Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли



2015-12-13 2768 Обсуждений (0)
Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура золотовалютных резервов

Средства в иностранной валюте

К средствам в иностранной валюте относится[3]:

· наличная иностранная валюта;

· остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте;

· депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно, в том числе — депозиты в золоте, кредиты, предоставленные в рамках сделок обратногоРЕПО

, в центральных банках за рубежом, в Банке международных расчетов и других кредитных организациях-нерезидентах, имеющих рейтинги долгосрочной кредитоспособности не ниже «А» по классификации рейтинговых агентств «Fitch Ratings» и «Standard & Poor’s» (либо «А2» по классификации рейтингового агентства «Moody’s»);

· долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами с рейтингом выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг) не ниже «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Fitch Ratings» и «Standard & Poor’s» (либо «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Moody’s»), и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг, не включаются в состав международных резервов.

Пересчёт в доллары США осуществляется на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю.

Специальные права заимствования

Основная статья: Специальные права заимствования

К специальным правам заимствования (СДР) относят эмитированные Международным валютным фондом международные резервные активы, находящиеся на счете государства в МВФ.

Резервная позиция в Международном валютном фонде

Резервная позиция в МВФ представляет собой валютную составляющую квоты государства в Международном валютном фонде.

Монетарное золото

Основная статья: Золотой запас

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Пересчёт в доллары США осуществляется на основе котировок золота, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату[3].

 

 

Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

ГАТТ/ВТО – это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 года, в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 года. В 1993 году Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.

ГАТТ/ВТО имеет двойной статус: с одной стороны, – это международная организация; с другой – многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ/ВТО от других международных организаций – это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ/ВТО, государства берут на себя, прежде всего, обязательство перестроить свои торговые системы.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нём страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для подписавших его 23 стран. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорировано в механизм созданной (в 1995 г.) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путём ликвидации таможенных ограничений, устранению всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах:

· - осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования;

· - защита отечественных производителей путём установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

· - сокращение ставок таможенных тарифов в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнёрами повышения в

· - предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

· - развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

· - предоставление льготного режима для развивающихся стран;

· - заключение региональных торговых соглашений.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., является ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО / ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие своё главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран, выразивших заинтересованность участвовать в организации. Место пребывание ВТО – Женева (Швейцария).

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС). Высшим органов ВТО является Конференция Министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает

Генеральный Совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10

раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю торговой политики (регулярный контроль торговой политики членов ВТО).

25. Тарифные методы регулирования внешней торговли.

 

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

 

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

 

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

 

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

 

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

 

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

 

 

26.Нетарифные методы регулирования внешней торговли

 

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

31. Международная миграция рабочей силы как форма МЭО. Регулирование миграции: сущность, виды и инструменты. Участие России в процессах миграции рабочей силы.

 

Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы.Международная миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определœенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Все перемещения населœения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — это выбытие за границу, а ИММИГРАЦИЯ — прибытие из-за границы. Реэмиграция – возврат на родину ранее эмигрировавшего населœения.

Классификация форм миграции рабочей силы˸

1)по направлениям˸

‣‣‣ миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

‣‣‣ миграция в рамках промышленно развитых стран;

‣‣‣ миграция рабочей силы между развивающимися странами;

‣‣‣ миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату˸

‣‣‣ межконтинœентальная;

‣‣‣ внутриконтинœентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов˸

‣‣‣ высококвалифицированная рабочая сила;

‣‣‣ низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени˸

‣‣‣ безвозвратная (как правило, межконтинœентальная);

‣‣‣ временная (как правило, внутриконтинœентальная);

‣‣‣ сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

‣‣‣ маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населœенного пункта͵ страны);

 

17. Либерализация хозяйственной жизни в мире. Значение и мера открытости национальной экономики

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называетсялиберализациейэкономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. Внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической деятельности развитых стран еще в
50-60-е гг., а в остальных группах стран – в основном позже. В результате экономика большинства стран мира превращается во все более открытую, характеризующуюся значительно большими темпами роста по сравнению с закрытой.

Национальную экономику, интегрированную в мировое хозяйство, достаточно полно реализующую преимущества МРТ, активно использующую различные формы мирохозяйственных связей, называют открытой экономикой.

Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление и развитие которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общий экономический рост [13 с.102–107]. Другими словами, открытая экономикаэто экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капитала. Однако, по мнению французского экономиста Мишеля Пебро: «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики». Сходную мысль в конце XIX в. высказывал немецкий экономист, представитель «исторической школы» в политэкономии Ф.Лист.

Степень открытости экономики может быть определена, в частности, следующими показателями:

1. экспортная квота – отношение стоимости экспорта страны (Эс) к ВВП или ВНП данной страны:

Экв=Эс/ВВПс х 100%;

Принято считать степень открытости экономики приемлемой, если Эк=10%;

2.импортная квота – отношение стоимости импорта страны (Ис) к ВВП или ВНП данной страны:

Икв=Ис/ВВПс х 100%;

3.объем экспорта на душу населения – отношение стоимости экспорта страны к численности населения:

Эдн=Эс/Чс х 100%;

4.к числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квотуВТк (объем внешнеторгового оборота): ВТк= ВТс/ ВВПс х 100%;


5.удельный вес в мировом экспорте – отношение стоимости экспорта страны (Эс) к стоимости мирового экспорта (Эм):

Уэ=Эс/Эм х 100%.

 

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркической экономики, то есть такое состояние национальной экономики, для которого характерно наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей (активное участие страны не только в международной торговле, но и в движении факторов производства - труда и капитала, а также должен присутствовать взаимообмен национальных валют.)

 

14. Регионализация и интеграция. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений. Региональные экономические организации.

Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК, Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности, прежде всего, к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и на соседние регионы мира называется регионализацией. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странами-участницами [13 с.98–102].

Основные виды интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.

В настоящее время в мире насчитывается примерно 85 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей. О значении интеграционных объединений для мирохозяйственной системы, ее целостности, устойчивой динамики и сбалансированности пропорций свидетельствует то, что на долю только трех из них – ЕС, НАФТА и АТЭС приходится 79% мирового ВВП, 75% мирового экспорта. В целом темпы роста ВВП таких группировок примерно в 1,5 раз выше по сравнению с большинством других интегрирующихся государств, а также темпами роста мирового ВВП

 

Региональные экономические организации– это межгосударственные экономические образования, которые ставят своей целью постепенное объединение национальных хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов, прежде всего, во внешнеэкономической сфере.

 

Региональные интеграционные объединения включают территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

 

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений

(не нашла на это).

 

 

11. Международные валютно-финансовые и кредитные организации.

 

 

Основными международными валютно-кредитными и финансовыми организациями являются МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных Расчетов.

Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

1. операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

2. межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

3. инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);

4. инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);

5. благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Международные финансово-кредитные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества [14, с. 49]. Система международных финансовых организаций на 01.01.2012 г. насчитывает свыше 4 000 наименований., из которых более 300 - межправительственные [7, с. 65].

Все международные финансово-кредитные организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации [1, с. 42].

Под международными правительственными финансово-кредитными организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т. д.).

 

12. Международные экономические организации (системы ООН, региональные организации

 

Важное место в системе межгосударственного регулирования занимает Организация Объединенных Наций (ООН), созданная 24 октября 1945 года, насчитывающая в настоящее время 185 членов. Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; улаживать или разрешать, в соответствии с принципами справедливости и международного права, международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

- осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

- суверенное равенство для всех его членов;

- добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

 

Региональные организации не нашла

 

 

23. Государственное регулирование внешней торговли. Международное регулирование торговли.

 

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования развитых стран.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются, как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

 

Функцией государственного регулирования, прежде всего, является разработка концепций внешнеэкономической деятельности. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование осуществляется административными и экономическими методами; автономно и на договорной основе (конвенционно) посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений. В двусторонних договорах определяется режим для иностранных экспортеров. Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия. В современной практике из режима наибольшего благоприятствования имеются изъятия, в частности, в пользу членов интеграционных объединений.

 

Международное регулирование торговли. Н е нашла

 

 

33. Виды финансовых ресурсов. Структура мирового финансового рынка. Мировые рынки капитала. Глобализация финансовых ресурсов мира

 



2015-12-13 2768 Обсуждений (0)
Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)