Лидерство. Руководство
В любой организации существует разделение труда, в том числе наличие руководителей и подчиненных. В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важнейших мест. В любой группе выделяется лидер. Без лидера ни одна группа существовать не может. Лидер (от англ. – «ведущий») – член группы, за которым она признает преимущество статусе и право принимать решения в значимых для неё ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели. В группе могут быть как официальные лидеры, так и неофициальные. Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным, личным качествам, в большинстве случаев положительным (бывает и отрицательным). Как правило, все лидеры превосходят других членов группы в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности. Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс ее внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления. Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют следующие типы лидеров: · бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); · социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах, спортивных, творческих); · политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимого от бесплодного. Большую роль играет доверие к своему лидеру, признание его достоинств, заслуг и полномочий. Лидер находится в сильной зависимости от коллектива (соответствие и выражение интересов группы). ü интеллигентность в вербальном и символическом планах; ü инициативность, т.е. способность направлять активность; ü уверенность в себе – благоприятная самооценка; ü привязанность к сотрудникам; ü решительность, зрелость; ü мотивационные способности. В зависимости от определяющих функций выделяют следующие виды лидеров: Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Лидер-творец.Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными. Лидер-борец.Волевой, уверенный в своих силах человек. Первый идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Лидер-дипломат.Опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. В курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Лидер-утешитель.К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту.
Чем отличается лидер от руководителя? Лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается из вне, имеет официальные полномочия для управления людьми. Руководить – это значит объединять людей и направлять их к определенной цели. Взаимодействие руководителей и подчиненных осуществляется в системе административно-правовых отношений официально-правовой организации. Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организацию, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Власть может принимать различные формы: Американский ученый Фред Рейвен выделяет: ü власть, основанную на принуждении; ü власть, основанную на вознаграждении; ü экспертную власть (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие); ü эталонную власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего руководителя); ü законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации). Наиболее эффективный вариант, когда у руководителя имеются все эти виды власти. Некомпетентный руководитель имеют следующие характеристики: ü не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми; ü проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов; ü пренебрегает информацией, которая ему непонятна; ü недооценивает противника; ü проявляет нерешительность в принятии решений; ü проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблеы; ü склонен верить в мистические силы – судьбу, фатальность неудач и т.п. Особенности качеств руководителя определяют его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация. v Авторитарный –наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле ценит единоначалие, не давая подчиненным проявить инициативу. v Деловой –предполагает работу по рассчитанным и оптимальным срокам. v Авральный –противоположный деловому,«Давай-давай, работай, потом разберемся» - девиз руководителя авральщика. v Демократический –вовлекает подчиненных в процесс принятия решений; управление по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных». v Либеральный –избегает собственного участия в принятии решений, предоставляет это подчиненным; стиль подходит для сплоченного коллектива единомышленников, где контроль руководителя отсутствует. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя, который зависит от его личностных качеств, профессиональной компетентности, деловых качеств, от его отношения к своей деятельности, от понимания и учета психологии подчиненных. Взаимоотношения руководителя и подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления и авторитета руководителя.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |