Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Деятельность Ездры и Неемии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вандеркам Джеймс

Введение в ранний иудаизм/Пер, с англ. (Серия «Современная библеистика») — М.: Библейско-богословский институт св. апос­тола Андрея. 2011 г. — xiv + 278 с.

Перевод Глеба Ястребова

Верстка: Светлана Опарина Обложка: Дмитрий Купреев

Введение в иудаизм второго храма, написанное одним из ведущих мировых специалистов по данному вопросу, отра­жает многолетний опыт преподавания автора в крупнейших университетах США. Книга будет полезна как для новичка, так и для специалиста, который найдет в ней множество интересных наблюдений.

Перевод книги Джеймса Вандеркама «Введение в ранний иудаизм» публикуется с согласия издательства William В. Eerdmans Publishing Company.

The translation of the book An Introduction To Early Judaism

by James C. VanderKam is published by arrangement with

William B. Eerdmans Publishing Company.

Бее права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая раз­мещение в сети Интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав.

18ВЫ 978-5-896-47-248-3

© William B. Eerdmans Publishing Company, 2001

© Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011 ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316


 



 

содержание

Предисловие к русскому изданию................................... 1х

Предисловие...................................................................... хш

глава 1. ВРЕМЯ ВТОРОГО ХРАМА

Персидский период(538 - 332 дон.э.)............................................ 1

Истоки ......................................................................... 1

События в Иудее (Йехуд) ........................................ 3

Деятельность Ездры и Неемии................................................ 3

Иаддуй и Александр Македонский......................................... 7

События в Египте......................................................... 9

События в Вавилонии и Персии................................ 10

Эллинистический период (332 - 63 до н.э.)................... 13

Власть Птолемеев в Египте и Иудее

(ок. 305 - 198 до н.э.).................................................. 14

Птолемей I и Иудея.................................................................. 14

Птолемей Пи греческий перевод Торы............................... 15

Роман о Товиадах ................................................. 17

Власть/влияние Селевкидов в Иудее (198 - 63 до н.э.).. 19

Антиох III (223 - 187 до н.э.).............................. 20

Антиох IV, первосвященники и эллинизм............................ 21

Хасмонейское государство (ок. 140 - 63 до н.э.)...... 30

 

Симон (142 - 134 до н.э.).................................... 30

Иоанн Гиркан (134 - 104 до н.э.)............................................ 33

 

Аристовул 1(104-103 до н.э.) и царство............................ 34

Александр Яннай (103 - 76 до н.э.)........................................ 35

Саломея Александра (76 - 67 до н.э.)................................... 36

Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.)............................. 37

Римский период (63 до н.э. и далее)............................... 39

Ранние годы (63 - 37 до н.э.)...................................... 39

Ирод (37 - 4 до н.э.) и Архелай (4 до н.э. - 6 н.э.)..... 42

Прямое римское правление (6 - 66 н.э.).................... 48

Первое еврейское восстание

против Рима (66 - 73 н.э.)........................................... 50

Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.)....................... 59

Приложение о египетском иудаизме.............................. 60

-[v]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Содержание


 


 


глава 2. ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВТОРОГО ХРАМА

Тексты второго храма в Ветхом Завете.............................. 64

Классификация литературы второго храма...................... 65

Апокрифы.................................................................... 65

Католические девтероканонические книги....................... 65

Тексты в греческих переводах Библии,

ноне в Еврейской Библии........................................................ 66

Псевдоэпиграфы............................................................................ 67

Еврейские тексты периода второго храма.......................... 70

Повествования.............................................................. 70

Истории................................................................ 70

1 Книга Ездры 70

1 Книга Маккавейская............................................ 74

2 Книга Маккавейская............................................ 78

Новеллы................................................................. 83

Книга Товита 83

Книга Иудифи 86

Сусанна 91

3 Книга Маккавейская............................................ 94

Послание Аристея............................................. 97

Греческий текст Книги Есфири....................... 102

Переписанное Писание................................................ 107

1 Книга Еноха...................................................... 107

Астрономическая Книга Еноха (1 Ен 72-82)............... 108

Книга Стражей (1 Ен 1-36)............................................ 110

История Левия (арамейская).............................................. 114

Книга Юбилеев........................................................................ 118

Завещания Двенадцати Патриархов..................... 122

Апокалипсисы............................................................. 125

Апокалипсис Недель (1 Ен 93:1-10; 91:11-17)........ 126

Книга Снов (1 Ен 83-90)........................................................ 127

Оракулы Сивиллы................................................................... 130

Подобия/Притчи Еноха (1 Ен 37-71)..................... 134

Завещание Моисея.................................................... 137

Литература Премудрости............................................. 140

Премудрость Иисуса, сына Сирахова............................ 141

Послание Еноха (1 Ен 91-107[108])...................... 146


Книга Варуха....................................................... 148

Премудрость Соломона............................................. 152

Поэтические сочинения............................................... 156

Псалмы Соломона.................................................... 157

Молитва Манассии.............................................. 161

Молитва Азарии и Песня трех юношей................ 162

Насмешка над идолами................................................ 164

Послание Иеремии................................................ 165

Вил и дракон........................................................ 166

Фил он Александрийский и Иосиф Флавий................. 168

Филон Александрийский....................................... 168

Иосиф Флавий...................................................... 173

Великие археологические открытия.............................. 179

Элефантинские папирусы.......................................... 179

Рукописи Мертвого моря........................................... 183

Рукописи и фрагменты 184

Археологические данные 194

Кумранская община и ее история 196

Масада.................................................................. 204

История Масады 204

Археологические данные 210

глава 3. СИНТЕЗ: ВОЖДИ, ДВИЖЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ

Правители и вожди........................................................... 215

Священники............................................................... 216

Первосвященник...................................................................... 216

Ведущие священники............................................................. 222

Простые священники............................................................. 223

Гражданские правители..................................................... 224

Синедрион................................................................................. 225

Движения........................................................................... 228

Начало периода второго храма................................ 228

Позднеэллинистический и римский периоды.......... 229

Фарисеи.................................................................................... 230

Саддукеи................................................................................... 232

Ессеи............................................................................................ 234

-[vii]-


Джеймс Вапдеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Другие.................................................................. 236

Богослужение..................................................................... 237

Храм............................................................................ 237

Храмовая структура................................................ 238

Система жертвоприношений..................................... 248

Праздники............................................................ 249

(1) Пасха............................................................................ 249

(2) Праздник опресноков.............................................. 250

(3) Вторая Пасха............................................................. 251

(4) Праздник Недель...................................................... 251

(5) Первый день седьмого месяца............................... 252

(6) День Искупления....................................................... 252

(7) Праздник Кущей....................................................... 253

(8) Ханука......................................................................... 253

(9) Пурим........................................................................... 253

Другие формы богослужения...................................... 254

(1) Музыка....................................................... 254

(2) Молитва...................................................... 257

Синагога..................................................................... 258

Писания............................................................................. 260

Группы авторитетных писаний.................................... 260

Версии, переводы........................................................ 263

Интерпретация............................................................ 264

Библиография.................................................................... 265

Указатель.......................................................................... 269


предисловие к русскому изданию

П

риятно, что мое «Введение в ранний иудаизм» стало доступ­но широкому кругу читателей в Восточной Европе. Оно пос­вящено одному из интереснейших периодов еврейской истории и литературы, периоду, которому суждено было сыграть колоссаль­ную роль в передаче и интерпретации еврейских Писаний, а также влиянии на первохристиан, давших нам Новый Завет. Я часто слы­шал, что учебник написан ясно, легко читается и вводит в обширное поле знаний, часто незнакомых не только христианам, но и иудеям. Его активно используют в колледжах, университетах и семинариях при изучении раннего иудаизма и родственных тем.

Период раннего иудаизма (ок. 515 до н.э. - 70 н.э.) слабо освя­щен в библейских текстах. Протестанты, чей канон не включает так называемые апокрифические книги, часто говорили о четы­рехсотлетнем молчании между концом ветхозаветного и началом новозаветного времени — представление, не имеющее ничего об­щего с действительностью. Православные и католики имели луч­шую возможность познакомиться с данным периодом, поскольку их ветхозаветные каноны значительно шире и содержат ряд текстов, относящихся как раз к раннему иудаизму. Однако даже православ­ный и католический каноны содержат лишь малую толику богатой литературы, созданной еврейскими авторами до 70 года н.э.

Свой учебник я писал преимущественно для западной аудито­рии, а потому часто говорил о книгах в иудейском, католическом и протестантском канонах. Местами я упоминаю и о более широких канонах восточных церквей, но в предисловии к русскому изданию стоит подчеркнуть, что православные церкви Восточной Европы имеют собственные определения Библии. Скажем, в Элладской православной церкви тот же Ветхий Завет, что и у католиков, но есть две дополнительные книги: 4 Книга Маккавейская и Молитва Манассии, хотя входят они в приложения к Писанию. Славянские церкви признают все эти книги, а также 1/3 Книгу Ездры. Далее

-[ix]-



Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙИУДАИЗМ

я рассматриваю 1/3 Книгу Ездры и Молитву Манассии (отмечая их статус в библейских канонах восточных церквей), однако ос­тавляю за скобками 4 Книгу Маккавейскую, ибо нет уверенности в ее принадлежности к периоду раннего иудаизма. Если 4 Макк и относится к нему, то была создана под самый конец его, возможно около 50 года н.э. Поскольку в английском издании я не говорю об этом тексте, имеет смысл сказать о нем несколько слов здесь.

4 Макк — четко выстроенное сочинение. Автор вводит читате­ля в тему (гл. 1-4), затем повествует о девяти мученичествах и их глубоком смысле (5:1-17:24), после чего призывает детей Израилевых соблюдать закон, как соблюдали его мученики, и приводит автобиографическое свидетельство матери (одного из мучеников) о воспитании своих семерых сыновей, которые ранее претерпели мученичество. Во вступлении автор объясняет, в чем состоит его главная мысль и как он собирается ее раскрывать. Вопрос, который он считает глубоко философским, состоит в следующем: «Господ­ствует ли над страстями благочестивая рассудительность?» (1:1)*. Разумное суждение он почитает величайшей добродетелью (1:2), а мучеников — лучшими примерами того, как разум господствует над эмоциями. Ведь девять мучеников, «самую жизнь презрев ради бла­гочестия, доказали, что оная рассудительность сдерживает страсть» (1:9). Как мы узнаем позже, разум одерживает верх над чувствами, но не лишает человека чувств.

Определяя понятия, автор проводит связь между разумом, муд­ростью и еврейским законом. «Рассудительность есть ум, по правой причине всему предпочитающий житие, направляемое мудростью. Мудрость же есть знание божеских и человеческих предметов и причин их. Она же есть изучение закона, посредством которого (изучения) мы божественное узнаем благоговейно, человеческое — охотно» (1:15-17). Таким образом, как показывает и пример муче­ников, разум глубоко связан с житием по закону Божьему. Автор

* Здесь и далее 4 Макк цит. по пер. еп. Порфирия (Успенского). См.«Труды Киевской Духовной Академии», 1873, 11. —Прим. пер.

-[x]-


Предисловие к русскому изданию

приводит несколько историй из более ранних Писаний, чтобы про­иллюстрировать свою мысль, прежде чем обратиться ко временам Антиоха IV Епифана и его попыткам насильственно, под угрозой пыток запретить иудаизм. Царь пожелал пойти на столь жестокие меры потому, что иудеи смело противились его указам, предпочи­тая смерть вероотступничеству.

В центре внимания оставшейся части книги находятся девять мучеников и смысл их разумного следования закону Божьему. Здесь 4 Макк опирается на 2 Макк 6:18-31 (мученичество старого Елеаза-ра, который назван философом в 4 Макк 5:4-8), но разворачивает этот материал до нескольких глав (гл. 5-7). 2 Макк 7:1-19, 24-40 описывала смерти семерых братьев, и этот же сюжет мы находим в 4 Макк 8:1-14:10. Наконец, мать семерых братьев (2 Макк 7:41, но см. также ст. 20-23, 25-29) встречает благородную смерть и получает похвалу за это в 14:11-17:6. 4 Макк 17:7-24 говорит о мученичестве и его смысле в целом, а глава 18 призывает подражать им и приво­дит рассказ матери. Следует отметить, что мученичества - это не единственные места 2 Макк, которые играют роль в 4 Макк: рас­сказ об Илиодоре (2 Макк 3) пересказан в 4 Макк 3:19-4:14, хотя имя здесь не Илиодор, а Аполлоний.

Мученичество происходит в присутствии царя и его людей и включает диалоги между монархом и еврейскими узниками. Елеазара убеждают вкусить свинину, но он, «наперсник закона и философ по жизни божественной», отказывается, идя на ужасные пытки. Подробный рассказ содержится в главах 5-6, а глава 7 содержит хвалу, энкомий в его честь. Затем царь сулит высокие должности в своей администрации семи красивым братьям, если те отринут отеческие предания своего народа и воспримут греческий образ жизни (8:7-8; см. также 12:5). Нескольким из них также предлагает­ся вкусить запретную пищу (8:2, 12, 29; 9:16-18, 27; 10:1; 11:16, 25). Они отвечают отказом и погибают страшной смертью. И все они, увидев орудия пыток, «не только не устрашились, но и любомудренно отвечали мучителю и разумно опровергли мучительство его» (8:15). Энкомий в честь братьев (13:1-14:10) содержит, в частности,

-[xi]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙИУДАИЗМ

такие слова: «Итак, если страдания даже до смерти преодолели эти семь братьев, оказывается вполне, что благочестивая рассудитель­ность самодержавит над страстями» (13:1). О смерти матери столь подробно не рассказывается, но текст полон хвалы в ее адрес. Как бы ни мучили ее сыновей, она «не изменила убеждений» (15:11). «Если же и женщина, и старица, и мать семи детей перетерпела, видя мучения чад даже до смерти, то благочестивая рассудитель­ность, неоспоримо, есть владычица страстей. И я доказал, что не только мужи господствовали над страстями, но и женщина презре­ла величайшие муки» (16:1-2; см. также 15:22-23).

Описания и хвалы мученикам — главное в 4 Макк. К ним автор добавляет некоторые пояснения о воздаянии и о значении мучени­чества. В отличие от 2 Макк 4 Макк не говорит о телесном воскре­сении: речь идет лишь об обретаемом в награду бессмертии (15:3; 16:13; 17:12; 18:23; согласно 9:8, праведные будут с Богом). Антиоха же ожидает вечное наказание огнем (9:9; 10:11; 12:12,18; 13:15; 18:5). Твердость мучеников не только делала их вдохновляющими приме­рами для единоверцев, но и способствовала очищению Святой зем­ли от чужеземных угнетателей (1:11; 17:21). Они были «жертвою за грех народа, и кровью этих благочестивых, и умилостивительною смертью их божественное Провидение спасло предозлобленного Израиля» (17:21-22). Смерть мучеников носила заместительный характер. Изображая их не просто иудеями, целиком и полностью верными библейскому закону, но и философами, отстаивающими известные в греческом мире философские взгляды, автор, видимо, пытается показать: можно быть глубоко верующим иудеем и при том воспринять некоторые элементы эллинистической культуры.

В завершение позвольте поблагодарить издательство ББИ в целом, и в частности всех, кто организовал и выполнил перевод книги и сделал это весьма эффективно.

Джеймс Вандеркам Нотр-Дамский университет


предисловие

К

ак показывает мой опыт преподавания в университете и выступления в других аудиториях, многим людям интересен период еврейской истории и литературы, которому посвящена данная книга. Евреям он интересен как первоначальная стадия в долгой истории иудаизма. Христиане же хотят лучше понимать, что происходило «между двумя Заветами». К сожалению, иссле­довательское поле огромно, а с чего начинать, непонятно. Спе­циалисты знакомы с массой отличных ресурсов, но остальные просто потеряются на просторах многочисленных детальных и узкоспециальных трудов.

Когда Джон Потт и Дэн Харлоу из издательства «Эрдманс» предложили мне написать введение в ранний иудаизм приблизи­тельно в том ключе, как я раньше написал «Кумранские рукописи сегодня», мне показалось это хорошей возможностью восполнить лакуну и создать учебник, пригодный для преподавания, да и во­обще полезный любому интересующемуся читателю. Я попытался включить в него значительное количество информации по ис­тории, литературе и археологии данного периода, изложить ее по возможности кратко и четко и при этом охватить читателей с разным уровнем интереса и разными целями.

Естественно, приходилось производить большой отсев: ка­кой материал включать, а какой нет. В последние десятилетия этот период обычно называют «ранним иудаизмом», однако его хронологические рамки не очерчены строго. Здесь я имею в виду эпоху, когда в Иерусалиме стоял второй храм (516/515 до н.э. — 70 н.э.). Хотя мы очень точно знаем время постройки и гибели этого здания, хуже обстоит дело с датировкой еврей­ских текстов. Тексты, относительно принадлежности которых раннему иудаизму есть максимальная уверенность, я включил в работу. Однако, возможно, я что-то упустил. Не исключено, например, что стоило написать и о «Библейских древностях»

-[xiii]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Псевдо-Филона и «Иосифе и Асенет», а Притчи Еноха (1 Енох 37-71), наоборот, убрать как более позднее произведение. Такие спорные моменты неизбежно существуют, но я могу ручаться читателю, что отбор производил тщательно и включенный ма­териал дает хорошее представление о событиях данного исто­рического периода, о типах создававшихся текстов и об идеях, которые обсуждали еврейские мыслители.

По ходу работы я получил много помощи. Нотр-Дамский университет и богословский факультет обеспечили замечатель­ные условия для преподавания и исследовательской работы. Коллеги провели массу исследований, пригодившихся здесь, а программа по христианству и иудаизму в Античности собрала целый ряд одаренных аспирантов, которые помогли лучше об­думать период раннего иудаизма. Особенно хочу поблагодарить Анжелу Ким за тщательную корректуру и подготовку предмет­ного указателя.

Книгу я посвящаю своей талантливой и образованной жене Мэри, которая подчас подшучивает над моим интересом к та­ким предметам, как псевдоэпиграфы. Воистину она «доброде­тельная жена», которая, подобно ее предшественнице в Книге Притчей 31, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое на­ставление на языке ее».

 


глава 1

ВРЕМЯ ВТОРОГО ХРАМА

В

период второго храма (516/515 до н.э. — 70 н.э.) еврейский народ, где бы он ни жил, находился под политическим и военным контролем других наций. Лишь непродолжительное время в конце II — начале I века до н.э. он обладал собственным независимым государством, существовавшим в тени намного более крупных государств.

Введение в период второго храма полезно начать с краткого обзора исторических событий, которые затрагивали еврейские общины на протяжении почти шести столетий. Время второго храма начинается в конце ветхозаветного периода* и продол­жается до второй половины I века н.э. Зная основные события и основные действующие лица, гораздо легче будет читать раз­дел, посвященный литературе второго храма: тексты окажутся в подобающем историческом контексте.

персидский период (538 - 332 до н.э.)

Период второго храма начинается во времена владычества Персии над древним Ближним Востоком.

Истоки

Согласно библейским текстам, работа над строительством второго храма в Иерусалиме началась после того, как царь Кир в первый год своего правления над Вавилоном издал указ о его пос-


* Здесь и далее Дж. Вандеркам пользуется распространенным для современной на­учной номенклатуры термином «Еврейская Библия». При переводе мы предпочли заменить его на более привычное русскому уху «Ветхий Завет». — Прим. пер.


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

тройке (539-538 до н.э.; см. 2 Пар 36:22; Ездр 1:1-2; 5:13; ср. 6:3). Еще раньше пророк, называемый в науке Второисайя, возвестил слово Господне о Кире: «Пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"» (Ис 44:28). Библейские источники говорят, что царь Кир «велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно» (2 Пар 36:22; Ездр 1:1) следующий эдикт:

Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне ГОСПОДЬ, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет [+ ГОСПОДЬ (2 Пар 36:23)] Бог его с ним, - и пусть он идет [2 Пар 36:23 заканчивается] в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, кото­рый в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золо­том и имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.

