Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________ С.А. Рогожин

 

 

Программа учебной дисциплины

 

Рыночное управление закупками и продажами на торговых предприятиях

Наименование направления подготовки

ЭКОНОМИКА»

Наименование профиля «Экономика предприятий и организаций. Экономика коммерческого предприятия»

 

Автор к.э.н., доц. Тарасова В.В.

 

Одобрена на заседании кафедры   Рекомендована УМК института
Коммерции, логистики и экономики торговли   торговли
(название кафедры)   (название института)
Зав.кафедрой     Председатель  
(подпись)   (подпись)
Соловьева В.П.   Зуева О.Н.
(Фамилия И.О.)   (Фамилия И.О.)
5 марта 2014 г.   25 марта 2014 г.
(Дата)   (Дата)
         

 

 

Екатеринбург

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целью освоения учебной дисциплины (модуля)

рыночное управление закупками и продажами на торговых предприятиях
(название дисциплины (модуля))

является формирование у студентов компетенций, направленных на системное представление механизма рыночного управления и принятия решений в соответствии с целями и задачами торгового предприятия, приобретение знаний и умений в области оптимизации рыночной деятельности торгового предприятия.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

№ п/п Номер компетенции Содержание
ОПК-3 способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; .
ПК-7 способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет; .
ПК-11 способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий; .

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Уметь: анализировать рынок, проводить оценку поставщиков и покупателей; выбирать объекты исследования; проводить устные и письменные опросы, составлять отчеты; на основе ситуационного анализа ставить маркетинговые цели; разрабатывать рыночные стратегии; обеспечивать их тактическими методами реализации; сегментировать рынок; планировать объем реализации с учетом целевого рынка, позиционировать товары на рынке; планировать расходы на закупку и продажу; составлять бюджеты продаж, оценивать эффективность рыночной деятельности.  
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: методами и приемами создания информационной базы данных из внешних и внутренних источников; навыками общения с потребителями, поставщиками, сотрудниками, руководством; опытом проведения презентаций, проведения собеседований и деловых переговоров; аналитическими и экспертными методами для оценки эффективности рыночной деятельности на предприятии; навыками принятия оптимальных стратегических и тактических маркетинговых решений.    

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебная дисциплина «Рыночное управление закупками и продажами» входит в число обязательных дисциплин базовой части Профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 38.03.01.62 «ЭКОНОМИКА» наименование профиля «Экономика предприятий и организаций. Экономика коммерческого предприятия»

Освоение дисциплины происходит в шестом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины, могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Торговое дело», «Коммерческая деятельность», «Экономическое обеспечение торговли» и др, а также во время прохождения учебной практики, подготовке выпускной квалификационной работы.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе: для студентов очной формы обучения: лекции – 20 часов, практические занятия – 40 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 84 часа; для студентов заочной формы обучения -20 часов аудиторных занятий.

4.1. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел Количество часов   Самостоятельная. работа Формы контроля
Лекции     Практические занятия   в интерактивной форме
Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием    
Рыночные исследования и создание информационной системы   Контрольная работа
Комплексный анализ рынка     Тестовое задание
Стратегическое позиционирование на рынке   Контрольная работа
Управление товарной политикой на предприятии   Семинар
Управление ценовой политикой предприятия   Эссе
Политика в области распределения товаров   Контрольная работа
Планирование и разработка бюджетов продаж     Семинар
Организация и управление рыночными службами   Контрольная работа
  Экзамен        
  Итого:   -

 

Для студентов заочной формы обучения:

Тема, раздел Количество часов   Самостоятельная. работа Формы контроля
Лекции     семинары   в интерактивной форме
Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием    
Рыночные исследования и создание информационной системы     Контрольная работа
Комплексный анализ рынка   Тестовое задание
Стратегическое позиционирование на рынке     Контрольная работа
Управление товарной политикой на предприятии   Семинар
Управление ценовой политикой предприятия   Эссе
Политика в области распределения товаров       Контрольная работа
Планирование и разработка бюджетов продаж   Семинар
Организация и управление рыночными службами   Контрольная работа
  Экзамен        
  Итого: -

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием

Рыночная концепция и ее эволюция на различных этапах развития рыночной экономики.

