Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. История менеджмента



2015-12-13 454 Обсуждений (0)
Тема 2. История менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Введение в менеджмент

Менеджмент и его специфика

Направления менеджмента

Функции менеджмента

Принципы управления

Методы управление

1. Менеджмент и его специфика

Как система научных знаний менеджмент – это совокупность моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли

Цель менеджмента — достижение объек­том управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существую­щего.

Менеджмент занимается организационно-человеческим аспектом предприятий или учреждений. В центре внимания менеджмента – человек с его включенностью в систему организационных связей.

Основная задача менеджмента – обеспечение прибыльной, эффективной работы всех подразделений предприятия в целом, достижение поставленных задач деятельности.

Направления и сферы действия менеджмента

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента:

1. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг.

2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом гото­вой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в орга­низации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведен­ных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.

3. Управление инновациями, т.е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

4. Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.

5. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее вре­мя включает управление кадрами и социальное управление. Решает за­дачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации ра­ботников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и т.д.

6. Финансовый менеджмент. Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текуще­го и перспективного финансового состояния и принятии необходи­мых мер по их укреплению.

7. Эккаунтинг менеджмент. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе ор­ганизации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевремен­ного выявления проблем, вскрытия резервов более полного исполь­зования имеющегося потенциала.

 

Функции менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, ко­торые необходимо решить, чтобы достичь цели организации.

Управленческий цикл включает в себя 5 функций:

1) планирование – управленческая деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

2) организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом. Реализуется данная функция через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией т.д.

3) координация – управленческая деятельность, заключающаяся в направлении совместной деятельности людей в нужную сторону, в обеспечении необходимого уровня взаимодействия между участниками.

4) мотивация – управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающих творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов;

5) контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.

Связующие процессы реализации функций менеджмента – коммуникация и принятие решения.

Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.

Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта управляемых.

Принципы управления

1. На­учность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необ­ходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. В то же вре­мя ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетра­диционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.

2. Целенаправленность, процесс управления всегда должен осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Но с другой стороны во всех случаях проводятся одни и те же по сути дей­ствия, сводящиеся к руководству людьми, и поэтомуони должны иметь в ос­нове своей нечто общее, универсальное.

4. Последовательность. Действия, из ко­торых состоит процесс управления, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени.

5. Непрерывность управления, контроля и координации дея­тельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать ста­бильное развитие и функционирование организации.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличност­ных отношений и группового поведения.

8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управлен­ческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу.

9. Состязательность участников управления.

10. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготов­ки решений, причем уже на самых ранних его стадиях.

Методы управление

Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления.

Методы бывают организа­ционными, административными, экономическими и социаль­но-психологическими и прочими.

I. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным.

II. Административные ме­тоды основываются либо на прямом принуждении людей к определен­ному поведению в интересах организации, либо на создании возмож­ности такого принуждения.

III. Экономические методы управления позволяют рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинст­во решений и отвечать за их результаты.

IV. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой ак­тивности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятно­го морально-психологического климата в коллективе, развитии благо­желательных отношений между его членами, изменении роли руково­дителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании.

 

 

Тема 2. История менеджмента

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. В основном в трех сферах человеческого общества:

1) политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах);

2) экономической (необходимость в производстве и распределении ресурсов);

3) оборонительной (защита от врагов и диких зверей).

В периодизации менеджмента можно выделить 4 этапа:

1) древний (начальный) (с 9-7 тыс. до н.э. до 18 в.) – зарождение управленческой мысли (Хаммурапи, Сократ, Платон и др.). Зачаточные, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности.

Ключевые положения этого этапа:

- классификация форм государственного управления и попытка разграничить функции его органов;

- накопление опыта управления государственным хозяйством;

- характеристика управления как особой сферы деятельности.

2) индустриальный (1776-1885 гг.)

Ключевые положения:

- разделение труда и описание экономических преимуществ, получаемых в результате этого организациями и обществом;

- идеи и практические навыки гуманизации управления производством;

- признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников;

- разработка проекта «аналитической машины» - прообраза современной цифровой вычислительной техники.

3) период систематизации (1885-1950 гг.)

К данному этапу относятся создание нескольких школ менеджмента, заложивших фундамент его развития:

А) школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, супруги Гилбретты – Франк и Лилеан, Г. Форд и др.).

Ключевые положения:

- использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;

- отбор работников, наиболее подходящих для решения задач, и их обучение;

- осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда.

Б) административная (классическая) школа (А. Файоль, М. Вебер и др.)

Ключевые положения:

- признание управления универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций;

- выделение администрирования в отдельную функцию;

- разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.

В) школа человеческих отношений (Э. Мейо, М.П. Фоллет и др.).

Ключевые положения:

- коллектив представляет особую социальную группу;

- межличностные отношения выступают как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;

- неформальные отношения в производстве являются весомой организационной силой;

- персоналу необходимо давать более широкие возможности общения на работе.

Г) поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении) (А. Маслоу, Д.Мак-Грегор).

Основные выводы:

- необходимость создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации;

- правильность применения науки о поведении, что способствует повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом.

4) информационный этап (с 1950 г. по наст. время).

Этот этап характеризуется созданием следующих подходов к управлению:

А) количественный подход (использование экономико-математических методов, вычислительной техники в управлении, разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях и др.)

Б) системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В) процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (планирования, организации, координации, мотивации и контроля), объединенных связующими процессами коммуникации и принятия решений. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Г) ситуационный подход увязывает конкретные концепции и методики с конкретными ситуациями.

 



2015-12-13 454 Обсуждений (0)
Тема 2. История менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. История менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)