Тема 11. Общее макроэкономическое равновесие: модель
Совокупного спроса и совокупного предложения (модель АD-AS)
1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. 2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. 3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика. Ключевые понятия и термины Агрегирование(aggregation) – соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Детерминанты совокупного предложения(determinants of aggregate supply) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения. Детерминанты совокупного спроса(determinants of aggregate demand) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса. Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения(Keynsian range of aggregate supply curve) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется неполной занятостью ресурсов. Классический отрезок кривой совокупного предложения(classical range of aggregate supply curve) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется полной занятостью всех ресурсов. Кривая совокупного предложения(aggregate supply curve) – кривая, показывающая прямую зависимость между уровнем цен и объемом внутреннего продукта, который производители готовы предложить к продаже. Кривая совокупного спроса(aggregate demand curve) – кривая, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт. Макроэкономическое равновесие(macroeconomic equilibrium) – это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Модель AD-AS(AD-AS model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен и реального внутреннего продукта. Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения(intermediate range of aggregate supply curve) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, характеризующий состояние экономики, приближающееся к уровню полной занятости. Равновесный ВВП(equilibrium gross domestic product) – ВВП, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Равновесный уровень цен(equilibrium price level)– уровень цен, устанавливаемый при равновесном ВВП (когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения). Реальный ВВП(real gross domestic product) – ВВП с поправкой на изменение уровня цен. Совокупное предложение(aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен в определенный период времени. Совокупный спрос(aggregate demand, AD)– общий объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство (государство) хотят и могут купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени. Уровень цен(price level) – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за продаваемые товары и услуги в стране. Эффект богатства, или реальных наличных средств(wealth or real balances effect), – понятие, выражающее связь между уровнем цен и величиной реального богатства, представленного в финансовых активах (акциях, облигациях, депозитах и т.п.); повышение уровня цен сокращает размеры реального богатства, в результате чего сокращается величина совокупного спроса, и наоборот. Эффект импортных закупок(foreign purchases effect) – понятие, которое показывает взаимосвязь между объемом чистого экспорта и уровнем цен в экономике: при повышении уровня цен объем чистого экспорта сокращается и наоборот. Эффект процентной ставки(interest-rate effect) – понятие, которое выражает взаимосвязь между уровнем процентных ставок и величиной совокупного спроса: при повышении процентных ставок дорожают потребительский кредит и инвестиции, что снижает величину совокупного спроса, и наоборот. Эффект храповика(ratchet effect) – тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, и к сохранению уровня цен, если он сокращается.
Литература: [5, с. 256–266; 7, с. 302–324; 8, с. 300–323; 10, с. 268–287; 11, с. 406–416; 15, с. 281–293; 17, с. 112–127; 18, с. 259–285; 19, с. 412–435; 20, с. 237–254]. Тесты и задачи 1. Совокупный спрос – это: а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен; б) все имеющиеся в обществе потребности; в) спрос на автомобили; г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос всеми потребителями при различных уровнях цен. 2. В период экономических спадов совокупный спрос в национальном хозяйстве: а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается без изменений; г) может и увеличиваться, и уменьшаться. 3. Совокупное предложение – это: а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при различном уровне цен; б) предложение денег на денежном рынке; в) предложение услуг труда на рынке труда; г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос при различных уровнях цен. 4. Если объем равновесного ВВП окажется больше его потенциального уровня, то: а) уровень цен повысится; б) уровень безработицы повысится; в) начнется паника на рынке ценных бумаг; г) разразится нефтяной кризис. 5. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они: а) сберегают, но не инвестируют; б) откладывают деньги на туристические поездки; в) собираются купить новую мебель; г) решили завести ребенка. 6. Увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного ВВП и уровня цен, если это происходит на: а) кейнсианском отрезке кривой AS; б) промежуточном отрезке кривой AS; в) промежуточном и классическом отрезках кривой AS; г) классическом отрезке кривой AS. 7. Эффект храповика – это тенденция: а) повышения цен с ростом совокупного спроса; б) падения цен с ростом совокупного спроса; в) стабильности цен с ростом совокупного спроса; г) повышения цен с ростом совокупного спроса, но их стабильности при его понижении. 8. Классический вариант кривой AS предполагает, что в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса: а) окажет влияние на объем выпуска, но не на уровень цен; б) окажет воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска; в) не окажет влияние на уровень цен и объем выпуска; г) окажет влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска. 9. Если налоги на предпринимательство растут, то: а) растут совокупное предложение и совокупный спрос; б) сокращается совокупное предложение, а объем совокупного спроса не изменяется; в) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не изменяется; г) увеличивается совокупный спрос, а объем совокупного предложения остается прежним. Ответы: 1. г); 2. б); 3. а); 4. а); 5. а); 6. б); 7. г); 8. б); 9. б).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |