Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 18. Африка южнее Сахары. 2 часа



2015-12-13 796 Обсуждений (0)
Лекция 18. Африка южнее Сахары. 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок




Единая тропическоафриканская цивилизация или протоцивилизация: дискуссия в историографии. Интенсивность процесса антропогенеза в Тропической Африке на старте исторического развития. Факторы торможения политогенеза и классогенеза: роль природной среды, экстенсивный характер земледелия, структура питания африканцев. Человек как неотъемлемая часть окружающей экосистемы. Формы бытования африканских социумов. Мир общины. Господство родоплеменной структуры. Трайбализм и его проявления. Институт традиционных правителей. Методы передачи информации- Религиозные представления и система верований. Культ предков.

Европейцы и африканские народы в XV - середине XIX века. Проникновение европейцев в Африку: последствия. Эпоха работорговли: периодизация, участники, районы вывоза рабов. Африканские правители и торговля невольниками. Акты о запрещении работорговли. Контрабандная торговля рабами. Конец трансатлантической работорговли. Система арабо-суахилийской торговли невольниками в Восточной Африке. Итоги четырех столетий работорговли. Захваты европейцев на побережье. Начало европейской колонизации Южной Африки: основание голландской Капской колонии. Буры: особенности ведения хозяйства, жизненный уклад, отношения с аборигенами. Последствия оккупации Капской колонии Англией. «Великий трек» и образование независимых бурских республик. Деятельность христианских миссий, своеобразие восприятия христианства африканцами. Исследование Африки европейскими путешественниками. Готовили ли миссионеры и путешественники почву для колонизаторов? Образование республики Либерия.

Характеристика политического и социально-экономического развития африканских этносов в XVI –XIX веках. Типы культурно-хозяйственной деятельности народов Южной Африки: от присваивающего хозяйства бечуана до производящей земледельческой общины южных банту. Зулусские племена в первой половине XIX века: объединительная политика Чака-зулу и ее последствия. Государства Гвинейского побережья: споры в литературе о характере их общественного строя. Концепция «раннего архаического государства» Н.С. Кочаковой. Роль ислама в формировании государств Западного и Центрального Судана. Экспансия фульбе, образование халифата Сокото. Восточная Африка, культура и города-государства суахили. Занзибарский султанат, роль арабов Маската в его создании. Эфиопия: обшая характеристика (этнический состав, социально экономические отношения, религия, государственное устройство, войны с мусульманами). Эфиопия в первой половине XIX века: «время князей», объединительная политика Теодроса II. Английская интервенция 1867-1868 годов и ее последствия. Борьба Шоа за политическую гегемонию. Реформы Менелика II.

Завершение колониального раздела Африки (последняя треть XIX - начало XX века). Активизация колониальной экспансии европейских держав; предпосылки. Захваты Великобритании в Западной и Восточной Африке, роль монопольных привилегированных компаний. «Второе открытие» Южной Африки; экономические, социальные, политические последствия. Рождение «Ди Бирс». Роль С. Родса в «строительстве империи». Английские захваты в Южной Африке. Англо-бурская война. Образование Южно-Африканского Союза. Формирование французской колониальной империи. Германские захваты. Противоречия держав в ходе раздела Африки. Берлинская конференция 1884-1885 годов и разграничение сфер влияния в Центральной Африке. «Независимое государство Конго» и колониальный режим Леопольда П. Преобразование НТК в бельгийскую колонию. Участие в захватах на африканском континенте Италии и Португалии. Начало экономического освоения завоеванных территорий. Становление колониальных режимов: варианты, Изменение колониальных границ в Африке в результате первой мировой войны.

Освободительная борьба африканских народов, зарождение элементов национализма. «Ответ» африканцев на захваты европейцев: формы пассивного сопротивления, вооруженная борьба (примеры). Разгром эфиопами итальянской армии в битве при Адуа. Восстания африканцев против утверждавшихся колониальных режимов. Колониальное общество как вариант межцивилизационного взаимодействия. Неравномерность и замедленность процесса трансформации африканских социумов. Возникновение «новой элиты» в «старых» английских и французских владениях. Элементы национализма во взглядах С. Кроутера и Д. Хортона. Концепция «культурного национализма» У. Блайдена. Возникновение первых политических партий: АНК Южной Африки.

Литература

Основная

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

Абрамова С.Ю. Африка: Четыре столетия работорговли. М.. 1978; 1992.

Африка: Энциклопедический справочник. Т, 1-2. М., 1986.

Балезин Л.С. У великих африканских озер: Монархи и президенты Уганды, М., 1989.

Бартницкий А., Мантель-Нечко Я. История Эфиопии. М., 1976.

Биннс Ч.Т. Динузулу: Конец династии Чаки. М., 1978.

Буато П. Мадагаскар: Очерки по истории мальгашской нации. М.,1961.

Булапювский А.К. С войсками Менелика II. М.. 1971.

Века неравной борьбы. М.. 1967.

Громыко АЛ. Маски и скульптура Тропической Африки. М., 1984.

Давидсон А.Б. Сесил Роде и его время. М., 1984.

Давидсок А.Б. Сесил Роде - строитель империи. М., 1998.

Давидсон А.Б. Южная Африка: Становление сил протеста, 1870- 1924 годы. М., 1972.

История Африки вXIX - начале XX века. М., 1984.

История германского колониализма в Африке. М., 1983.

История национально-освободительного движения народов Африки в Новое время. М., 1976.

Киселев Г.С. Доколониальная Африка: Формирование классового общества. Состояние проблемы и перспективы ее разработки. М., 1985.

Козакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986.

Лот Г. Вторжение в Восточную Африку. М., 1971.

Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

Никитина Ц А. Захват бурских республик Англией: 1899-1902 годы. М., 1970.

Риттер Э.А. Чака Зулу. М., 1968.

Френкель М.Ю. Общественная мысль Западной Африки во второй половине XIX века. М., 1977.

Френкель М.Ю. США и Либерия: Негритянская проблема в США и образование Республики Либерия. М.. 1964.

Ципкин Г.Р., Ягья В. С. История Эфиопии в Новое и Новейшее время. М., 1989.

Шкляж И.М. Рабовладение и белая община Капской колонии: Конец ХVIII - начало XIX века // Народы Азии и Африки. 1988. № 5.

 



2015-12-13 796 Обсуждений (0)
Лекция 18. Африка южнее Сахары. 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 18. Африка южнее Сахары. 2 часа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)