этим вопросам можно использовать дополнительные материалы из учебного CDRW (папка «15 Постмодерн и информ. общество», файлы «Становление информационного общества (Негодаев)», «Становление информационного общества (Чернов)», «Творчество как труд и товар (Глинчикова)», «Информационная экономика постмодерна (Мясникова)», «Информационная экономика (Мельянцев)» и др.).



Отталкиваясь от понятия «человеческий капитал» и анализа современной системы трудовых отношений следует перейти к характеристике социальной структуры западного общества. Эта проблематика отчасти рассматривалась в лекционном курсе 10 семестра (тема «Проблемы исторического развития Запада в концепциях постиндустриального и информационного общества»). Наиболее целесообразно использовать материалы из файла «Запад в ХХ в. Социальная структура» (этот файл лучше читать полностью, там ответы на другие два вопроса) из учебного CDRW (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, главы 5). Для более глубокого понимания социальных процессов рубежа XX-XXI вв. важно соотнести их с динамикой развития отношений собственности, труда и потребления на протяжении ХХ в., что и позволяет сделать вывод о формировании в информационном обществе принципиально новой системы социализации личности. Акцентируйте внимание на дискуссии о постматериалистической модели потребления и «Homo ludens» как новом социальном типе.

Анализ актуальных тенденций в сфере социальной мотивации позволяет сделать вывод о природе современного «кризиса идентичности» и объяснить причины нарастания протестных настроений в ведущих странах Запада в первой половине 2000-х гг. Соотнесите этот материал с изученными на семинарских занятиях в 9 семестре тенденциями развития современной политической идеологии, а также вспомните, какие события свидетельствуют о нарастании политической нестабильности в ведущих странах Запада в 2005-2007 гг. (используйте материалы из файла «Запад в ХХ в. Идеология» из учебного CDRW, в т.ч. последний текстовый фрагмент из его состава – «Эпоха рublic relations» (обязательно) + материалы из учебных файлов по Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, США, где рассматриваются события середины 2000-х гг. (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, главы 8, 6, 7 + по странам: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2006).

Методологические дискуссии о характере современной истории как эпохи становления информационного общества были предметом отдельной лекционной темы в 10 семестре. Часть материала вошла в состав главы 5 в учебнике Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006 (+ файл «Запад в ХХ в. Социальная структура» из учебного CDRW). Дополнительные материалы по этой теме можно найти в учебном CDRW в папке «15 Постмодерн и информ. общество». Обратите внимание на файлы «Виртуализация общества (Иванов)», «Виртуальное пространство совр культуры ДИСС (Брославский)», «БОДРИЙЯР Ж. Символический обмен и смерть», «Бодрияр о симуляции (Зенкин)», «ДРУКЕР П. От капитализма к обществу знания», «Картины мира, модерн и постмодерн (Дианова)», «ЛУМАН Н. Решения в информационном обществе» и др.

4. При изучении данной темы можно использовать чрезвычайно широкий круг источников, отражающих специфику современного общественного сознания, ключевые тенденции экономической и политической жизни. Отбор источников для практики школьного преподавания определяется прежде всего их доступностью в сети Интернет и возможностью использования источников в рамках подготовки учебно-исследовательских проектов, творческих работ и т.п.

5. Историография темы «в классическом понимании» пока не сложилась. Но дискуссия о становлении информационного общества имеет уже достаточно длительную предысторию. Обзор соответствующих материалов входит в круг основных теоретических вопросов по теме (см. выше). Из трудов современных отечественных авторов можно выделить:

o Иванов Д.В. Виртуализация общества. – СПб., 2002

o Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М., 1999.

o Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.

o Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2004.

o Национальные модели информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартанова. – М., 2004.

o Побережников И.В. Переход от традиционного к постиндустриальному обществу. – М., 2006

o Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. – М., 2004.

o Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. – СПб., 2005.

o Сурова Е.Э. Европеец «отчужденный»: персоналистская личность. – СПб., 2004.

o Политические институты на рубеже тысячелетий. – М.,2001




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7