Психика и сознание, самосознание
Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами, так и с социальными. Проблемы соотношений биологического и социального в формировании психики: 1. Биогенетический подход (Гальтон – всё в ребёнке заложено от природы). 2. Социологический подход (Ж.Ж.Руссо утверждал, что человек – «tabula rasa» , чистая доска). 3. Биосоциальный подход (Л. Выготский - важность наследственных и социальных факторов). Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями: · системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни; · отношениями с окружающими; · знаниями и умениями, которыми он овладевает; · метрическим возрастом. Возраст хронологический не всегда равен психологическому. Психологический возраст обуславливается закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеет конкретное историческое происхождение. Проблемы несовпадения хронологического и психологического возраста не позволяют создать универсальную систему периодизации психического развития. Другие из причин – меняющиеся социальные условия, акселерация. Существуют возрастные периодизации: · Ж. Пиаже – интеллектуальное развитие ребёнка; · Б. Эльконин – ведущий тип деятельности; · З.Фрейд – психосексуальное развитие; · Э. Эриксон – этапы социализации, жизненные кризисы.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития: 1. Пренатальный период (внутриутробное развитие).
С 14-ой недели жизни почти вся кожная поверхность плода готова к приёму тактильной информации. Плод рано способен получать информацию об окружающей среде, изменение положения тела, изменение температуры, вкусовые и обонятельные ощущения. Особенно богата звуковая сфера. Ребёнок слышит не только звуки из вне, но и тоны и сердца матери, переживает её эмоциональное состояние. 2. Период детства включает стадии: · 0 – 1 года; акт рождения – первый кризис в жизни ребёнка. Ребёнок теряет в весе. Давление на мозг во время движения плода играет роль пускового механизма для запуска многих пусковых центров. У новорождённых хорошо развито обоняние, с первых часов ребёнок способен распознавать звуки разной интенсивности и отличать голос матери, с 4-ого дня проявляет предпочтение человеческому лицу. Пережив кризис, у ребёнка наступает комплекс оживления. (по Фрейду – оральная стадия)
Депривация – лишение или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Виды: 1) сенсорная (ребёнок испытывает сенсорный голод, т.е. не получает достаточного количества раздражителей зрительных, слуховых, осязательных и др., что необходимо, т.к. в процессе поступления и переработки информации происходит упражнение структур мозга и органов чувств). 2) двигательная (развитие движений в детстве формирует ядро личности, я-системы, развивает интеллект; ограничение ведёт к глубокой моторной отсталости, задержке личностного развития. Ребёнок должен получать массаж, плавание, гимнастику). 3) ВТД – эмоциональное общение со взрослыми. Отсутствие губительно для ребёнка, т.к. происходит формирование доверия.
· от 1 до 3-х лет; период развития и функциональной независимости речи. Расширяется словарный запас (до 1,5 тысяч слов), ребёнок экспериментирует с предметами (символическое мышление), но мышлению свойствен эгоцентризм. Происходит формирование самосознания и самооценки. Проявляется интерес к своей внешности. ВТД – предметно-манипулятивная деятельность. Кризис 3-хлетнего возраста «Я САМ». Словом «нельзя» обрубается инициатива – формируется комплекс неполноценности или развитие агрессии. (по Фрейду – анальная стадия) · то 3-х до 6-7 лет; ВТД – сюжетно-ролевые игры. Освоение мира человеческих отношений. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Развиваются все познавательные процессы. К 6-7 годам «феномен Пиаже». Подготовленность к школе. (от 5 до11 лет по Фрейду – латентный период). · от 6-7 до 10-11 лет; ВТД – учение; кризис 6-7 лет имеет 2 формы (готовность ребёнка к школе и неготовность), от чего зависит его дальнейшее формирование развитие личности и обучение. Отрочество. · Подростковый (пубертатный) периодс 10-11 до 13-14 лет. В медицине с 10 до 20 лет. Главное психическое образование – идентификация (со сверстниками, со взрослыми с собой). Возникает реакция аффилиации (потребность в общении, эмоциональном контакте). Кризис полового созревания. (по Фрейду – генитальная стадия). · Ранний юношеский возраст с 13-14 до 16-17 лет. ВТД – интимно-личностное общение.
4. Юношеский период с 17 до 20-23 лет. ВТД – труд. Кризис – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
5. Зрелость. · Ранняя (21-25 лет). Кризис близких отношений или изоляции свойствен для любого возраста. Кризис 30 лет – кризис смысла жизни. · Средняя (25-40 лет). Кризис 40 лет – генеративность или застой. · Поздняя (41-55 лет). Наступление спада деятельности. Старость. От 55 до 75 лет - наступление старости. После 75 лет преклонный возраст. Зрелость и психологический возраст. Выделяют 3 вида: хронологический (паспортный); физический (биологический), психологический. Психологический возраст – показатель душевной молодости, или зрелости, или старости, который у большинства людей отличается от календарного. Сознание – высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчёт об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Функции сознания: · Познание; · Переживание; · Отношение к миру, людям; · Регулирование поведения, деятельности. Основные характеристики сознания: · Самосознание (индивидуальное сознание); · Общественное сознание (отражение общественного бытия); · Низший уровень сознания (бессознательное); · Автоматизированные навыки (неосознанные). Признаки неясного (помрачённого) сознания. Нарушения сознания. Выключение сознания.
ЛЕКЦИЯ 4. ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические процессы)». Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдаёт себе отчёт в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум машины… Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина, вкусовые качества соли и сахара. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия, решать трудные задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы можем вообразить то, что вообще не существует. Человек не только познаёт окружающий мир, но и имеет своё отношение к предметам и явлениям этого мира, переживает при этом определённые чувства. Каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой – спортом; один проявляет способности в области математики, а другой – в области литературы; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой – ленив и высокомерен. Всё это – восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. Психические явления – постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения. Они состоят из четырех блоков, взаимосвязанных между собой: Психические процессы (восприятие, ощущения, внимание, память, воображение , мышление, речь) Психические свойства (темперамент, характер, способности) Психические состояния (эмоции, чувства, воля) Психические образования (знания, умения, навыки)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |