Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной политики




1. Основная проблематика вопроса.

Колониализм развивающегося капитализма как особый период общественного развития человечества. Колонии и зависимые страны как источник первоначального накопления. Роль работорговли. Монополизация международной торговли. Превращение стран Азии и Африки в источники сырья и рынки сбыта для капиталистической промышленности Запада. Народные восстания и войны. Возникновение колониальной системы империализма. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Методы колониальной эксплуатации эпохи империализма. Колониализм и политическое развитие восточного общества. Общие закономерности и основные варианты колониализма. Империалистическая колониальная система. Первые межимпериалистические конфликты. «Пробуждение Азии». Характер первых антиколониальных революций. Первая мировая война и переоформление колониальной системы. Вторая волна антиколониальных революций и освобождения ряда стран Азии и Африки. Окончательный развал колониальной системы после Второй мировой войны. (1960-е – начало 1970-х гг.) Неоколониализм и глобализм в современном мире.



Стандарт основного общего образования (7, 8, 9 класс)
Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. Колониальные захваты. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже 19 – 20 вв. Начало модернизации в Японии. Мир после первой мировой войны. Революционный подъем в Азии. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Стандарт полного среднего образования (10-11 класс базовый уровень)
Великие Географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Стандарт полного среднего образования (10-11 класс – профильная школа)
Великие Географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование новой колониальной экспансии. Колониальный раздел мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах. Национально-освободительные движения и региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки в ХХ в. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира».

3. Рекомендации по отбору теоретического материала.

По Учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран вопрос «Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной политики» изучается по специальности «История» (квалификация «учитель истории») в 7 семестре (в 1 семестре IV курса); лекционныйq курс Родригеса А.М. и семинарские занятия А.С. Шахова, .Ю. Кузьмина, В.Н. Горшкова, А.М. Родригеса. Рассмотрение данного материала в курсе новейшей истории стран Азии и Африки – в 8, 9 и 10 семестрах (2 семестр IV и весь V курс). Раскрытие вопроса предполагает использование трех блоков теоретического материала: 1) методологические подходы к изучению формаций и цивилизаций на Востоке; 2) проблемы восточного феодализма и особенности и отличия в развитии Запада и Востока; 3) характер экономического, социально-политического, идеологического и этнического развития восточных обществ в период нового и новейшего времени.
Анализируя методологические подходы к изучению поставленной проблемы, следует обратить внимание на базовые понятия «формация», «цивилизация», «общественная система», «политическая и социально-экономическая эволюция», «структурный кризис». Для характеристики этих понятий целесообразно использовать материал лекций и семинарских занятий. Акцентируйте внимание на современной трактовке понятия «формация», «цивилизация», «структурный кризис» как системных категориях. В контексте такого подхода раскрытие исторической природы колониального мира и взаимоотношений «колония – метрополия» приобретает теоретический системный характер, иллюстрированный к тому же обширным фактологическим материалом.
Рассматривая проблемы политического и социально-экономического развития восточных обществ в условиях колониальной зависимости, используйте лекционные материалы из курса Новой истории стран Азии и Африки и первого периода Новейшей истории стран Азии и Африки, а также в учебнике «Новая история стран Азии и Африки ХУ1-Х1Х вв. (М.: ВЛАДОС, 2004-2005 гг. В 3-х частях.) в разделах Р.Г. Ланды, В.Р. Мельянцева и А.М. Родригеса, в учебнике «Новейшая история стран Азии и Африки» (М.:ВЛАДОС, 2001-2002. В 3-х частях) в соответствующих разделах Ланды, Мельянцева и Родригеса, в учебнике «Новая история стран Европы и Америки. ХУ1-Х1Х вв. (М.:ВЛАДОС,…..В 3-х частях.) часть 2-я, разделы А.М. Родригеса (глава 1-я) в учебнике А.М. Родригеса «История стран Азии и Африки в новейшее время» (М.:Проспект, 2006.). Обратите внимание на раскрытие вышеобозначенных понятий.

4. Круг источников. Прежде всего, это источники, включенные в программы, практикумы и исторические пособия (отрывки из фирманов восточных монархов, документов Ост-Индских и Левантийских компаний-монополий, материалы идеологических систем, экономических программ восстаний, допросы лидеров восставших и т.п.). Кроме того, в библиотеке университета есть отдельно изданные источниковые сборники к 100-летию восстаний: 1) тайпинов, 2) бабидов, 3) сипаев. По колониальному периоду арабских стран переведены исторические хроники, из которых могут быть рекомендованы Абд-ар-Рахман аль-Джабарти «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» для изучения политической и социальной истории Египта в ХУШ – первой трети Х1Х вв. или хронику Хусейна ибн Ганами «История Неджда», где приводятся уникальные данные о почти неизвестной Аравии ХУП-ХУШ и начала Х1Х веков, а также о зарождении и развитии движения ваххабитов.
Фактически по всем странам Азии и Африки существуют сборники «Документы внешней политики, соглашения, договоры», издававшиеся в издательстве «Восточная литература в 1960-е – 1970-е годы. Там представлены многие темы дипломатических документов: международные акты, договоры, соглашения, конвенции (например, документы о Суэцком канале, соглашение о Судане, англо-турецкие договоры и многое другое). Особенно доступным и интересным источником по колониализму на Востоке могут быть записки русских путешественников об их пребывании афро-азиатском мире. О путешественниках на Ближнем и Сдернем Востоке можно использовать книгу Р.Н. Данцига «Русские путешественники на Ближнем и Среднем Востоке» (1966 г.). назвать из них К.М.Базили, российский консул, жил долго в Сирии, Березин – тоже писал по Сирии.

5. В полной мере историография данной проблемы не сложилась. Однако, основные подходы состояния будущих колониальных стран в начале Нового времени, а затем их же колониального состояния вместе с использованием многообразных важных общественных процессов этого времени можно найти в трудах (прежде всего, монографических) отечественных востоковедов.т (см. «Всеобщий история. Сборник типовых программ». С. 392 – 393: выбрать самостоятельно авторов 8 – 10, добавить 3 – 4 Монографии А. М. Родригеса. - «Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий»!)


29.Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
1. Основная проблематика вопроса:
Освободительные революции на Востоке к началу ХХ в. и причины их незавершенности. Мера участия стран Азии и Африки в 1-й и 2-й мировых войнах и последствия этого. Освободительные революции середины ХХ в. И причины их успехов: доминирование общенационального сознания над этноконфессиональным, общинным и региональным, ослабление феодальных (и полуфеодальных) институтов, связей и пережитков, усиление национального предпринимательства, интеллигенции и квалифицированного пролетариата вследствие процессов модернизации стран Востока. Неравномерность и разновременность этих процессов в разных странах и регионах и ее причины.
Примеры незавершенности движений эпохи «пробуждения Азии» - революция младотурок 1908 – 1913 гг. в Китае. Общие их черты – неучастие в событиях народных масс, неблагоприятное для революционеров соотношение классово-политических сил, влияние великих держав. Примеры победоносных национальных революций – в 1949 г. в Китае, в 1952 г. в Египте, в 1954 – 1962 гг. в Алжире, в 1958 г. в Ираке. Общие их черты – участие народа, слабость или изолированность антиреволюционных сил, слабость влияния традиционных колониальных держав и активизация влияния помощи СССР.

Стандарт основного общего образования (9 класс)
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX – XX вв. Начало модернизации в Японии. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африки. Выбор пути развития государствами Азии и Африки.
Стандарт полного среднего образования (11 класс – базовый уровень)
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго – Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Стандарт полного среднего образования (11 класс – профильный уровень).
«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго – Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. Национально – освободительные движения. Региональные особенности социально – экономического развития стран Азии и Африки. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира».

3. Рекомендации по отбору теоретического материала.
По учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран вопрос «Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки» изучается по специальности «История» (квалификация «учитель истории») в 8 семестре (в 2 семестре IV курса); лекционный курс Горшкова В. Н. и семинарские занятия В.Н. Горшкова. Рассмотрение данного материала в курсе новейшей истории стран Азии и Африки – в 9 и 10 семестрах (весь V курс). Раскрытие вопроса предполагает использование трех блоков теоретического материала: 1) методологические подходы к изучению формаций и цивилизаций на Востоке; 2) проблемы национально – освободительных движений к началу ХХ в. 3) характер экономического, социально-политического, идеологического и этнического развития восточных обществ в период новейшего времени.
Анализируя методологические подходы к изучению поставленной проблемы, следует обратить внимание на базовые понятия «формация», «цивилизация», «общественная система», «политическая и социально-экономическая эволюция», «структурный кризис». Для характеристики этих понятий целесообразно использовать материал лекций и семинарских занятий. Акцентируйте внимание на современной трактовке понятия «формация», «цивилизация», «структурный кризис» как системных категориях. В контексте такого подхода раскрытие исторической природы колониального мира и взаимоотношений «колония – метрополия» приобретает теоретический системный характер, иллюстрированный к тому же обширным фактологическим материалом.
Рассматривая проблемы национально- освободительного движения и региональные особенности процесса модернизации восточных обществ, используйте лекционные материалы из курса Новой истории стран Азии и Африки, а также первого и второго периодов Новейшей истории стран Азии и Африки, а также в учебнике «Новая история стран Азии и Африки ХУ1-Х1Х вв. (М.: ВЛАДОС, 2004-2005 гг. В 3-х частях.) в разделах Р.Г. Ланды, В.Р. Мельянцева и А.М. Родригеса, в учебнике «Новейшая история стран Азии и Африки» (М.:ВЛАДОС, 2001-2002. В 3-х частях) в соответствующих разделах Ланды, Мельянцева и Родригеса, в учебнике «Новая история стран Европы и Америки. ХУ1-Х1Х вв. (М.:ВЛАДОС,.В 3-х частях.) часть 2-я, разделы А.М. Родригеса (глава 1-я) в учебнике А.М. Родригеса «История стран Азии и Африки в новейшее время» (М.:Проспект, 2006.). Обратите внимание на раскрытие вышеобозначенных понятий.

 

4. Для раскрытия данной темы необходимо изучение следующих групп исторических источников: 1) официальных изданий правительств (например, «Документов внешней политики СССР». М., 1957 г.); 2) изданий международного характера (например, «Коммунистический Интернационал в документах. 1919 – 1932». М., 1933; Документы и материалы кануна второй мировой войны. Т. 1-2, М., 1948); 3) мемуаров и выступлений политических деятелей (например, «Избранных речей и выступлений» М.К. Ататюрка, «Философия революции» Г.А. Насера, «Избранных статей и речей» Хо Ши Мина и др.).
5. Анализ историографии вопроса охватывает литературу по национально-освободительному движению, по модернизации стран Азии и Африки (в том числе – в рамках современных процессов глобализации) и по особенностям регионов Востока, определяющим характер, темпы и результаты этих процессов. Рекомендуются:

o Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002.

o Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997.

o Капитализм на Востоке во второй половине ХХ в. М., 1995.

o Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

o Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе. М., 1999.

o Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. 1900 – 1945. М., 2001.

o Родригес А.М., Белоусова К.А., Киселев К.А., Шахов А.С. Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000.

o Социальный облик Востока. М., 1999.

o Федоров В.А. Армия и модернизация в странах востока. М., 1999.

o Цветкова Н.Н. Иностранный частный капитал в странах Востока и глобализация. М., 2004.

o Широков Г.К. Мир на перепутье (расхождение векторов общественного развития: Запад – Восток). М., 2000.

o Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). М., 1998.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)