Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Группа как социально-психологический феномен



2015-12-13 1833 Обсуждений (0)
Группа как социально-психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




«Счастье личности вне общества невозможно,

Как невозможна жизнь растения,

выдернутого из земли и брошенного

на бесплодный песок»

(А.Н. Толстой)

 

Человек живет в обществе и строит с ним определённые отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица, до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей.

Уже на самых ранних стадиях жизни формирование личности тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, от его места в той группе, которая является микросредой его развития.

Что же такое группа?

Под социальными группами понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями.

Группа – реальная социальная общность людей, выделяемая на основе определенного признака (нация, партия, бригада, класс и т.п.), в которой возможно общение между людьми.

Классификация видов групп.

1.По размеру:

· большие – общности людей, существующие в масштабах общества, страны (этносы, нации, политические организации, возрастные группы);

· средние – предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города);

· малые – небольшие контактные общности, члены которых имеют контакты, связанные с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними;

· микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся своей близостью отношений между их членами.

2. По организованности:

· организованные – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время;

· неорганизованные – не имеют налаженных отношений, являются только что созданными и существуют непродолжительное время.

3.По общественному статусу:

· формальные – официальные группы, функционируют в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями; создаются на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального документа;

· неформальные –неофициальные складываются на основе личных симпатий и антипатий, возникают сами по себе, их никто специально не создает и не фиксирует их состав, объединение происходит на основе общих интересов.

4. По уровню развития:

· слаборазвитые – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, их часто называют диффузными (ассоциации, корпорации);

· высокоразвитые - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системой отношений, сплоченностью (коллективы).

3. По значимости:

· референтные – эталонные группы, существующие или воображаемые, на которые люди ориентируются в своих симпатиях и антипатиях, взгляды которых служат образцом для личности;

· нереферентные – группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

4. По непосредственности отношений:

· реальные (контактные) – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности; это объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с целями и задачами;

· условные – общность людей, составленная номинально; группы выделяют на основе какого-либо общего признака (например по возрасту, полу, профессии и т.д.).

Типология межличностных отношений.

Личность и группа.

Группа – это социологическая категория, изучаемая в рамках социальной психологии как общность, соответствующая понятию «реальная группа».

Человек, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность с учетом взглядов, существующих в группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определённых правилах и стандартах поведения – социальных нормах, которые могут влиять не только на действия личности, но и на такие трудно распознаваемые психические явления, как, например, установки. Принадлежность к какой-либо группе способствует формированию соответствующих установок. Человек часто не осознаёт, что поступая так или иначе, он делает это под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных общностей. Социальные нормы выражаются в соответствующих правилах и

выступают как средство ориентации личности в определённой ситуации и общественного контроля за поведением личности со стороны данной группы.

Установки и убеждения, принятые в малых группах, могут соответствовать или противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в группе, он получает представление её обычаях, традиция, ритуалах. Такие знания необходимы ему для понимания действий членов группы и коррекции собственного поведения. Нормы предусматривают позитивные санкции (поощрения, материальные вознаграждения), по отношению к тем, кто их соблюдает и негативные для тех, кто от них отступает (неодобрение, наказание).

С точки зрения психологии групп, существует четыре типа коммуникативного поведения личности, имеющие различное значение для выработки группового решения:

· стремление к лидерству, когда люди могут решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

· поведение индивидуалистов, стремящихся решать проблемы в одиночку;

· приспособление к группе, подчинение другим ее членам;

· поведение коллективистов, которые пытаются найти решение совместными усилиями, готовы принять предложения других членов группы и сами выступают с инициативой.

Для успешного решения задач имеют значение определённые сочетания различных типов поведения в группе. Быстрее справляются с проблемами группы, члены которых активны и действуют коллегиально.

 



2015-12-13 1833 Обсуждений (0)
Группа как социально-психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Группа как социально-психологический феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)