Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как воспитатель. Отношение к обществу



2015-12-07 292 Обсуждений (0)
Как воспитатель. Отношение к обществу 0.00 из 5.00 0 оценок




Спарта

Воспитательное пространство. Государство

как воспитатель. Отношение к обществу.

 

Спарта сильнейшее государство Пелопоннеса со второй половины VIII в. до н. э.. Упадок Спарты IV-III до н.э.

 

Спарта представляет для нас интерес, потому, что во много её длительная успешность была обеспечиваема воспитательной силой тоталитарного военного государства, создавшего и реализовавшего модель послушного солдата.

Эта модель воспитания граждан государством, во многом благодаря законам, государственным и общественным нормам вызывала восхищение у Платона и стала одним из источников его произведений «Государство» и «законы». Позднее многие идеи из организации спартанского государства прозвучат в Утопии Мора, в Городе Солнца Кампанеллы, и станут основополагающими многих утопий, в том числе коммунистической.

Тоталитарное государство – это государство, подчинившее всех граждан, для которых служба государству была главной - послушный солдат.

Как это достигалось?

Подавлением индивидуалистических стремлений. Утверждением равенства. I.Спарта позиционировала себя как община равных.

Первым из разъединяющих эгоистических желаний было стремление к богатству, которое было устранено в законодательном порядке.

В Спарте все было устроено так, что никто не мог преуспеть в богатстве, выделиться своим богатством.

Для этого в Спарте была создана стабильная система землевладения, основанная на равенстве спартиатов. Полученный каждым одинаковый с другими надел было нельзя дробить при передаче по наследству, дарить, завещать, продавать. Также были поделены илоты, обрабатывающие землю.

Ликург запретил своим воинам снимать доспехи с поверженных врагов и объяснил это свое решение такими словами: «Доспехи я запрещаю снимать для того, чтобы спартанцы хранили свою бедность, военный строй, а также для того, чтобы во время боя не смели наклоняться над убитыми врагами». в законодательном порядке в законодательном порядке.

Основные пути к накоплению богатства перед гражданами были закрыты. С этой целью была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург заменил ее тяжелыми и неудобными железными оболами, уже давно вышедшими из употребления за пределами Лаконии. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься только периэки, да и то лишь в ограниченных масштабах. Были под запретом различные виды сделок по продаже земли. Их запрещалось дарить, продавать и завещать. Земельные участки спартанцев обрабатывали илоты.

Все спартанцы, независимо от происхождения и общественного положения, жили в одинаковыхусловиях, носили одинаковую простую и грубою одежду, ели одинаковую пищу за общим столом в сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью. На производство и потребление предметов роскоши был наложен строжайший запрет. Ввоз в Спарту чужеземных изделий был запрещен законом. Главными блюстителями порядков были сделаны эфоры, что буквально означает «блюстители» или «надзиратели». Они составляли коллегию из пяти человек, которых ежегодно переизбирали на народном собрании. Эфоры должны были следить за поведением граждан и наказывать нарушивших закон.

«Община равных» - обладала большим запасом прочности.

II.Второе искушение человека, угрожающее единству государства –стремление к власти. В Спарте были предприняты шаги, чтобы эти желания не развивались и не вели к расшатыванию государства. Во главе были два царя и совет старейшин, куда входили члены после 60 лет, избранные пожизненно. Совершенолетие наступало в 30 лет.

 

III.Сплочению спартанцев способствовали постоянные войны – постоянно сплачивающий образ врага.

Завоевав Лаконию, спартанцы (дорийские племена) покорили местное население( в основе ахейцев), превратив часть из них в илотов. Другие лаконские общины вошли в Лакедомон на правах периэков ( букв. «живущие вокруг»). В Спарте к ним относились как к людям второго сорта и не допускали к участию в делах государства. Спартанцы поддерживали страх у покоренных племен, опасаясь, что они могут восстать.

Угроза мятежа илотов требовала максимальной сплоченности и организованности. Эйфоры назначали ежегодные криптии – дни массового убийства илотов.

IV. К ослаблению государственного влияния и отечественных законов и традиций могли привести иностранцы, но Спарта на долгое время обособилась от всей остальной Греции, очевидно сознательно прервав контакты с другими греческими полисами. Спартанцы отказались даже от участия в олимпийских играх. Эта самоизоляция объяснялась тем, что община – завоеватель превратилась в замкнутое сословие профессиональных воинов – гоплитов, осуществляющих силою оружия свое господство над многотысячной массой илотов.

V.Семейная и личная жизнь всех граждан была подчинена государству. . В законах Ликурга было предусмотрено все, вплоть до мельчайших деталей, таких, как покров одежды и формы бороды и усов, которые дозволялось носить спартиатам. Государство в Спарте активно вмешивалось в жизнь рядовых граждан, регламентируя деторождение и супружеские отношения.

 

Все свободное время спартанцы прово­дили в военном лагере, где занимались гим­настическими и военными упражнениями. Здесь же находились казармы, в которых жили мальчики и молодые люди, не достигшие 30 лет. Взрослые граждане объединя­лись в воинские подразделения — сисситии (в переводе с греческого — «совместная трапеза»).

В сисситии проходила вся жизнь спартанца. Обязательным являлось участие в совместных трапезах. Дети в обществен­ных трапезах не участвовали, но их туда могли приводить, чтобы они слушали разговоры о политике, учились у взрослых шуткам и насмешкам, никогда и никого не оскорблявшим.

Нигде дисциплина не была так сильна, как в Спарте. В одном бою спартанец занес меч над врагом, но услышал сигнал отбоя. Он отдернул руку со словами: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команд» Подчиненность спартанца государству отмечали как античные авторы, так и исследователи античности. П.Гиро писал: «Личная свобода не могла существовать. Гражданин во всех отношениях и без всяких оговорок принадлежал государству и был всецело подчинен ему. Зависимость распространялась на все стороны человеческого существования.

Если государство испытывало нужду в деньгах, оно могло приказать женщинам отдать ему свои драгоценности, кредиторам — передать ему их закладные, собственникам оливковых деревьев —уступить ему бесплатно добытое ими масло.

Это всемогущество государства распространялось и на частную жизнь. Во многих греческих государствах мужчинам запрещалось оставаться холостым. В Спарте наказание нес не только тот, кто не вступал в брак, но даже и тот, кто женился поздно. Тирания государства доходила до вмешательства в мельчайшие подробности частной жизни. Законодательство Спарты устанавливало женские прически, в Спарте требовалось сбривать усы».( П. Гиро Там же, стр.19). Без позволения должностных лиц спартанцы не имели права покидать Лаконию. Государство желало иметь" возможность постоянно располагать всеми своими воинами@ Такое отношение государства и общества к личности определяло как наиболее востребованную модель воспитания – воспитание «послушного солдата».



2015-12-07 292 Обсуждений (0)
Как воспитатель. Отношение к обществу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как воспитатель. Отношение к обществу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)