Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.)
Восстание Бар-Кохбы произошло уже после окончания периода второго храма, но не упомянуть о нем нельзя. Оно началось в Палестине при императоре Адриане (117 - 138). Причины его неясны, но, по некоторым данным, Адриан запретил обрезание. Похоже, что соответствующий указ не был направлен исключительно в адрес иудеев, поскольку обрезание практиковали и другие народы. Запрет же, видимо, был введен потому, что обычай казался варварским и похожим на кастрацию (ее запретили еще раньше). К тому же императору пришла в голову идея построить на развалинах Иерусалима новый город (он вообще часто строил новые города). Этот город должен был называться Элия Капитолина, и в нем должен был стоять храм Юпитера Капитолийского. Судя по дошедшим до нас монетам, основание этого города стало одной из причин восстания. Пока Адриан путешествовал по востоку, иудейское сопротивление еще удавалось удерживать, но по его отъезде (132 н.э.) вспыхнул бунт. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что с момента гибели храма прошло шестьдесят два года. Некоторые иудеи могли проводить аналогию: второй храм был завершен спустя семьдесят лет после разрушения первого — не свершится ли аналогичное событие по истечении семидесяти лет от катастрофы 70 года? На некоторых монетах, отчеканенных во время восстания, изображен фасад храма: весьма вероятно, что это тоже отражает планы воздвигнуть новый храм. -[59]- Иудейские отряды возглавил человек по имени Симон Бар-Косиба, как нам теперь известно из документов того времени, найденных в Иудейской пустыне (Нахал-Хэвер и других местах). Считается, что авторитетнейший Рабби Акива назвал его сыном звезды (Бар-Кохба), имея в виду пророчество Числ 24:17 («восходит звезда от Иакова»). Этот библейский отрывок понимался в мессианском смысле, и тем самым Акива объявлял вождя восстания мессией. Бар-Кохба взял себе титул «князь Израилев», и с ним был связан некий священник по имени Елеазар (оба упомянуты на монетах первого года). Возможно, повстанцы захватили территорию Иерусалима на ранней стадии восстания; они стали чеканить свои монеты (многие из них сохранились до наших дней), датируя их «первым годом искупления Израиля», «вторым годом свободы Израиля» и «за свободу Иерусалима» (третий и четвертый годы). Имя Симона печатается на монетах в течение всего восстания. В конце концов последним оплотом повстанцев осталась крепость Бетар к юго-западу от Иерусалима. Она пала в 135 году н.э., и там Бар-Кохба встретил свою смерть. Разорение, принесенное восстанием и его подавлением, опять было колоссальным. Снова тысячи людей погибли и многие попали в рабство. Иерусалим же остался городом Элия Капитолина, а евреям вовсе запретили в него входить. На месте старого храма действительно выстроили храм Юпитеру Капитолийскому. приложение о египетском иудаизме Поскольку в вышеприведенном очерке было неудобно останавливаться на истории евреев в Египте II века до н.э. — I века н.э., будет уместно рассмотреть ее отдельно. Мы уже говорили об элефантинской общине, переводе закона, романе о Товиадах; о том, какой свет они проливают на еврейскую диаспору в Египте, а также ее отношения с евреями Святой земли и с самими египтянами. Свидетельства о более позднем египетском иудаиз- -[60]- Глава 1. Время второго храма ме обрывочны, но создается впечатление, что некоторые евреи дослуживались до высоких должностей в Египте, а некоторые вносили интеллектуальный вклад (частично дошедший до нас). Богатый урожай папирусов проливает свет на жизнь евреев из различных мест и различных слоев общества. Уже с раннего эллинистического периода евреи служили в птолемеевскои армии и бюрократии, а в Александрии они в какой-то момент получили для жительства отдельный квартал (см. Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.488). Возможно, еврейский хронограф Деметрий работал в правление Птолемея IV Филопатора. Сохранившиеся фрагменты его трудов показывают, что он поместил библейскую историю в хронологическую канву греческой мифологии и истории. Когда первосвященник Ония III был смещен со своего поста (175 до н.э.), а впоследствии казнен, его сын Ония IV уехал в Египет (Иудейские древности, 12.387), где его хорошо принял монарх Птолемей VI Филометор (180 - 145 до н.э.). Ония поселился в Леонтополе (находился в юго-восточной части дельты Нила), где собрал вокруг себя войска и выстроил храм, в котором приносились жертвы до его разрушения в 73 году н.э. (см. Иудейская война, 7.421-436; Иудейские древности, 13.62-73). Со своей армией Ония играл активную роль во внешней политике Египта. Иосиф Флавий даже утверждает, что Птолемей и его жена Клеопатра II доверили собственное царство евреям и поставили военачальниками над всей армией Опию и еще одного еврея по имени Досифей (см. Против Аниона, 2.49). После смерти Филометора (145 до н.э.) началась война между Клеопатрой II и Птолемеем VII (Евергетом II Фисконом), братом и соперником умершего царя. Ония привел свои войска в Александрию в поддержку царицы; но Фискон победил, и александрийские евреи, вставшие на сторону Онии, пережили серьезные неприятности (Против Апиона, 2.49-56; по одной из гипотез, здесь следует искать историческое зерно 3 Макк, где данные события отнесены к более раннему времени). Впоследствии два сына Онии, Хелкий и Ана- -[61]- Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ Глава 1. Время второго храма
ния, возглавили войска Ониадов во время другой династийной ссоры (Иудейские древности, 13.349). Тот же самый Анания отсоветовал Клеопатре III вторгаться в Иудею в правление Александра Янная (Иудейские древности, 13.352-355). В 48-47 годах до н.э. евреи Леонтополя предлагали свою поддержку Юлию Цезарю, когда он находился в нелегких обстоятельствах в Александрии (Иудейская война, 1.187-192; Иудейские древности, 14.127-132). В этот период работали несколько крупных еврейских авторов. Например, в правление Птолемея VI Филометора философ Аристовул размышлял о природе Бога, касался даты Пасхи, а также отстаивал гипотезу, что Платон и ряд других греческих мыслителей заимствовали идеи из Торы. Согласно 2 Макк 1:10, он был и учителем царя (если речь идет о том же самом Арис-товуле). Артапан писал о различных еврейских героях, связанных с Египтом: Аврааме, Иосифе и особенно Моисее. Даты его жизни неизвестны, но он работал до 100 года до н.э. Наконец, во втором веке до н.э. поэт Езекииль пересказал историю исхода в форме греческой трагедии. Римский период принес египетским евреям некоторые сложности, хотя при Августе им жилось хорошо и безопасно. Тем не менее в 38 году н.э., в наместничество Флакка, между александрийскими греками и евреями произошел крупный конфликт. Флакк оказался в нелегкой политической ситуации, когда императором стал Гай Калигула (37 н.э.); враги евреев, насколько можно судить, использовали его слабость. Волнения были спровоцированы визитом иудейского царя Агриппы I в Александрию. Местные греки унизительно высмеяли его, инсценировав в его честь шутовские чествования. Дальше пошли насилия: многочисленные смерти, разрушение имущества, включая осквернение синагог, куда ставили изображения императора. Реагируя на волнения, наместник отменил права для евреев, бичевал некоторых евреев, а кого-то даже запытал до смерти. Флакка впоследствии арестовали, а к императору отправились отстаивать свои дела греческая и еврейская делегации. Еврейское посоль- -[62]- ство возглавлял Фил он Александрийский, основной источник наших сведений о событиях данного периода. Во главе греческого посольства был Апион, ученый-словесник, исследователь творчества Гомера и автор пятитомного сочинения против евреев (впоследствии Иосиф Флавий напишет апологетический трактат «Против Апиона»). Пока делегации ожидали императорской аудиенции, пришла весть о желании императора водрузить свою статую в иерусалимском храме. Однако вскоре император умер, и, как минимум, этот кризис рассеялся. К новому императору Клавдию (41 - 54 н.э.) отправилась из Александрии вторая еврейская делегация. Клавдий был в некотором замешательстве, оказавшись перед противоположными мнениями, однако решение вынес. До наших дней оно дошло в изложении Иосифа Флавия (Иудейские древности, 19.280-285) и в иной версии на папирусе, найденном в Египте. По-видимому, Клавдий разрешил евреям следовать своим обычаям, но (возможно) исключил их из гражданства — чувствительный удар по таким людям, как Фи-лон, обладавшим высоким социальным статусом. В 66 году н.э., когда в Иудее и Галилее началось первое антиримское восстание, последовали новые столкновения между евреями и греками. На сей раз проконсулом был Тиберий Юлий Александр, племянник Филона, который жестко, со многими жертвами, подавил волнения (Иудейская война, 2.494-498). В последующие десятилетия конфликты сохранялись, пока в 116 - 117 годах не вспыхнула настоящая война, совпавшая с восстаниями в различных частях диаспоры. Еврейское восстание в Египте быстро распространилось по стране и было подавлено лишь с трудом. Ярости восстания была подстать безжалостность его усмирения. В результате от некогда многочисленной еврейской диаспоры в Египте осталась лишь небольшая горстка уцелевших.
глава 2 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВТОРОГО ХРАМА
т периода второго храма до нас дошла большая и относительно неизвестная литература, написанная евреями Иудеи и диаспоры. Самые ранние из этих текстов содержатся в Библии, а большинство — за пределами канона Писания и обладают разной текстуальной историей. тексты второго храма в ветхом завете Самые древние тексты периода второго храма вошли в Ветхий Завет. Не для всех библейских текстов ясна датировка: скажем, священнический слой в Пятикнижии (напр., Левит) относится к послепленному времени, как часто думают, или возник намного раньше? Согласно широкому научному консенсусу, во времена возвращения из вавилонского плена мог быть написан, например, последний раздел Книги Исайи (Ис 56-66; = Третье-исайя). Для таких книг, как Руфь, Иоиль и Иона, очень трудно подобрать исторический контекст, как и для сочинений премудрости (вроде Притч или Иова) с их вечными темами. Существуют, однако, и такие библейские книги, принадлежность которых периоду второго храма не вызывает сомнений: они либо напрямую описывают это время, либо предполагают его события и действующих лиц. Перечислим их: 1-2 Паралипо-менон, Ездра, Неемия, Есфирь, некоторые Псалмы, Екклесиаст, Даниил, Аггей, Захария и Малахия. Поскольку они прекрасно освещены во многих «Введениях в Ветхий Завет», мы не будем на них останавливаться. Историческая информация, которую можно из них извлечь, была кратко изложена выше в главе 1. -[64]- Глава 2. Еврейская литература периода второго храма Хотя относительно датировки различных частей Библии продолжаются споры, не требуется глубокого знакомства с еврейской литературой периода второго храма, чтобы увидеть: существовал общий корпус более древних письменных текстов, который был очень важен для самых разных еврейских авторов. Это видно уже в таких произведениях, как Книга Неемии, где персонажи в своих действиях ориентируются на закон Моисеев (напр., Неем 8). классификация литературы второго храма Обзор еврейской литературы периода второго храма представляет некоторые практические проблемы. Одна из них связана с традиционной системой классификации. Обычно поступали так: обширные сочинения Филона Александрийского и Иосифа Флавия выделяли в отдельную категорию, а остальные распределяли между «апокрифами» и «псевдоэпиграфами». Однако в XX веке было открыто множество ранее неизвестных текстов. Поскольку понятиями «апокрифы» и «псевдоэпиграфы» широко пользуются доныне, мы далее объясним эти термины, а потом скажем, почему они проблематичны. Апокрифы В разные годы это понятие имело разные смыслы. Можно выделить два основных словоупотребления.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |