Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье. 6 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 312. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу лично или через посредника –
наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействий) –
наказывается штрафом в размере от тысячи до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере;
в) неоднократно, –
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.



Законодатель определяет данное преступление как дачу взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, лично или через посредника.
Объектомрассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом следует признавать законные интересы граждан и организаций.
Объект и предмет дачи взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки (ст. 311 УК РК). Сказанное относится и к проблеме отграничения дачи взятки как уголовно наказуемого деяния от дисциплинарного проступка. Согласно примечания 1 к ст. 312 УК, не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные должностным лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.
С объективной стороныдеяние заключается в даче взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, лично или через посредника. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента передачи хотя бы части взятки. В случаях, если взятка была передана посреднику, отправлена на финансовый счет специального субъекта преступления, но не была принята таким лицом в силу независящих от него обстоятельств, то действия виновного следует квалифицировать как покушение на дачу взятки по ч. 3 ст. 24 УК и ч. 1 ст. 311 УК. Действия лиц, дающих взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных, общественных или частных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований – по совокупности с другими преступлениями (хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями). Руководители государственных, общественных или частных предприятий, учреждений или частных организаций, предложившие подчиненным им по службе лицам добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, а равно должностному лицу, несут ответственность как организаторы (ч.3 ст. 28 УК) либо подстрекатели (ч.4 ст. 28 УК) к даче взятки. Работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность за дачу взятки (ч.1 ст. 312 УК РК).
С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом и наличием цели склонить взяткополучателя к совершению в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), указанных в ч. 1 ст. 311 УК РК. Субъект должен сознавать, что дает лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, взятку за совершение в свою пользу или пользу представляемых им лиц действий (бездействия) либо за общее покровительство или попустительство по службе. Как отметил Пленум Верховного Суда РК в вышеуказанном постановлении, «действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя» (п. 3 постановления). При этом взяткодатель должен сознавать, что обусловленные взяткой действия (бездействие) субъекта входят в служебные полномочия последнего либо лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Передача ценностей с другой целью (например, государственный служащий вручает ценный подарок своему начальнику, рассчитывая тем самым добиться его расположения) не образует состава дачи взятки.
Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Характеристика признаков, данных в ч. 2 ст. 312 УК РК (дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), в ч. 3 ст. 312 УК РК (дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность) и в ч. 4 ст. 312 УК РК ( дача взятки, совершенная группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере и неоднократно) аналогична признакам получения взятки при отягчающих обстоятельствах (см. ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 311 УК РК).
В части 5 ст. 312 УК РК установлена уголовная ответственность за дачу взятки в особо крупном размере (см. комм. к ст. 311 УК РК).
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 312, относятся к преступлениям средней тяжести.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 3 и 4 ст. 312 УК РК, относятся к тяжким преступлениям.
Преступления, предусмотренные ч. 5 ст. 312 УК РК, относятся к особо тяжким преступлениям.

Статья 313. Посредничество во взяточничестве

1. Посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки -
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное неоднократно или организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, -
наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Посредничество во взяточничестве – согласно ч.1 ст. 313 УК РК, - есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Объекти предмет рассматриваемого преступления полностью совпадают с объектом и предметом получения взятки (ст. 311 УК РК).
Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражается в двух формах:
а) способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки;
б) способствование взяткополучателю и взяткодателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Посредничество во взяточничестве может выражаться как в обеих формах, так и в одной из них.
Способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки выражается в ведении соответствующих переговоров между указанными субъектами; организации встречи между взяткополучателем и взяткодателем; участии в обсуждении условий соглашения о даче, получении взятки и пр.
Способствование взяткополучателю и взяткодателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, как правило, выражается в непосредственной передаче предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю.
Названные формы посредничества во взяточничестве различаются между собой по моменту окончания преступления. Первая форма посредничества должна считаться оконченной с момента достижения с помощью посредника соглашения между взяткодателем и взяткополучателем о получении и даче взятки. При этом не имеет значения, состоялась ли впоследствии дача, получение взятки или нет. Что касается второй формы посредничества во взяточничестве, то она должна считаться оконченным преступлением только в случае, если соглашение о получении – даче взятки реализовано, т.е. с момента получения, дачи взятки.
Посредничество во взяточничестве следует отграничивать от соучастия в получении или даче взятки. Посредник, исходя из смысла этого слова, «вступает в контакт» и с взяткодателем, и с взяткополучателем, он является как бы передаточным звеном в процессе достижения соглашения о получении, даче взятки или в реализации такового соглашения. Соучастник же получения или дачи взятки, как правило, выступает на стороне взяткополучателя или взяткодателя, соответственно.
Должностное или иное лицо, организовавшее дачу или получение взятки, подстрекавшее к этому либо явившееся пособником дачи или получения взятки и одновременно выполнявшее посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. При этом вопрос о квалификации действий соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе, взяткодателя или взяткополучателя, он действует. В этих случаях дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, не требуется.
Субъективная сторона посредничества во взяточничестве характеризуется виной в форме прямого умысла: виновный сознает, что способствует взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними в получении и даче взятки, и желает этого.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.
Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает квалифицированные составы посредничества во взяточничестве: совершение его неоднократно или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения.
Понятие неоднократности и совершения преступления организованной группой даны при характеристике получения взятки (ст. 311 УК РК).
Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, предполагает использование субъектом при посредничестве во взяточничестве предоставленных ему по службе прав и полномочий. Посредничество во взяточничестве не может быть признано совершенным с использованием служебного положения, если оно не связано со служебной деятельностью виновного или такое лицо не выполняет управленческие функции в той или иной организации.
Определенную сложность в квалификации на практике вызывают случаи так называемого лжепосредничества (когда лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого сделать, присваивает их). Пленум Верховного Суда РК в указанном в постановлении от 22 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) предлагает квалифицировать такие действия как мошенничество. Такая позиция Верховного Суда РК, на наш взгляд, является спорной. Мы считаем, что по своей социальной и правовой сущности мошенничество и лжепосредничество во взяточничестве существенно различаются. При лжепосредничестве субъект не завладевает чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием, а склоняет другого гражданина к даче взятки, либо оказывает ему помощь в даче взятки. От того, что предмет взятки присвоен лжепосредником, социальная сущность действий обманутого взяткодателя не меняется. Следовательно, действия лжепосредника следует квалифицировать как подстрекательство или пособничество в даче взятки, а действия лица, вручившего лжепосреднику предмет взятки, - как покушение на дачу взятки.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 313, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 313, относится к тяжким преступлениям.

Статья 314. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдача заведомо ложных или поддельных документов, если эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, -
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные должностным лицом, -
наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Объектомрассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом следует признавать законные интересы граждан или организаций.
Предметом преступления выступают официальные документы, то есть письменные акты, выдаваемые органом государственной власти, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, удостоверяющие обстоятельства, имеющие юридическое значение.
Сами по себе документы, исходящие от частных лиц различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальными документами применительно к предмету посягательства, предусмотренного ст. 314 УК РК, не являются, поскольку служебный подлог – это посягательство на нормальную деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Однако если названные документы оказываются в делопроизводстве государственных структур, они приобретают характер официальных и способны стать предметом служебного подлога по ст. 314 УК РК.
Официальный документ в качестве служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления и должностными лицами Вооруженных сил, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в делопроизводстве государственных органов и органов управления для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение.
Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом или снабжены электронной цифровой подписью.
Объективная сторона настоящего деяния состоит во внесении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдача заведомо ложных или поддельных документов.
Служебный подлог может быть совершен только путем активных действий. В зависимости от способов действия подлог документов подразделяется на два вида: материальный и интеллектуальный.
Сущность материального подлога заключается в том, что истинность официального документа нарушается путем посягательства на саму форму документа (подписи, оттиски, печати, штампы и т.п.) или путем подделки его текста, что составляет материальные следы подделки. Материальный подлог имеет место и при полном составлении подложного документа, т.к. и в этом случае документ является подложным по содержанию и по форме.
При интеллектуальном подлоге подлинность документа нарушается в результате посягательства на его содержание. Виновное лицо в этом случае вносит ложные сведения в официальный документ, который с формальной стороны признаков подлога не содержит (сфальсифицирована только мысль, но не форма документа).
К материальному виду подлога относятся случаи, когда подлинный официальный документ подвергается изменениям либо исправлениям путем подделки и подчистки. Подделка официальных документов состоит в изготовлении полностью подложного документа (например, чек на оплату услуг) либо во внесении искажений в подлинный документ (например, содержание официального документа изменяется путем внесения новых данных с помощью дописок, замены чисел и букв, переклейки фотокарточек, марок). Способы этого вида подделки многообразны, поэтому не представляется возможным дать их исчерпывающий перечень. Во всех случаях подлог выражается либо в подделке истинных, либо в изготовлении или выдаче фиктивных официальных документов.
Служебный подлог имеет место лишь в том случае, если он совершен лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, с использованием своего служебного положения. В тех случаях, когда подлог совершен без использования служебного положения, либо подложные документы исходят не из органа государственной власти, а от иных организаций, учреждений, частных лиц (расписки, договоры, обязательства и т.д.), он образует состав других преступлений.
В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 325 УК РК как подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, совершенные частным лицом, т.е. как преступление против порядка управления.
Служебный подлог считается оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий с момента совершения одного из указанных в данной статье УК действий. При этом не имеет значения, использовало ли лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, фиктивный документ или нет. Данное обстоятельство учитывается судом при определении меры наказания.
Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и сознательно совершает иные действия, составляющие сущность служебного подлога. При этом субъект должен преследовать цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо причинения вреда другим лицам или организациям. Наличие каких-либо других целей при совершении действий, предусмотренных ст. 314 УК РК, исключает уголовную ответственность за служебный подлог.
Субъектом служебного подлога по ч. 1 ст. 314 УК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, по ч. 2 указанной нормы – должностное лицо, а по ч. 3 отмеченной статьи – лицо, занимающее ответственную государственную должность.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 314, относятся к преступлениям средней тяжести.
Преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 314, относятся к тяжким преступлениям.

Статья 315. Бездействие по службе

1. Бездействие по службе, то есть неисполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, своих служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо, охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, -
наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом следует признавать законные интересы граждан или организаций.
С объективной стороны бездействие по службе заключается в совокупности следующих признаков:
а) неисполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, своих служебных обязанностей;
б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. анализ ст. 307 УК);
в) наличие причинной связи между деянием специального субъекта преступления и наступления вредных последствий.
Преступление может быть совершено только в форме бездействия. При этом специальный субъект преступления не выполняет такие действия, которые входят в круг его служебных обязанностей, и в конкретных условиях у этого лица имеется реальная возможность их совершить. Неисполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, определенного действия или непринятие необходимых мер должны находиться в противоречии с установленными законами или другими нормативными правовыми актами, либо с его служебными обязанностями. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Между неисполнением служебных обязанностей и наступившим последствием, - существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций,- должна быть установлена причинная связь. Отсутствие ее исключает уголовную ответственность.
Специфический характер причинной связи в составе бездействия по службе состоит в том, что причиной является неисполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, а равно приравненным к нему лицом, закрепленных в законе своих служебных обязанностей, следствием – причинение вреда, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. В каждом случае для констатации наличия причинной связи необходимо установить, что неисполнение лицом своих служебных обязанностей нанесло вред, который был закономерным, а не случайным последствием бездействия по службе. Бездействие лица должно быть не только одним из необходимых условий, но и причиной наступившего результата. Причинная связь между деянием лица и наступившими в результате его совершения последствиями является обязательным признаком объективной стороны состава преступления. При отсутствии причинной связи наступившие последствия не могут быть поставлены в вину.
Субъектом бездействия по службе по ч. 1 ст. 315 УК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, по ч. 2 указанной нормы – должностное лицо, а по ч. 3 отмеченной статьи – лицо, занимающее ответственную государственную должность (см. ст. 307 УК).
Часть 4 ст. 315 УК РК предусматривает ответственность за совершение данного преступления, повлекшего тяжкие последствия, которые подробно рассмотрены при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями (ст.307 УК РК).

Статья 316. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Объектом халатности является нормальная деятельность учреждений, предприятий и организаций.
Объективная сторона преступления характеризуется:
1) неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей;
2) существенным нарушением прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства;
3) наличие причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей и причинением вреда.
Преступный характер поведения должностного лица при халатности может выражаться как в форме бездействия (неисполнение своих обязанностей), так и в форме активных действий (ненадлежащее исполнение своих обязанностей).
Для состава халатности в форме неисполнения своих обязанностей требуется установление тех конкретных служебных действий, которые должностное лицо обязано было выполнить. Не будет состава халатности, если должностное лицо не совершило те или иные действия, которые не входили в круг его служебных обязанностей. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей выражается в действиях должностного лица в пределах служебных обязанностей, но выполненных не так, как того требуют интересы дела.
Отсутствие у должностного лица реальной возможности исполнить надлежащим образом возложенные на него обязанности исключает уголовную ответственность за халатность.
Указание закона на недобросовестное или небрежное отношение должностного лица к службе относится, прежде всего, к характеристике преступного поведения этого лица. Это означает, что при халатности должностное лицо безответственно относится к своим служебным обязанностям, в связи с чем оно их исполняет ненадлежащим образом (невнимательно, поверхностно и т.п.). Или вообще не исполняет служебные действия, входящие в его компетенцию.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, например, из-за неопытности, недостатка квалификации, знаний, а не из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, если оно по этим причинам субъективно не могло надлежаще исполнить свои обязанности по службе, не может квалифицироваться как халатность.
Халатность обычно проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении не одного какого-либо конкретного действия, а в неисполнении или ненадлежащем исполнении целого ряда конкретных действий по службе.
В таких случаях все совершенное следует рассматривать как одно преступление, которое должно влечь ответственность, при наличии соответствующих условий, по ст. 316 УК РК.
Понятие последствий этого преступления тождественно рассмотренному при злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 307 УК РК).
Для признания должностного лица виновным в халатности необходимо установить причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и наступившими последствиями.
Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожностью в виде самонадеянности или небрежности.
Субъектпреступления – должностное лицо, характеристика которого была дана при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК).
Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства наступление смерти или иных тяжких последствий. Иные тяжкие последствия – оценочный признак. Определение их зависит от обстоятельств конкретного дела. Это может быть особо крупный материальный ущерб, причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, отравление значительного числа граждан, полная остановка производства и т.п.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7