Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися



2015-12-13 1311 Обсуждений (0)
Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися 0.00 из 5.00 0 оценок




Н.А. Аждер

Основы шпалерного ткачества

Минск 2004

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I Искусство шпалерного ткачества

1.1. Терминология………………………………………………………………...4

1.2. История развития шпалерного ткачества

1.2.1. Становление классической западноевропейской шпалеры……....7

1.2.2. Белорусское шпалерное ткачество…………..……………………..9

1.3. Современный художественный текстиль

1.3.1. Возрождение традиций шпалерного ткачества…………….…….11

1.3.2. Эпоха экспериментов…………......………………………………..12

 

Глава II Технология изготовления

2.1. Материалы и оборудование…………………………………………..…….14

2.2. Подготовка материала и оборудования для работы………………………15

2.3. Технология выполнения работы в материале…………………..…………19

Литература……………………………………………………………...………26

Приложение……………...………………………………………………………27

 

 

Введение

Уроки искусства создают для учащихся возможность через знакомство с прекрасным, через изучение языка искусств реализовать свои потребности в творении, обогатить свой духовный мир. Раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, его индивидуальности особенно важны, когда существует проблема нравственного и духовного самовыражения.

Данное пособие предлагает знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства – шпалерным ткачеством. Пряжа, нити как материал для творчества доступны и обладают богатейшими художественно-техническими возможностями, что открывает перед учителем перспективу выбора форм, методов, средств обучения творчеству согласно своим индивидуальным предпочтениям и возможностям детей.

Создание текстильного произведения предполагает знакомство учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного искусства: изучение традиций западноевропейского и беларуского шпалерного ткачества, закономерностей цветовых сочетаний, композиционного построения, позволяет научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия. Выполнение творческой работы в технике шпалерного ткачества может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап создания произведения сопряжен с творческим поиском.

Полноценно освоить предложенный вид декоративно-прикладного творчества можно на занятиях кружка. Однако ознакомить учащихся с искусством шпалерного ткачества возможно на уроках изобразительного искусства и художественного труда - этот вид творчества включает использование основополагающих знаний композиционной, колористической грамотности.

В учебно-творческой деятельности чрезвычайно важен эмоциональный фон. Декоративно-прикладное искусство способно быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество, а интенсивное эмоциональное воздействие приводит к интересным и многообразным детским произведениям.

 

Творческих успехов!

 

 

Глава I Искусство шпалерного ткачества

Терминология

Произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, можно встретить под разными названиями. У нас существует два практически равноправных термина: «шпалера» (от немецкого «Spalier») и «гобелен».

Однако необходимо различать эти термины, поскольку «гобеленами» следовало бы называть исключительно работы парижской мануфактуры Гобеленов, шпалерами же – вытканные любой другой мануфактурой.


Гобеленами первоначально называли изделия знаменитой, возникшей в XVII веке, мануфактуры Гобеленов (les Gobelins) в Париже. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах (например, в Польше) термином «гобелен» одно время обозначали все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества.


В русский язык оба термина пришли в XVIII веке и вскоре также стали употребляться без различия для обозначения любого произведения шпалерного ткачества, включая обивку для мебели. Такое, своего рода, «двуязычие» существует у нас до сих пор. В широкой художественной практике, а также прессе, каталогах выставок и т.п. прочно укоренилось употребление термина «гобелен», тогда как в научном обиходе (описаниях музейных коллекций, справочных изданиях, научных публикациях) принят термин «шпалера».

Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися.

В названиях произведений шпалерного ткачества можно еще встретить понятие «арас». Арас – это французская шпалера ручной работы,

высокого художественного качества, сделанная в городе Арас,

который был центрам шпалерного ткачества в XIV-XV веках.

При знакомстве со шпалерой необходимо остановится и на сравнительной характеристике ее с ковром. Эти виды декоративного искусства сближают идентичность материалов, некоторое сходство технологии. Классические шпалеры бывают только ткаными, ковры – ткаными и узелковыми. И в ковре, и в шпалере нити разноцветной пряжи одинаково служат для создания изображения или орнамента, каждая линия которого органически входит в структуру ткани. Специфика же бытования ковра и шпалеры в интерьере отражает их функциональное назначение, обусловленное всем ходом развития культур Востока и Запада: в основном утилитарную функцию ковра и главным образом эстетическую – шпалеры.

Ковер пришел с Востока и в большинстве своем принадлежит культуре ислама. Орнаментальный, построенный на сложной системе символических знаков, ковер является на Востоке неотъемлемой частью всего уклада жизни. Он организует интерьер, образуя шатер или кибитку, и органически включается в его убранство: настил на пол, завеса на дверь, покрывало, попона, ритуальный предмет и т.д. Даже в европейском доме ковер, будь то тканый безворсовый или узелковый ворсовый, всегда должен был находиться на отведенном ему «прикладном» месте – на полу, скамье. Шпалеры же с самого начала приобрели особенность, отличающую их от ковров. С одной стороны, шпалеры, как и ковры, служили для украшения и утепления интерьеров храмов, замков, дворцов, а с XVII века – и городских домов. Однако, помимо декоративно-прикладной функции, шпалера приобрела и иное значение, сближающее ее с монументальным искусством. Шпалера благодаря высокой одухотворенности изображаемых сцен и значительности образов по своему статусу приравнивается к искусству монументальному – стенописи, рельефам.

Термином «шпалера» искусствоведы обозначают произведения, выполненные в классической шпалерной технике и созданные до начала 1960-х годов. С 1960-х годов появляется понятие – «новая таписерия» (от фр. nouvelle tapisserie), обозначающее новое направление в искусстве текстиля [12, 8]. Традиционная шпалера становится сложным синтетическим произведением, в котором опыт ткацкого ремесла органически соединился с завоеваниями современной пластики в разных областях искусства – монументального, станкового, театрально-декоративного.

Термин «таписерия» имеет древние корни: в греческом языке «тапес» обозначал ковер, а также покрывало и скатерть, в латыни – «тапетум» (tapetum) дает в дальнейшем корневую основу в разных европейских языках для обозначения вначале произведений коврового ткачества, а затем и шпалерного [12, 7].

Сегодня в мировой практике для определения художественного текстиля, в широком его понимании, имеет хождение, по сути один термин – «таписерия»: французское tapisseriev соответствует английскому tapestry и немецкому bildteppich.

Изучая технологию классической шпалеры вы можете встретиться с такими понятиями как готлис ( от фр. haute lisse – высокая основа) – это шпалера, выполненная на ткацком станке с основой, натянутой вертикально, и баслис (от фр. basse lisse - низкая основа) – основа шпалеры натянута горизонтально. По завершению работы, различить шпалеры, выполненные в той или иной технике, практически невозможно. Определяется разница лишь при помощи картона-рисунка, по которому создавалась шпалера: готлис повторяет оригинал буквально, а баслис – зеркально.

В процессе создания текстильного произведения вам придется столкнуться еще с такими понятиями как:

УТОК – нить, проходящая сквозь нити основы. Это обычно цветная узорообразующая нить. В старинных шпалерах в качестве утка использовали шерсть и шелк. В современном текстиле утком может быть практически любой материал: шерсть, шелк, хлопок, сизаль, капрон, веревка и т.д.

КОМПОЗИЦИЯ – (от лат. сomposition) – составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.

 

КОЛЛАЖ – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в сочетании материалов, отличающихся по цвету, фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа и т.д.).

ФАКТУРА – характер поверхности художественного произведения, ее обработки. Фактура – одно из средств достижения художественной выразительности.

 

ЗЕВ – пространство, образующееся при раздвигании нитей основы; в зев пробрасывается нить утка.

 

ЭСКИЗ – предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали.

 

 



2015-12-13 1311 Обсуждений (0)
Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)