Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ



2015-12-13 490 Обсуждений (0)
Раздел 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.

3. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

4. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Ключевые понятия и термины

 

Величина спроса(demand volume)– это некоторое количество блага, которое потребитель, группа потребителей или население в целом купит по определенной цене в единицу времени при данных условиях.

Величина предложения(supply volume) – это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Индивидуальный спрос(individual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хочет и может купить на рынке.

Излишек потребителя(consumer surplus) разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.

Излишек производителя(producer surplus) разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса (demand curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Неценовые факторы спроса(nonpriсe determinants of demand)факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.

Неценовые факторы предложения(nonprice determinants of supply)факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.

Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.

Предложение (supply, S) – это конкретные товары и услуги, которые производители желают произвести и реализовать по определенным ценам в единицу времени в данных экономических условиях.

Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.

Равновесное количество –совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.

Рыночное равновесие(market equilibrium) –это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Спрос (demand, D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.

Товарный дефицит(trade deficit) – это количество товара, которое

покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении величины спроса и величины предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Товарные излишки(trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, которые покупатели могут купить по существующей на рынке цене.

Точка равновесия(dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, буду-

чи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.

Фирма(firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.

Цена(price, P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

 

Литература:[5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 145–160; 10, с. 38–71; 11, с. 100–107; 14, с. 47–51; 15, с. 90–102; 17, с. 43–50; 18, с. 61–71; 19, с. 89–113; 20, с. 115–155].

 

Тесты и задачи

1. Величина спроса на товар – это:

а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;

б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;

в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;

г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.

2. Величина предложения товара – это:

а) количество данного товара на складах всех предприятий;

б) деньги, которые хотят получить за свой товар производители;

в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;

г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.

3. Не вызывает сдвиг кривой предложения следующий фактор:

а) цены на ресурсы;

б) налоги и субсидии;

в) цены на данный товар;

г) производительность труда в производстве данного товара.

4. Спрос – это:

а) субъективное понятие, регулирующее рыночные отношения;

б) потребность в различных благах, основанная не только на желании купить, но и обеспеченная деньгами;

в) нужда или недостаток в чем-то;

г) количество товаров, которое производители готовы поставить на

рынок по некоторой цене.

5. Главным фактором изменения величины спроса является:

а) изменение цены товара;

б) привлекательность продавца;

в) вкус потребителя;

г) рост заработной платы.

6. На динамику спроса кроме цены товара влияют:

а) изменение доходов покупателей;

б) изменение вкусов и предпочтений покупателей;

в) количество покупателей;

г) все верно.

7. При росте доходов населения спрос на дешевые товары низкого качества:

а) увеличивается;

б) стабилизируется;

в) не меняется;

г) снижается.

8. Закон спроса – это:

а) прямая зависимость величины спроса от цены;

б) обратная зависимость величины спроса от цены;

в) прямая зависимость величины спроса от цен на другие товары;

г) зависимость спроса от предложения.

9. Зависимость предложения от цены товара выражается:

а) законом спроса;

б) законом предложения;

в) законом цен;

г) законом денежного обращения.

10. Если рыночная цена устанавливается выше равновесной, то возникает:

а) дефицит товара;

б) издержки обращения;

в) избыточный спрос;

г) избыток товара.

11. Рыночное равновесие стабильно, когда:

а) нарушенное равновесие не восстанавливается;

б) нарушенное равновесие быстро восстанавливается вновь;

в) государство не разрешает нарушить равновесие;

г) равновесие устанавливается государством.

12. Цена товара повысилась с 5 до 7 денежных единиц. Объем

спроса сократился с 9 до 7 млн. денежных единиц. Эластичность спроса по цене:

а) спрос не эластичен по цене;

б) спрос эластичен по цене;

в) единичная эластичность спроса;

г) невозможно определить.

13. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:

а) прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара;

б) обратную связь между количеством и ценой предлагаемого товара;

в) прямую связь между предложением и спросом;

г) обратную связь между величиной спроса и предложения.

14. Если спрос на данный товар возрос, а предложение его осталось неизменным:

а) повысится равновесная цена и уменьшится объем продаж;

б) повысится равновесная цена и увеличится объем продаж;

в) уменьшится равновесная цена и снизится объем продаж;

г) изменений не произойдет.

15. Функция спроса на товар Q(D) = 15 – 4P; функция предложения Q(S) = –3 + 5P. Равновесный объем продаж составит:

а) 17;

б) 7;

в) 27;

г) 37.

 

Ответы: 1. г); 2. в); 3. в); 4. б); 5. а); 6. г); 7. г); 8. б); 9. б); 10. г); 11. б); 12. а); 13. а); 14. а); 15. б).

 

Задачи:

1. Функция спроса на хлеб:

Q = 100 + 0,5I – 30P1+ 20Р2, где Q – годовая величина спроса; I – доход; Р1 – цена хлеба; P2 – цена макарон.

Определите:

1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. у.е. в месяц и цене макарон 250 у.е. за 1 кг;

2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю.

Постройте кривую спроса на хлеб (рис. 5.1).

Решение:

1. Q = 100 + 0,5×10000 – 30 × P1+ 20 × 250 = 10100 – 30Р1.

2. Р1= 336,7.

Рис. 5.1. Кривая спроса на хлеб

 

2.Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd = 200 – 5P; Qs = 50 + P.

Определите параметры равновесия.

Решение. Qd = Qs. 200 – 5P = 50 + P. Р = 25. Равновесный объем равен 75.

 

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

 

1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эла­стичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластично­сти спроса по цене.

2. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спро­са. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

3. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эла­стичность предложения.

4. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и вы­ручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

 



2015-12-13 490 Обсуждений (0)
Раздел 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)