Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческие решения



2015-12-13 531 Обсуждений (0)
Управленческие решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Управленческое решение- это нахождение определенно­го варианта действий посредством выявления и оценки альтерна­тив, осуществление этой деятельности и ее конечный результат.

Управленческие решения классифицируются по следую­щим признакам:

• по стадиям жизненного цикла товара;

• по подсистемам системы менеджмента;

• по сферам деятельности;

• по масштабности;

• по организации выработки;

• по видам и количеству целей;

• по иерархии планирования (стратегические, тактиче­ские, оперативные);

• по выполняемым функциям (функциональным областям);

• по объектам воздействия;

• по времени (краткосрочные, средне- и долгосрочные);

• по методам формализации;

• по степени использования информации;

• по общим функциям управления;

• по формам отражения;

• по уровням принятия решения (на уровне индивида, подразделения или организации);

• по степени структурированности (слабо структурирован­ные - не запрограммированные и высоко структурированные - запрограммированные);

• по содержанию (экологические, социальные, организа­ционные, научные, технические и т. д.);

• по глубине воздействия (одноуровневые, многоуровневые);

• по направлению решения (внутрь организации или за ее пределы);

• по степени обязательности (носящие категоричный характер, носящие характер рекомендаций);

• по лицу, принимающему решение (индивидуальное или групповое);

• по степени обязательности (носящие категорический ха­рактер, носящие характер рекомендаций);

• по количеству задействованных при формировании ре­шения уровней иерархии;

• по способам передачи.

Принятие и реализация решений - это "центр", вокруг которого вращается деятельность организации. Решение мож­но рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию - как процесс, ведущий к этому ре­зультату.

Принятие решений сокращает разрыв между настоящим и будущим организации. Данный процесс лежит в основе планиро­вания деятельности организации, так как план - это набор реше­ний по размещению ресурсов для достижения целей.

Для принятия правильных решений требуются знания и опыт. Значительную роль в этом играет также и интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать все, что связано с про­блемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновре­менный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, за­трудняются объяснить, как они это делали.

Принятие и реализация решений - сложный процесс, со­стоящий из нескольких стадий и этапов. Этот процесс имеет формализованный характер.

Стадия признания необходимости решения включает этапы:

• признание наличия проблемы;

• формулирование проблемы;

• определение критериев решения проблемы.

Процесс протекает по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом случае признание про­блемы происходит достаточно прямолинейно, во втором - имеет­ся точная информация о тенденциях развития организации и ее внешнем окружении.

При формулировании проблемы она может быть определе­на как возможная, кризисная или повторяющаяся. Повторяющие­ся проблемы относятся к структурированным, а возможные и кризисные - к неструктурированным. Следовательно, для струк­турированных проблем необходимы программированные реше­ния, для неструктурированных - непрограммированные.

Определение и формулирование проблемы позволяют ме­неджеру ранжировать ее в ряду других проблем, где приводятся проблемы от наиболее важных до наименее.

При определении критериев успешного решения выбира­ются критерии двух типов: "мы должны" и "мы хотим". Во вто­ром случае рассматриваются цели, которые желательны. Этот критерий заставляет думать о возможных вариантах, при этом не исключаются идеальные.

 

Стадия выработки и принятия решения состоит из сле­дующих этапов:

• разработка альтернативных вариантов решения;

• оценка альтернативных вариантов;

• выбор и принятие решения.

Многие альтернативные решения известны из предыдущего опыта. Однако нередко возникают новые уникальные проблемы. В этих случаях необходим творческий подход. Существуют ме­тоды поиска альтернатив: "мозговая атака", метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений.

Все выявленные альтернативы должны быть сравнены или оценены. Их оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон с помощью количественных и качествен­ных измерителей. При этом применяются следующие методы: критериальное сравнение Кепнера-Трегое, платежная матрица, дерево целей или решений, с помощью которого можно получить общую картину решения: выборы, риски и возможные исходы.

Для обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений необходимо выделять критерии их оценки. Важнейшими критериями, на основе которых следует производить оценку рассматриваемых альтернативных вариантов решений, могут быть следующие:

- необходимые финансовые ресурсы;

- ожидаемый эффект от реализации проекта;

- риск и неопределенность;

- степень конкретизации решения;

- время (осуществления проекта или вложения инвести­ций);

- качество объекта;

- масштаб (объем) производства объекта;

- освоенность объекта в производстве;

- условия применения (эксплуатации) объекта;

- надежность объекта;

- технические характеристики объекта;

- фирма-производитель (насколько известна и уважаема);

- другие.

Для осуществления сравнения альтернативных вариантов решений они должны приводиться в сопоставимый вид по приве­денным выше критериям.

При этом альтернативные варианты решения будут отли­чаться по тем или иным критериям. Задача специалиста, менед­жера или лица, принимающего решение, заключается в проведе­нии комплексного анализа конкретной ситуации с целью обеспе­чения сопоставимости по максимальному количеству критериев. Чем больше учтенных критериев, тем выше точность прогноза эффективности решения.

Важной составляющей процесса выработки управленче­ских решений является управление рисками. Невозможно выбрать лучшую альтернативу готовящегося управленческого решения, не учитывая возможные риски, связанные с его реализацией. Управление рисками предполагает:

1. Классификацию рисков (финансовые, производственные, инфляционные, кадровые и др.).

2. Сбор и анализ информации с учетом выявленных рисков.

3. Выбор того или иного метода управления рисками (на основе результатов анализа собранной информации):

• избегание риска;

• передача риска (к примеру, страховой компании);

• уменьшение тяжести возможных негативных последст­вий риска;

• снижение вероятности риска.

Оценка альтернативных вариантов решения и выбор наи­лучшего из них предполагают учет всех возможных рисков и изучение доступной информации по каждому из них. Выбранное решение не всегда характеризуется минимальным риском, так как альтернативные решения сравниваются и по другим критериям.

Важным методом оптимизации управленческих решений является моделирование, которое, в свою очередь, делится на ло­гическое, физическое и экономико-математическое.

Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:

1) анализ закономерностей, свойственных изучаемому яв­лению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях (на основе анализа формируются модели);

2) определение методов, с помощью которых можно ре­шить задачу;

3) анализ полученных результатов.

Выбором альтернативы завершается процесс принятия ре­шения. При этом используются три метода: учет прошлого опы­та; проведение эксперимента; исследование и анализ.

Первый метод применяется чаще, чем другие. Однако не­обходимо иметь в виду, что не всегда можно учитывать прошлый опыт при планировании, так как он носит ситуационный харак­тер. Он становится полезным, если проведен его тщательный анализ, в результате которого выявлены причины успеха или не­удач.

При проведении эксперимента одна или несколько альтер­натив проверяются на практике. Например, новое назначение не­редко проверяется в ходе стажировки. Этот метод широко при­меняется, однако для его проведения, как правило, требуются значительные затраты. Кроме того, у менеджера и после экспе­римента остаются сомнения, что будущая ситуация будет копи­ровать настоящую, поэтому необходимо, чтобы его результаты были всесторонне рассмотрены и проанализированы.

Весьма эффективным методом выбора альтернатив счита­ется проведение исследований и анализа. Он предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между ее наи­более важными переменными, ограничениями и основами, а так­же разложение проблемы на составляющие части и их изучение. При разработке различных моделей решения используются компьютеры.

Стадия реализации решения включает:

• организацию выполнения решения;

• анализ и контроль выполнения решения;

• обратную связь и корректировки.

Следует заметить, что на практике нередко имеет место не­дооценка данной стадии - выполнения решений. Очевидно, рас­пространено предположение, что если решение принято, то оно обязательно будет выполнено. В результате этого весьма низким является процент реализации многих решений.

Организация выполнения решения предусматривает коор­динацию усилий многих людей. Менеджер должен мотивировать людей на реализацию решения. Для этого нужно составить план мероприятий по выполнению решения, распределить права и обязанности среди участников с учетом того, чтобы были макси­мально использованы их способности. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией, отрегулиро­вать отношения между участниками, согласовать их интересы.

Необходимо также отработать механизм получения инфор­мации о ходе выполнения решения, включающий систему обна­ружения ошибок и достижений, что даст возможность корректи­ровать действия. Наилучшей считается информация из первоис­точников, так как в этом случае более правильно оцениваются проблемы и их решения, а также появляется возможность пока­зать подчиненным заинтересованность менеджера в решении проблемы.

Таким образом, принятие и реализация управленческого решения представлены здесь как рациональный процесс, т. е. как серия стадий и этапов, через которые должен пройти менеджер, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения воз­никшей проблемы. Соответствует ли это реальной практике? Да­леко не всегда, так как имеется ряд ограничений, препятствую­щих применению рациональной модели в процессе принятия ре­шения. А именно:

• иногда менеджеры не знают, что проблема существует, так как-либо они перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них;

• недооценка некоторыми менеджерами соблюдения всего процесса принятия решения или незнание его;

• во многих случаях рассматриваются не все альтернати­вы, а при их оценке и выборе слабо учитываются так называемые качественные или неосязаемые факторы;

• выполнение решения не всеми менеджерами связывает­ся с самим решением.

Кроме того, принятию рациональных решений в современ­ных условиях препятствует так называемая "асимметричность информации". В связи с этим в основе решений, принимаемых сейчас фирмой, ее менеджментом, лежат "рутины". Каждая из таковых - некая устойчивая совокупность сложившихся на осно­ве опыта и интуиции методов и приемов решения проблем. Более того, даже если ситуация существенно меняется и фирме необхо­димо перестраиваться, она не ищет оригинального решения, а использует ранее выработанное, рутинное. Фирмы, избегая риска "рациональных решений", ведут конкурентную борьбу на основе "рутин", определяя в результате рыночного отбора наиболее эф­фективные из них.

Следует заметить, что в приведенном процессе принятия и реализации запрограммированного управленческого решения, в строгом следовании при этом одного этапа за другим имеется не­которая условность.

