Принципы менеджмента (по А. Файолю)
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управления. В их числе принципы: • сочетания специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией); • экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.); • эффективности управления - принцип, предполагающий достижение максимально высоких результатов при фиксированных затратах или определенных результатов при минимальных затратах; • соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления); • соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям (руководство должно делегировать органам или кадрам управления полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач); • адекватности реакции управляющей подсистемы отклонениям управляемой подсистемы от заданной величины; • исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля); • оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации Приведенные принципы управления являются традиционными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др. Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это, прежде всего: • гуманность управления, предполагающая предоставление приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих; • ответственность как условие успешного менеджмента; • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали; • атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих; • долевое участие каждого работающего в результатах фирмы; • ориентация деятельности предприятия на потребителя; • устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели); • своевременная реакция на изменения в окружающей среде; • ориентация менеджмента на конечные результаты работы; • использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой; • участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы; • умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе; • динамизм формирования и развития инноваций; • этика бизнеса; • честность и доверие к людям; • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал; • качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Методы менеджмента Методы управления- это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. В системе методов выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы. Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы: • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами; • методы, используемые предприятиями (организациями). К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия. Вторую группу составляют: • система материального поощрения работников; • система ответственности за качество и эффективность работы; • экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план; • коммерческий расчет. Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся: • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда; • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате; • участие работника в распределении прибыли организации; • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией; • предоставление работнику льготных кредитов; • льготное страхование жизни работника и др. Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот. Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е. охватывать все рычаги без исключения, и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Административные методы управления включают: • систему законодательных актов страны и региона; • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации; • систему оперативного управления (систему власти). В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления. Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Объектами управления социально-психологическими процессами являются: • личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности; • способы организации труда и рабочих мест; • система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров; • информационное обеспечение и его использование; • система стимулирования работников; • морально-психологический климат в коллективе; • социально-бытовые условия работников.
• разработку норм и нормативов социально-психологических процессов; • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов; • разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов; • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий; • регулирование социально-психологических процессов. Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются: • настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм); • доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей; • творческая атмосфера в коллективе; • согласие и единство действий в коллективе; • отсутствие "показухи" и формализма в работе; • доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива; • эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях; • отсутствие давления руководителей на подчиненных; • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; • взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность; • принятие каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении); • удовлетворенность принадлежностью к коллективу; • доброжелательная и деловая критика; • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов; • отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов; • высокая степень взаимопомощи и пр. Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства. Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет. Социальный пакет - это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают: - премии по результатам работы за месяц, год; - участие в прибыли организации; - бонусы и т. д. Нематериальные выгоды представляют собой: - ордена и медали; - почетные грамоты; - нагрудные знаки и значки; - повышение статуса; - почетные звания и др. В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать: - пенсионное обеспечение; - оплату учебных отпусков; - оплату очередных отпусков; - оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за детьми и т. д. К основным элементам (методам) корпоративного обслуживания можно отнести: - медицинскую страховку; - служебный автомобиль; - скидки на товары собственного производства; - дотации на питание; - оплату мобильного телефона; - предоставление общежития; - кредиты под льготные проценты; - бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию) - и т. д. Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включение указанных выгод работающих в коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления. Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов.
Контрольные вопросы
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1698)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |