Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.)



2015-12-07 477 Обсуждений (0)
Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда Александра умерла, ее амбициозный сын Аристовул выступил против Гиркана II,наследника царицы, и разбил его. Они подписали соглашение, по которому Аристовулу достава-

лось царство (и, возможно, первосвященство), а Гиркан, по­хоже, согласился оставаться в стороне от общественных дел, спокойно пользуясь своим богатством (14.4-7). Жить бы тогда

Аристовулу II без конкурентов, если бы не друг Гиркана по имени Антипатр, видный и богатый идумеянин, отец того, кто ста-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 1. Время второго храма


 


 


нет известен как Ирод Великий. Он счел, что ему будет выгод­но ослабить Аристовула, стал подговаривать Гиркана и других на восстание и в своих попытках преуспел. Антипатр убедил Гиркана отправиться из Иерусалима к Арете, арабскому царю в Петре. Арета согласился помочь Гиркану в обмен на двенадцать городов, отнятых у арабов Александром Яннаем. Затем Арета выступил против Аристовула, победил его в битве и обратил в бегство. Арета, Гиркан и их сторонники осадили Аристовула и священников в храме (14.8-21).

Скорее всего, так продолжалось бы еще долго — князья ма­леньких народов бесконечно сражаются между собой за свои мелкие выгоды, — если бы на сцене не появилась новая могу­щественная сила, которая навеки изменила еврейскую исто­рию. По сообщению Иосифа Флавия, римский полководец Помпеи, продвигаясь через Армению, послал впереди себя в Дамаск военачальника Скавра. Далее Скавр прошел в Иудею. «По прибытии его туда к нему явились посланные как от Арис­товула, так и от Гиркана с просьбой оказать поддержку. За это Аристовул обещал заплатить ему четыреста талантов, и такую же сумму обещал ему Гиркан. Но Скавр склонился на сторону Аристовула, потому что тот был и богаче, и великодушнее, и менее требователен, тогда как Гиркан был беден и скуп и тре­бовал за свое неопределенное обещание гораздо большего» (14.30-31). Скавр повелел Арете удалиться, если тот не хочет считаться врагом Рима. Осада была снята, Скавр вернулся в Да­маск, а Аристовул, воспользовавшись случаем, напал на Арету и Гиркана и нанес им основательное поражение (14.32-33).

Когда в регионе появился сам Помпеи, к нему также наве­дались разные делегации, в том числе еврейские. В частности, он принял представителей Гиркана и Аристовула и взялся раз­решить спор между ними. Пока Помпеи медлил с решением, Аристовул навлек на себя его гнев: не дожидаясь вердикта, от­правился в Иудею. Помпеи собрал войско, прошел в Иудею и повелел Аристовулу сдать крепости (14.37-53).

-[38]-


По-видимому, Аристовул попытался замириться с Помпеем и предотвратить войну с ним, но ему помешали его же собствен­ные солдаты в Иерусалиме. В результате Помпеи заключил его под стражу, а сам двинулся на Иерусалим. В Иерусалиме войска Аристовула заняли храм и приготовились сопротивляться; ос­тальные жители предпочли впустить римскую армию, которая тем самым получила контроль над городом. Гиркан всячески помогал Помпею, в ответ на что тот вскоре передал ему перво­священство. Между тем Помпеи отхватил у Иудеи ряд городов и сильно уменьшил ее границы. Иерусалим же пал в 63 году до н.э., что положило начало многовековому и роковому владычес­тву римлян. Римляне, которые длительное время были союзни­ками иудеев, отныне превратились в их хозяев (14.55-76).

Римский период (63 до н.э. и далее)

Римскому владычеству над Иудеей и другими центрами ев­рейской цивилизации суждено было продолжаться до тех пор, пока не пала сама Римская империя. Ниже мы рассмотрим лишь первую часть этого долгого периода.

Ранние годы (63 - 37 дон.э.)

Оставив Скавра начальствовать в Иудее, Помпеи уехал в Рим, а с собой в качестве узников захватил Аристовула и его семью (14.79). По дороге один из сыновей Аристовула, Александр, бежал и начал объезжать Иудею, склоняя на свою сторону лю­дей, — нечто такое, чему инертный Гиркан не мог воспрепятс­твовать (14.82). Римлянам, впрочем, удалось поддержать поря­док и контролировать семейство Аристовула. Спустя некоторое время Александра победил римский претор Габиний; Габиний также поручил Гиркану заботу о храме, а Иудею разделил на мять округов, каждый со своим синедрионом (14.82-91). Сам Аристовул в конце концов бежал из Рима в Иудею и попытал­ся вернуть себе былое положение. Габиний выдвинул и против

-[39]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 1. Время второго храма


 


него войска и победил его, после чего Аристовул уже второй раз оказался пленником в Риме, хотя, в соответствии с обещанием Габиния жене Аристовула, детей Аристовула сенат отпустил на волю (14.92-97). Впоследствии Габинию представилась еще одна возможность нанести поражение Александру (14.100-102). Поскольку Аристовула можно было считать врагом Помпея, он стал пешкой в римской внешней политике. Юлий Цезарь дал ему свободу и даже два легиона, чтобы тот поспособствовал благоприятному для него обороту дел в Сирии. Однако сторон­ники Помпея отравили Аристовула и отрубили голову его сыну, Александру (14.123-125).

Интересно, особенно в свете дальнейшей проримской по­литики его сына Ирода, что Антипатр активно поддерживал Цезаря, имея от этого немалую выгоду. Он оказал ему военную помощь в Египте и произвел на благородного римлянина столь сильное впечатление, что Цезарь стал поручать ему опасные за­дания. Цезарь назначил Антипатра правителем Иудеи, а также подтвердил первосвященство Гиркана, который также помогал египетской кампании Цезаря. Антипатр и Гиркан продолжа­ли работать вместе и единым фронтом поддерживали римлян (14.127-144). Более того, во времена Гиркана отношения доброй воли и дружбы с римлянами были снова подтверждены офици­ально (14.145-148).

Антипатру приписывается восстановление порядка в стра­не, однако вследствие «медлительности и апатичности» Гирка­на ему пришлось назначить на высокие должности двух своих сыновей: Фасаила он сделал «начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще мо­лодому Ироду (ему было тогда лишь пятнадцать лет) поручил управление Галилеей» (14.158). Вполне возможно, что на самом деле Ирод был постарше: лет двадцать пять около 47 года до н.э. Как бы то ни было, Ирод быстро показал себя способным и твердым правителем, избавив пограничные между Галилеей и Сирией области от Езекии (которого Флавий называет «ата-

-[40]-


маном разбойников») и его людей: они были казнены без суда (14.159-160). С этого времени Ирод играет все более важную роль в еврейской истории. Его политическая деятельность про­длится более четырех десятилетий.

Власть, которую приобрели Антипатр и его сыновья, а также желание ее использовать стали вызывать недовольство (чувство, быть может, разделявшееся Гирканом). Виднейшие граждане убедили Гиркана принять меры, и тот призвал молодого Ирода на суд синедриона в Иерусалиме. Иерусалимский синедрион был официальным правящим советом, в который входили семьде­сят видных мужей и который возглавлялся первосвященником. Инкриминировали Ироду то, что он казнил Езекию и его банду без суда (14.168-169). Иосиф Флавий рисует яркую сцену: «Ирод действительно явился в суд... но с предосторожностями и отря­дом телохранителей... он нагнал на всех такой страх, что никто из прежних его обвинителей не решился сказать против него ни одного слова, наступила минута всеобщего молчания...»; не вполне понятно, что было дальше, но ясно, что он всех запугал. Впоследствии, когда все же возникла опасность судебных про­блем, он успел покинуть Иерусалим (14.172-184).

