Группа как социально-психологический феномен
«Счастье личности вне общества невозможно, Как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» (А.Н. Толстой)
Человек живет в обществе и строит с ним определённые отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица, до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей. Уже на самых ранних стадиях жизни формирование личности тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, от его места в той группе, которая является микросредой его развития. Что же такое группа? Под социальными группами понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями. Группа – реальная социальная общность людей, выделяемая на основе определенного признака (нация, партия, бригада, класс и т.п.), в которой возможно общение между людьми. Классификация видов групп. 1.По размеру: · большие – общности людей, существующие в масштабах общества, страны (этносы, нации, политические организации, возрастные группы); · средние – предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города); · малые – небольшие контактные общности, члены которых имеют контакты, связанные с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними; · микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся своей близостью отношений между их членами. 2. По организованности: · организованные – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время; · неорганизованные – не имеют налаженных отношений, являются только что созданными и существуют непродолжительное время. 3.По общественному статусу: · формальные – официальные группы, функционируют в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями; создаются на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального документа; · неформальные –неофициальные складываются на основе личных симпатий и антипатий, возникают сами по себе, их никто специально не создает и не фиксирует их состав, объединение происходит на основе общих интересов. 4. По уровню развития: · слаборазвитые – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, их часто называют диффузными (ассоциации, корпорации); · высокоразвитые - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системой отношений, сплоченностью (коллективы). 3. По значимости: · референтные – эталонные группы, существующие или воображаемые, на которые люди ориентируются в своих симпатиях и антипатиях, взгляды которых служат образцом для личности; · нереферентные – группы, в которых люди реально состоят и трудятся. 4. По непосредственности отношений: · реальные (контактные) – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности; это объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с целями и задачами; · условные – общность людей, составленная номинально; группы выделяют на основе какого-либо общего признака (например по возрасту, полу, профессии и т.д.). Типология межличностных отношений. Личность и группа. Группа – это социологическая категория, изучаемая в рамках социальной психологии как общность, соответствующая понятию «реальная группа». Человек, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность с учетом взглядов, существующих в группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определённых правилах и стандартах поведения – социальных нормах, которые могут влиять не только на действия личности, но и на такие трудно распознаваемые психические явления, как, например, установки. Принадлежность к какой-либо группе способствует формированию соответствующих установок. Человек часто не осознаёт, что поступая так или иначе, он делает это под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных общностей. Социальные нормы выражаются в соответствующих правилах и выступают как средство ориентации личности в определённой ситуации и общественного контроля за поведением личности со стороны данной группы. Установки и убеждения, принятые в малых группах, могут соответствовать или противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в группе, он получает представление её обычаях, традиция, ритуалах. Такие знания необходимы ему для понимания действий членов группы и коррекции собственного поведения. Нормы предусматривают позитивные санкции (поощрения, материальные вознаграждения), по отношению к тем, кто их соблюдает и негативные для тех, кто от них отступает (неодобрение, наказание). С точки зрения психологии групп, существует четыре типа коммуникативного поведения личности, имеющие различное значение для выработки группового решения: · стремление к лидерству, когда люди могут решать задачи, только подчиняя себе других членов группы; · поведение индивидуалистов, стремящихся решать проблемы в одиночку; · приспособление к группе, подчинение другим ее членам; · поведение коллективистов, которые пытаются найти решение совместными усилиями, готовы принять предложения других членов группы и сами выступают с инициативой. Для успешного решения задач имеют значение определённые сочетания различных типов поведения в группе. Быстрее справляются с проблемами группы, члены которых активны и действуют коллегиально.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1833)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |