Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание гражданина(Афины)



2015-12-07 440 Обсуждений (0)
Воспитание гражданина(Афины) 0.00 из 5.00 0 оценок




Классическая Греция-V-IV век до н. э.

Афинская система воспитания и образования (V-IV век до н. э.)

Социокультурная ситуация

Специфика афинского воспитания наиболее ярко раскрылась в короткий исторический период – правления Перикла (457 – 429) до начала Пелопонесской войны(431 – 404 г. до н. э.). Блестящий и стремительный взлет Греции после победы над персами длился меньше полустолетия. Поражение Афин в Пелопонесской войне завершает ту эпоху в жизни античной Греции, которую принято называть «великой, классической

Воспитание гражданина(Афины)

Краеугольным камнем афинского воспитания являлась гражданственность, безраздельная преданность каждого свободнорожденного - государству, когда понятие гражданин стало несравненно выше, чем человек.

Это чувство гражданственности формировалось под влиянием ряда социально – политических и социально – экономических обстоятельств

полисное жизнеощущение, единство всех свободнорожденных и социальная востребованность каждого гражданина базировались на малочисленности и замкнутости жизни полиса, на противопоставлении греческого мира варварскому.

После войны с персами, Афины стали лидирующим государством, и это создало на некоторое время атмосферу покоя жизни в родном городе. Однако, экономическиеи демографическиеобстоятельства исподволь подрывали замкнутую жизнь полиса. Скудость почвы, высокая рождаемость и низкая детская смертность приводили к необходимости искать источники экономического выживания, а это были: либо успешная война, либо создание колоний, либо отток мужского населения в наемные войска. Крушение полисной системы было неизбежно. А, стало быть, и модель воспитания, базирующаяся на полисном жизнеощущении, этом удивительном феномене коллективистского единства, была также обречена. Индивидуалистская мораль станет приобретать популярность в конце Пелопонесской войны.

Афинская демократия была фундаментом воспитания гражданственности. Она означала, что все, вне зависимости от знатности и богатства, участвуют в управлении государством, все ответственны за принимаемые законы, подчинение которым должно было быть беспрекословным, все равны перед законом. Афинянин ощущал, что он нужен родному городу. Социальная востребованность обеспечивала психологическую устойчивость гражданина. Этому же способствовало уважительное отношение к традициям, всеобщая гордость своим государством и его историей. Перикл, в своих речах, обращенных к народу, акцентировал именно эти моменты.

Если гомеровский героизм был аристократичен и индивидуалистичен, то героизм расцвета полисной афинской демократии был во имя общего дела, ради родного города. Но героизм – это всегда выделение, возвышение над общим. Со временем, он перерождался в любовь к славе, тщеславие влекло за собой желание власти и личных, выгод. Во главе Афин было народное собрание. Чтобы создать доступ к выборным должностям бедным и незнатным, Перикл ввел оплату участия в народном собрании и выборных должностей. Справедливость выборов обеспечивалась принципом жеребьевки, честность общественного труда краткостью сроков службы (не более года), коллегиальностью, отчетами перед народным собранием, возможностью остракизма любого выдающегося политика или военоначальника.

Но чем сложнее становилась жизнь города, тем более для управления им требовались специальные знания. И, если в состав Совета или коллегии попадало много не знающих людей, они оказывались в зависимости от секретарей, писцов, нередко государственных рабов, часто взяточников. Противоречия между бедными и богатыми не снимались равенством перед законом, участием в народном собрании, доступностью выборных должностей. Многое определялось личностью Перикла, его авторитетом, силою его характера. Фукидид, написавший, что Афины достигли при Перикле своего могущества, в то же время вынужден был признать, что «по имени это была демократия, но на деле власть принадлежала первому гражданину».(19стр128) Народ, который должен был являть политическое единство, все более превращался в толпу. Ш. Маркиш комментировал это так: «Перикл за тридцать лет правления не смог воспитать сограждан, не то, чтобы не успел, но именно не смог и не мог. Он всеобщий благодетель и кормилец, бескорыстный, честнейший, неподкупный, пользовавшийся неограниченным влиянием в народе и проводивший свою линию в согласии с общими интересами, - за год до войны убедился, что положение его так же непрочно, как сорок лет назад, и что вся постройка, возведенная с таким трудом, может рухнуть в один миг.

Кроме этого, государство и общество использовали возможности более направленного воспитательного воздействия. Античная культура была культурой стыда и роль общества в воспитании афинянина в условиях народной демократии была очень большой. Нормы отношений человека к миру содержались в традициях и обычаях. В связи с замкнутостью полисной культуры традиции были достаточно устойчивы, что ослабляло противоречия между поколениями и сохраняло значимость опыта старших в воспитании. Но по мере развития Пелопонесской войны и усиления индивидуалистических тенденций, отношения между отцами и сыновьями все более отдалялись. Имело значение и то, что в Афинах была определенная терпимость к иностранцам. Большинство наемных учителей составляли чужеземцы. Благожелательное отношение к иноземцам привлекало в Афины представителей свободных профессий – врачей, писателей, художников, ораторов, учителей красноречия и философии. Постепенно под влиянием новых веяний в культуре складывалось одно из главных противоречий в воздействии воспитательного пространства на человека: расхождение между модой и традицией.

Важнейшим фактором воспитательного воздействия являлась религия. Государственное, общественное и религиозное влияние тесно сплетались.

Традиционным институтом воспитания была семья. Сам процесс воспитания развертывался в публичном и интимном (приватном) коммуникативном пространстве.

Непосредственное, не ведающее и не допускающее никаких сомнений чувство единства личного и общего - краеугольный камень полисного жизнеощущения. Гражданин отдавал своему государству свое богатство, свои силы и самоё жизнь не просто из соображений долга или пользы, но с гордостью и удовольствием. Эти чувства поддерживались и укреплялись ритуалом принятия присяги по достижению совершеннолетия. «Клянусь никогда не опозорить священного оружия и не покинуть своего места в сражении. Клянусь сражаться за моих богов и за свой очаг один и вместе со всеми. Клянусь после моей смерти оставить родину не умаленной, но более могущественной и крепкой. Клянусь исполнять приказания, исходящие от мудрых предста­вителей государства. Клянусь соблюдать как ныне действующие, так и последующие законы государства. Клянусь не допускать нарушения и колебания этих законов моего отца, и в свидетели моей присяги призываю Аглавру, Эииалия, Ареста, Зевса, Авксо и Гегемона».(8стр93



2015-12-07 440 Обсуждений (0)
Воспитание гражданина(Афины) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание гражданина(Афины)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)