Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье. 5 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 311. Получение взятки

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, -
наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) путем вымогательства;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в крупном размере;
г) неоднократно, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третей и четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечания.
1. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.
2. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом имущества, права на имущество или иной имущественный выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
3. Особо крупным размером взятки признаются сумма денег стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, которые превышают две тысячи месячных расчетных показателей.
4. К должностным лицам применительно к настоящей статье и статье312 настоящего Кодекса относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 307 настоящего кодекса, а также должностные лица иностранных государств или международных организаций.

Объектом преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом следует признавать законные интересы граждан и организаций.
Предметом взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество или выгоды имущественного характера.
Под деньгами (валютой) понимаются как денежные знаки Республики Казахстан, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. Выведенные из финансового оборота казахстанские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 311 УК РК не являются и могут быть взяткой в виде «иного имущества» при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, тиыны чеканки 1993 г.), что согласно примечанию 2 к ст. 311 УК в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного.
В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Республики Казахстан ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление которых возможно только при его предъявлении. Гражданский кодекс РК к ценным бумагам относит: облигации, коносаменты, акции, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и другие документы, которые законодательными актами или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 130 ГК РК).
Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, драгоценные металлы в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, жемчуг ювелирный и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий.
Под правом на имущество как предметом получения взятки следует понимать наделение лица правомочием владения пользования или распоряжения имуществом. Например, выдача доверенности на право управления автомашиной, продажи недвижимости и т.п.
Выгоды имущественного характера как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства.
Получение взятки — умышленное, корыстное преступление, поэтому нет состава преступления в случаях, когда, например, лицо полностью оплатило оказанную ему услугу. Оказание лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицу или должностному лицу услуг, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение действия или бездействие не может рассматриваться как предмет получения взятки (например, написание благоприятной характеристики, рецензии, выдача почетной грамоты и тому подобное).
Таким образом, предметом взяточничества может быть любое имущество (движимое и недвижимое), права и услуги, получение которых приносит лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, а равно должностному лицу имущественную выгоду, так как платная услуга оказывается ему безвозмездно или по явно заниженной стоимости.
Взяткой может служить получение льготного кредита, пользование банковскими ссудами, аренда по заниженной ставке и другое. Полученная в качестве взятки валюта иностранных государств должна быть индексирована в национальную валюту для сопоставления с квалифицирующим признаком получение взятки в крупном размере.
Вещества и предметы, изъятые из гражданского оборота, на мой взгляд, следует рассматривать в качестве предмета получения взятки по следующим основаниям: изъятие предметов из гражданского оборота означает исключение из пользования и совершения гражданско-правовых сделок с указанными предметами под угрозой наказания и из-за отсутствия какой-либо декларации на их стоимость, что, однако, не означает отсутствия государственной монополии на их использование.
Так, государством может быть продано оружие, радиоактивные изотопы и тому подобное (например, один грамм осмия, который добывается из всех стран СНГ только в Казахстане, по некоторым оценкам стоит до 100 000 долларов) Следовательно, эти предметы обладают определенной материальной ценностью. Кроме того, наличие «черного рынка» в любом государстве не исключает возможности приобретения выгоды от продажи предметов, изъятых из гражданского оборота.
Получение взятки — преступление корыстное. Виновный, получая в качестве взятки изъятый из оборота предмет, рассчитывает получить выгоду от его продажи или использовать по прямому назначению (огнестрельное оружие — на охоте, наркотические средства для употребления и так далее) следовательно, состав получения взятки будет налицо.
Таким образом, предметом получения взятки может быть имущество, изъятое из свободного оборота (или ограниченное). При этом виновные лица несут ответственность не только за получение взятки, но и за незаконный оборот этих предметов.
Например, получение взятки в виде огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств должно квалифицироваться не только как получение взятки по ст. 311 УК РК, но еще и по ст. 251 УК РК как незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Получение в виде взятки наркотических средств или психотропных веществ (ст. 259 УК РК), радиоактивных материалов (ст. 247 УК РК), редких растений или животных, занесенных в «Красную книгу» (ст. 290 УК РК) дополнительно квалифицируется и по статьям об ответственности за незаконный оборот перечисленного.
Не могут рассматриваться в качестве предмета взятки назначение на более высокую должность, за оказание определенных услуг по службе, поскольку не сопряжены с получением выгод имущественного характера и их следует квалифицировать как злоупотребление служебным положением (ст. 307 УК РК).
В соответствии с ч. 2 примечания к ст. 311 УК РК не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение впервые должностным лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей (МРП).
Представляется, что законодатель тем самым продублировал положение, закрепленное в ч. 2 ст. 9 УК РК, где говорится о том, что не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. На наш взгляд, законодатель тем самым ограничивает возможность непризнания деяния преступлением в силу малозначительности, определив условием такого освобождения сумму, не превышающую 2 месячных расчетных показателя. По существу, это определение приводит данную норму в противоречие с ч. 2 ст. 9 УК РК, где такое условие непризнания деяния преступлением в силу малозначительности не предусмотрено.
Содержание ч. 2 примечания к ст. 311 УК предполагает неоднозначное понимание позиции законодателя, выражающееся в следующем:
- во-первых, в ч. 2 примечания к ст. 311 УК РК среди перечня предметов, выступающих в качестве подарка и дающих основание для непризнания деяния преступлением, не названы деньги и ценные бумаги, хотя в диспозиции ст. 311 УК РК они названы первыми. Какую правовую оценку мы должны дать лицу, который получает деньги или ценные бумаги, стоимостью ниже 2 месячных расчетных показателей? По букве закона получение в качестве подарка денег или ценных бумаг даже стоимостью ниже 2 МРП следует квалифицировать как получение взятки, так как они не указаны в ч. 2 примечания к ст. 311 УК РК;
- во-вторых, другим условием непризнания деяния преступлением является получение подарка впервые. Как квалифицировать деяние, если виновное лицо повторно получает подарок меньше двух МРП? Как исчисляются сроки давности при получении подарка неоднократно?
- в-третьих, почему законодатель установил именно 2 МРП, а не 3 или 4?
Считаю целесообразным исключить ч.2 примечания к ст. 311 УК. Эту позицию разделяют и подавляющее большинство практических работников.
Объективная сторона получения взятки выражается в получении субъектом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия взяткополучателя либо оно в силу служебного поведения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу или должностному лицу, материальными ценностями или фактическое пользование предоставленными услугами.
Поведение субъекта преступления, получившего взятку, может выражаться как в активном действии, так и в бездействии. При этом под последним понимается несовершение лицом действий, которые оно в силу служебных обязанностей должно было совершить в соответствии с занимаемой должностью, объемом прав и полномочий, но уклонилось от его совершения.
Обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности за получение взятки является осведомленность субъекта о получении имущественной выгоды, либо непринятие предусмотренных законом действий в случае получения без ведома субъекта подарка или иной имущественной выгоды.
В законе не указываются конкретные способы получения взятки, что вполне оправдано, так как невозможно заранее предусмотреть все их многообразие.
Исходя из законодательного определения получения взятки, мы можем выделить четыре варианта поведения лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или должностного лица, образующих состав получения взятки, за которое, или в связи с возможностью осуществления которого, оно получает взятку: 1) действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия лица; 2) действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия субъекта, но получатель взятки, в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций либо приравненного к нему лица или должностного лица; 3) общее покровительство или попустительство по службе лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, взяткодателю или представляемым им лицам; 4) незаконные действия (бездействие) субъекта преступления в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2 ст. 311 УК РК).
В п.3 постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество», на наш взгляд, правильно указывается на то, что ответственность за получение взятки наступает независимо от времени получения взятки (до или после совершения действия или бездействия), а также от того, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.
В статье 21 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) «О государственной службе» говорится о том, что заработная плата административных государственных служащих выплачивается за счет средств республиканского и местного бюджетов либо из средств Национального банка. Это означает, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо (а равно должностное лицо) получает вознаграждение за свою деятельность в порядке и размерах, установленных законом, а также свидетельствует о безвозмездности его публичной деятельности со стороны граждан.
Если же лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо или должностное лицо принимает вознаграждение, не предусмотренное законом, зная, что от него ждут соответствующего поведения, то оно посягает на общественные отношения в сфере государственной службы и должно нести ответственность за получение взятки.
Следовательно, состав получения взятки будет иметь место независимо от обусловленности незаконного вознаграждения (получено оно субъектом преступления за выполнение либо невыполнение какого-либо действия (бездействия) в интересах дающего взятку.
Во втором варианте поведение лица, уполномоченного на выполнение государственных функций либо приравненного к нему лица или должностного лица, образующего состав получения взятки, говорится о способствовании действиям (бездействию) в пользу взяткодателя. Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество» указывает: «Субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами».
Согласно закону, действия (бездействие) взяткополучателя должны вхоҒдить в служебные полномочия субъекта преступления или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Отсюда следует, что для признания лица взяткополучателем совсем не обязательно, чтобы его действия ограничивались сферой служебной компетенции.
В законе (ст. 311 УК РК) подчеркивается, что действия в пользу взяткодателя могут произойти, если оно «входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию)». Это указывает на объективный характер такой возможности. Поэтому, использование одних только дружественных или родственных связей для достижения желаемого результата исключает, на наш взгляд, состав получения взятки.
Поэтому, при установлении в каждой конкретной ситуации признака «способствование таким действиям», необходимо выяснить: позволяло ли должностное положение такого лица объективно воздействовать, влиять на другое лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, с целью совершения или несовершения им определенных действий. Нет состава получения взятки в случае, если решающими оказались личные связи, даже если они возникли в процессе служебной деятельности.
Таким образом, применение в теории и практике признака «способствование действиям (бездействию) в силу должностного положения», должно быть ограничено рамками объективной возможности лица, уполномоченного на выполнение государственных функций либо приравненного к нему лица, влиять на другое лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, которая существует, если:
а) оба субъекта работают в одной организации, причем, один из них находится в зависимом положении от другого;
б) вышеназванные лица работают в разных организациях, между которыми существуют отношения зависимости (административная, хозяйственная зависимость, отношения подконтрольности или поднадзорности).
В качестве самостоятельных признаков получения взятки законодатель включил общее покровительство или попустительство по службе.
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Вместе с тем, представляется, что закон, говоря о покровительстве и попустительстве субъекта по отношению к взяткодателю или представляемым им лицам, имеет в виду подобное поведение субъекта не только в отношении тех, кто ему непосредственно подчинен по службе. Взяткополучателем в этом случае может быть и лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо (должностное лицо), получающее незаконное вознаграждение от лиц, ему не подчиненных, но могущих оказаться в сфере действия его властных полномочий, что и определило необходимость, по мнению этих лиц, подкупа данного субъекта преступления. Например, государственный налоговый инспектор А. осужден за получение взятки от частного предпринимателя К. за общее покровительство по службе. Как пояснил К., он дал взятку, чтобы с помощью А. избежать в будущем ответственности за возможные нарушения налогового законодательства.
При получении взятки за общее покровительство или попустительство, взяткодателем не оговариваются специальные действия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, но участники преступления осознают, что передача взятки направлена на удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых им лиц. Это в конечном итоге выражается (либо с определенной степенью вероятности может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) субъекта преступления.
Данный вид взяточничества характерен для систематических передач взятки от подчиненных или подконтрольных лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу, сотрудников, так как данное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы.
Об опасности этого вида взяточничества свидетельствуют те случаи, когда организованные преступные группы систематически дотируют коррумпированных лиц государственных органов и властных структур, ожидая при необходимости хороших результатов от вложенных «инвестиций».
Получение должностным лицом от подчиненных или подконтрольных ему лиц денежных средств или иных ценностей за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, должно расцениваться как получение взятки.
Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально и не оговариваются, но участники преступления осознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя.
Важно отметить, что при покровительстве, попустительстве какие-либо конкретные действия после передачи вознаграждения могли быть не совершены. Для квалификации получения взятки это не имеет значения, важно лишь то обстоятельство, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо обладало реальными полномочиями для совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя и осознавало назначение переданного ему незаконного вознаграждения.
Таким образом, получение взятки за покровительство или попустительство по службе будет иметь место при следующих условиях: 1) у взяткополучателя должна сохраняться возможность совершения или несовершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя; 2) эта возможность должна вытекать из отношений подконтрольности или подчиненности между этими лицами; 3) оба лица должны осознавать смысл передаваемого вознаграждения (вознаграждение передается в качестве взятки за соответствующее поведение лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица).
Изучение следственно-судебной практики показало, что нередко упускаются из виду действия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или должностного лица, направленные на инициирование дачи взятки.
Например, субъект преступления путем угроз или уговоров склоняет заинтересованное в принятии какого-либо решения лицо к даче ему взятки. При таких обстоятельствах деяния лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, должны квалифицироваться не только как получение взятки по соответствующей части ст. 311 УК РК, но и по совокупности преступлений как подстрекательство к даче взятки, то есть по ч. 4 ст. 28, ст. 312 УК РК.
Преступление считается оконченным с момента принятия лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, взятки, независимо от того, совершило ли оно действия (бездействие) в пользу взяткодателя или нет, собиралось ли вообще данное лицо выполнять эти действия (бездействие).
С субъективной стороны получение взятки совершается только умышленно и с корыстной целью. Косвенный умысел и неосторожность при получении взятки вообще исключены. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо, в момент получения вознаграждения осознает, что оно носит незаконный характер, а совершение действий (бездействия) в интересах взяткодателя возможно только посредством использования своего служебного положения.
Если взятка полностью или частично не была получена по объективным обстоятельствам, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение обусловленной суммы взятки по ст. 311 УК РК со ссылкой на ч. 3 ст. 24 УК РК.
Предложение или требование со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, дать взятку, переговоры относительно сроков, размера и порядка уплаты вознаграждения в соответствии со ст. 24 УК РК образуют предварительную преступную деятельность субъекта преступления.
Уголовная ответственность наступает только за приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 24 УК РК), следовательно, ответственность за приготовление к получению взятки возможна только по ч. ч. 2, 3, 4 ст. 311 УК РК.
Исходя из определения приготовления к преступлению, изложенного в ч. 1 ст. 24 УК РК, приготовлением к получению взятки можно, в частности, считать предложение со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, дать ему взятку, подыскание лиц для выполнения функций посредника, переговоры с взяткодателем, действия, направленные на создание группы с целью получения взяток и т.д.
Учитывая все многообразие выгод имущественного характера, невозможно конкретизировать момент принятия лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, взятки в каждом конкретном случае.
Момент передачи просто определить, когда взятка вручается деньгами или другим движимым имуществом из рук в руки. Гораздо сложнее определить момент окончания преступления, когда предметом взятки являются какие-либо выгоды имущественного характера. В тех случаях, когда взятка предоставляется в виде услуги или выгоды имущественного характера преступление можно считать оконченным с момента пользования этой услугой. Правоприменительные органы должны обязательно установить факт не только предоставления, но и принятия субъектом преступления услуги или выгоды имущественного характера.
Уголовно-правовая теория и практика признают, что получение взятки будет юридически окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям.
С другой стороны, будет ли оконченным преступлением принятие взятки посредником — представителем лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица?
Несмотря на то, что посредник лишь передает вознаграждение лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу или должностному лицу, нельзя оставлять без внимания возможность присвоения им вознаграждения либо отказа взяточника от принятия взятки. Поэтому, принятие предмета взятки посредником (представителем взяткодателя) для дальнейшей ее передачи лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, не образует оконченного состава получения взятки.
Доказать на практике связь между получением средств посредником и лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом или должностным лицом всегда очень трудно.
Будет ли считаться оконченным преступлением или преступлением вообще совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом или должностным лицом, действий (бездействия) в интересах взяткодателя, если вознаграждение получает член семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, или любое другое лицо, материальное положение которого зависит от взяткополучателя?
В законе прямо не сказано о правовых последствиях принятия вознаграждения данным кругом лиц, так как диспозиция ч. 1 ст. 311 УК РК указывает на личное получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом вознаграждения.Однако, на мой взгляд,принятие с ведома лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или должностного лица, незаконного вознаграждения за соответствующее его поведение членами семьи субъекта преступления или иными близкими ему лицами, материальное благополучие которых зависит от него, образует оконченное взяточничество.
