Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 12. Образование СССР и его последующее конституирование




1. Взаимоотношения независимых советских республик до образования СССР. Создание союзного государства.

2. Разработка, принятие, введение в действие и утверждение Конституции СССР 1924 г. Закрепление основ союзного государства.

3. Конституция СССР 1936 г.:

А) Форма правления и механизм государства;

Б) Права и обязанности граждан по Конституции 1936 г.;

В) Избирательное право;

Г) Верховный Суд и прокуратура.

4. Конституция СССР 1977 г.:

А) Политическая система и общественный строй по Конституции 1977 г.;

Б) Демократические права и свободы;

В) Изменения в механизме государства. Избирательное право.

Г) Судебная система.

 

Методические указания

Изучение этого вопроса начните с выяснения основ национально-государственной политики Советского государства, сформулированных в «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 года. Дальнейшее развитие проблем государственного единства в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и Конституции РСФСР 1918 года. Расскажите об образование в годы гражданской войны независимых социалистических республик и других национально-государственных образований на территории бывшей Российской империи. Их взаимоотношение с РСФСР.

Раскройте предпосылки и причины образования СССР. Сущность дискуссий в РКП (б) о форме национально-государственного единства.

Раскройте основные этапы и ход объединения советских республик в союзное государство. Охарактеризуйте содержание Декларации и Договора об образовании СССР, принятых I Всесоюзным съездом Советов. Значение образования СССР. Разъясните в чем, выражалась необходимость принятия Конституции СССР 1924 года, роль Декларации и Договора об образовании СССР (1922 г.) в создании Конституции СССР. Найдите в специальной литературе информацию о проходимых дискуссиях, связанных с устройством высших органов власти СССР. Расскажите о деятельности Конституционной комиссии, ее составе. Далее переходите к структуре Конституции. Охарактеризуйте структуру и компетенцию государственных органов власти и управления по Конституции СССР 1924 года. Высшие органы: Всесоюзный съезд Советов, ЦИК Союза, его конструкция, Президиум ЦИК, Совет Народных Комиссаров Союза, наркоматы: общесоюзные, объединенные и республиканские; цель подразделения наркоматов. Органы власти и управления союзных республик, их структура. Верховный суд Союза, его основные функции. Прокуратура Верховного Суда, ОГПУ. Разберитесь в понятии «суверенитет». Как решалась проблема суверенитета в Конституции СССР 1924 года? Отразите в своем ответе: субъекты суверенитета в Основном законе, разграничение компетенций Союза и республик, гарантии суверенных прав СССР и союзных республик.

Расскажите о принятии Конституции СССР VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 года. Дайте ее общую характеристику. Объясните ее отличие от Конституции СССР 1924 года. В докладе постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Какие изменения в экономике, культуре, социальном строе СССР произошли к середине 30-х годов. Что характерно для политического строя? Направления и сущность изменений? Насколько правомерно называть ее сталинской? Как Конституция 1936 года определяла политическую основу СССР? Назовите экономическую основу СССР? В каких формах существовала социалистическая собственность в СССР; личная собственность? Как в Конституции 1936 года решались вопросы национально-государственного единства? Раскройте изменения состава СССР и статуса союзных республик. Найдите особенности статуса автономии. Опираясь на статьи Конституции (гл. Х), проанализируйте основные права и обязанности граждан СССР. На основании статей Конституции 1936 года (гл. 3) раскройте государственный механизм Союза ССР. Дайте характеристику местных органов власти. Расскажите о судебных органах и прокуратуре.

По такой же схеме охарактеризуйте Конституцию СССР 1977 г.

Общее требование: возьмите текст Конституций РСФСР и параллельно ведите сравнительно-правовой анализ.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Каковы причины образования СССР?

2. Укажите, ссылаясь на нормы Конституции СССР 1924 г., какие полно­мочия принадлежали исключительного высшему органу власти СССР.

3. Какие гарантии суверенных прав союза СССР предусматривались Конституцией 1924 г.?

4. Каковы были гарантии суверенных прав союзных республик. Какова специфика правового положения Верховного Суда СССР по Конституции 1924 г.?

5. В чем проявилось сближение новой Конституции СССР 1936 г. с зарубежными буржуазными образцами?

6. Сопоставьте Конституции СССР 1977 г., 1936 г. с Конституцией 1924 г. и ответьте на следующие вопросы.

· Какие произошли изменения в государственном механизме?

· Изменилось ли государственное устройство СССР?

· Изменился ли правовой статус союзной республики?

· Изменилась ли избирательная система?

· В какой мере закрепленные в Конституции нормы права соответствовали действительности?

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) / под ред. О.И. Чистякова. – М. : Зерцало, 1997. – 592с.

2. Активно используйте материалы справочной системы Консультант Плюс (http//www/vrn/ru/ic/syst/html Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»).

 

Специальная литература

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М. : РЮИД, «Сашко», 2000. – 426с.

2. Чистяков О.И. Конституция 1924 года / учебное пособие. - М. : ИКД «Зерцало-М», 2004 . – 224с.

3. Конституционное право РФ: учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2004. - 587с.

 

 

Задачи на повышение рейтинга

 

Задачи по тексту Закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» (16 августа 1938 г.):

 

Задача 1. Председатель колхоза пожаловался секретарю районного комитета партии на судью Беляева, который в разгар посевной осудил за хулиганство лучшего тракториста. Секретарь райкома позвонил судье и потребовал изменить приговор в связи с производственной необходимостью. Судья отказался. Как он мотивировал свой отказ?

Задача 2. Гражданин Буркин пожаловался в городской комитет партии, что его соседа, бывшего чиновника царского министерства, призвали к исполнению обязанностей народного заседателя, а этого, из-за социального происхождения чиновника, делать было нельзя. Но Буркину ответили, что он крайне невнимательно читал Конституцию и Закон «О судоустройстве». Подтвердите этот ответ конкретными статьями.

Задача 3. Инженер Лисин, уходя в отпуск, при получении отпускной суммы посчитал, что ему выплатили меньше, чем полагается. В бухгалтерии ему объяснили, что 10 дней в марте он не работал, так как был народным заседателем. Лисин с таким ответом не согласился. Кто прав в споре?

Задача 4. Народный суд города Мелитополя рассмотрел дело о хищении грузов с железнодорожных складов и вынес обвиняемому Забродину приговор. Прокурор приговор обжаловал. Почему?

Задача 5. Зыков, осужденный окружным судом, подал протест в краевой суд, но там его протест не приняли. Почему?

 

Задачи по тексту Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (25 декабря 1958 г.):

 

Задача 1. Молодой человек Семен Глыбин 15 лет и Василий Алов 16 лет при попытке отнять кошелек у гражданина Рыбина убили его. Родители подростков, ссылаясь на то, что они несовершеннолетние, просили суд применить к ним не уголовные, а воспитательные меры наказания. Возможно ли это?

Задача 2. Осужденный Фомков, приговоренный к 5 годам лишения свободы, провел в местах заключения 1,5 года, когда его родственники начали ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Их просьба удовлетворена не была. Почему?

Задача 3. Максимов, совершивший кражу в 16-летнем возрасте и осужденный на 3 года, примерным трудом доказал, что прочно встал на путь исправления. Находясь в колонии для несовершеннолетних он через месяц должен был отметить 18-летие, но очень боялся попасть в места лишения свободы со взрослым контингентом. Может ли Максимов избежать данной ситуации?

Задача 4. Врача Грязнухина из-за неоказания медицинской помощи, приведшей к смерти человека, осудили к лишению свободы и права заниматься врачебной деятельностью. Грязнухин начал оспаривать приговор, мотивируя это тем, что за одно преступление множественности наказаний применяться не может. Прав ли он?

Задача 5. 17-летний Уткин, мстя Советской власти за осужденного отца, неоднократно разбирал железнодорожное полотно, что приводило к авариям с человеческими жертвами, а также расклеивал антиправительственные листовки с призывом свержения Советской власти. На суде родственники погибших требовали квалифицировать действия Уткина как диверсию и применить к нему исключительную меру наказания – смертную казнь. Какое решение примет суд?

Задача 6. Антон Волков (14 лет) увидев, что отец избивает мать, решил ему отомстить. Ночью, пока отец спал, Антон ударил его молотком по голове, в результате чего отец умер. Понесет ли мальчик наказание?

Задача 7. Мухин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, попросил у своего соседа по квартире Пчелкина деньги в долг. Пчелкин отказался. Тогда, дождавшись ночи, Мухин выкрал деньги. Утром сосед обнаружил пропажу и заявил в милицию. При определении наказания будет ли учитываться состояние алкогольного опьянения, в котором находился Мухин во время совершения преступления?

Задача 8. Федоров работал сторожем. Он охранял колхозные парники с огурцами. Ночью трое мальчишек залезли в один из парников. Федоров в это время совершал обход территории и, увидев мальчиков, засвистел и выстрелил в одного из них из ружья. Мальчик скончался на месте, остальные успели скрыться. Можно ли расценить действия Федорова как необходимую оборону?

Задача 9. Суд обвинил гражданку Сорокину в шпионаже в пользу США. На момент вынесения приговора она находилась на третьем месяце беременности. Какое наказание Сорокиной определит суд?

Задача 10. Четырнадцатилетний Артем Веревкин убил отца и был осужден. Находясь в заключении, он раскаялся и стал себя примерно вести. Защитник Веревкина подал прошение о досрочном освобождении своего подопечного. Удовлетворит ли суд прошение?

 

Задачи по тексту Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (25 декабря 1958 г.):

 

Задача 1. Гражданин Нюхов усмотрел в действиях своего соседа Салова состав преступления. Ему показалось, что Салов попытался украсть садовый инвентарь с дачного участка Нюхова, и он потребовал участкового милиционера возбудить уголовное дело по факту попытки хищения чужого имущества. Милиционер Свистунов признаков преступления в действиях Салова не обнаружил и дело возбуждать не стал. Тогда Нюхов решил, что ему необходимо самому возбудить уголовное дело и подал иск в суд. Кто из них не прав?

Задача 2. Пенсионерка Скалкина написала заявление в милицию на своего соседа, который, по ее словам, был пьяницей, дебоширом, часто ее оскорблял. В милиции заявление принять отказались, сославшись на то, что все работники отделения заняты более важными делами. Правомерен ли отказ?

Задача 3. Гражданин Мумин был арестован милиционером за то, что потерял документы. Его препроводили в камеру и выпустили только через месяц. Имело ли руководство отделения милиции право на такие действия?

Задача 4. Гражданин Мискин был привлечен к суду за хулиганство и требовал особого к себе отношения на том основании, что он – певец оперного театра с двумя детьми, уважаемый человек в коллективе. Справедливо ли его требование?

Задача 5. При рассмотрении дела о мелком хулиганстве, судья, чтобы не затягивать рассмотрение дела, решил провести процесс без народных заседателей, ввиду их отсутствия. Свое решение он мотивировал тем, что дело не столь важное и присутствия заседателей необязательно. Правомерны ли его действия?

Задача 6. После рассмотрения всех доказательств, и заслушав свидетелей по делу о непреднамеренном причинении вреда здоровью человека, суд удалился на совещание. Там выяснилось, что норма, которая бы регулировала сложившуюся ситуацию, отсутствует в советских правовых актах. Чем должен руководствоваться судья при вынесении решения?

Задача 7. Гражданин Хоменко был привлечен к суду в Москве и стал требовать права давать показания на украинском языке, но признал, что русским языком также хорошо владеет, а говорить на своем родном языке хочет из принципа. Имеет ли он такое право?

Задача 8. Соседи дома № 8 на улице Лапина ночью устроили засаду для местных хулиганов, регулярно разбивающих фонари. Поймав тех на месте преступления, соседи решили наказать ребят исправительными трудовыми работами, а именно: отремонтировать испорченные постройки, отмыть подъезды, подмести двор. Правомерны ли были действия соседей?

 

 

Задачи по тексту Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (8 декабря 1961 г.):

 

Задача 1. Профсоюз крупной строительной организации обратился в суд с просьбой о признании умершим своего работника, гражданина Федорова, на том основании, что уже полтора года он не появляется ни на работе, ни дома. Сможет ли суд удовлетворить иск?

Задача 2. Гражданка Зорина, будучи в нетрезвом состоянии оскорбила в присутствии других жильцов свою соседку Немову. Через 2 года, поссорившись с Зориной, Немова решила отомстить ей, припомнила тот давний случай с оскорблением и обратилась в суд с иском. Однако суд не принял заявления, сославшись на истечение срока давности. Правомерно ли действие суда?

Задача 3. Кондитерская фабрика «Слава» заключила договор с сетью магазинов «Тополек» на поставку большой партии мармелада. Продукция была оплачена, товар поставлен. Качество мармелада устраивало руководство обеих сторон, но не вполне соответствовало государственным стандартам изготовления подобной продукции. Правомерно ли заключение такого договора?

Задача 4. Пенсионер Игнатьев проживал в доме, принадлежавшем предприятию «Молоко». Из-за систематической неуплаты был подвергнут административному выселению из квартиры и остался без жилья. Друзья посоветовали ему обратиться в суд с иском о неправомерном выселении. Какое решение примет суд?

Задача 5. Умнов обязался доставить Коневу 2 кубометра строительных досок со станции «Летняя» на станцию «Дачная» в двухнедельный срок. Но пошли дожди, дорогу размыло, поэтому груз был доставлен только 5 дней спустя. Конев потребовал снижения платы за несвоевременно доставленный строительный материал, но Умнов отказался, ссылаясь на то, что задержка произошла не по его вине. Рассудите спор.

Задача 6. Осинин во время пожара в колхозе спасал коров, вследствие чего

получил ожоги. Он обратился к руководству с просьбой оплатить ему лечение и отдых, но получил отказ, вызванный необходимостью восстанавливать колхоз после стихийного бедствия. Тогда Осинин обратился в суд. Какое решение примет суд?

Задача 7. Пани Кракова, будучи гражданкой Польши, опубликовала свою научную работу на территории СССР. Гражданин Моськин осуществил художественный перевод этой книги на русский язык и присвоил себе авторское право на нее. Узнав об этом, Кракова подала иск в советский суд о признании своих авторских прав. Какое решение вынесет суд?

Задача 8. После опубликования книги «Как правильно ухаживать за садом» в издательстве «Домашнее хозяйство», Кошечкин внезапно обнаружил там многочисленные выдержки из своей книги «Садовые работы», вышедшей в другом издательстве, но без указания авторства. В каких случаях допускается использование произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения?

Задача 9. Гражданин Скворцов умер, не успев получить патент на свое изобретение – автоматическую поливалку для огорода. Может ли кто-нибудь оформить авторское свидетельство за него?

Задача 10. Умер Морозов. У него осталась жена и трое детей, в том числе один ребенок приемный. В какой доле будет распределено наследуемое имущество между наследниками?

Задача 11. После смерти Поленова семьи и наследников у него не осталось, однако остался большой долг гражданину Туманову. Кто наследует имущество Поленова, и каким образом будут удовлетворены требования кредитора?

Задача 12. Гражданин Петров, проживающий в США и имея там постоянное место жительство, умер. В присутствии трех свидетелей он устно завещал частный дом, находящийся на территории СССР, гражданке Смит, с которой долгое время проживал. Сын Петрова, гражданин США, оспорил данное завещание, несмотря на то, что в штате США, где проживал его отец, разрешена устная форма завещания. Что решит советский суд?

 

Задачи по тексту Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (8 декабря 1961 г.):

 

Задача 1. При разрешении имущественного спора по поводу наследования жилого дома между братьями Сидоркиными, судьей было принято решение в пользу старшего брата, но народные заседатели были категорически не согласны с такой позицией и потребовали учета своего мнения по делу. Но судья заявил, что имеет больше прав при вынесении решения и его слово должно быть определяющим. Прав ли он?

Задача 2. В процессе рассмотрения дела о разделе имущества супругов, судья Васильев внезапно заболел и его заменил судья Громов. В процессе судебного разбирательства ответчик потребовал проведения судебного разбирательства с самого начала по причине замены судьи. Однако Громов отказался, пояснив, что такая необходимость отсутствует, т.к. Васильев ввел его в курс дела. Кто прав в данном споре?

Задача 3. При рассмотрении дела о защите права собственности судья вследствие внезапного ухудшения самочувствия был вынужден удалиться из зала заседаний. Заслушать показания свидетелей он поручил народным заседателям. Вернувшись, судья объявил перерыв на один час для ознакомления с показаниями свидетелей, изложенными в протоколе судебного заседания. Через час разбирательство дела было возобновлено. Нарушил ли судья нормы процессуального права?

Задача 4. Профсоюзная организация заявила о своем желании участвовать в судебном разбирательстве, чтобы иметь возможность выразить свое мнение по поводу дела об увольнении товарища Горбункова. Однако суд организации отказал, сославшись на множество документов и свидетелей по данному делу. Профсоюз же посчитал, что суд не вправе запретить участвовать в судебном разбирательстве. Кто прав в споре?

Задача 5. Прокурор Фокин вынес протест на незаконное и необоснованное решение суда по делу о возмещении ущерба. Однако судья заявил, что прокурор не имеет на это права, поскольку он не участвовал в судопроизводстве по данному делу. Будет ли правомерным протест прокурора?

Задача 6. Суд, рассматривая в кассационном порядке дело о признании сделки недействительной, счел необходимым повторно заслушать показания свидетелей, так как их показания в протоколе судебного заседания были изложены судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права. В ходе заслушивания этих показаний были выявлены новые обстоятельства, в связи с чем суд кассационной инстанции вынес новое решение по делу. Прокурор, считая такое решение незаконным, принес протест. Прав ли прокурор?

Задача 7. Гражданин Сидоркин подал заявление в суд о принуждении Гусева выплатить ему денежный штраф по договору поставки на том основании, что решение суда по этому вопросу было вынесено уже 2 месяца назад. Имеет ли право Сидоркин выдвигать такое требование, и будет ли оно удовлетворено?

Задача 8. В суде первой инстанции рассматривалось дело о разделе имущества, передаваемого по наследству. Через месяц после исполнения судебного решения дальние родственники наследодателя заявили свои права на долю в наследстве и подали кассацию на решение суда. Как разрешится вопрос?

Задача 9. Суд признал умершим гражданина Персикова, но через 2 года после принятия такого решения Персиков объявился и потребовал восстановления в своих правах. Судья объяснил ему, что суд перегружен другими делами, нужно соблюдать очередность, и если Персиков в ближайшие дни подаст заявление, то через полгода он может быть восстановлен в своих правах. Правомерны ли действия судьи?

 

Источники:

1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1961. - № 50.

2. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1961. - № 50.

3. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1959 - № 1.

4. О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик: Закон СССР от16 августа 1938 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1938. - № 11.

 





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)