Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ




 

Арт-терапия – область психотерапевтической деятельности, основанная на занятиях изобразительным творчеством.

Арт-терапевт – специалист, прошедший соответствующую профессиональную и личностную подготовку и применяющий при работе с клиентами арт-терапевтический подход на различных уровнях (базовой методологии, методов и техник).

Арт-терапевтический кабинет – специально оборудованное для арт-терапии помещение, оснащенное соответствующими материалами и средствами для работы, имеющее условия для хранения и экспонирования изобразительной продукции.

Арт-терапевтический процесс– различные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и арт-терапевта в ходе их совместной работы, приводящие к достижению определенных психотерапевтических результатов.

Групповая арт-терапия – форма арт-терапии, позволяющая психологу работать с широким кругом клиентов. Предполагает не только взаимодействие каждого из них с другими членами группы посредством вербальной и невербальной коммуникации, но и самостоятельную изобразительную работу, погружение в своё Я.

Динамическая (аналитическая) группа – форма арт-терапии, ориентированная на работу с неосознаваемыми психическими процессами клиентов. Отличается закрытостью: наличием постоянного состава участников на протяжении всего времени существования группы.

Драматерапия - одно из направлений психотерапии искусством, предполагающее использование театрального искусства и ролевой игры в психотерапевтических целях. В ходе спектакля происходит идентификация себя с образом, наблюдаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа; происходит выражение клиентом различных эмоций.

Индивидуальная арт-терапия – форма арт-терапии, которая предполагает длительную работу в диаде «клиент-психотерапевт». При этом учитывается индивидуальный темп деятельности клиента.

Инсталляция – художественно организованное пространство, включающее любые предметы: произведения изобразительного творчества и объекты, которые рассматриваются как художественные, приобретая в связи с этим новое значение.

Интегративная арт-терапия – термин, объединяющий различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с психотерапевтической целью.

Интроекция– процессы идентификации арт-терапевта с переживаниями клиента. Базируются на эмпатии, симпатии, антипатии и других аффективных проявлениях, возникающих в психотерапевтическом взаимодействии.

Контрперенос- неосознаваемые или частично осознаваемые реакции арт-терапевта на личность клиента, возникающие в его присутствии. Вызывается особенностями вербального и невербального поведения клиента, стилем и характером его изобразительной деятельности, характеристиками создаваемых им образов.

Музыкотерапия – одно из направлений психотерапии искусством, предполагающее использование музыки в психотерапевтических целях. Преимущественно ориентирована на восприятие клиентом музыки (для развития различных личностных качеств и снятия стрессового напряжения), а не на её создание и воспроизведение.

Перенос – неосознаваемые или частично осознаваемые реакции клиента на личность психотерапевта, возникающие в его присутствии. Проявляется в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях вербального и невербального поведения клиента, в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов.

Перфоманс-арт – процесс, напоминающий искусство театра; может включать любые виды спонтанного творческого самовыражения, связанные с существованием в реальном, а не в сценическом времени, действиями с реальными предметами, игрой самого себя, новыми переживаниями по принципу «здесь и теперь».

Проекция – процесс неосознанного переноса клиентом своих переживаний и мыслей на изобразительную продукцию, в результате чего субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и сознательного осмысления.

Психотерапия искусством – вид психотерапии, который представлен следующими основными направлениями: арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. В отдельных странах они признаны в качестве самостоятельных профессий.

Раппорт– эмоциональный резонанс, необходимый для взаимного обмена чувствами, мыслями, образами арт-терапевта и клиента. Осуществляется как непосредственно (с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации), так и опосредованно (с помощью изобразительного материала и продукции).

Рисуночная техника – выражение клиентом своего ощущения, состояния, представления, отношения и других форм проявления личности через цвет и сочетание ахромных и полихромных цветов в рисунке на заданную тему.

Семейная арт-психотерапия - психотерапия, основанная на сочетании двух подходов: динамически ориентированной арт-терапии и семейной системной теории. Её конечной целью является решение имеющихся психологических проблем в семье с помощью художественного творчества.

Студийная открытая группа – одна из наиболее ранних форм арт-терапевтической работы, условия проведения которой напоминают художественную студию. Отличается отсутствием постоянного состава участников.

Танцедвигательная терапия - одно из направлений психотерапии искусством, предполагающее использование движений танца в психотерапевтических целях.

Тематическая (тематически ориентированная) группа – форма арт-терапии, предполагающая большую степень структурированности (по сравнению со студийной и аналитической группами), которая достигается, главным образом, за счёт использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников. Характеризуется полуоткрытостью: некоторые участники могут на определённом этапе покидать такую группу, в то же время она может в любое время пополняться новыми членами.

Терминация – завершающий этап арт-терапии; период подведения итогов и оценки результатов психотерапии. На этом этапе возможны деструктивные действия клиента, направленные на разрушение созданных им ранее образов.

Художественная экспрессия– выражение чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н. Кино-видеотренинг как метод повышения родительской компетентности //Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №4. – С.66 – 75.

2. Арттерапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – С.52 – 58.

3. Байерс А. Арт-терапия и престарелые пациенты с выраженными расстройствами памяти //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.215 – 226.

4. Бурно М.Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением //Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №2. – С.89 – 103.

5. Васильева О.С., Чупрова С.А. Использование уроков изобразительного искусства как средства самовыражения и самотерапии ребёнка младшего подросткового возраста //Психологический вестник РГУ. - 2000. – Вып.5, Ч. 1-2. – С.178 – 184.

6. Вуд М. Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания //Арт-терапия. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С.143 – 160.

7. Дрюкер К. Арт-терапия в психогериатрической практике //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.199 – 214.

8. Ирвуд Ч., Федо4рко М., Хольцман Э., Монтанари Л, Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» //Исцеляющее искусство. - 2004. – Т.7, №3. – С.51 – 64.

9. Катрецкий В., Валитова Т., Куклева И., Калмыкова Н. и др. Оздоровление детей – жертв военных конфликтов. Опыт работы Ростовского регионального общественного Движения пострадавщих в Чеченском конфликте. - Ростов –на-Дону: Талер, 2000. – 99 с.

10. Кери Л. Семейная песочная психотерапия //Исцеляющее искусство. - 2001. – Т.4. - №1. – С.44 – 60.

11. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. - Спб.: Речь, 2005. – 101 с.

12. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

13. Ландгартен Х. Семейная арт-психология //Исцеляющее искусство. - 2000. – Т.3, №4. – С.33 – 46.

14. Лебедев А. Применение групповой интерактивной арт-терапии в психотерапевтическом отделении госпиталя ветеранов войн //Исцеляющее искусство. - 2005. – Т.8, №3-4. – С.38 – 61.

15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

16. Лев-Визель Р. Использование теста «Рисование фигуры человека» Маховера для подтверждения фактов перенесённого сексуального насилия //Исцеляющее искусство. - 1999. – Т.3, №1. – С.19 – 32.

17. МакКлин К. Смешанные метафоры – зависимость или защита: арт-терапевтическое вмешательство в отношениях матери и дочери // Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №2. – С.27 – 70.

18. Мауро М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.175 – 196.

19. Моисеева А.Л., Урядницкая Н.А., Бялик М.А. и др. Арттерапия в работе с детьми, страдающими злокачественными новообразованиями //Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы Первой Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии. - Москва, 1996. – С.82 - 83.

20. Мэрфи Д. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.158 – 174.

21. Мэрфи Дж, Пейсли Д., Парадоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей //Исцеляющее искусство. - 2005. – Т.8, №1. – С.43 –63.

22. Постальчук О. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми с нарушениями развития //Исцеляющее искусство. - 2005. – Т.8, №1. – С.24 – 42.

23. Розаль М., Турнер – Шиклер Л., Юрт Д. Арт-терапия с подростками с избыточным весом: расовые, культуральные и психотерапевтические вопросы //Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №2. – С.9 - 26.

24. Спринэм Н. Арт-терапия в лечении наркомании и алкоголизма //Исцеляющее искусство, 2004. – Т.7, №2. – С.35 – 58.

25. Стоун Б. Телесный образ «Я» и посттравматическое стрессовое расстройство: обретение силы посредством диалога с визуальными образами //Исцеляющее искусство. - 2005. – Т.8, №2. – С.36 - 53.

26. Тимошенко Г.В. Активность психотерапевта при использовании некоторых методик арттерапии при индивидуальной работе // Материалы Первой Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии «Современные направления психотерапии и их клиническое применение», Подмосковье, июнь 1996 г. – М.: Институт психотерапии, 1996. – С.57.

27. Хеуш Н. Контрперенос арт-терапевта: работа с беженцами – жертвами организованного насилия //Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №1. – С.4 - 25.

28. Хоган С. Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии //Арт-терапия. Хрестоматия /Сост. И общ. Ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С.106 – 143.

29. Холт Э., Кейзер Д., Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми кинетического рисунка семьи //Исцеляющее искусство. - 2004. – Т.7, №2. – С.20 – 34.

30. Эванс К. Арт-терапия для детей с аутизмом //Исцеляющее искусство. - 2005. – Т.8, №3-4. – С.4 – 21.

31. Юткейт Л. И., Тельгер К., Инкман Л., Беккер-Глош В., Вендерманн Г., Бюлов Э. Творчество душевнобольнгых и арт-терапия в Психиатрической больнице Мюнстера //Исцеляющее искусство. - 1999. – Т.3, №1. – С.38 – 59.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)