Действительно, лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, должностное лицо и члены его семьи владеют и распоряжаются одним и тем же имуществом, то есть ведут совместное хозяйство, поэтому принятие ими имущественной выгоды в конечном итоге означает возможность распоряжения предметом взятки непосредственно субъектом преступления. Налицо - замаскированная форма получения взятки. Гораздо сложнее установить факт получения взятки в случае, если она получена лицами, материальное положение которых зависимо от лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или должностного лица. Под такими лицами, на мой взгляд, следует понимать иждивенцев, проживающих отдельно несовершеннолетних детей, престарелых родителей или иных близких родственников, то есть лиц, забота о которых определяется гражданско-правовыми отношениями.
Обязательным условием данной формы получения взятки является согласие субъекта на получение предмета взятки вышеуказанным кругом лиц за соответствующее его поведение.
Таким образом, получение взятки (независимо от ее форм) — это принятие лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицо или должностным лицом вознаграждения в частном, не предусмотренном законом порядке, носящее характер личного вознаграждения данного лица со стороны заинтересованных в его действиях лиц.
При совершении преступления всегда присутствует психическое отношение лица к совершенному деянию. Это отношение проявляется в осознании лицом фактического характера и общественного значения совершаемого деяния или в отсутствии такового, предвидении наступления общественно опасных последствий своих действий, в определенном к ним отношении, в целях, которые он перед собой ставит.
Состав получения взятки не содержит в диспозиции указаний на форму вины, но можно с уверенностью сказать, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Получение взятки объективно нельзя оторвать от ее дачи и рассматривать изолированно друг с другом. Умысел виновного должен охватывать и осознание того факта, что лицо, вручающее вознаграждение, воспринимает данный акт именно как дачу взятки. В противном случае субъективная сторона преступления будет отсутствовать.
Для наличия субъективной стороны важно, чтобы взяткодатель имел намерение за взятку побудить лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо, действовать (бездействовать) в его интересах, желал наступления последствий действия (бездействия), а лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, принимающее имущественную выгоду, должно осознавать, что имущественная выгода передается ему в качестве взятки за его лояльное поведение и желать этого. При этом необходимо установить наличие у субъекта преступления воли на принятие взятки.
Обязательным признаком субъективной стороны получения взятки признается корыстная цель — извлечение незаконной выгоды имущественного характера. Корыстной цели соответствует и корыстный мотив, то есть стремление к извлечению этой выгоды. Вместе мотив и цель образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная интеллектуальная и волевая деятельность субъекта, связанная с совершением преступления и протекающая в момент его совершения.
Корыстные мотив и цель данного преступления непосредственно не зафиксированы в тексте уголовного закона, но вытекают из самой природы получения взятки (корыстного злоупотребления должностными полномочиями) и материального характера предмета взяточничества. В правоприменительной практике при установлении субъективной стороны получения взятки возникают определенные сложности. Так, например, как квалифицировать деяния, когда лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо, получая незаконное вознаграждение за свое служебное поведение, изначально планирует израсходовать полученные им средства на нужды, руководимой им организации или использовать их в благотворительных целях и так далее? С одной стороны, уголовно-правовая литература констатирует наличие лишь прямого умысла взяткополучателя, а корыстный мотив в законе не предусмотрен как, например, в других коррупционных и иных преступлениях против интересов государственной службы и государственного управления (ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 314 УК РК «Служебный подлог», ст. 315 УК РК «Бездействие по службе»). Кроме того, даже при отсутствии корыстного мотива принятие вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом или должностным лицом, за действия (бездействие) в интересах дающего вознаграждение, есть коррупционное правонарушение. Нельзя также забывать о взяткодателе, действия которого в полной мере образуют состав дачи взятки и наносят ущерб интересам государственной службы.
На наш взгляд, несмотря на то, что в законе отсутствует прямое указание на корыстную цель и мотив, в ст. 311 УК РК вывод об их наличии обусловлен самой природой получения взятки и материальным характером его предмета. Если лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо, получая незаконное вознаграждение за свое лояльное поведение, изначально планирует израсходовать полученные им средства на нужды организации, где он работает или использовать их в благотворительных целях, то такие действия при наличии необходимых признаков следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями по ст. 307 УК РК, а не как получение взятки.
Кроме корыстного мотива для наличия субъективной стороны получения взятки необходимо, чтобы субъект преступления, используя свои полномочия и должностное положение, мог действовать в интересах взяткодателя и осознавал назначение переданного




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7