Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пересмотр конституции 1979



2015-12-07 531 Обсуждений (0)
Пересмотр конституции 1979 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы конституционного права Исламской Республики Иран

Общая характеристика.

До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шаху. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама. В 1978, в разгар оппозиционной борьбы шах предложил аятолле Шариатмадари создать и возглавить этот Совет, но последний от этого предложения отказался. Шах часто использовал право роспуска меджлиса (парламент). Его законотворческая деятельность контролировалась шахом.

После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти, реализовав основной принцип исламской государственности – велаяте факих. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти. Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделен рахба (руководитель) – глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих – религиозный правовед.

Рахбар контролирует деятельность всех ветвей власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывает указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначает шесть факихов в Наблюдательный Совет. Он наделен правом объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти. После исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за имамом Хомейни, после его смерти в 1989 Совет экспертов избрал рахбаром аятоллу Али Хаменеи. Совет экспертов, входящий в систему высших органов власти, состоит из 86 членов, избирается на 8 лет (выборы – в 1982, 1990, 1998) путем прямых выборов. В практике государственного управления влияние рахбара реализуется через представителей его канцелярии. Конституционные полномочия рахбара позволяют ему в значительной мере контролировать и дублировать работу президента.

По Конституции, высшим после рахбара государственным лицом является президент. Президент возглавляет исполнительную власть, должность премьер-министра в результате поправок, внесенных в Конституцию в 1989, была ликвидирована. Президент как глава страны представляет Иран на официальном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. С 1997 президентом Ирана является ходжат-оль-эслам Мохаммад Хатами. Срок его второго президентства заканчивается в мае 2005 (Избирательный закон ограничивает нахождение на посту президента двумя сроками). Президент избирается на 4 года путем прямого голосования. Последние выборы состоялись 8 июня 2001.

Высшим органом законодательной власти является однопалатный парламент – меджлис (маджлесе шоурае эслами) – на 290 мест.

Число мест увеличивается в зависимости от роста населения через каждые 10 лет (в 1980 было 270 мест). Избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Число мест в меджлисе распределяется пропорционально населению городов и провинций (останов). Наибольшее число мест имеет Тегеран (37), Хоросан (25), Западный Азербайджан (24), Исфаган (18). Для принятия решения необходим кворум в две трети от общего числа депутатов. В настоящее время работает меджлис 7 созыва, избранный в феврале 2004. Если в составе 6 меджлиса большинство мест принадлежало реформаторам – сторонникам президента Хатами, то в седьмом меджлисе – консерваторам. 5 мест (ранее было 4) в меджлисе принадлежит представителям конфессиональных меньшинств, каждый из которых при произнесении депутатской клятвы использует священную книгу своей религии. Председателем седьмого меджлиса избран лидер нового избирательного блока нео-консерваторов Голам Реза Ходдад Адель.

Законодательным органом, сочетающим функции верхней палаты и конституционного контроля, является Наблюдательный Совет (Шоурае негахбан), состоящий из 12 членов и проверяющий соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции. Половину членов Совета составляют факихи, назначаемые рахбаром, остальные избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Члены Наблюдательного Совета избираются на 6 лет, но через 3 года по жребию сменяется половина членов каждой из двух групп. Все принятые меджлисом законопроекты НС обязан рассмотреть в течение 10 дней. Законопроект приобретает силу закона только после одобрения его НС. Противоречия между меджлисом и НС привели к тому, что в 80-е ни один из основополагающих законов не был принят, и правительство работало в условиях законодательного вакуума. Поэтому с согласия Хомейни в 1989 в структуру власти была введена Ассамблея по определению целесообразности (Маджма-йе ташхисе маслахате незам), которая выносит окончательное решение в случае несогласия между меджлисом и НС. Постоянные и временные члены Ассамблеи назначаются рахбаром страны. Главой Ассамблеи по определению целесообразности с 1997 (после пребывания в течении двух сроков на посту президента) ходжат-оль-эслам Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Помимо разрешения возникающих в процессе принятия законов разногласий, Ассамблея наделена конституционным правом совместного с рахбаром определения основных направлений политики страны.