В центре внимания здесь не Иерусалим, а храм, где благоволил обитать Бог (по словам Кира, давший ему «все царства земли»). Верный своей политике, великий царь возвратил культовые предметы, которые вавилонский царь Навуходоносор ранее за­хватил в иерусалимском храме перед разрушением его в 587/586 году до н.э.; Кир дал их человеку по имени Шешбацар, который, возможно, был потомком Давида (ср. 1 Пар 3:18, где Шенацар может быть другим написанием того же имени). Кем бы он ни был, Шешбацар вместе со многими другими привез священные сосуды к месту, где ранее в Иерусалиме располагался храм, и, видимо, взялся сооружать новый храм. Они заложили фундамент (Ездр 5:16), но, похоже, не особенно продвинулись. Причина столь медленных темпов неизвестна.

Лишь восемнадцатью годами позже, в 520 году до н.э., втором году Дария (522 - 486 до н.э.) за строительство храма взялись по-настоящему (Ездр 5:1-6:15). Руководители строительного

-[2]-


Глава 1. Время второго храма

проекта названы в Книге Ездры по имени. Гражданским лиде­ром был Зоровавель, почти наверняка потомок Давида (1 Пар 3:19). Первосвященника же звали Йешуа (Йошуа): потомок пос­леднего первосвященника первого храма. Зоровавеля, Йошуа и народ воодушевляли два пророка, Аггей и Захария. Согласно Книге Ездры, храм был закончен, с царского разрешения и под­держкой, «к третьему дню месяца адара (двенадцатый месяц), в шестой год царствования царя Дария» (516/515 до н.э.; Ездр 6:15). Период второго храма начался.

События в Иудее (Йехуд)

После завершения второго храма наша информация о собы­тиях в Иудее, основанная на ветхозаветных источниках, стано­вится крайне обрывочна. Источники уделяют основное внима­ние деятельности двух основных вождей в последующее столе­тие, прочие же события упоминаются лишь вскользь.

Деятельность Ездры и Неемии

В 458 году до н.э. (седьмой год Артаксеркса I [465 - 424 до н.э.]) священник и книжник по имени Ездра, «изучавший текст за­поведей ГОСПОДА и законы его для Израиля» (Ездр 7:11), от­правился из Вавилона в Иудею во главе большой группы других евреев — священников, левитов и мирян. У Ездры было необыч­ное поручение от царя: ему надлежало учредить некий закон в персидской провинции под названием За Рекой (Заречье), не­большую часть которой составляла Иудея.

Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке тво­ей, поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ в провинции Заречье — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу. (Ездр 7:25-26).

-[3]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Царь и его советники также продолжили политику предшест­венников Дария, щедро жертвуя на содержание иерусалимского храма (Ездр 7:14-24; 8:36).

Вскоре по прибытии в Иерусалим Ездра узнал, что многие иудеи женаты не на репатриантках. Он постился, рвал на себе волосы и одежду, покаянно молился (гл. 9), а затем потребовал, чтобы браки с чужеземками были расторгнуты: вместе с рожден­ными детьми эти женщины должны были быть отосланы прочь (гл. 10). Это преступление — «смешалось семя святое с народами иноплеменными» (9:2) — выглядит незначительным, но божест­венный закон действительно оказался нарушен, а Ездра считал именно такие прегрешения причиной предыдущего вавилон­ского плена. Радикальность решения подчеркивает, что чисто­та генеалогии и семьи считалась тогда важной частью верности закону Божьему (во всяком случае, так считал Ездра со своими единомышленниками).

Доселе Ездра, по-видимому, не исполнил царского поруче­ния; этому суждено было исполниться еще лет через четыр­надцать. Книга Неемии сообщает, что Неемия, который слу­жил виночерпием у того же персидского царя Артаксеркса I, получил тревожные новости из Иерусалима. К нему пришел его брат Ханани с «несколькими людьми из Иудеи» (1:2; отсю­да видно, что между Иудеей и Сузами существовали контакты) и сказал: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» (1:3). Непонятно, какая именно стена разрушена: та, которую разобрали еще вавилоняне в 587/586 году до н.э., или какая-то новая, недавно построенная. Как бы то ни было, Неемия наби­рается смелости просить у Артаксеркса дозволения оставить на время свои официальные обязанности и восстановить город Иерусалим. По словам Неемии, это случилось в двадцатый год Артаксеркса (1:1; 2:1), то есть в 445/444 году до н.э. в пересчете на наше летоисчисление.

-[4]-


Глава 1. Время второго храма

Неемия отправился в Иерусалим с вооруженным эскортом и царским письмом, которое давало ему право брать на лесомате­риал деревья из царских лесов. В Иерусалиме он организовал восстановление разоренных стен (Неем 3) и завершил проект всего за 52 дня, но ему пришлось пережить сопротивление местного еврейского руководства: эти вожди жили возле Ие­русалима и подозревали Неемию в царских амбициях. Среди них выделяются Товия Аммонитянин и Санаваллат Хоронит. Неемия также осуществил в Иерусалиме ряд социальных ре­форм, но книга его имени неожиданно переключает внимание с него на Ездру (гл. 8-10). Ездра наконец (четырнадцать лет после своего прибытия в Иерусалим) делает то, что приказал ему Артаксеркс: читает и объясняет закон общественному соб­ранию «мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать» (8:2). Когда он читал из «книги закона Моисеева, который запо­ведал ГОСПОДЬ Израилю» (8:1), книжнику помогали левиты: они «поясняли народу закон, между тем как народ стоял на сво­ем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и при­соединяли толкование, и народ понимал написанное» (8:7-8). В результате был должным образом соблюден праздник Кущей, а израильтяне, которые уже отделились от чужеземцев, испо­ведали свои грехи (гл. 9). В этой исповеди Ездра признал, что именно несоблюдение закона привело к плену и чужеземному гнету; поэтому присутствующие дали «твердое обязательство» и подписали, а на подписи поставили печать со своими именами (как типично для Ездр— Неем, все имена перечислены). Они дали обязательство поступать по закону Божьему, не отдавать своих дочерей иноземным народам, не заниматься торговлей в субботу, соблюдать субботний год (включая отпущение долгов), выплачивать по трети сикля в год на нужды храма, приносить регулярно дерево для всесожжении, отдавать ежегодно первые плоды в святилище, а также выплачивать десятины (гл. 10). впоследствии Неемия применял силу, чтобы осуществить не- которые из этих мер (гл. 13).


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 1. Время второго храма


 


Книга сообщает, что в тридцать второй год царствования Артаксеркса (433 - 432 до н.э.) Неемия вернулся ко двору (13:6), но спустя некоторое время вновь отправился в Иерусалим на­водить порядок. Тридцать второй год Артаксеркса — послед­няя надежная дата в Ветхом Завете, хотя некоторые списки имен священников в Неем 12 могут относиться к гораздо более позднему времени. Например, список первосвященников до­ходит до Иаддуя, который считается верховным понтификом во время посещения Александром Македонским Иерусалима (12:11, 22). Впрочем, некоторые ученые полагают, что речь идет о более раннем Иаддуе, чье имя выпало из других спис­ков первосвященников данного периода. Упомянутый в 12:22 Дарий Персидский — видимо, Дарий II, который царствовал в 423 - 404 годы до н.э.

Книги Ездры и Неемии показывают, что группа иудеев, ре­патриантов из восточной диаспоры, временами прилагала се­рьезные усилия, чтобы обособиться от соседних народов, ко­торые, возможно, также чтили ГОСПОДА, хотя и по-другому. Санаваллат Хоронит был предком ряда правителей в области Самарии, а у тамошнего народа, похоже, были враждебные от­ношения с иудеями. Аналогичным образом обстояло дело с на­родом, связанным с Товией Аммонитянином и Гешемом Арави­тянином (см., например, 6:1). Создается впечатление, что некое еврейское сообщество, сосредоточенное вокруг иерусалимского храма, считало, что смешиваться с другими народами опасно и приведет к бедам. Поэтому они вознамерились соблюдать закон Моисеев, включая его сепаратистские требования, и тем самым обеспечить божественное благоволение к себе.

С Неемией занавес на исторической сцене Иудеи на какое-то время опускается. О событиях между ним и временами Мак­кавеев (160-е годы до н.э.) мы почти ничего не знаем. Большая часть дошедшей информации содержится у еврейского исто­рика Иосифа Флавия (подробнее о нем см. соответствующий раздел в гл. 2). Флавий писал «Иудейские древности» в 90-е

-[6]-


годы первого столетия нашей эры и располагал лишь немно­гими источниками по событиям между правлением Неемии и маккавейским восстанием. Интересен подробно описанный им эпизод, связанный с первосвященником Иаддуем, последним первосвященником, который упомянут в Неем 12 (ст. 11, 22).

Иаддуй и Александр Македонский

Согласно Иосифу Флавию, этот Иаддуй занимал первосвященническую должность во время военной кампании Александра Македонского в Леванте в 332 году до н.э. Некоторые исследова­тели отрицают его тождество с Иаддуем в Книге Неемии на том основании, что для последних двух первосвященников в списке Неемии придется тогда предположить длинные сроки правле­ния. Однако эти сроки все равно остаются в рамках правдопо­добия, и Иаддуй вполне мог быть правящим первосвященником но времена Александра Македонского.

Как сообщает Флавий, Иаддуй был союзником последнего персидского царя Дария III и отказался изменить своей при­сяге этому царю, когда Александр потребовал верности. Раз­гневавшись, македонский монарх пошел на Иерусалим, чтобы наказать ослушников. И тогда первосвященник вышел к нему навстречу вместе со священниками и толпой горожан. Все они были облачены в белые одежды. Увидев их, Александр сделал нечто неожиданное: спешился, вышел вперед к первосвященни­ку и преклонился перед ним. Александр также заявил, что видел ранее этого первосвященника во сне, а Иаддуй заверил его, что по приход предсказан в Книге Даниила. Перед тем как возобновить прерванный поход на Египет, Александр осыпал евреев разными дарами.

Не все в этом рассказе правдоподобно, и ни один нееврейский греческий источник не упоминает о встрече Александра Македонского с иудейским первосвященником. Тем не менее, как бы ни относиться к данной истории, она отражает определенные исторические реалии: евреи живут под начальством

-[7]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 1. Время второго храма


 


первосвященника и у них хорошие отношения с крупными державами.

В этой истории упоминается также народ Самарии, живший к северу от Иерусалима. Судя по Книгам Ездры и Неемии, от­ношения с этими соседями были напряженными уже в первое время после возвращения из плена. Ездр 4:1 упоминает «врагов Иуды и Вениамина», не вдаваясь в уточнения, кто они такие: они утверждали, что поклоняются тому же Богу, что и репат­рианты, и хотели помогать восстанавливать храм (4:2). Их предложение было отвергнуто (4:3). Впоследствии, во времена Артаксеркса, чиновники из той же местности написали царю, что евреи восстанавливают Иерусалим; в ответ Артаксеркс ве­лел приостановить работы (4:7-23). Среди врагов Неемии был Санаваллат Хоронит (впервые упомянут в Неем 2:10); Хорон находится в той же северной области, и сейчас мы располагаем свидетельствами, что Санаваллат установил династию прави­телей, которая, видимо, просуществовала до завоеваний Алек­сандра Македонского.

Эти данные почерпнуты из папирусов, найденных в начале 1960-х годов в Вади-Далиех. Они были написаны на арамейском языке в середине 300-х годов до н.э.; большинство текстов со­ставляют контракты. В некоторых из них упоминается имя Са­наваллат, и на основании этих упоминаний можно восстановить семейную линию. Санаваллат, который враждовал с Неемией, по-видимому, был первым из трех Санаваллатов, которые пра­вили Самарией. Его сын Делаия упомянут в одном из элефантинских папирусов (см. ниже). Второй Санаваллат появляется в самаринских папирусах, а Санаваллат, которого Иосиф Флавий считает современником первосвященника Иаддуя, был третьим. Согласно Флавию, этот Санаваллат оказал поддержку Алексан­дру, и Александр дозволил ему построить храм на его террито­рии. Санаваллат отдал в жены брату Иаддуя свою дочь и стал первосвященником своего нового храма. Предполагается, что так и возник храм в Самарии.

-[8]-


События в Египте

Во времена персидского владычества над Ближним Востоком евреи жили далеко не только в Иудее. По целому ряду причин они обитали во многих странах. Самая известная и документиро­ванная причина рассеяния — изгнание в начале VT века, которое привело многих жителей Иудеи в Месопотамию. Источники по персидскому периоду и более поздние показывают, что значимая еврейская диаспора существовала также в Египте. Со временем она разрослась и стала очень крупной.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.052 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7