Понятие и предмет римского гражданского права
УДК ББК Рецензенты:докт. юрид. наук, проф. Челышев М.Ю. канд. юрид. наук, доцент Селецкая С.Б.
Римское право: учебно-методический комплекс / авт. – сост.: О.Ф.Ильина, - Набережные Челны Набережночелнинский институт КФУ, 2013. – 50с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» соответствует курсу «Римское право» предназначен для студентов очной и заочной форм обучения юридического отделения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», степень «бакалавр» Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры частного права 16 января 2013 года (протокол №5)
УДК ББК
Содержание
Предисловие…………………………………………………………….…4 Содержание дисциплины «Римское право»……………………….….…6 Темы и тезисы лекций ……………..……………………………………..7 Планы практических занятий………………………………………….…22 Рекомендуемая литература ………………………………………..……..25 Словарь латинских терминов…………………………………………….26 Задачи и казусы …………………………………………………………..28 Вопросы к экзаменам……………………………………………………..48
Предисловие. Профессия юриста предполагает широкую эрудированность, знание этики, эстетики, философии, художественной литературы. Непременным условием является ясная и убедительная речь, знакомство с основами ораторского искусства, способность кратко доказательно составлять правовые документы всех видов, деловые бумаги вообще. Одна из задач предлагаемого пособия состоит в том, чтобы выработать в студенте, изучающем юриспруденцию, юридическое мировоззрение – способность видеть тот или иной факт через призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, соответствии или противоречии его духу, его цели. Знаменитое ходовое изречение римских юристов «Dura lex sed lex » - «Строг закон, но закон» и цитируемое реже, но не с меньшей уверенностью «Pereat mundus et fiat iustitia» - «Пусть погибнет мир, но да здравствует юстиция (справедливость)», всегда будут сопровождать юриста. Ему необходимо научиться интуитивно улавливать в различных жизненных ситуациях их границы. Здесь должны всегда присутствовать нравственные начала. Римские юристы никогда не учили смотреть на закон как на «букву», не допускающую ни толкования, ни комментирования, ни соотношения с практическими потребностями самой жизни. «Что было введено для пользы людей» – говорил римский юрист Модестин, - «нельзя под любым предлогом, включая ссылки на право и справедливость, путем жестокого толкования обращать в строгость, идущую вразрез с благополучием людей». Ему вторит другой римский юрист Ульпиан: «Когда право противоречит справедливости, следует предпочитать последнее». Таким образом, справедливость имеет преимущество перед строгим пониманием права. Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем вековечным культурным, политическим и юридическим ценностям, которые явились на свет в нашем общем доме (на Земле) около двух с половиной тысяч лет тому назад. Рим – «вечный город» - родина римского права античной Италии, остается и сегодня хранителем стародавних реликвий и одним из культурных центров современной цивилизации. Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр «Orbis terrarum» - круга земель, омываемых Средиземным морем; второй раз – христианством, воспринятым и Древней Русью (X век н.э.); третий раз – когда римское право было реципировано (заимствовано) позднефеодальной Европой (XII-XII вв.) с тем, чтобы спустя столетия сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собраний понятий и определений (дефинций), сохраняющим свой авторитет до наших дней. Однако, то значительное, что есть в римском праве и так высоко ценится, вышло из Горнила, в котором архаическое «строгое право» (ius strictum), восходящее к знаменитым законам XII таблиц, было переплавлено с помощью свободного толкования (преторами, в основном) с позиций «доброй совести» (bona fides) и справедливости (aequitas). Не «строгое право», привязанное к опутывающему хозяйственный оборот закону, а право, опирающееся на «добрую совесть» и «справедливость», т.е. нравственные принципы, отражающие в себе определенный экономический и социальный интерес, - вот что придало римскому праву его непреходящее значение. Сентенции (суждения, определения, решения) римских юристов, таких, как Папиниан, оба Цельза, Павел, Ульпиан, Гай до сих пор много цитируются в юридической науке. Тем, кто пожелает более глубокого проникновения в предмет, мы рекомендуем прекрасные учебники, авторами которых были крупнейшие цивилисты и романисты – И.С.Перетерский, И.Б.Новицкий, И.Б.Новицкий, К.А.Флейшиц, И.С.Розенталь, В.А.Краснокутский. Хорошим пособием остается краткий курс И.Б.Новицкого «Основы римского гражданского права» (М. 1972), фундаментальный труд чешского романиста Милана Бартошека «Энциклопедия римского права» (в русском переводе «Римское право: понятия, термины, определения» М. 1989). В данном учебно-методическом комплексе содержится ряд задач и казусов. Решение казусов (задач) призвано вырабатывать в изучающем данный курс, общую способность к постижению абстрактных понятий, составляющих в своей совокупности юриспруденцию; тренировку ума, целью которой должно стать особая способность видеть и различать конкретные ситуации, в их связи с правом и нравственностью, с правом и его целями; повторяемость и неповторяемость, общее и особенное, причину причин – как подлинную причину следствия и т.д. Казусы придуманы составителем данного УМК, либо заимствованы в Дигестах, у Гая, в сочинениях романистов и цивилистов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Очное отделение
Заочное отделение
Темы и тезисы лекций Тема 1. Понятие и предмет римского гражданского права.
1.1. Понятие римского права: а) право частное (jus privatum) б) право публичное (jus publicum). 1.2. Понятие и основные черты римского частного права. а) исторические системы римского частного права цивильное право (jus civile) преторское право (jus praetori) · право народов (jus gentium) 1.3. Взаимодействие, взаимовлияние, сближение и слияние систем римского частного права. 1.4.Предмет римского частного права. Метод частноправового регулирования. 1.5. Основные институты римского частного права. 1.б. Роль римского частного права в развитии права других общественных формации. Рецепция римского права.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |