Как проводить обследование
На каждом развороте книги с одной стороны располагается картинный материал для ребенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете: • Инструкцию по проведению обследования. • На что обратить внимание. • Какие выводы можно сделать. Сначала внимательно изучите весь материал. Затем сядьте рядом с ребенком, можно за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматривать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете результаты в соответствующей таблице. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвалите: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для работы над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном материале и в другое время. Ваш ребенок не должен бояться ошибок! Помните, он еще маленький, он еще многому научится. • Готовы? Тогда начнем. Успехов вам и вашему ребенку!
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку. Можете сказать ему: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Если малыш не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что делают дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?» Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок составил рассказ самостоятельно. Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один - два вопроса). Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию. В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас). Ребенок строил фразы правильно, без ошибок. Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Все звуки ребенок произносит правильно. Речь была в нормальном темпе. Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами. Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и рассказать, какое событие на них изображено. Связаны ли картинки между собой или это разные истории? Попросите доказать свое мнение. Предложите ребенку представить, что картинки — это кадры из мультфильма, и попросите придумать этот мультфильм. Пусть малыш проявит себя творчески. Но ограничивайте его фантазию рамками рассказа. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок составил рассказ самостоятельно.
Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один - два вопроса).
Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.
В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).
Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.
Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.
Все звуки ребенок произносит правильно.
Речь была в нормальном темпе.
Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.
Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершенство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т. е. ошибки роста. Начинаем обследование грамматического строя речи с составления предложений по картинкам. Попросите ребенка рассмотреть подряд три картинки и рассказать вам, что на них нарисовано. Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке, прикрыв остальные листком бумаги. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок составил предложения самостоятельно. Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один - два вопроса). Ребенок составил рассказ, проявив фантазию. В предложении ребенок использовал слова «потому что», «так как», «поэтому». Ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Ребенок строил предложения правильно, без ошибок. Ребенок использовал предложения, состоящие более чем из четырех слов. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Попросите ребенка рассмотреть все картинки и поиграть в игру «Жадина». Можно предварительно рассказать небольшую сказку о том, что когда-то далеко-далеко жил на свете жадный мальчик (жадная девочка), который не любил ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мое». Попросите ребенка изобразить этого жадину и ответить вам, о каких предметах, нарисованных на картинках, этот мальчик (девочка) сказали бы «мой»,о каких «моя», «мое»или «мои».Например: «мое солнце», «мой мишка», «моя пирамидка», «мои брюки» и т. д. Другой вариант — игра «Добрый мальчик (девочка)». Попросите ребенка разделить предметы, нарисованные на картинке, между вами. Например: «мое солнце», «мой мишка», «твоя пирамидка», «твои брюки» и т. д. Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке, прикрыв остальные листком бумаги, или использовать указку (карандаш), переводя ее с картинки на картинку слева направо сверху вниз.
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок выполнил все задание правильно. Ребенок ошибся один раз (не знал предмета, изображенного на картинке). Ошибся один - два раза, но быстро исправил сам себя. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой те трудности, которые испытывал ребенок.
