Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная поддержка инновационной деятельности в США



2015-12-13 1266 Обсуждений (0)
Государственная поддержка инновационной деятельности в США 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическое процветание и конкурентоспособность экономики, качество жизни, образования, здравоохранения и окружающей среды, национальная безопасность США в значительной степени определяются прогрессом науки и использованием новых технологий. Способность американских рабочих, изобретателей и предпринимателей осуществлять инновационную деятельность всегда была одним из главнейших факторов роста национальной экономики. За последние 15 лет американской истории экономический рост был обусловлен в основном за счет практического применения научных и технологических достижений. Высокий технологический и конкурентоспособный уровень промышленности США был достигнут благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий, проводимой в послевоенные десятилетия.

Ключевую роль в наращивании технологических и инновационных преимуществ американских производителей играют достижения НТП, их генерирует самый крупный в мире научно-технический потенциал. Сегодня в структуре ВВП на долю промышленности приходится 26% (в том числе обрабатывающей - всего 18% ВВП), но при этом США значительно опережают другие страны по масштабам НИОКР и промышленных инноваций. При этом они активно вовлекают эти страны в научно-техническое и инновационно-промышленное сотрудничество, поскольку, даже осуществляя огромные расходы в области НТП, они уже не в состоянии обеспечивать первенство по всем направлениям развития науки, техники и производства [8, c. 17].

В 2005 - 2008 гг. расходы на НИОКР в США составили 227-247 млрд. долл. Около 2/3 этих затрат осуществляют частные корпорации, активно финансирующие не только прикладные разработки, но и фундаментальные исследования [8, c. 17].

Однако страны Западной Европы и Япония более активно, чем США, реагируют на изменяющиеся экономические условия. В США значительные средства, особенно в период "холодной войны", расходовались на военные цели. В это же время другие страны концентрировали свои усилия на гражданских НИОКР. Сегодня на долю США приходится приблизительно 43% расходов на НИОКР промышленно развитых стран. В 2007 г. США расходовали на НИОКР примерно столько же, сколько все остальные страны семерки вместе взятые (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) [12, c. 144].

Несмотря на увеличение в абсолютном измерении совокупных расходов США на НИОКР (с 2004 по 2008 г. темпы роста составили 5,8% в год), уровень расходов на НИОКР в ВВП (2,67% в 2008 г.) остается ниже уровня начала 90-х годов, например 2,72% в 2001 г. [3, c. 82]

С 1957 г. наибольшая доля национальных расходов на НИОКР в ВВП отмечалась в 1964 г. (2,88%), а наименьшая, - в 1998 г. (2,13%). При этом США в 2005-2008 гг. среди стран - членов ОЭСР по этому показателю занимали лишь шестое место после Швеции (3,9%), Японии и Южной Кореи (2,9%), Финляндии (2,8%) и Швейцарии (2,7%) [3, c. 82].

Вместе с тем США прочно сохраняют за собой мировое лидерство по общему объему международной передачи технологии, включающей все формы НТП (технологии, управление, интеллектуальная собственность, НИОКР и т. д.), а равно по созданию, производству и экспорту технологии XXI в. - сверхмощных компьютеров нового поколения, атомных реакторов, авиаракетной техники, информационных технологий, лазерной техники и оптоэлектроники.

Кроме того, США не только основной мировой производитель наукоемкой продукции, но и ее главный мировой потребитель и крупнейший рынок ее сбыта. Именно узость рынков других стран - одно из препятствий расширения экспорта этой продукции из США [9, c. 83].

Важный источник новшеств в экономике - университеты. Федеральная поддержка НИОКР в университетах представляется особенно важной, поскольку именно там осуществляется большая часть долгосрочных стратегических научных и технологических исследований, их потенциал является привлекательным для частных корпоративных лабораторий и промышленных предприятий, для студентов из США и всего мира. Университеты США играют незаменимую роль при формировании национального человеческого капитала в области науки и технологий. Вся их деятельность, в том числе и научная, подчинена образовательным целям, прежде всего подготовке высококвалифицированных специалистов. Университеты превращаются в национальные центры, обеспечивающие превосходство США в специализированных областях науки. Они разрабатывают свою собственную политику в отношении создания научно-технологических партнерств с промышленностью [3].

Опыт США показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов на базе территориальной концентрации специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.

Высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, прежде всего характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любой инновации [10, c. 84].

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - так называемую технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные точки роста.

В США не только частное предпринимательство, но и государство активно способствуют развитию американской промышленности, руководствуясь такими приоритетами, как обеспечение экономического роста, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни и образования, укрепление научно-технического потенциала, национальной безопасности, а также сохранение лидерства в мировой экономике [1].

Правительство США проводит активную политику в таких сферах, как развитие технологий, поддержка экономически депрессивных районов и содействие бизнесу в его внешнеэкономической деятельности. Наряду с этим существует также определенный протекционизм, отмечаемый торгово-экономическими партнерами США.

Принятие принципиальных решений и координация работы по проведению в жизнь технологической политики и шире - политики в области экономики и внешней торговли осуществляется на уровне президента США. В этом процессе принимают непосредственное (или с совещательными функциями) участие помощники президента и созданные при Белом доме Национальный совет по науке и технологиям. Совет экономических консультантов, аппарат Торгового представителя США, Национальный экономический совет и Совет по устойчивому развитию (последние два совета были учреждены по инициативе Б.Клинтона и Б. Обамы).

Различными аспектами экономического развития и поддержки промышленности занимаются такие правительственные ведомства, как Госдепартамент, министерства финансов, энергетики, труда и обороны, Администрация по делам малого бизнеса, Агентство по охране окружающей среды, Экспортно-импортный банк, Агентство по торговле и развитию, Корпорация зарубежных частных инвестиций.

Несмотря на определенную децентрализацию, ведущую роль в практической деятельности исполнительной власти в области технологического развития, поддержки экономически депрессивных районов и внешнеэкономических связей играет министерство торговли США. Оно выполняет также функции национальной статистической службы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку экономической политики государства и частного предпринимательства. Главная задача Минторга, функции которого шире его названия, - взаимодействие с бизнесом в целях экономического роста и создания рабочих мест в США.

Американское правительство играет важную роль в развитии научной и технологической инфраструктуры страны уже более двухсот лет. При этом эволюция технологической политики проходила следующие этапы:

- 1787-1941 гг. - закрепление первоначальных основ технологической политики правительства в самой конституции США, прогресс в области сельского хозяйства, инфрастуктуры, образования, а также патентов и стандартов;

- 1941-1945 гг. - смещение акцентов в развитии науки, технологий и производства на срочное обеспечение преимуществ в военной сфере. Символами этого этапа стали Манхэттенский проект создания атомного оружия и начало формирования уникальной системы национальных лабораторий;

- 1945-1980 гг. - решительное повышение роли государства в области науки и технологий в условиях превращения США в одну из соперничающих сверхдержав. Характерной чертой этапа явилось проведение технологической политики в двух направлениях: поддержка фундаментальных исследований и осуществление прикладных научно-технологических программ в рамках деятельности отдельных федеральных ведомств. Наиболее актуальными областями при этом были военно-промышленный комплекс, космос, энергетика, защита окружающей среды и здравоохранение. С 1960 г. резко возросли федеральные расходы на развитие технологий гражданского назначения;

- 1980-1988 гг. - возросшие требования к конкурентоспособности американской промышленности укрепили партнерство между федеральным и местными правительствами и частным сектором в целях содействия экономическому росту и увеличению занятости. Новая эра технологической политики ознаменовалась принятием в конгрессе законодательства, направленного на более широкое раскрытие коммерческого потенциала НИОКР, ведущихся за счет средств федерального бюджета. В частности, закон Бейха-Доула разрешил передавать компаниям и университетам эксклюзивные права на использование и коммерциализацию патентов на федеральные разработки. Закон Стивенсона-Уайдлера предусмотрел расширение роли правительства в развитии инноваций и начало целенаправленной передачи результатов технологических разработок из федеральных лабораторий в промышленность. Упор при этом делался на повышение роли крупного и малого бизнеса в развитии технологий и инноваций, а также на координацию программ различных ведомств [8, c. 13-14].

С принятием в 1988 г. всеобъемлющего Закона о торговле и конкурентоспособности начался современный этап технологической политики США. Он характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между федеральным правительством и американской индустрией с акцентом на повышение ее конкурентоспособности. Новаторскими шагами явились программы "Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства" (техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. малых и средних фирм в условиях усиления мировой конкуренции). Администрация Б. Клинтона не только поддержала эти программы, но и обеспечила увеличение их бюджетного финансирования.

В 1993 г. было положено начало нынешней технологической политике - "Технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи". Был сделан вывод, что в силу современных реалий мировой экономики роль государства должна не ограничиваться традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а стать напрямую ориентированной на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности хозяйства.

Новая технологическая политика ставит перед собой три главные цели - долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды; наличие эффективного правительства, более четко реагирующего на нужды граждан; мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле [8].

Что касается экономического роста, то технологическая политика администрации США призвана решить пять задач:

- создание делового климата, благоприятствующего деятельности частного сектора в области инноваций и повышения конкурентоспособности;

- поощрение разработки и коммерциализации новейших технологий;

- создание инфраструктуры XXI в., необходимой для поддержки промышленности США и развития торговли;

- интеграция оборонных и гражданских производств, обеспечивающая экономическое и эффективное решение стоящих перед ними задач;

- формирование рабочей силы, способной участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике.

Примечательно, что вопросы технологической политики объединены в докладе с темой "Инвестиции в людей" (здравоохранение, поддержание правопорядка, обеспечение развития способностей человека с помощью образования и профессионального обучения).

Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического вклада в экономический рост США, является министерство торговли в лице своей Администрации по технологиям (АТ). Она содействует разработкой реализации федеральной технологической политики, направленной на увеличение числа коммерческих и промышленных инноваций, повышение производительности и обеспечение других условий экономического роста. АТ имеет следующие подразделения:

- Управление технологической политики - ведущий орган, который в партнерстве с частным сектором разрабатывает национальную политику, направленную на использование технологий для укрепления экономической мощи США;

- Национальный институт стандартов и технологий, образованный решением конгресса в целях содействия развитию технологий в промышленности;

- Национальная служба технической информации - центральный банк научной, технической и экономической информации, исходящей из структур правительства США и иностранных источников.

Одним их краеугольных камней экономической стратегии администрации президента США является дальнейшее открытие зарубежных рынков и расширение экспорта. Благодаря экспорту (его годовой объем в 2008 г. приблизился к 1 трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического роста страны, 12 млн. рабочих мест, в том числе каждое пятое рабочее место в промышленности, и высокая заработная плата, превышающая на 15% среднюю по стране, на предприятиях, осуществляющих экспортные поставки [9, c. 32].

В министерстве торговли вопросами содействия экспорту и применения защитных мер занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации по международной торговле.

- Коммерческая служба помогает американским компаниям (прежде всего малым и средним) в продвижении экспорта, представляет деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам экспорта; проводят анализ зарубежных рынков и тенденций деловой жизни; определяют возможности развития торговли с конкретной страной; предоставляют информацию об источниках финансирования торговли, о возможностях участия в проектах по линии международных банков развития; подбирают иностранных партнеров или представителей для американских компаний; проверяют деловую репутацию иностранных фирм; организуют поездки торговых миссий в зарубежные страны.

Отличительная черта Коммерческой службы ее широкая глобальная структура. В США созданы 100 центров, в рамках которых оказывается содействие экспорту, объединены информационно-консультационные услуги Минторга, Администрации по делам малого бизнеса и Экспортно-импортного банка США. Сеть этих центров связана со 130 представительствами Коммерческой службы в 70 странах мира, на которые приходится свыше 95% американского экспорта.

- Управление по вопросам доступа на рынки имеет в своем составе сеть страновых отделов и Центр по контролю за соблюдением торговых соглашений. Задача этого недавно созданного Центра - обеспечить максимальные выгоды американским экспортерам от заключенных торговых соглашений. Центр стремится развивать обратную связь с бизнесом.

- Импортная администрация занимается активным применением законодательства об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в качестве защитных мер против недобросовестного импорта.

- Управление по развитию торговли укомплектовано специалистами по многочисленным отраслям промышленности и рынкам, которые оказывают экспертную поддержку правительственным органам в проведении торговых переговоров, в том числе конкретизируют по отдельным товарным рынкам возможные ответные торговые меры; занимаются защитой интересов американской промышленности в борьбе за контракты и доступ на рынки госзакупок в зарубежных странах.

- Отдел торгового и экономического анализа обеспечивает информационно-аналитическую поддержку торгово-политической деятельности министерства торговли и других правительственных организаций, обрабатывает и распространяет статистические данные по вопросам промышленности, внешней и внутренней торговли и инвестиций. Среди его публикаций такие ежегодники, как "Обозрение промышленности и торговли США" ("US Industry and Trade Outlook") и "Основные показатели внешней торговли США" ("US Foreign Trade Highlights") [9, c. 33].

- Центр торговой информации сосредотачивает сведения 20 правительственных ведомств-участников Координационного комитета по содействию внешней торговле, служит для экспортеров первым источником правительственных информационно-консультационных услуг.

Таким образом, даже в условиях развитой рыночной экономики правительство США считает необходимым выступать партнером американского бизнеса, играть активную и эффективную роль в поддержке развития промышленности и технологий, а тем самым в обеспечении экономического роста и повышения благосостояния страны. Власти исходят из того, что уменьшение этой роли привело бы фактически к утрате лидерства США в современной мировой экономике, их ослаблении перед лицом других участников международной торговли.

 



2015-12-13 1266 Обсуждений (0)
Государственная поддержка инновационной деятельности в США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная поддержка инновационной деятельности в США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)