Весьма характерными недостатками, допускаемыми в про­цессе подготовки и принятия управленческих решений, являются следующие:

- принятие решений на безальтернативной основе;

- отсутствие прогнозирования или ошибочное прогнози­рование тенденций развития внешней среды;

- к процессу подготовки решений, к решению проблем не привлекаются работники разных уровней управления, рядовые сотрудники и рабочие;

- не производятся расчеты затрат на реализацию решений;

- отсутствуют сроки выполнения и ответственные за выполнение решений;

- принимаемые решения недостаточно конкретны;

- ошибочное прогнозирование или отсутствие прогнозирования тенденций развития внутриорганизационной среды;

- не определены возможные негативные последствия (результаты) каждого варианта решения;

- не определены возможности положительного исхода для каждого варианта решения;

- не выработаны критерии для оценки каждого варианта решения;

- отсутствие целей или ошибочно выбранные цели;

- ошибочно выбраны критерии, на основе которых при­нимается решение;

- недостаточно привлекается достоверной информации при подготовке и принятии решений;

- не рассчитывается эффективность реализации прини­маемых решений;

- игнорируются или слабо учитываются факторы внешней среды;

- игнорируются или слабо учитываются факторы внутриорганизационной среды;

- не отработана процедура подготовки и принятия управленческих решений;

- не отработана и не закладывается в решения процедура реализации принятых решений.

В современном бизнесе принятие управленческих решений происходит подчас в условиях:

- неопределенной ситуации;

- отсутствия необходимой информации;

- дефицита времени.

В таких условиях менеджеры вынуждены опираться на ин­туицию, которая основывается на знаниях об объекте принятия решения плюс опыте (пережитом, наблюдаемом или воображае­мом). Интуитивное решение выглядит как озарение. Тем не менее озарение возможно лишь в том случае, если человек владеет ин­формацией по данному вопросу. Люди, склонные к принятию решений на основе интуиции, очень восприимчивы к новой ин­формации, которая питает их интуицию.

Показателями качества управленческих решений явля­ются:

• энтропия, т. е. количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения;

• вероятность риска достижения цели;

• правомерность, непротиворечивость существующим за­конодательным и нормативным актам;

• возможность применения качественной системы учета и контроля за реализацией решения;

• затраты на принятие и реализацию решения;

• эффективность решения.

Важную задачу для руководства организации (подразделе­ния) составляет обеспечение высокого качества и эффективности принимаемых управленческих решений. Основными условиями этого являются:

• наличие и использование качественной информации, ха­рактеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;

• применение методов функционально-стоимостного ана­лиза, прогнозирования, моделирования и экономического обос­нования решения;

• количество уровней управления организации, задействованных при подготовке проекта решения;

• структуризация проблемы и построение дерева це­лей;

• обеспечение многовариантности решений;

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации, т. е. побуждения работников качественно и в срок выполнить решение;

• наличие механизма реализации решения;

• наличие возможности у исполнителей реализовать ре­шение.

Выполнить перечисленные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений довольно трудно, и это требует значительных средств. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управ­ленческого решения.

В каждом предприятии (организации) складывается от­дельная система принятия управленческих решений.

В результате этого функционально-управленческую конфи­гурацию системы принятия и реализации решений типичного современного российского промышленного предприятия можно представить шестью участниками:

• руководитель предприятия (генеральный директор);

• администрация предприятия (заместители генерального директора, высшие линейные и функциональные руководители);

• акционеры (собственники) предприятия как физические или юридические лица;

• общее собрание акционеров предприятия;

• трудовой коллектив предприятия;

• работники предприятия.

При этом обследования показывают следующее условное распределение "весов" участников системы принятия решений. Генеральный директор - 10 баллов, высший менеджмент - 4, ра­ботники - 2, акционеры - 4, общее собрание акционеров - 5, тру­довой коллектив - 3 балла, что говорит о перекосе в распределе­нии властных функций и ответственности, пренебрежении инте­ресами работников и мелких акционеров.

Контрольные вопросы

  1. Что такое процесс управления?
  2. Что такое функция управления?
  3. Каковы основные содержательные теории мотивации?
  4. Какова роль координации в процессе управления?
  5. Назовите первую функцию процесса управления.
  6. Каковы основные процессуальные теории мотивации?
  7. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?
  8. Какие функции управления называют общими?
  9. Дайте различные трактовки термина "организация".
  10. В чем состоит сущность планирования управленческой деятельности?
  11. Каково содержание функции планирования?
  12. Какие разделы должен включать бизнес-план деятель­ности организации?
  13. В чем состоит различие "информации" и "коммуника­ции" в управлении?
  14. Каковы основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений?
  15. В чем состоит сущность управленческого реше­ния?
  16. Каковы показатели качества управленческих реше­ний?
  17. Какую информацию называют невербальной?
  18. Каким образом классифицируется управленческая ин­формация?
  19. Каково содержание коммуникационного процесса в управлении?
  20. Каково содержание функции контроля?

 

 



2015-12-13 531 Обсуждений (0)
Управленческие решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческие решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)