Попросите ребенка рассмотреть верхний ряд картинок и ответить на вопрос: «Где лежат карандаши?» (В коробке, на коробке, за коробкой, перед коробкой.) Если он затрудняется правильно ответить по картинке, вы можете смоделировать данную ситуацию на реальной коробке карандашей и опять перейти к картинкам. Затем попросите ребенка рассмотреть другие картинки и найти один предмет, изображение которого повторяется. Это мяч. Потом задайте вопрос по этим картинкам, например: Где лежит мяч? — Мяч лежит под стулом. Где летит мяч ? — Мяч летит над забором (через забор). Откуда мальчик достает мяч? — Мальчик достает мяч из-под дивана. Как девочка бросает мяч? — Девочка бросает мяч над головой. Если ребенок затрудняется ответить на вопросы по картинкам, попробуйте проделать те же манипуляции с настоящим мячом. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги. Если малыш сразу не понимает, что от него требуется, вы можете помочь ему с помощью наводящих вопросов. Если ребенок отвлекается, рекомендуется использовать указку (карандаш) переводя ее с картинки на картинку слева направо. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок составил предложения самостоятельно. Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один - два вопроса). Ребенок выполнил все задание правильно. Ребенок ошибся один раз (не понял ситуации, изображенной на картинке). Ошибся один - два раза, но быстро исправил сам себя. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам. Не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Это задание не предполагает использования картинного материала. Мы предлагаем вам с ребенком выполнить следующее задание — изменить слова по образцу. Игра называется «Изменяйка». Правила игры: ребенок внимательно слушает, как меняется слово в первой паре, и пытается изменять остальные слова так же, по аналогии. После того, как вы закончите играть со словами первого столбика, предупредите ребенка, что теперь слова будут изменяться несколько по-другому. Каждый раз, переходя к другой модели, активизируйте внимание ребенка. В конце каждого столбика мы поставили бессмысленные слова или слова из «тарабарского языка». Если ребенок в процессе игры освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели. Вам предлагается две серии заданий: А и Б. В серии А представлен материал по словоизменению, в серии Б — по словообразованию. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок выполнил все задание правильно. Ошибся один - два раза, но быстро исправил сам себя. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Слог— минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, различных по составу, постепенно. Поэтому у дошкольников сложные, малознакомые слова могут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок все слова произносит правильно.
Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам. Не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно 5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой. Современные дети осваивают звуковую систему языка немного позже — примерно к 5,5 годам. Таким образом, если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет, он «имеет право» не произносить звук «р». Этот звук в его речи либо отсутствует, либо заменяется другим. Но если у ребенка, независимо от возраста, отмечаются искажения какого-либо звука при его произнесении, т. е. звук есть, но он «неправильно» звучит или заменяется другим «неправильно» звучащим звуком, вам срочнотребуется консультация логопеда. Тревожным симптомом является смешение звуков — ребенок вместо одного звука, который умеет говорить, например, «ш», — произносит «с»: сапка, а не шапка, коска, а не кошка. Аналогичные ошибки ребенок может сделать в дальнейшем при чтении и на письме, у него возникают трудности в освоении школьной программы и, соответственно, плохие отметки. Чтобы определить, насколько правильно у малыша сформировано звукопроизношение, понаблюдайте за ним в общении: все ли звуки он произносит правильно, не использует ли он неправильные артикуляции: не высовывает ли язык, не раздувает ли щеки во время говорения. Если есть сомнения —обратитесь к логопеду. На соседней страничке представлен материал, который поможет вам выявить у ребенка трудности при произнесении наиболее сложных согласных звуков: «р», «л», «с», «з», «ц», «ш», «щ», «ч». Попросите ребенка рассмотреть картинки и назвать их по очереди, а сами внимательно понаблюдайте, как он произносит эти звуки. После этого предложите малышу поиграть в скороговорки. В первую очередь выбирайте те скороговорки, в которых есть звуки, вызвавшие у вас сомнения. Скороговорки произносятся сначала в нормальном или даже немного замедленном темпе, а затем с постепенным ускорением. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок все звуки произносит правильно. Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам. Не унывайте, пользуясь таблицей наследующей странице, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты. Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей. Действительно, как можно написать светы вместо цветы, порода вместо борода, коска вместо кошка, крильцо вместо крыльцо, — ведь звуки слышатся так четко, так ясно. И родители начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты! Просто у них вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компенсировать этот недостаток. Раздел Обследование фонематического восприятиявходит в качестве обязательного в любое логопедическое обследование. Ребенку предлагается игра «Запоминайка». Он должен запомнить слоговые ряды и воспроизвести их с максимальной точностью. Детям до 5,5 лет мы предлагаем запомнить ряды из двух слогов, старше этого возраста — из трех. Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите эти слоги. Закройте нижнюю часть лица листом бумаги. Одна пара или тройка слогов произносится в нормальном темпе голосом средней громкости и повторяется не более двух раз. Если ребенок часто отвлекается, можно попробовать произносить слоги чуть медленнее или чуть громче. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок все слоги воспроизвел правильно. Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Подведение итогов. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Итак, тестирование закончено. Перевернута последняя страница, вы познакомились с рекомендациями, может быть, приняли уже какое-то решение. Тем не менее подведем общи
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |