Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Начало политической раздробленности



2015-12-13 1243 Обсуждений (0)
Тема: Начало политической раздробленности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. При этом князь наказал сыновьям жить в мире и согласии. Первое время сыновья Ярослава Мудрого правили согласно его заветам.

Но вскоре на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись воинственные половецкие племена. .они заняли степи между Доном и Днепром, дошли до византийских сторожевых крепостей на Дунае. Половецкая конница делала набеги быстро и внезапно. Половцы уводили с собой многочисленных пленников, которых продавали потом на невольничьих рынках.

вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, земли которого граничили с Половецкой степью. Он предложил новую тактику ведения войны: совершать упреждающие удары, совершая походы далеко вглубь степей. Весной 1111 года он разорил половецкие кочевья и тем самым нанес половцам сокрушительный удар. Половецкий хан выдал свою дочь замуж за старшего сына киевского князя. На южных границах Руси установилось относительное затишье.

Но после смерти Мономаха вновь начались раздоры. Усобицы между князьями привели к тому, что в середине XII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей.

Одной из причин раздробленности стал сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления. В каждой русской земле-волости собиралось свое народное собрание, была своя выборная власть, свое народное ополчение.

Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, его сыновья и братья очень ыстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отделиться от Киева, Эти настроения укреплялись поддержкой городского населения, которое не хотело платить дань Киеву и желало иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.

Кроме того, в Древнерусском государстве не было твердого и определенного порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства на практике стал путаться. В частности, возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущества старшинства — младший по возрасту брат или старший по годам княжеский сын? Поэтому так часто случались княжеские раздоры, перераставшие в военные столкновения..

Княжеские усобицы подорвали обороноспособность древнерусского государства. Половцы, разгромленные Владимиром Мономахом, вновь потянулись к южным
границам Руси. Им удалось заключить союз с черниговским князем против Киева.

Особенно страдала от усобиц Киевская земля. Частые половецкие набеги вынуждали население бежать подальше от степей на северо-восток. После того, как половцы захватили торговый путь по Днепру, Киев потерял свое значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Обладание Киевским княжеством уже не давало князьям выгоды. Не случайно, андрей Боголюбский хоть и унаследовал звание великого князя, но отказался поехать в Киев.

хотя княжеские усобицы не утихали, цель их была уже иной, чем в едином государстве: не захватить власть во всей стране, а укрепить свое княжество, расширить его границы за счет соседей. Князья, получившие свое княжество по наследству и передававшие его своему сыну или брату, были больше заинтересованы в обустройстве своих земель, чем их временные владельцы.

 

Вопросы:

Почему Владимиру Мономаху удалось нанести половцам сокрушительный удар?

На чью поддержку опирались наместники киевского князя, стремясь отделиться от Киева?

Какой неразрешимый вопрос запутывал принцип передачи власти по старшинству?

В каких случаях половцы нападали на русские земли не по своей инициативе?

почему Андрей Боголюбский отказался стать киевским князем?

Тема: Основные черты западноевропейского феодализма.

 

1. Господская земля и крестьянские наделы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (господина). К IX—X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина— хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесённый оградой, а позднее — замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах и лошадях собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2.Феодал и зависимые крестьяне. За пользование землёй феодала зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности).

Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяйстве помещика: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк — долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птицу), а также изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжу).

Чтобы заставить крестьян исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Господа имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землёй, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от такого крестьянина дополнительную работу.

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезали крестьянам в разных местах, создавая чересполосицу; тогда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские.

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озёра и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами урезали общинные угодья, запрещая крестьянам пользоваться ими. Феодалы даже требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы.

4. Урожаи. Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви; и только малая его часть оставалась для пропитания семьи. Запасов не было. Урожай зависел не столько от стараний крестьянина, сколько от погоды. Заморозки и засухи, длительные дожди и насекомые- вредители губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы.

5. Натуральное хозяйство. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Всё необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.

Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия. Но продать было нелегко — ведь во всех соседских вотчинах производили примерно одно и то же, а ездить по дальним рынкам крестьянин не мог. Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

 

Задание 1. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

2. Чем отличается барщина от оброка?

3. Почему в общинах создавали чересполосицу?

4. Почему общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно?

5. Почему у крестьян не было запасов зерна?

6. Почему феодалу трудно было продать часть запасов зерна?

7. Какое хозяйство называется натуральным?

8. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:

Крестьяне должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор. Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой. Наступает август. Крестьяне должны жать хлеб, собирать, отвозить. И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле.

А потом подходит сентябрьский день, когда надо нести поросят. Если у крестьянина восемь поросят, то он берёт двух наилучших. А сверх того, надо приложить по монете за каждого поросёнка из оставшихся. Если крестьянин выдаёт дочь замуж за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину.

После этого пора отправляться за дровами в лес. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора, крестьянин должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба.

1. Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие - к барщине?

2. Какие ещё дополнительные платы и ограничения были у крестьянина?

3. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян своё хозяйство?

 

Задание 3:

1. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чём её смысл?

2. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? 4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами? 5. 3. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Тема: Средневековый город

 

В X—XI в связи с использованием железного плуга возросла урожайность. Крестьяне могли прокормить не только себя, но и небольшое число ремесленников. Их изделия отличались более высоким качеством, чем у крестьян, и пользовались спросом. Ремесленники все меньше занимались сельским хозяйством, а крестьяне — ремеслом.

ремесленники местами своего поселения избирали территории, которые находились вблизи больших феодальных владений — вотчин, замков и монастырей, рассчитывая обрести среди феодалов потребителей своих изделий. Селились они также и на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции.

В средние века любая территория находилась под властью какого-либо сеньора. Сеньоры смотрели на городских жителей как на своих крепостных. Они заставляли горожан платить, помимо оброка, различные налоги и даже отрабатывать барщину, ставили во главе городов своих управляющих.

Окрепнув, города уже не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Они старались выкупить у сеньоров все, что ограничивало их свободу. Если же те не соглашались, то начиналась долгая и ожесточенная борьба. Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.

Крестьяне в городах находили личную свободу и защиту от произвола сеньора.
В те времена сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Обычно действовало правило: если сеньор в течение года и одного дня не нашел убежавшего в город крестьянина, то его уже не выдавали, он становился горожанином.

Полноправный ремесленник – мастер – работал в собственной мастерской. . Вместе с ним работали подмастерья и ученики. Ученики не получали за свой труд никакой платы. Они были лишь слугами в доме мастера и присматривались к квалифицированной работе. Только через несколько лет ученик становился подмастерьем. Подмастерья уже получали плату от мастера, но очень скудную, а работали от зари до зари. Стать мастером было очень трудно. Для этого подмастерье обязан был выполнить очень сложную пробную работу.

Мастера одной специальности, жившие в одном городе, часто объединялись в союзы — цехи. Главная задача цеха — защита городского ремесла от конкуренции. Цех запрещал заниматься соответствующим ремеслом всем, кто не являлся его членом. Иначе на рынке могли появиться более дешевые изделия пришлых мастеров, а местные мастера разорились бы.

Мастера выбирали цеховых старшин. Старшины строго следили за выполнением цеховых уставов - обязательных правил. Уставы требовали, чтобы все члены цеха делали продукцию одинакового качества, в одинаковом количестве и брали за неё
одну и ту же цену. Если один ткач, например, сделал бы намного больше сукна, чем другой, или стал продавать его дешевле, то другой не смог бы совсем продать своё сукно.. Нарушителя устава могли оштрафовать и даже исключить из цеха. Спрос на большинство ремесленных изделий был тогда небольшим, ведь крестьяне сами обеспечивали себя почти всем необходимым, поэтому конкуренция составляла для мастера грозную опасность.

Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли. Как говорили: «Что свозу упало, то пропало». За проезд через владения феодалов, за
пользование мостами и переправами приходилось платить пошлины. А феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.

 

Для нормального развития торговли Европа нуждалась в надежных деньгах.
По причине раздробленности имели хождение сотни видов монет, к тому же разные но качеству металла. Поэтому появились менялы люди, которые за умеренную плату занимались обменом денег. Они брали деньги на хранение, только у них можно было одолжить большую сумму (правда, под огромный процент).

Развитие торговли подрывало основы натурального хозяйства. На смену
ему приходило новое, товарно-денежное хозяйство, при котором продукция производилась в основном для продажи на рынке.

 

Задание 1: Ответьте на вопросы к тексту.

1. Почему ремесленники местами своего поселения избирали территории, которые находились вблизи больших феодальных владений

2. Почему города вели борьбу с сеньорами?

3. В чем смысл поговорки: «Городской воздух делает свободным».

4. Чем отличается подмастерье от ученика?

5. Почему цех запрещал заниматься ремеслом тем, кто не входил в состав цеха?

6. Почему конкуренция представляла для мастера грозную опасность?

7. Почему феодалы порой ставили мосты на сухих местах?

8. Какую пользу торговле приносили менялы?

9. Чем отличается товарно-денежное хозяйство от натурального?

 

Задание 2:

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

ИЗ ГРАМОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЖИТЕЛЯМ Г. ФРАЙБУРГА ФЕОДАЛОМ КОНРАДОМ

Я обещаю мир и безопасность в границах моей власти и владений всем, кто прибывает любыми путями на мой рынок. Если кто-то из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или сам возмещу утраченное имущество. Если кто-то из моих горожан умрет, его жена с детьми будет владеть всем наследством и без всякого возражения получит все, что бы муж ни оставил ей... Всем купцам я уступаю торговую пошлину.

Никогда я не назначу моим горожанам другого управителя, никогда —другого священника, а кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения...Если возникнет какая-либо ссора среди моих горожан, то она будет устранена не по моему или управителя своеволию, а будет разрешена по местным обычаям и по законному праву всех купцов..

1. Какие обязательства взял на себя Конрад относительно горожан ?

2. Какие права получили горожане от Конрада?

3. Какое феодальное право относительно горожан Конрад сохранил за собой?

 

Задание 3: Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

ДОКУМЕНТ XV ВЕКА ОБ ОТНОШЕНИИ РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ К ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ.

Да будет известно, что к нам явился Вальтер Кезенгер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шёлка. Но, посоветовавшись и подумавши со своими друзьями, совет нашёл, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут (от безработицы). Поэтому было постановлено, что не нужно строить и ставить колесо.

Вопросы к документу: как вам кажется, правильно ли поступил цех? Убедительно ли он обосновал свое решение? Какими вам видятся возможные последствия такого решения для изобретателя и для самого цеха? Подумай, что приобретал, а что терял ремесленник, став членом цеха.

Тема: Средневековое общество

1. Новое устройство общества. К XI веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство, отличавшееся и от античного, и от древнегерманского.

Еще на рассвете средневековья крестьяне попадали в зависимость от феодалов. Почему? Чаще всего они теряли свободу вследствие королевских земельных пожалований дружинникам и слугам. Земля жаловалась вместе с крестьянами, так как без их работы она никого не кормила.

Часто он сам вручал себя и свой надел церкви или феодалу, лишь бы те защитили его мирную работу непрерывных нападений арабов, венгров, норманнов.

попадали в зависимость обнищавшие крестьяне, которым землевладельцы

предоставляли землю в обмен на обязательство работать на них. Следовательно, крестьяне теряли не землю, а право собственности на нее. Земля, которой они пользовались, теперь

не принадлежала им.

Люди тогда по-разному представляли себе, как устроено общество. Но наиболее важную роль сыграла теория, в соответствии с которой Бог разделил общество на три сословия: молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все, кто не входил в первые два сословия, но прежде всего крестьяне. Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были, проливая свою кровь, защищать общество от внешних врагов обеспечивать порядок и правосудие. Трудящиеся кормили всех остальных.

По сравнению с двумя первыми крестьянство рассматривалось как низшее, третье сословие. В те времена общество часто сравнивали с телом человека, уподобляя молящихся груди, воюющих рукам, а трудящихся ногам. Тем самым подчеркивалось, что все сословия хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, общество погибнет.

2. Сеньоры и вассалы. В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе

принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала ее собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг нее строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод — форма условного землевладения, то есть наделения землей на условии несения военной службы. Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счет зависимых крестьян, историки называют феодалами.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на

части и раздавал их воинам — тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом,

именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу — вассалом.

Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они — его вассалами.

Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Строгий порядок подчиненности низших феодалов высшим назвали «феодальной лестницей ».

Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины — рыцари.

Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы,

находились вне «феодальной лестницы».

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору — обычно

в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора,

оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров — других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

 

Вопросы:

1. Назовите не менее трех причин, по которым крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

2. Какие задачи стояли перед сословиями?

3. Почему в средние века общество часто сравнивали с телом человека?

4. Зачем феодал отдавал значительную часть своей земли вассалам?

5. В каком случае вассал одновременно мог быть и сеньором?

6. Что такое феодальная лестница?

7. Почему не мог дробиться феод рыцаря?

8. Каковы были обязанности сеньора перед вассалом?

9. Какие обязанности перед сеньором нес вассал?

 

Задание 2: ПИСЬМО ОДОНА, ГРАФА БЛУАСКОГО, КОРОЛЮ ФРАНЦИИ РОБЕРТУ

(1025 ГОД)

...Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь если дело касается условий происхождения, родовитость есть у меня. Если дело касается качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если дело касается исполнения службы, то пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине.

Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздраженный несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.

Если автор письма законно владел феодом, то докажите это, используя текст документа. Как граф оправдывает свои действия? Сделайте предположение о том, чем граф мог прогневать короля, и удалось ли сеньору отобрать феод у вассала.

 

 

Задание 3: КАБАЛЬНАЯ ГРАМОТА.

Господину моему... Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы постигли меня, и совсем не имею я, чем жить и во что одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то золотых монет; а у меня'совсем нечем выплатить эти деньги. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной всё, что вы полномочны делать со своими прирождёнными крепостными, а именно; продавать, выменивать, подвергать наказанию.

Ответьте на вопросы: что вынудило крестьянина

подписать кабальную грамоту? Какие права получал на него господин?

 

 

Тема: Куликовская битва

Усилению Московского княжества способствовало то, что с конца 50-х годов XIV века в Орде начались усобицы. В западной части Орды власть захватил военачальник Мамай. Он по своему усмотрению ставил и свергал ханов. К середине 70-х годов Мамаю удалось на какое-то время прекратить усобицы. Но он не имел права на ханский престол, гак как не был потомком Чингисхана. Мамаю необходимо было доказать, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

Почувствовав ослабление Орды, Дмитрий Иванович перестал выполнять ее требования. На съезде русских князей в 1374 году было решено готовиться к борьбе с Мамаем.

Мамай долго готовился к походу на Русь, договорился о союзе с великим литовским князем Ягайло, заручился поддержкой рязанского князя Олега. Разорённое ордынскими набегами Рязанское княже­ство в случае союза с Москвой принимало первым на себя удар мама­евых полчищ. Однако Олег, ненавидя ордынцев и остерегаясь Москвы, тайно оповещал Дмитрия Ивановича о планах Мамая.

Далеко не все верили в то, что война князя Дмитрия с Мамаем — это необходимое и праведное дело. Многие считали его политику опасным авантюризмом, отказом от мудрых заветов первых московских князей. И потому для князя было очень важно получить перед походом благословение церкви. Среди церковных деятелей того времени лишь один пользовался безусловным доверием народа. Это был игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Старец не только одобрил войну с Ордой, но и отправил вместе с князем в поход двух своих монахов. Этим он хотел показать, что дело освобождения свято даже для монахов, давших клятву никогда не брать в руки оружия. Участие монахов в боевых действиях было нарушением церковных канонов. Христианский подвиг Сергия Радонежского состоял в том, что он взял на себя этот грех. Он понимал, что от его решения зависит очень многое.

Дмитрий Иванович не стал ждать Мамая на границах московского княжества. Князь решил быстрым маршем пройти к Дону, опередить союзников, предотвратить их соединение и нанести сокрушительное поражение не ожидающему войску Мамая.

Войско Ягайло опоздало на битву. Оно двигалось на соединение с Мамаем медленно, так как в нем было много православных воинов из русских княжеств, для которых воевать в союзе с Ордой против православного мира было позором.

Князь Дмитрий очень удачно выбрал позицию для своего войска. Леса, овраги и мелкие речушки не позволяли монгольской коннице стремительно зайти в тыл русских. Кроме того, лесной массив на левом фланге московского войска (Зеленая дубрава) дал возможность приготовить для монголов сюрприз в виде засадного полка.

Князь верно угадал замысел Мамая. Не имея возможности применить любимый прием ордынских ратей — окружить русских или зайти к ним в тыл, — Мамай решил вложить
все силы в первый сокрушительный удар. Несущаяся лавина конницы должна была опрокинуть московское войско, обратить его в паническое бегство.

В ответ на этот план Мамая Дмитрий и выдвинул вперед два конных полка. Они состояли из опытных, хорошо вооруженных воинов княжеской дружины. Об эту живую скалу должен был разбиться первый вал конной атаки. Однако и сами дружинники не имели шансов уцелеть.

Битва началась 8 сентября 1380 года. Ордынская конница смяла передовые русские части, нанесла серьезные потери большому полку. Монголы стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке Непрядве. В этот-то момент засадный полк и нанес сокрушительный удар, внесший перелом в ход битвы. Еще час ордынцы сопротивлялись, а затем не выдержали и обратились в бегство.

Куликовская битва истощила воинские силы Московского княжества. Этим воспользовался хан восточной части Золотой Орды Тохтамыш. Собрав большие силы. он в 1382 году двинулся на Москву. Дмитрий, узнав о походе ордынцев, отправился собирать войска в северные волжские города. Но большинство русских князей не поддержали Дмитрия Донского в его борьбе с Тохтамышем, так как этот хан, в отличие от Мамая, был потомком Чингисхана. Тем временем ханские войска подошли к Москве и обманом взяли ее.

Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой и дать возможность Руси собраться с силами, вынужден был возобновить выплату дани. И хотя победа на поле Куликовом еще не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Орда признала Москву политическим центром Руси и право московской династии на великое княжение, передаваемое по наследству. Существенно снизился размер дани, которую Русь с тех пор платила Орде.

 

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Почему Мамаю необходимо было доказать, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя?

2. В чем выразилась двойственная линия поведения рязанского князя Олега?

3. Почему Дмитрию Ивановичу важно было получить благословение на сражение с Мамаевой Ордой?

4. В чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского

5. Почему Дмитрий Иванович не стал ждать Мамая на границах московского княжества?

6. В чем причина опоздания на сражение литовского войска?

7. Почему войско Ягайло двигалось медленно на соединение с Мамаем?

8. Докажите, что Дмитрий Иванович удачно выбрал позицию для своего войска.

9. Какой момент, на ваш взгляд, решил исход битвы?

10. Почему большинство русских князей не поддержали Дмитрия Донского в его борьбе с Тохтамышем?

11. В чем состоит значение Куликовской битвы

 

Создание единого русского государства

 

К середине XV века великий князь московский был самым могущественным на Руси. Но сохранял независимость Новгород Великий. Он стал главным препятствием на пути к объединению страны. Только полное подчинение Новгорода избавляло Москву от возможности усобицы . Помимо этого, Москве необходим был мощный экономический потенциал Новгородской земли.

В новгородском боярстве боролись две группировки. Бояре первой, объединившиеся вокруг богатой вдовы посадника Марфы Борецкой и ее сыновей, считали, что сохранить новгородские вольности можно только опираясь на поддержку Великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой и надеялись, что хорошие отношения с великим князем помогут сохранить новгородскую самостоятельность.

Серьезным шагом на пути к победе стал первый поход Ивана III на Новгород. Поводом для него послужили переговоры новгородских бояр и духовенства с Литвой. Узнав об этом, Иван обвинил Новгород не только в политической измене, но и в измене православию в пользу католичества. Таким образом, поход приобрел характер священной войны. Авангард московского войска, которым командовал лучший полководец Ивана III князь Данила Холмский, 14 июля 1471 г. разгромил огромную новгородскую армию в битве на реке Шелонь.

Сражение наглядно показало слабые стороны военной подготовки новгородцев: отсутствие единого командования, плохую боевую выучку, а главное —низкий боевой дух ополченцев. Простые горожане не хотели отдавать жизни за боярские интересы, надеялись на то, что Иван 3, подчинив Новгород, станет защищать их от произвола бояр.

Московский князь заключил с Новгородом договор. Вся суть договора состояла в не в полной ликвидации самостоятельности Новгорода, а только признании судебной власти московского князя. Это было нужно Ивану 3, чтобы постепенно отучить новгородцев от их традиций и приучить подчиняться строгой московской власти.

Осенью 1475 года Иван III отправился в Новгород. По пути следования и в самом городе к нему обращались жители с многочисленными жалобами на злоупотребления бояр. Иван, нарушая новгородские традиции, сам судил и творил расправу, часть бояр в цепях отправлял в Москву, чтобы там продолжить расследование. Все обвиняемые бояре были противниками Москвы. Иван, таким образом. не только выступал в роли народного защитника, но и уничтожал своих соперников, ослаблял новгородскую вольницу.

Весной 1477 года в Москву прибыли новгородские послы. При обращении к Ивану они употребили титул «государь», в то время как ранее великий князь именовался «господином»: «Господин Великий Новгород» вел переговоры с «господином великим князем Если обращение «господин» означало отношения подчинения и покровительства, то «государь» — это безоговорочное признание полной власти. Так обращались к своему владельцу холопы.

Эта обмолвка была использована Иваном Васильевичем. Он отправил в Новгород своих послов узнать, о каком государстве вели речь послы. А когда на новгородском вече был убит один из сторонников московского князя, Иван счел это весомой причиной дня нового похода.

Великокняжеские войска взяли Новгород в кольцо окружения. Осажденные новгородцы были вынуждены согласиться на все требования московского князя. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована: вече распущено, а вечевой колокол — символ новгородской вольницы — увезен в Москву. Выборных посадников и тысяцких заменили московские наместники.

Первоначально Иван III обещал не отнимать вотчин у новгородских бояр. Однако вскоре он стал отбирать вотчины не только у опальных бояр, но даже у архиепископа и монастырей. Эти земли он раздавал своим многочисленным слугам в качестве поместий — условных владений, пользоваться которыми помещик мог только до тех пор, пока оставался на службе у московского великого князя. Тем самым Иван создавал новое сословие — дворянство.

 

Вопросы:

1. Почему Иван 4 считал необходимым подчинить Новгород?

2. Какие две группировки боролись между собой в новгородском боярстве?

3. Что послужило поводом для первого похода Ивана 3 на Новгород?

4. Почему в сражении на реке Шелони Новгородское ополчение потерпело поражение?

5. Почему Иван 3 после победы на Шелони не стал требовать полной ликвидации независимости Новгорода?

6. Как московский князь использовал в своих интересах жалобы простых новгородцев на произвол бояр?

7. Чем отличаются между друг от друга титулы «господин» и «государь»?

8. Докажите, что в 1478 году самостоятельность Новгорода была окончательно ликвидирована.

9. Кому отдавал Иван 3 вотчины, конфискованные им у новгородских бояр?

10. Как Иван 3 использовал конфискованные вотчины новгородских бояр?

Задание 2. Современники называли Ивана III Великим и Грозным. Согласны ли вы с этими титулами? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Тема: Опричнина

Иван IV добивался выхода России к Балтийскому морю. Но Ливонская война требовала чрезвычайного напряжения сил. Победы начали сменяться поражениями. Ответственность за это царь возлагал на «изменников»-воевод. Кроме того, царю не давал покоя страх перед боярским заговором. Поэтому Иван 4 задумал окончательно ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их влияния на государственные дела и тем самым полностью стать единовластным правителем — самодержцем.

В декабре 1564 года Иван Грозный с семьей и приближенными неожиданно выехал из Москвы в Александрову слободу. Затем он направил в Москву две грамоты. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинил бояр и духовенство в расхищении казны и земель. Иван объявлял, что оставляет престол. Во второй грамоте, адресованной жителям посада, он, объясняя причины отречения, выставил себя защитником «черных » людей от боярского своеволия.

В Москве началась паника. В Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр. Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться на царство. В Александрову слободу выехала делегация духовенства и бояр.

Иван заявил, что вернется только при условии



2015-12-13 1243 Обсуждений (0)
Тема: Начало политической раздробленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Начало политической раздробленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)