Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы менеджмента (по А. Файолю)



2015-12-13 1698 Обсуждений (0)
Принципы менеджмента (по А. Файолю) 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип   Содержание принципа  
Разделение труда   Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на кото­рые направляются усилия работающих)
Полномочия и ответственность     Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответст­венность за выполнение работы
Дисциплина   Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справед­ливые санкции к нарушителям дисциплины
Единоначалие   Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий   Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность личных интересов   Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов
Вознаграждение персонала   Получение работниками справедливого вознаграждения персонала за свой труд
Централизация   Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрали­зацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь   Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников")
Порядок   Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем месте  
Справедливость   Установленные правила и соглашения должны прово­диться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность   Установка работающих на лояльность по отношению к персонала организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива   Поощрение работающих к выработке независимых суж­дений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий ("в единении - сила")

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управле­ния. В их числе принципы:

• сочетания специализации и универсализации в управле­нии (при выполнении управленческих работ должно обеспечи­ваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

• экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необ­ходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.);

• эффективности управления - принцип, предполагающий достижение максимально высоких результатов при фикси­рованных затратах или определенных результатов при мини­мальных затратах;

• соответствия способов и средств воздействий законо­мерностям, присущим объекту управления (при управлении не­обходимо учитывать состояние и закономерности развития объ­екта управления);

• соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям (руководство должно делегировать орга­нам или кадрам управления полномочия, необходимые для вы­полнения поставленных перед ними задач);

• адекватности реакции управляющей подсистемы откло­нениям управляемой подсистемы от заданной величины;

• исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);

• оптимального сочетания централизации и децентрали­зации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации
(децентрализации) выполнения соответствующих управленче­ских функций). С этим связано два полярных по смысловому содержанию принципа управления: принцип единоначалия и принцип групповой самоорганизации. В этом диалектическом единстве, взаимодействии полярных принципов и состоит под­линная природа и сущность деятельности современного менеджера.

Приведенные принципы управления являются традицион­ными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функ­ционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интере­сов общим и др.

Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффектив­ными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это, прежде всего:

• гуманность управления, предполагающая предоставление приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих;

• ответственность как условие успешного менеджмента;

• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;

• атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих;

• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

• ориентация деятельности предприятия на потребителя;

• устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

• ориентация менеджмента на конечные результаты работы;

• использование методов работы с людьми, обеспечиваю­щих удовлетворенность работой;

• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;

• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;

• динамизм формирования и развития инноваций;

• этика бизнеса;

• честность и доверие к людям;

• опора на фундаментальные основы менеджмента: каче­ство, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персо­нал;

• качество личной работы и ее постоянное совершенство­вание.

 

Методы менеджмента

Методы управления- это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей.

В системе методов выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

• методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;

• методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

• система материального поощрения работников;

• система ответственности за качество и эффективность работы;

• экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;

• коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

• формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;

• участие работника в распределении прибыли организа­ции;

• предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

• предоставление работнику льготных кредитов;

• льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, яв­ляется коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) преду­сматривает сопоставление в денежной форме произведенных за­трат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческо­го расчета используются такие экономические рычаги и инстру­менты, как политика в области ценообразования издержек произ­водства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. При­чем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.

охватывать все рычаги без исключения, и системным - охваты­вать весь объект управления по всей его иерархии.

Административные методы управления включают:

• систему законодательных актов страны и региона;

• систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;

• систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,

содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкрет­ной организации..

Административные методы ориентированы на такие моти­вы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воз­действия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответст­вие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих орга­нов управления.

Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются:

• личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности;

• способы организации труда и рабочих мест;

• система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров;

• информационное обеспечение и его использование;

• система стимулирования работников;

• морально-психологический климат в коллективе;

• социально-бытовые условия работников.


Управление социально-психологическими процессами включает:

• разработку норм и нормативов социально-психологи­ческих процессов;

• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;

• разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;

• организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;

• регулирование социально-психологических процессов.

Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

• настроение в коллективе (его жизнерадостность, опти­мизм);

• доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;

• творческая атмосфера в коллективе;

• согласие и единство действий в коллективе;

• отсутствие "показухи" и формализма в работе;

• доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;

• эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

• взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;

• принятие каждым членом коллектива на себя ответст­венности за положение дел в организации (подразделении);

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

• отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;

• высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует ис­пользовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и пе­риодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работни­ков, социально-психологические методы, способствующие выра­ботке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимо­действия, соответствующий стиль руководства.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет - это дополнительные прямые и непря­мые (косвенные) выгоды, преимущественно материального ха­рактера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику.

Прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:

- премии по результатам работы за месяц, год;

- участие в прибыли организации;

- бонусы и т. д.

Нематериальные выгоды представляют собой:

- ордена и медали;

- почетные грамоты;

- нагрудные знаки и значки;

- повышение статуса;

- почетные звания и др.

В то же время непрямые выгоды можно разделить на гос­требования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:

- пенсионное обеспечение;

- оплату учебных отпусков;

- оплату очередных отпусков;

- оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за деть­ми и т. д.

К основным элементам (методам) корпоративного обслу­живания можно отнести:

- медицинскую страховку;

- служебный автомобиль;

- скидки на товары собственного производства;

- дотации на питание;

- оплату мобильного телефона;

- предоставление общежития;

- кредиты под льготные проценты;

- бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию)

- и т. д.

Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включе­ние указанных выгод работающих в коллективный договор, кото­рый представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от админи­стративно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате де­мократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделять­ся социально-психологическим методам управления.

Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, ком­плексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют ком­плексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов.

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое менеджмент?
  2. В чем состоит сущность управления?
  3. Какие подсистемы можно выделить в системе менедж­мента?
  4. Что такое субъект управления?
  5. Почему в менеджменте сочетаются наука и искусство?
  6. Что такое принципы управления?
  7. В чем состоит сущность системного подхода к управле­нию?
  8. Перечислите подходы к управлению и поясните их.
  9. Что такое методы управления?
  10. На чем основываются административные методы управления?
  11. На чем основываются экономические методы управления?

 



2015-12-13 1698 Обсуждений (0)
Принципы менеджмента (по А. Файолю) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы менеджмента (по А. Файолю)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)