В структуру власти входит созданный в 1989 Высший совет национальной безопасности (ВСНБ). На этот совет возлагается определение конкретной государственной политики, общие направления которой определяются рахбаром совместно с Ассамблеей по целесообразности. Руководит работой Совета президент, а его членами являются главы трех ветвей власти, начальник Генерального штаба вооруженных сил, глава Планово-бюджетного Управления, министры иностранных дел, внутренних дел, два представителя Рахбара, соответствующий министр правительства в зависимости от повестки дня. В последние два года представитель рахбара в Совете Хасан Рухани активно участвовал в международных переговорах от имени иранского государства.

Исламская республика.

Различные светские и религиозные группировки, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между различными политическими силами. В конечном счете верх одержали исламисты, и 1 апреля 1979 была провозглашена Исламская Республика Иран, которую возглавил аятолла Хомейни.

Органы власти.

Согласно конституции 1979, в основу всех сторон жизни Ирана были положены принципы ислама. Поэтому управлять странов могли исключительно сведущие в исламе лица – улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства.

Руководитель является высшим арбитром по разным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей – органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир.

По конституции 1979, высшая исполнительная власть принадлежала президенту и премьер-министру, а законодательная – Национальному одномандатному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года избирались 270 депутатов. В функции меджлиса входили разработка, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством.

Меджлис утверждал совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. В случае выражения недоверия правительство или отдельные министры обязаны были уходить в отставку.

Конституция 1979 предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из шести «беспристрастных религиозных лидеров», назначаемых Руководителем, и шести юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права.

Судебная система.

В результате кардинальной реорганизации судебной власти в 1922–1939 ее основой стали нормы светского права. Введение Гражданского (1927–1935), Процессуального кодекса по гражданским делам (1939) и Кодекса о наказаниях (1939), Закона о регистрации документов и имущества (1932) завершили секуляризацию права. После исламской революции в основу судебной системы были положены нормы ислама. В наибольшей степени они коснулись уголовного, семейного права и системы наказаний. Первоначально высшим органом судебной власти в ИРИ (до 1989) являлся Верховный судебный Совет, после 1989 – Глава судебной власти, назначаемый на 5 лет рахбаром. Глава судебной власти назначает председателя Верховного суда, определяет Генерального прокурора, предлагает президенту кандидатуру на пост министра юстиции. Верховный суд осуществляет общий контроль над системой судебной власти и деятельностью судов. Суды делятся на общие, включающие уголовные и гражданские суды, и специальные. Общие суды в целом сохранили порядок, сложившийся в шахский период. К ним относятся высшие и низшие уголовные суды, высшие и низшие гражданские суды. Наибольшие изменения произошли в системе специальных судов, к которым отнесены семейные и бракоразводные дела, а также профессиональные суды. Специальный гражданский суд (разрешение семейных споров, разводы, опекунство, установление родства, наследство) является общественным, по своим полномочиям равный гражданскому и уголовному. Особую активность приобрели суды по делам духовных лиц и исламские революционные суды. Исламские революционные суды (закон 1983) являются частью судебной системы ИРИ и подчиняются Главе судебной власти. Они разделяются на суды по политически (включая распространение наркотиков) и экономическим вопросам (спекуляция, хищение государственного имущества). В 1989 созданы новые революционные суды по делам коррупции, проституции, похищения детей, вооруженных нападений. Специальные суды для духовенства были созданы на основании фетвы Хомейни 1987, судья и прокурор этого суда подчиняются непосредственно рахбару, что фактически выводит этот суд за рамки общей судебной системы. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства. Министерство юстиции в судебной системе ИРИ отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и предоставление меджлису судебных законопроектов. В подчинении Министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.

Пересмотр конституции 1979.

В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.



2015-12-07 531 Обсуждений (0)
Пересмотр конституции 1979 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пересмотр конституции 1979

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)