Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 10. Индия. 6 часов



2015-12-13 1105 Обсуждений (0)
Лекция 10. Индия. 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок




Индийская цивилизация: основные, черты. Споры ученых:можно ли говорить о единстве Индии до английского завоевания? Индуизм как цивилизационное ядро, его организационно-регламентирующая икоммуникативно-интегрирующая роль. Брахманистская идеология социального порядка. Касты и кастовые группы как основные агенты социализации. Каналы социальной мобильности. Особенности личностного генотипа индуса. Приниженность мирского, трансцендентальная ориентация. Отсутствие общеиндийской государственности и традиции политической аморфности как следствие несовпадения религиозно-культурных и политических центров. Мусульманские завоевания и усиление этатистских тенденций. Характер индийской общины, причины ее устойчивости. Способность индийской цивилизации к адаптации инокультурного опыта и пределы этой адаптации. Взаимодействие брахманистской религиозно-культурной традиции с мусульманским социокультурным типом в эпоху Великих Моголов.

Распад державы Великих Моголов (середина XVII – середина XVIII века). Основные проявления ослабления империи: кризис условных форм землевладения, эволюция института «заминдари». Политика Аурангзеба: вызов мусульманской правящей элиты индусам. Антимонгольские движения: восстания джатов, освободительная борьба маратхов. сикхиПенджаба. Усиление сепаратизма наместников провинций. Внешний фактор ослабления империи:вторжение Надир-шаха, завоевательные походы Ахмед-шаха Дуррани. Афганско-маратхская борьба за Дели. Битва при Панипате (1761).

Завоевание Индии Англией (середина XVIII - середина XIX века). Установление торговой монополии европейцев на морских путях в Индию. Роль Ост-Индийских компаний в торговле со странами Востока и создание опорных пунктов на индийском побережье. Англо-французская борьба за Индию и ее результаты. Завоевание Индии английской Ост-Индийской компанией: основные этапы. Сипайская армия и тактика «субсидиарных соглашений». Сопротивление народов Индии. Причины поражения.

Английский колониальный режим (середина XVIII - середина XIX века). Эксплуатация Индии методами первоначального накопления, последствия. Становление аппарата колониального управления и его эволюция (Акт об управлении Индией 1773 года, закон Питта 1784 года). Изменения в статусе Ост-Индийской компании (парламентские акты 1813 и 1833 годов), Земельно-налоговые системы, политика колониальных властей в отношений индийской общины. Мероприятия англичан в сфере судопроизводства и образования.

Индийское народное восстание 1857-1859 годов. Последствия завершения промышленного переворота в метрополии для Индии. Обострение противоречий между индийским традиционным обществом и политикой Ост-Индийской компании. Идеологическая подготовка восстания: роль индийских мусульман. Ход восстания, основные центры, участники. Роль синайских частей Бенгальской армии. Поражение восстания. Дискуссия в литературе о характере восстания.

Система колониального управления и экономической эксплуатации Индии во второй половине XIX века. Изменения в колониальном аппарате: переход Индии под контроль парламента и правительства Великобритании. Административные реформы, реорганизация колониальной армии, укрепление связи с вассальными князьями, аграрные мероприятия. Изменения в экономической политике: вывоз капитала в Индию, сферы его приложения.

Трансформация индийского общества во второй половине XIX века. Специфика генезиса национального капитализма. Зарождение новых социальных слоев, особая роль интеллектуалов, Просветительство. Общественно-политическая и религиозно-философская мысль: основные идеи представителей мусульманской общины (Абдул Латиф, Карамат Али, Сейид Ахмад-хан). Проблема Восток-Запад, отношения с Англией и идеи реформаторства индуизма в воззрениях Рамакришны и С. Вивекананды. Ранний индийский национализм: основные течения, их характеристика. Образование Индийского национального конгресса (1885).

Индия в начале XX века. Нарастание недовольства политикой колониальных властей. Вице-король Керзон и раздел Бенгалии. Освободительное движение 1905-1908 годов: кампании под лозунгами «свадеши» и «свараджа», позиция ИНК. Разрыв умеренных националистов со сторонниками Б.Г. Тилака. Образование религиозно-политических партий: зарождение «коммунализма». Подавление антианглийского движения. Закон Морли-Минто. Индия в годы первой мировой войны: политическое и экономическое положение. Курс метрополии на укрепление своих позиций. Оживление деятельности умеренных националистов: движение «Гомруль», лакхнауские съезды ИНК и Мусульманской лиги. Действия радикальных националистов: организация «Гадр». Зарождение халифатского движения.

Литература

Основная

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

Антонова К. Л. Английское завоевание Индии в XVIII веке. М., 1958.

Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.

Ванина Е.Ю. Идеи и общество в Индии ХУ1-ХУ1Т1 веков. М„ 1993.

Вивекананда. Практическая веданта. М., 1995.

Гордон-Полонская Л. Р. О некоторых особенностях буржуазного просветительства в колониальных условиях // Идеологические проблемы современной Индии. М., 1970.

Добролюбов Н. Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии // Добролюбов Н. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1950.

Индийская культура и буддизм. М., 1972.

Каплан А. Б. Путешествие в историю: Французы в Индии. М, 1973.

Костюченко В.С. Вивекананда. М., 1977.

Кочнев В.И. Государство сикхов и Англия. М., 1968.

Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 9. М. 1957.

Народное восстание в Индии 1857-1859 годов. М., 1957.

Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака. М., 1958.

Неру Д. Взгляд на всемирную историю. Т. 2. М., 1973.

Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1-2. М., 1989.

Новая история Индии. М., 1961.

Орестов О. Ворота Индии. М., 1976.

Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958.

Полонская Л.Р., Паевская Е.В. Индия // Зарождение идеологии национально-освободительного движения: XIX - начало XX века. М., 1973.

Райков А. В. Пробуждение Индии. М., 1968.

Рейснер И. М. Народные движения в Индии в ХУП-ХУШ веках. М.. 1961.

Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. - Киев, 1991.

Российские путешественники в Индии, XIX - начало XX века: Документы и материалы. Исследования. М., 1990.

Семенова Н.И. Государство сикхов. М., 1958.

Семенова Н.И. История сикхского движения. М., 1963.

Чичеров А.И. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием: ХVI - XVIII века. М., 1965.



2015-12-13 1105 Обсуждений (0)
Лекция 10. Индия. 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 10. Индия. 6 часов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)