Против Ирода выдвигали обвинения и далее (см., напр., 14.302-303; 14.324-326), но ему всегда удавалось избежать нака­зания (см. 14.327-329). Международные события чуть было не положили конец его карьере. В 40 году до н.э. парфяне (Парфия находилась к северу от Персии и простиралась далеко на восток) вторглись в Сирию и оказались замешаны во внутрен­ней политике Иудеи. Другой сын Аристовула II, по имени Ан­тигон, собрал довольно много сторонников и взятками добился поддержки вторгшихся парфян. Антигон желал ни больше ни меньше как прогнать Гиркана и Ирода со своих мест и самому стать царем этих мест. Ирод и его брат Фасаил сдержали парфян (I 1.330-341), но в какой-то момент Фасаил и Гиркан отправились общаться с парфянскими военачальниками, и их взяли в плен. У парфян были также планы разделаться с Иродом. Ирод бежал

-[41]-


2. Ирод

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

вместе с семьей и некоторыми сторонниками, которых он оста­вил в горной крепости под названием Масада. Антигон добился своего, но «опасался, как бы народная масса не вздумала вернуть царскую власть Гиркану (которого стерегли парфяне), и пото­му он отрезал ему уши, рассчитывая лишить его таким образом возможности быть первосвященником вследствие телесного порока, так как закон требовал, чтобы сан первосвященника за­нимало лицо нормально сложенное» (14.366). Фасаил, видимо, покончил с собой в парфянской темнице (14.340-369).

Ирод же отплыл в Рим, где его поддержали Марк Антоний и Октавиан, а сенат провозгласил царем. По сообщению Иосифа Флавия, Ирод сам не ожидал столь благоприятного поворота со­бытий: «Он хотел домогаться царского достоинства не для себя лично, так как не рассчитывал на это, потому что римляне имели обыкновение провозглашать царями лишь лиц соответствующе­го происхождения, а для своего шурина Аристовула, который был внуком Аристовула со стороны отца и внуком Гиркана по матери» (14.370-387). Назначение Ирода было выгодно римля­нам: они создали альтернативную кандидатуру на должность, которую пока занимал парфянский ставленник. События эти происходили в 40 году до н.э.

Однако от назначения царем до реальной царской власти было далеко. Ирод вернулся в Галилею, набрал войско и стал продви­гаться на юг. Он вызволил свою семью и друзей из Масады.

Ирод (37 - 4 до н.э.) и Архелай(4 до н.э. - б н.э.)

Наконец после долгих передряг, в третий год своего назначе­ния царем, Ирод с объединенной еврейской и римской армией осадил Иерусалим. Сопротивление было сильным, а потому оса­да стоила жизни многим защитникам. Антигона схватили. Далее было следующее: Ирод боялся, что Антигона увезут в Рим, а в сенате оправдают, когда тот скажет, что, в отличие от Ирода, принадлежит к царскому роду, а значит, править Иудеей должны его дети. Поэтому Ирод дал Марку Антонию крупную взятку и

-[42]-


Глава 1. Время второго храма

Семья Иродов

Антипатр

Фасаил

Ирод Иосиф Ферора Саломея

У сына Антипатра, Ирода (Ирод Великий [37 - 4 до н.э.]), было десять жен. От пяти из них у него были дети, сыграв­шие роль в истории своего времени.

Дорис

1. Ирод

Антипатр

Мариамна (хасмонеянка)

Александр Аристовул – Береника Салампсио Кипр

Ирод Халкидский Агриппа I Иродиада Агриппа II

3. Ирод Мариамна

Ирод

4. Ирод Мальтака

Олимпиада

Архелай Антипа

5. Ирод Клеопатра

Ирод

Филипп

-[43]-


Глава 1. Время второго храма


тот казнил Антигона, последнего из хасмонейских наследников (14.468-491; 15:8-10).

Пожилого и физически изуродованного Гиркана, бывшего первосвященника, все еще томившегося в парфянской темни­це, отпустили на свободу. Хотя ему была предоставлена возмож­ность поселиться в Вавилоне, где жило много евреев (15.14), он отказался и предпочел вернуться на родину. Согласно Иосифу Флавию, Ирод встретил Гиркана с притворной сердечностью; что же касается должности первосвященника, «остерегаясь на­значить...какого-нибудь представителя знати, он нарочно послал в Вавилон за неким Анаилом, простым священником, и поручил ему первосвященство» (15.21-22).

По-видимому, по воцарении Ирода (и вообще в начальный период его царствования) к нему была определенная оппозиция. Ему также приходилось считаться с фактом, что прежняя царс­кая семья Хасмонеев все еще сохраняла значимость и долю по­пулярности. Ирод и сам прекрасно понимал, что он не царского рода, и ему об этом факте напоминали. Неудивительно, что к членам хасмонейской семьи он присматривался постоянно и с подозрением. Проримская политика уже сослужила ему хорошую службу, и в качестве царя он сохранял послушание римлянам. Сначала он завоевал расположение могущественного Марка Ан­тония, чье влияние обеспечило ему царскую должность. Впос­ледствии, после битвы при Акции (31 до н.э.), он благоразумно поддержал ее победителя Октавиана, будущего Августа.

Под влиянием хасмонеянки Александры и ее дочери Мари-амны (жена Ирода) царь сместил первосвященника Анаила и поставил на это место Аристовула, брата Мариамны (35 до н.э.). Вскоре, однако, по приказу Ирода Аристовула утопили при купа­нии в пруду (15.60-61). После этого Ирода призвал к ответу Марк Антоний, но, как всегда, ему удалось выкрутиться. Спустя четыре года (31 до н.э.) Ирод казнил бывшего первосвященника Гиркана (15.161-182). Вообще он убил довольно много членов своей семьи еще задолго до последних лет жизни, когда его паранойя приоб-

-[44]-


рела совсем уж гипертрофированные размеры. В частности, он убил своего брата Иосифа (15.62-70, 80-87), свою хасмонейскую жену Мариамну в 29 году до н.э. (15.213-239) и свою хасмоней­скую тещу Александру в 28 году до н.э. (15. 240-252).

Между тем Ирод прославился как строитель и благотвори­тель. Ему приписывается финансирование строительства хра­мов в городах за пределами его царства, а также целых городов (например, Кесарии) и крепостей (самые известные — Иродиум и Масада) в пределах его царства. В Иерусалиме он выстроил театр и амфитеатр, а для себя лично — дворец. Его самым из­вестным архитектурным проектом был иерусалимский храм (15.380-425). В 20 году до н.э. начались работы по реконструкции и усовершенствованию храма, стоявшего с 516/515 года до н.э. Работа продолжалась на протяжении всего Иродова правления и долгое время после него. В Ин 2:20, в ответ на предыдущую реплику Иисуса («разрушьте этот храм, и я в три дня воздвиг­ну его» ст. 19), иудеи отвечают: «Этот храм строится уже сорок шесть лет». Работы были завершены лишь в прокураторство Альбина (62 - 64 н.э.), незадолго до разрушения храма (70 н.э.). Интересно, что Ирод дважды сокращал налоги, один раз на одну треть (20 до н.э.) и другой раз на одну четверть (14 до н.э.). При его дворе жил Николай Дамасский, который стал биогра­фом Ирода и писания которого стали главным источником для развернутого и подробного отчета Иосифа Флавия об ироди-анском периоде.

Источники показывают, что проблемы Ирода усугубились в более поздние годы его правления, особенно проблемы, связан­ные с семьей. Из десяти его жен самой важной, видимо, была Мариамна, внучка Гиркана П. (Впоследствии он женился и на другой женщине с именем Мариамна.) От нее у Ирода было пять детей, двое из которых, Александр и Аристовул, оказались в цен­тре домашних конфликтов. Сыновей послали учиться в Рим на пять-шесть лет, после чего Ирод вернул их из столицы (15.342; 16:6). Тот факт, что молодые люди принадлежали по материнс-

-[45]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

кой линии к хасмонейскому роду, внушал им чувство превосходс­тва над нехасмонейскими родственниками; некоторые из послед­них (особенно Саломея, сестра Ирода) отвечали им кампанией клеветы. Казнь их матери в 29 году до н.э. никак не улучшила их отношений с отцом. В противовес их влиянию Ирод возвысил Антипатра, другого своего сына. Последующие обвинения в ад­рес Александра и Аристовула заставили Ирода жаловаться на них самому Августу в 12 году до н.э. (16.84, 87-135). Еще позже Ирод заключил их в темницу и обвинил в измене (16.320-334). В 7 году до н.э. их удавили (16.361-394).

После смерти двух хасмонейских принцев усилились и трения между Иродом и Антипатром, и Антипатр тоже попал в тюрь­му (17.93-141). В довершение всего Ирод тяжело заболел — эти болезни в конце концов свели его в могилу, — а население все более жаждало его смерти. Император утвердил смертельный приговор Антипатру, и приговор был исполнен незадолго до смерти Ирода (17.182-187). Своим наследником Ирод назначил Архелая, другого из своих сыновей, а также избрал своего сына Антипу правителем Галилеи и Переи, а своего сына Филиппа — начальником остальных территорий (17.188-190).

Ирод умер в физических муках в 4 году до н.э. (17,191), нена­видимый семьей и народом. Он не хотел, чтобы при известии о его кончине народ ликовал, а потому распорядился, чтобы после его смерти перебили ряд видных мужей: тогда люди будут печа­литься, а не радоваться. К счастью, это приказание не было вы­полнено (17.173-175). Ирода похоронили в крепости Иродиум. После смерти Ирода римляне столкнулись с проблемой: как сохранить порядок в столь неспокойном царстве после того, как оно утратило над собой железную руку? Архелай, еще не успев получить римское подтверждение воли его отца в завещании, жестоко подавил волнения, погибло множество людей: толпа хо­тела призвать к ответу советников Ирода, которые участвовали в решении убить двух фарисейских законоучителей (17.206-218).

-[46]-


Глава 1. Время второго храма

Архелай отправился в Рим за царством, но туда поспешил и его брат Антипа, который был назван царем в более ранней версии завещания. В Рим поехали и другие члены иродианской семьи: просить, чтобы римляне правили страной напрямую (17.218-227), то есть чтобы ни один из братьев не стал царем. Пока все они пытались обустроить свои дела в столице импе­рии, в Иерусалиме продолжились беспорядки. Усмиряя волне­ния, прокуратор Сабин ограбил храмовую казну, причем значи­тельную часть суммы положил в собственный карман (17.250-264). Именно в это время Иуда, сын Езекии (убитого Иродом перед воцарением), набрал сторонников в Галилее и захватил склад царского оружия. Его имя ассоциируется с зелотами, ко­торые вскоре стали играть важную роль в еврейской истории (17.271-272). Лишь жесткое вмешательство Вара, наместника Сирии, позволило сокрушить восстания (17.286-298).

Август не сразу решил вопрос о преемстве Ироду. Сначала он заслушал все стороны и лишь затем утвердил Иродово последнее завещание. Большую часть территории покойного царя он отдал Архелаю (4 до н.э. — 6 н.э.), но не позволил ему называться царем, а только лишь этнархом («правителем этноса»). Антипа (4 до н.э. — 39 н.э.), который часто называется в наших источниках просто Иродом (напр., Лк 13:31), впоследствии казнил Иоанна Крестителя (Мф 14:6-11; Мк 6:21-28; Лк 9:9; Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.117-119); допрашивал он и Иисуса (Лк 23:7-12). Он и Филипп (4 до н.э. — 33/34 н.э.) получили меньшие тер­ритории, чем полагалось по завещанию, и всего лишь с титулом тетрарх. Тем самым обширные владения Ирода были разбиты на несколько административных единиц (17.317-323).

Правление Архелая было коротким и бесславным. В конце концов «наиболее выдающиеся иудеи и самаритяне, не будучи в состоянии переносить его жестокость и тиранию, обвинили его перед императором». Август вызвал Архелая в столицу, снял с должности этнарха и отправил в ссылку в Галлию (куда много лет спустя последовал и Антипа; 17.342-343).

-[47]-


ИУДАИЗМ



2015-12-07 477 Обсуждений (0)
Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)