Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава XI. Экологические преступления




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 277. Нарушение экологических требований к
хозяйственной и иной деятельности

Нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации, строительстве городов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного и растительного мира и иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Конституции РК государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. В целях обеспечения технологической дисциплины, необходимой для охраны окружающей среды в процессе производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов, впервые в УК РК установлена уголовная ответственность за данное преступление.
Опасность рассматриваемого преступления заключается прежде всего в том, что оно, нарушая положения ст. 31 Конституции РК, причиняет существенный вред жизни и здоровью людей (вплоть до генетических изменений). Наряду с этим значительный ущерб причиняется и самим природным объектам (растительному и животному миру, состоянию атмосферного воздуха, воды, почвы и так далее).
Объектом данного преступления является экологическая безопасность. В результате анализируемого деяния может пострадать любой из трех непосредственных объектов: а) стабильность окружающей среды; б) природно-ресурсный потенциал; в) конституционно гарантированное право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В науке уголовного права высказано мнение, что объектом этого преступления является «нормативно определенный порядок производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных предприятиях, сооружений и т.п.».
Составление проектов различного рода объектов, их размещение, строительство и ввод в эксплуатацию предполагают неукоснительное соблюдение правил, обеспечивающих экологическую безопасность. Диспозиция данной нормы является бланкетной, поэтому при квалификации деяния по ст. 277 УК РК следует указать в обвинительном заключении и приговоре, какие именно правила нарушены и каким нормативным актом они предусмотрены. В некоторых случаях необходима экспертиза или консультация специалиста.
Проектирование включает деятельность по разработке проектной документации и технико-экономическому обоснованию создаваемого, реконструируемого или подвергаемого капитальному ремонту объекта.
Размещение объекта предполагает деятельность по его пространственному расположению на местности. Оно должно отвечать государственным градостроительным нормативам и правилам, требованиям зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения.
Под строительством понимают деятельность по созданию объекта, а также по ее реконструкции и капитальному ремонту.
Ввод объекта в эксплуатацию представляет собой урегулированную нормативными актами процедуру по сдаче – приемке готового объекта.
Эксплуатация объекта заключается в его использовании в соответствии с прямым назначением
Общие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности и экологические требования по видам хозяйственной и иной деятельности содержатся в главах 29 и 30 Экологического кодекса РК.
Объективная сторона состава включает нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, последствие в виде существенного загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека, массовую гибель животного или растительного мира и иные тяжкие последствия и причинную связь между нарушением экологических требований и наступившими последствиями.
Нарушение экологических требований может быть совершено как путем действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие экологические требования их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением.
Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности, либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц. (Например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно - правового предписания, или неприятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом. Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежащее выполняют правила экологической безопасности.
Кроме того, нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов может заключаться: в совершении действий, прямо запрещенных Экологическим кодексом на любом этапе использования природных ресурсов. Это, например, неучет нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; отсутствие в проекте мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды; невыполнение требований по восстановлению природной среды; строительство и реконструкция зданий, строений и иных объектов без утвержденных проектов или по проектам, имеющим отрицательное заключение государственной экологической экспертизы; изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды и т.д.
Преступление считается оконченным в момент наступления вредных последствий, указанных в диспозиции ст. 277 УК РК. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, указанных в ст. 277 УК РК.
Под окружающей средой понимается - совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.
Нарушения экологических требований (правил охраны окружающей среды) при производстве работ могут выражаться как в невыполнении, так и в ненадлежащем выполнении соответствующих правил. Но в любом случае обязательным условием ответственности по ст. 277 УК является наступление определенных последствий: существенного загрязнения окружающей среды; причинения вреда здоровью человека; массовой гибели животного и растительного мира и иных тяжких последствий.
Под загрязнением окружающей среды согласно п. 34 ст. 1 Экологического кодекса РК следует понимать - поступление в окружающую среду загрязненных веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
При определении существенного загрязнения окружающей среды необходимо исходит из конкретных обстоятельств. Оценке должны подлежать качественные и количественные характеристики загрязняющих веществ, территория их распространения, опасность для людей и окружающей среды и т. д.
Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение легкого вреда здоровью, независимо от того, повлекло ли оно утрату трудоспособности, либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Массовая гибель животных и растений представляет собой такую гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический более 3-х раз.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать существенные изменения окружающей среды, ухудшение состояния или уничтожение природных объектов, восстановление которых требует длительного времени, либо значительных материальных затрат, а также возникновение ситуации, препятствующей использованию природных ресурсов. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды.
Массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являющиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, следует квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 161 – экоцид).
Между нарушением экологических требований и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена необходимая причинная связь.
Субъектомрассматриваемого преступления является лицо, достигшее 16-ти лет, наделенное законом, подзаконным нормативным актом обязанностью по обеспечению соблюдения экологических требований; злоупотребление должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение анализируемого преступления следует квалифицировать по совокупности преступлений ст. 277 и 307, 228 УК. В Нормативном постановлении Верховного суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления» говорится: субъектами экологических преступлений могут быть любые физические лица, в том числе лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность и лица, выполняющие управленческие функции в государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организациях.
В случаях, когда экологические преступления совершены лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненными к ним лицами, должностным лицом, а также лицом, занимающим ответственную государственную должность или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, при наличии в их действиях также признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, их действия надлежит квалифицировать по соответствующим статьям УК РК предусматривающим ответственность, как за экологические преступления, так и за коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления или преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Если в норме уголовного закона совершение виновным деяния с использованием своего служебного положения предусмотрено в качестве квалифицирующего признака экологического преступления, то ответственность наступает только по статье (часть статьи) УК предусматривающей ответственность за экологические преступления.
Вопрос о субъективной стороне рассматриваемого преступления решается неоднозначно, что связано с отсутствием упоминания о ней в диспозиции ст. 277 УК. К сожалению, о субъективной стороне экологических преступлений ничего не говорится и в выше названном Нормативном постановлении Верховного суда РК.
Для правильного решения вопроса необходимо обратиться к положениям Общей части уголовного закона. Согласно ч.4 ст. 19 УК РК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Поскольку такое указание закона в ст. 277 УК отсутствует, постольку следует признать возможность нарушения экологических требований только умышленно. При этом умысел косвенный. Например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им экологических требований при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично.
Деяния виновного лица, предусмотренные комментируемой статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного. На мой взгляд, вполне вероятно совершение этого преступления и в форме неосторожности, например, при нарушении экологических требований во время производства работ лицом, ответственным за соблюдение этих требований, не предвидевшим возможности наступления общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению функциональных обязанностей). Однако, как было отмечено выше, отсутствие указания в диспозиции ст. 277 на «неосторожность» не позволяет признать данное преступление с субъективной стороны совершенным по неосторожности.
Преступление, предусмотренное ст. 277, относится к преступлениям небольшой тяжести.



Статья 278. Нарушение экологических требований
при производстве и использовании экологически
потенциально опасных химических, радиоактивных
и биологических веществ

1. Нарушение экологических требований при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на территории с чрезвычайной экологической ситуацией, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Согласно пункту 9 ст. 5 Закона РК «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 г. одной из угроз национальной безопасности РК является резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии.
Общественная опасность нарушения экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ заключается в подрыве экологической безопасности РК, создании угрозы экологической безопасности общества, причинении существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, а равно смерти человека, наступление массового заболевания людей.
Объектом рассматриваемого преступления является экологическая безопасность РК. Экологическая безопасность в соответствии со ст. 1 упомянутого выше Закона РК, а также п. 57 ст. 1 Экологического кодекса РК — это состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Факультативными объектами могут быть: жизнь и здоровье человека, среда обитания и жизнеспособность животного мира, растительности и др.
В качестве предмета преступления выступают экологически потенциально опасные химические, радиоактивные и биологические вещества.
К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и активно воздействующие на организм человека и окружающую природную среду; вредные химические вещества, используемые в сельскохозяйственном производстве (химические средства защиты растений, минеральные удобрения, биостимуляторы).
Радиоактивными веществами являются вещества, содержащие элементы, обладающие способностью превращения в другие элементы, сопровождающегося испусканием ядерных излучений. К радиоактивным веществам относятся природные радиоактивные элементы (уран, плутоний и др.). Радиоактивные вещества могут находиться в любом состоянии (газообразном, жидком или твердом, в упаковке, различных изделиях и т. д.).
Экологические требования при производстве и использовании потенциально опасных химических и биологических веществ, генетически модернизированных продуктов и организмов содержится в главе 40 Экологического кодекса РК.
В ст. 280 и 281 Экологического кодекса, где речь идет об экологических требованиях при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ (ст. 280) и об охране окружающей среды от вредного и неконтролируемого биологического воздействия (ст. 281) говорится, что в ходе операции по производству и использованию потенциально опасных химических, биологических веществ, в том числе генетически модернизированных организмов и продуктов, должны обеспечиваться:
1) выполнение установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования;
2) выполнению мер по предупреждению вредных последствий их применения для здоровья населения (человека) окружающей среды;
3) использование генетически модернизированных продуктов только в рамках перечня, разрешенного к использованию уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Экологические требования – ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в Экологическом кодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно - технических документах РК.
Объективную сторону преступления образуют нарушения экологических требований при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под производством потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ следует понимать такую эксплуатацию промышленных и иных предприятий, в процессе которой появляются (образуются) указанные в диспозиции ст. 278 УК предметы.
Транспортировка предполагает перемещение указанных в ст. 278 веществ, независимо от способа их перевозки и места хранения (посредством трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, гужевого, водного, воздушного транспорта).
Под хранением следует понимать любые действия, связанные с удержанием экологически опасных веществ во владении лица (при себе, в производственном помещении, хранилище, тайнике и так далее).
Захоронение заключается в погружении веществ и отходов в воду или грунт и оставление их там.
Использование предполагает применение экологически опасных веществ с нарушением правил, обеспечивающих их безопасность для людей и окружающей среды.
Иным обращением указанных веществ является их приобретение, передача, списание, выбрасывание, разрушение без разрешения компетентных органов и с нарушением общественного порядка.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 278 УК РК, признается оконченным с момента совершения любого из альтернативных действий, указанных в диспозиции статьи, если они по своему характеру представляли угрозу, т. е. содержали в себе реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей его среде.
Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде следует понимать наличие реальной опасности причинения вреда здоровью человека или окружающей среде или возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые могли бы повлечь наступление вредных последствий, если они не были бы вовремя предотвращены принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли виновного (п. 21 Нормативного постановления Верховного суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления»).
Угроза причинения существенного вреда здоровью человека выражается в реальной возможности заболевания опасного для жизни либо соединенного со значительной стойкой утратой трудоспособности или с длительным расстройством здоровья хотя бы одного лица. Причиной возникновения такой угрозы может стать, например, превышение предельно допустимых норм при использовании источников ионизирующего излучения.
Угроза причинения существенного вреда окружающей среде – реальная опасность негативных изменений в состоянии окружающей природной среды, связанных с деятельностью человека: загрязнением, истощением, повреждением, разрушением экологических систем.
Оценка нарушений экологических требований как представляющих угрозу — вопрос факта, устанавливаемый правоприменительными органами на основе всех обстоятельств конкретного дела.
С субъективной стороны преступление, предусмотренной ч. 1 ст. 278 УК РК характеризуется виной в форме умысла, либо сознает, что нарушает экологические требования при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами. Это означает, что незнание того или иного отдельного нормативного акта, что может быть установлено объективно как реальная недоступность этого акта, его отсутствие – еще не устраняет осознание безопасности при транспортировке грузов. В то же время все-таки оценка возможности осознания общественной опасности деяния должна опираться на реальные обстоятельства, в частности учитывать действительную и требующуюся квалификацию лица; субъективный опыт; длительность нахождения вещества или группы веществ в обращении, поскольку может быть и неясен порядок обращения какой-либо группы веществ, которые изготовляются либо возникают в течение непродолжительного времени, а раньше вообще отсутствовали в природе, промышленности.
Волевой момент умысла заключается в сознательном допущении возникновения угрозы или безразличном отношении к этому.
Если отношение виновного к совершенному общественно опасному деянию и наступившим последствиям характеризуется прямым умыслом, то его деяние следует квалифицировать по совокупности комментируемой статьи и соответствующей статьи, предусматривающей уголовную ответственность за посягательство на личность и (или) собственность.
На мой взгляд, в практике не исключено совершение этого преступления по неосторожности. Однако, в силу требования содержащегося в ч.4 ст. 19 УК не позволяет признать данное деяние как совершенное по неосторожности.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет, наделенное соответствующими нормативно- правовыми актами обязанностями за совершение операций с химическими, радиоактивными и биологическим веществами.
Если указанные деяния совершает частное лицо, например, незаконно занимающееся предпринимательством, оно может быть привлечено к уголовной ответственности за конкретные виды экологических преступлений либо за незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 247) и т.д.
Должностные лица, на которые возлагается служебная обязанность по контролю за деятельностью лиц, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, устранившиеся от выполнения этой обязанности, в случае наступления последствий, указанных в ч.2, 3 ст. 278 УК должны нести уголовную ответственность по ст. 316 УК РК.
В части 2 ст. 278 УК РК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенные на территории с чрезвычайной экологической ситуацией.
Загрязнение окружающей среды (см. комментарий к ст. 277 УК).
Отравление окружающей среды – это более глубокая степень ее загрязнения, приведшая не только к превышению гигиенических и экологических нормативов качества окружающей природной среды, но и к гибели компонентов природной среды (например, животных, растительности и прочего).
Причинение вреда здоровью человека может выразиться в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.
Массовая гибель животного или растительного мира — это уничтожение большого количества их разнообразных видов.
Чрезвычайная экологическая ситуация — экологическая обстановка, возникшая на участке территории где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
В ч. 3 ст. 278 УК предусмотрены особо квалифицирующие признаки к составам, содержащимся в двух первых частях. Уголовная ответственность ужесточается, если деяния повлекли по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности. При этом массовым следует считать заболевание большого количества лиц.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 278, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 278, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 279. Нарушение правил безопасности при обращении с
микробиологическими или другими биологическими
агентами или токсинами

1. Нарушение экологических требований при складировании, уничтожении или захоронении микробиологических или других биологических агентов или токсинов или незаконный их ввоз в Республику Казахстан для переработки, хранения или захоронения, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на территории с чрезвычайной экологической ситуацией, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Объектомрассматриваемого преступления является экологическая безопасность, под которой в соответствии со ст. 1 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. понимается состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
В качестве предмета преступления выступает микробиологические и другие биологические агенты, а также биологические токсины.
Под микробиологическими агентами следует понимать микроорганизмы (микробы) – мельчайшие, преимущественно одноклеточные, организмы, видимые только в микроскоп: бактерии, микроскопические грибы и водоросли, а также вирусы, характеризующиеся огромным разнообразием видов, способные существовать в различных условиях, используемые в пищевой и других отраслях промышленности. По степени риска работы с ними микроорганизмы делятся на непатогенные; условно патогенные: патогенные; по потенциально способные к передаче инфекции, патогенные – возбудители особо опасных инфекций. Две последние категории микроорганизмов относятся к категории токсинов.
Другие биологические агенты, к микроорганизмам не относящиеся, это преимущественно многоклеточные организмы биологической природы (например, животные, используемые в научных исследованиях диагностического и экспериментального характера, - мыши, крысы, собаки и т.п.).
Токсины представляют собой соединения бактериального, растительного или животного характера, способные при попадании в организм животных, растений или человека вызывать их заболевание или гибель.
К микробиологическим токсинам относят патогенные микроорганизмы, вызывающие болезни растений, животных и человека.
Следует заметить, что правильное определение предмета рассматриваемого преступления имеет важное значение для правильной квалификации преступления, так как нарушение экологических требований при обращении с химическими, радиоактивными и биологическими веществами, являются предметом ст. 278 УК. Неспециалисту будет сложно разграничить, скажем, радиоактивные вещества, указанные в ст. 278 УК от микробиологических либо других биологических агентов или токсинов; равно как в принципе отличить биологические агенты или токсины от химических веществ. Законодатель в ст. 278 УК употребляет понятие веществ; в ст. 279 УК говорится об агентах или токсинах. Это различие позволяет предположить, что в ст. 279 УК имеются в виду субстанции (вещества) более активного характера.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется нарушением экологических требований при складировании, уничтожении или захоронении отмеченных выше предметов или незаконный их ввоз в РК для переработки, хранения или захоронения, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Экологическим кодексом от 9 января 2007 г. предписан ряд экологических требований, которые необходимо выполнять при обращении с отходами производства и потребления, в частности, складирование, уничтожение и захоронение.
Ввоз для переработки, захоронения или хранения, указанных в диспозиции предметов в Республику Казахстан может осуществляться только по специальному разрешению Правительства РК. Запрещается импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования.
Уголовная ответственность за нарушение указанных требований по ч. 1 ст. 279 наступает при условии создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а при наступлении определенных последствий, указанных в законе, ответственность наступает по ч. ч. 2 или 3 этой статьи.
Квалифицирующие признаки, предусмотренные в данной статье, идентичны признакам, предусмотренным в ст. 278 УК (смотрите комментарий к ст. 278 УК).
Субъективная сторона состава преступления характеризуется косвенным умыслом, а применительно к последствиям преступления в виде массового заболевания людей или смерти человека – в наличии двойной формы вины.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, наделенное специальными нормативно- правовыми актами правом обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 279, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 279, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 280. Нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями и
вредителями растений

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7