Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей с УО



2015-12-07 793 Обсуждений (0)
Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей с УО 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце XX века (1997-2002 г.г.) появилось множество работ, посвященных проблемам семей, воспитывающих детей с ОВЗ ( Богданова, Мазурова, 1998; Мишина, 1998, 2001; Сабуров, 1999; Ткачева, 1999 а, б, в, 2000 и др.).необходимо отметить, что в данных работах в основном рассмотрены проблемы влияния социального окружения на особенности развития ребенка с ОВЗ, а также особенности семейной атмосферы. (Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.)

При рождении в семье ребенка с ОВЗ взаимоотношения в семье, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причинами являются психологические особенности ребенка, стресс, эмоциональная нагрузка, которую несут члены семьи. Многие семьи в этой ситуации оказываются беспомощными. (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии)

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, крайне отличаются от забот, с которыми живет семья с нормально развивающимся ребенком. В таких семьях искажаются и модели детско-родительских взаимоотношений, типы воспитания детей. К факторам влияющим на взаимоотношения можно отнести следующее:

• Степень и характер выраженности нарушений у ребенка;

• Личностные особенности родителей;

• Социум. (Ткачева)

Согласно результатам исследований проводимых ранее, изменения, имеющие место в семьях с ребенком с ОВЗ, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровне. (Ткачева)

Особенности внутрисемейных отношений, переживаний родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, изучены мало. Однако некоторые параметры этих отношений выделены некоторыми авторами.

С рождением в семье ребенка с умственной отсталостью изменяется уклад и психологический климат в семье. Интеллектуальный дефект детей с умственной отсталостью рассматривается как ведущий и оказывает особое воздействие на психику родителей (Р.Ф. Маймарамян, 1976; В.В.Ткачева, 1999). Именно ведущий дефект является для родителей психотравмирующим фактором, так как именно он исключает возможности полного выздоровления ребенка. (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии)

Рождение в семье ребенка с интеллектуальной недостаточностью подрывает психологическое состояние родителей также из-за того, что ребенка часто воспринимают «не таким, как все», «не похожим на остальных». Вследствие чего окружающие начинают искать отклонения от нормы и у самих родителей, воспринимать их как психически больных, нездоровых, что в свою очередь создает некий барьер между окружающими и семьей ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Родители такого ребенка начинают бояться диагноза, стыдятся его и стремятся изменить его на другой. (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии)

Ребенок с интеллектуальным дефектом воспринимается негативно как близкими, так и обществом. Изучение причин отрицательного отношения родителей и общества ребенка с интеллектуальной недостаточностью изложено в ряде работ.

О. Б. Чарова и Е. А. Савина (1999) оценивают отношение матери к умственно отсталому ребенку как противоречивое. Типичной реакцией матери является жалость, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерей проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.( (Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976).(Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,

С.)

Согласно исследованиям, проводимых О.Г. Комаровой и В.В. Юртайкиным (1996) стереотип негативного восприятия людей с интеллектуальной недостаточностью является устойчивым. Полученные результаты исследований показали, что ребенок и интеллектуальной недостаточностью воспринимается негативно как различными социальными группами, так и самими родителями. Что в свою очередь сказывается на переживаниях родителей и объясняет их глубину. (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии)

Результаты исследования А. Г. Московкиной, Е. В. Пахомовой, А. В. Абрамовой (2000) подтверждают точку зрения, высказанную ранее В. В. Юртайкиным и О. Г. Комаровой (1996) о преобладании отрицательных характеристик при описании умственно отсталых детей разными категориями лиц, включая и их родителей.(Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,

С.)

Вопросам изучения личностных особенностей матерей и взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, посвящены работы Л. И. Шипицыной (2002). (Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.)

В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей раннего возраста, выделяется ряд особенностей. Среди них: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком.

 

Характерным нарушением в поведении родителей при рождении в семье в семье ребенка с УО выступает потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», скрытая или открытая отчужденность. Гиперопека в свою очередь приводит к отставанию в психическом развитии ребенка. Потворствующая гиперопека может возникать вследствие того, что мать не верит в силы ребенка, в его возможности, а также являться следствием стиля «фобия потери ребенка». Страх может передаваться от матери к ребенку и быть причиной возникновения симбиотической связи между ними.

Эмоциональное отвержение может возникнуть в том случае, если ребенок не оправдывает ожидания родителей. Это все сказывается на повышенном уровне тревожности у ребенка, либо может перейти в педагогическую запущенность.

Недостаточная отзывчивость родителей появляется тогда, когда родители пренебрежительно относятся к чувствам ребенка, не вовремя отзываются на его потребности. Это может перерасти в депривацию и еще более замедлить развитие ребенка. Привязанность к матери — необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна. (Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.)

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь 40 % оказывают положительное влияние.

Почти 70% родителей переоценивают способности детей, 25 %- недооценивают и лишь 5 % правильно оценивают их возможности. Примерно 1/3 родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью сами имеют интеллектуальный дефект и являются выпускниками коррекционных школ 8 вида. Из-за чего вытекает проблема благополучия таких семей. Такие семьи распадаются чаще, либо воспитанием детей занимаются бабушки. Происходит нарушение детско- родительской подсистемы. Многие дети воспитываются в учреждениях интернатного типа. Отцы чаще устраняются от воспитания детей. Примерно 14 % родителей детей с УО имеют только начальное образование,26,3- среднее и 56,6- среднее специальное образование. Было установлено, что почти 25 % семей, воспитывающих УО ребенка, являются многодетными и около 70,5% детей живут в неполных семьях с отчимами или приемными отцами. В 13 % семей родители являются алкаголиками, наркоманами, правонарушителями. Все это в свою очередь также сказывается на неадыкватных методах воспитания и нарушает поведения ребенка, откладывает отпечаток на их личности. ( Мастюкова, сем. Воспит стр175)



2015-12-07 793 Обсуждений (0)
Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей с УО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей с УО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)