Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.)



2015-12-07 482 Обсуждений (0)
Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Восстание Бар-Кохбы произошло уже после окончания пери­ода второго храма, но не упомянуть о нем нельзя. Оно началось в Палестине при императоре Адриане (117 - 138). Причины его неясны, но, по некоторым данным, Адриан запретил обрезание. Похоже, что соответствующий указ не был направлен исключи­тельно в адрес иудеев, поскольку обрезание практиковали и дру­гие народы. Запрет же, видимо, был введен потому, что обычай казался варварским и похожим на кастрацию (ее запретили еще раньше). К тому же императору пришла в голову идея постро­ить на развалинах Иерусалима новый город (он вообще часто строил новые города). Этот город должен был называться Элия Капитолина, и в нем должен был стоять храм Юпитера Капито­лийского. Судя по дошедшим до нас монетам, основание этого города стало одной из причин восстания. Пока Адриан путешес­твовал по востоку, иудейское сопротивление еще удавалось удер­живать, но по его отъезде (132 н.э.) вспыхнул бунт. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что с момента гибели храма прошло шестьдесят два года. Некоторые иудеи могли проводить аналогию: второй храм был завершен спустя семьдесят лет пос­ле разрушения первого — не свершится ли аналогичное событие по истечении семидесяти лет от катастрофы 70 года? На неко­торых монетах, отчеканенных во время восстания, изображен фасад храма: весьма вероятно, что это тоже отражает планы воздвигнуть новый храм.

-[59]-


Иудейские отряды возглавил человек по имени Симон Бар-Косиба, как нам теперь известно из документов того времени, найденных в Иудейской пустыне (Нахал-Хэвер и других местах). Считается, что авторитетнейший Рабби Акива назвал его сыном звезды (Бар-Кохба), имея в виду пророчество Числ 24:17 («вос­ходит звезда от Иакова»). Этот библейский отрывок понимался в мессианском смысле, и тем самым Акива объявлял вождя вос­стания мессией. Бар-Кохба взял себе титул «князь Израилев», и с ним был связан некий священник по имени Елеазар (оба упомянуты на монетах первого года). Возможно, повстанцы за­хватили территорию Иерусалима на ранней стадии восстания; они стали чеканить свои монеты (многие из них сохранились до наших дней), датируя их «первым годом искупления Израиля», «вторым годом свободы Израиля» и «за свободу Иерусалима» (третий и четвертый годы). Имя Симона печатается на монетах в течение всего восстания.

В конце концов последним оплотом повстанцев осталась кре­пость Бетар к юго-западу от Иерусалима. Она пала в 135 году н.э., и там Бар-Кохба встретил свою смерть. Разорение, принесенное восстанием и его подавлением, опять было колоссальным. Снова тысячи людей погибли и многие попали в рабство. Иерусалим же остался городом Элия Капитолина, а евреям вовсе запретили в него входить. На месте старого храма действительно выстро­или храм Юпитеру Капитолийскому.

приложение о египетском иудаизме

Поскольку в вышеприведенном очерке было неудобно оста­навливаться на истории евреев в Египте II века до н.э. — I века н.э., будет уместно рассмотреть ее отдельно. Мы уже говорили об элефантинской общине, переводе закона, романе о Товиадах; о том, какой свет они проливают на еврейскую диаспору в Егип­те, а также ее отношения с евреями Святой земли и с самими египтянами. Свидетельства о более позднем египетском иудаиз-

-[60]-


Глава 1. Время второго храма

ме обрывочны, но создается впечатление, что некоторые евреи дослуживались до высоких должностей в Египте, а некоторые вносили интеллектуальный вклад (частично дошедший до нас). Богатый урожай папирусов проливает свет на жизнь евреев из различных мест и различных слоев общества. Уже с раннего эл­линистического периода евреи служили в птолемеевскои армии и бюрократии, а в Александрии они в какой-то момент получили для жительства отдельный квартал (см. Иосиф Флавий, Иудей­ская война, 2.488). Возможно, еврейский хронограф Деметрий работал в правление Птолемея IV Филопатора. Сохранившие­ся фрагменты его трудов показывают, что он поместил библей­скую историю в хронологическую канву греческой мифологии и истории.

Когда первосвященник Ония III был смещен со своего поста (175 до н.э.), а впоследствии казнен, его сын Ония IV уехал в Еги­пет (Иудейские древности, 12.387), где его хорошо принял монарх Птолемей VI Филометор (180 - 145 до н.э.). Ония поселился в Леонтополе (находился в юго-восточной части дельты Нила), где собрал вокруг себя войска и выстроил храм, в котором при­носились жертвы до его разрушения в 73 году н.э. (см. Иудейская война, 7.421-436; Иудейские древности, 13.62-73). Со своей армией Ония играл активную роль во внешней политике Египта. Иосиф Флавий даже утверждает, что Птолемей и его жена Клеопатра II доверили собственное царство евреям и поставили военачаль­никами над всей армией Опию и еще одного еврея по имени Досифей (см. Против Аниона, 2.49). После смерти Филометора (145 до н.э.) началась война между Клеопатрой II и Птолемеем VII (Евергетом II Фисконом), братом и соперником умершего царя. Ония привел свои войска в Александрию в поддержку ца­рицы; но Фискон победил, и александрийские евреи, вставшие на сторону Онии, пережили серьезные неприятности (Против Апиона, 2.49-56; по одной из гипотез, здесь следует искать исто­рическое зерно 3 Макк, где данные события отнесены к более раннему времени). Впоследствии два сына Онии, Хелкий и Ана-

-[61]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 1. Время второго храма


 


ния, возглавили войска Ониадов во время другой династийной ссоры (Иудейские древности, 13.349). Тот же самый Анания отсо­ветовал Клеопатре III вторгаться в Иудею в правление Алексан­дра Янная (Иудейские древности, 13.352-355). В 48-47 годах до н.э. евреи Леонтополя предлагали свою поддержку Юлию Цезарю, когда он находился в нелегких обстоятельствах в Александрии (Иудейская война, 1.187-192; Иудейские древности, 14.127-132).

В этот период работали несколько крупных еврейских авто­ров. Например, в правление Птолемея VI Филометора философ Аристовул размышлял о природе Бога, касался даты Пасхи, а также отстаивал гипотезу, что Платон и ряд других греческих мыслителей заимствовали идеи из Торы. Согласно 2 Макк 1:10, он был и учителем царя (если речь идет о том же самом Арис-товуле). Артапан писал о различных еврейских героях, связан­ных с Египтом: Аврааме, Иосифе и особенно Моисее. Даты его жизни неизвестны, но он работал до 100 года до н.э. Наконец, во втором веке до н.э. поэт Езекииль пересказал историю исхо­да в форме греческой трагедии.

Римский период принес египетским евреям некоторые слож­ности, хотя при Августе им жилось хорошо и безопасно. Тем не менее в 38 году н.э., в наместничество Флакка, между алексан­дрийскими греками и евреями произошел крупный конфликт. Флакк оказался в нелегкой политической ситуации, когда им­ператором стал Гай Калигула (37 н.э.); враги евреев, насколько можно судить, использовали его слабость. Волнения были спро­воцированы визитом иудейского царя Агриппы I в Александрию. Местные греки унизительно высмеяли его, инсценировав в его честь шутовские чествования. Дальше пошли насилия: многочис­ленные смерти, разрушение имущества, включая осквернение синагог, куда ставили изображения императора. Реагируя на волнения, наместник отменил права для евреев, бичевал неко­торых евреев, а кого-то даже запытал до смерти. Флакка впос­ледствии арестовали, а к императору отправились отстаивать свои дела греческая и еврейская делегации. Еврейское посоль-

-[62]-


ство возглавлял Фил он Александрийский, основной источник наших сведений о событиях данного периода. Во главе гречес­кого посольства был Апион, ученый-словесник, исследователь творчества Гомера и автор пятитомного сочинения против ев­реев (впоследствии Иосиф Флавий напишет апологетический трактат «Против Апиона»). Пока делегации ожидали император­ской аудиенции, пришла весть о желании императора водрузить свою статую в иерусалимском храме. Однако вскоре император умер, и, как минимум, этот кризис рассеялся. К новому импера­тору Клавдию (41 - 54 н.э.) отправилась из Александрии вторая еврейская делегация. Клавдий был в некотором замешательстве, оказавшись перед противоположными мнениями, однако ре­шение вынес. До наших дней оно дошло в изложении Иосифа Флавия (Иудейские древности, 19.280-285) и в иной версии на па­пирусе, найденном в Египте. По-видимому, Клавдий разрешил евреям следовать своим обычаям, но (возможно) исключил их из гражданства — чувствительный удар по таким людям, как Фи-лон, обладавшим высоким социальным статусом.

В 66 году н.э., когда в Иудее и Галилее началось первое ан­тиримское восстание, последовали новые столкновения между евреями и греками. На сей раз проконсулом был Тиберий Юлий Александр, племянник Филона, который жестко, со многими жертвами, подавил волнения (Иудейская война, 2.494-498). В пос­ледующие десятилетия конфликты сохранялись, пока в 116 - 117 годах не вспыхнула настоящая война, совпавшая с восстаниями в различных частях диаспоры. Еврейское восстание в Египте быст­ро распространилось по стране и было подавлено лишь с трудом. Ярости восстания была подстать безжалостность его усмирения. В результате от некогда многочисленной еврейской диаспоры в Египте осталась лишь небольшая горстка уцелевших.

 


 

глава 2

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВТОРОГО ХРАМА

О

т периода второго храма до нас дошла большая и относи­тельно неизвестная литература, написанная евреями Иудеи и диаспоры. Самые ранние из этих текстов содержатся в Биб­лии, а большинство — за пределами канона Писания и обладают разной текстуальной историей.

тексты второго храма в ветхом завете

Самые древние тексты периода второго храма вошли в Вет­хий Завет. Не для всех библейских текстов ясна датировка: ска­жем, священнический слой в Пятикнижии (напр., Левит) отно­сится к послепленному времени, как часто думают, или возник намного раньше? Согласно широкому научному консенсусу, во времена возвращения из вавилонского плена мог быть написан, например, последний раздел Книги Исайи (Ис 56-66; = Третье-исайя). Для таких книг, как Руфь, Иоиль и Иона, очень трудно подобрать исторический контекст, как и для сочинений премуд­рости (вроде Притч или Иова) с их вечными темами.

Существуют, однако, и такие библейские книги, принадлеж­ность которых периоду второго храма не вызывает сомнений: они либо напрямую описывают это время, либо предполагают его события и действующих лиц. Перечислим их: 1-2 Паралипо-менон, Ездра, Неемия, Есфирь, некоторые Псалмы, Екклесиаст, Даниил, Аггей, Захария и Малахия. Поскольку они прекрасно освещены во многих «Введениях в Ветхий Завет», мы не будем на них останавливаться. Историческая информация, которую можно из них извлечь, была кратко изложена выше в главе 1.

-[64]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

Хотя относительно датировки различных частей Библии про­должаются споры, не требуется глубокого знакомства с еврейской литературой периода второго храма, чтобы увидеть: существовал общий корпус более древних письменных текстов, который был очень важен для самых разных еврейских авторов. Это видно уже в таких произведениях, как Книга Неемии, где персонажи в своих действиях ориентируются на закон Моисеев (напр., Неем 8).

классификация литературы второго храма

Обзор еврейской литературы периода второго храма пред­ставляет некоторые практические проблемы. Одна из них связа­на с традиционной системой классификации. Обычно поступали так: обширные сочинения Филона Александрийского и Иосифа Флавия выделяли в отдельную категорию, а остальные распре­деляли между «апокрифами» и «псевдоэпиграфами». Однако в XX веке было открыто множество ранее неизвестных текстов. Поскольку понятиями «апокрифы» и «псевдоэпиграфы» широко пользуются доныне, мы далее объясним эти термины, а потом скажем, почему они проблематичны.

Апокрифы

В разные годы это понятие имело разные смыслы. Можно выделить два основных словоупотребления.



2015-12-07 482 Обсуждений (0)
Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)