Цель, задачи, принципы, функции рыночных структур, их содержание на предприятиях. Роль маркетинга в деятельности предприятий торговли. Социальная и экономическая роль маркетинга.

Окружающая среда маркетинга. Микро- и макросреда маркетинга и факторы ее формирования в торговле. Системный подход в изучении окружающей среды маркетинга.

Стратегический и оперативный маркетинг, их цель и содержание.

 

Тема 2. Рыночные исследования и создание информационной системы

Понятие рыночной информационной системы, ее элементы. Маркетинговая информация и ее классификация. Источники маркетинговой информации. Внешние и внутренние источники.

Маркетинговые исследования, их содержание и направления. Процесс маркетинговых исследований, его этапы. Требования, предъявляемые к исследованиям. Научный и системный подход. Этапы научного подхода. Определение проблем и целей маркетинговых исследований. Разработка и реализация плана маркетинговых исследований.

Методы проведения исследований. Количественные и качественные методы. Опрос, его виды, способы проведения. Панельный опрос. Групповые дискуссии (фокус-группы). Устный и письменный опрос. Опрос экспертов. Наблюдение и его классификация. Сбор и анализ данных. Достоинства и недостатки методов исследований.

Подготовка отчета по результатам исследования. Требования, предъявляемые к содержанию основных разделов отчета.

Использование ситуационного подхода при проведении рыночных исследований. Выявление маркетинговых проблем на основе ситуационного анализа. Методика проведения ситуационного анализа.

 

Тема 3. Комплексный анализ рынка

Емкость рынка и ее измерение. Методы расчета емкости рынка. Источники информации для расчета емкости рынка. Уровень насыщения рынка. Доля предприятия на рынке. Методы оценки доли рынка. Темпы роста рынка. Динамика цен. Обустроенность инфраструктуры. Прибыльность работы на рынке. Прогнозирование объемов реализации.

Диагностика конкурентной среды. Типы конкурентных сил. Барьеры входа и выхода на рынок. Анализ деятельности конкурентов и методика его проведения. Сильные и слабые стороны конкурентов. Виды конкурентных преимуществ. Анализ конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха. Источники конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия. Конкурентные стратегии.

Анализ местоположения предприятия: основные направления исследования. Тип района, территория, численность и категории населения, объем транспортных потоков, размер рынка, конкуренция.

Тема 4. Стратегическое позиционирование на рынке

 

Поведение потребителей как объект маркетинга. Модели поведения потребителей. Мотивация покупателей. Процесс принятия решения о покупке.

Способы привлечения покупателей на основе мотивации. Критерии, влияющие на процесс выбора места приобретения товаров.

Цели сегментирования рынка. Принципы сегментирования рынка. Методы сегментирования. Критерии сегментирования рынка. Оценка наиболее привлекательных сегментов. Выбор приоритетных потребителей.

Маркетинговая стратегия в целевых сегментах рынка. Недифференцированный маркетинг. Дифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг.

Позиционирование предприятий торговли. Выбор конкурентных преимуществ. Ошибки в позиционировании.

 

Тема 5.Управление товарной политикой

Особенности комплекса торгового маркетинга. Продукт в торговом маркетинге.

Торговая услуга и ее характеристика. Основной продукт. Сопутствующий продукт. Дополнительный продукт. Продукт в расширенном понимании. Инструментарий торгового маркетинга.

Понятия и классификация товаров в маркетинге. Товарный ассортимент. Товарная линия. Ассортиментная группа как самостоятельная «бизнес-единица».

Конкурентоспособность товара. Показатели конкурентоспособности товара. Оценка конкурентоспособности товара. Торговая марка и ее элементы. Стоимость торговой марки. Атмосфера предложения товара.

Концепция жизненного цикла товаров. Товарный портфель. Факторы доходности товарного портфеля. Состав товарного портфеля. Портфельный анализ, его цель и задачи. Матричные методы анализа товарного портфеля. Метод АВС и XYZ-анализа.

Сбалансированность товарного портфеля. Оптимизация товарного ассортимента. Прогнозирование продаж. Методы разработки прогноза. Планирование поставки товаров. Позиционирование товаров. Стратегии позиционирования.

 

Тема 6. Управление ценовой политикой

Цена как важнейший элемент комплекса маркетинга. Цена товара. Ценность товара для потребителей. Цена торговой услуги. Чувствительность покупателей к стоимости покупки товаров. Восприятие цен потребителями. Ценовая эластичность. Торговая надбавка – цена услуг торговли.

Цели ценообразования. Факторы, влияющие на цену. Стратегии ценообразования и условия их применения.

Стратегия высоких, средних и низких цен. Стратегия целевой прибыли. Стратегия конкурентных цен. Стратегия гибких цен. Стратегия льготных цен. Ценовые линии. Стратегия цен, учитывающая географический фактор. Стратегия престижных цен. Смешанные стратегии.

Стратегия скидок с цен. Виды скидок. Денежная и товарная форма скидок. Влияние скидок на объем реализации товаров и прибыль. Методы расчета.

Снижение цен и условия его применения. Эффект от снижения цен для предприятия.

Методы ценообразования. Анализ цен. Контроль ценообразования.

.

Тема 7. Политика в области распределения и продвижения товара

Каналы распределения. Функции каналов распределения. Рыночные посредники и их классификация. Выбор вида распределения. Критерии выбора канала распределения. Интенсивное распределение. Селективное распределение. Эксклюзивное распределение.

Способы мотивирования посредников. Эффективность каналов продаж и ее оценка. Логистические принципы оптимизации товародвижения.

Разработка системы продвижения товара. Комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементы. Виды рекламы. Функции рекламы при осуществлении маркетинга. Критерии выбора носителя рекламы и рекламных средств. Разработка рекламной программы. Рекламный бюджет. Внутримагазинная реклама. Эффективность рекламы.

Персональные продажи и их применение. Этапы процесса эффективной продажи. Качество торгового агента.

Организация общественного мнения. «Паблик рилейшнз» и его средства.

Инструменты системы продвижения. Эффективность системы продвижения.

 

Тема 8. Планирование и разработка бюджетов продаж

Необходимость маркетингового планирования и его сущность. Процесс планирования маркетинга и его содержание. Связь маркетингового плана со стратегическим планом предприятия.

Методы стратегического планирования маркетинга и их характеристика. Организация стратегических бизнес-единиц. Портфельный анализ деятельности предприятия.

Планирование стратегии маркетинга. Постановка цели. Анализ внешней среды. Анализ слабых и сильных сторон. Анализ стратегических альтернатив. Выбор варианта стратегии.

Маркетинговый план, его назначение и структура. Разделы маркетингового плана и их содержание. Процедура составления плана маркетинга.

Бюджет реализации маркетингового плана, его разработка и согласование.

Содержание расходов на маркетинговые исследования, на систему распределения товаров, на стимулирование.

Эффективность маркетинговых затрат и ее оценка. Формы и методы контроля выполнения плана.

 

Тема 9. Организация и управление рыночными службами

Виды рыночных служб, их цели и задачи. Факторы, влияющие на построение организационных структур маркетинга. Организационная структура маркетинга. Дивизионная структура организации маркетинга. Матричная структура организации маркетинга. Распределение функций маркетинга по исполнителям.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.1 Текущий контроль

Тема 1. Маркетинг – рыночная концепция в системе управления предприятием торговли.

Цели и задачи изучения данной темы:

· Дать определение основных понятий курса: маркетинг, маркетинговая концепция.

· Рассмотреть со студентами эволюцию концепции маркетинга на различных этапах развития рыночной экономики.

· Определить цели, задачи, функции, принципы, роль (социальная и экономическая) маркетинга, их содержание на предприятиях.

· Рассмотреть основные элементы маркетинговой концепции (цепочка ценностей) и их роль для торгового предприятия.

· Рассмотреть микро- и макросреду маркетинга и факторы ее формирования.

В результате изучения данной темы студент должен знать определение маркетинга и маркетинговой концепции, этапы эволюции концепции маркетинга, понимать содержание целей, задач, функций, принципов, а так же экономическую и социальную роль маркетинга, уметь определять субъекты микро- и макросреды предприятия, их формирование и влияние на предприятие.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебной литературой:

Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: Профессиональное издание. – М: ООО «И.Д.Вильямс». 2010. Гл.1, 2.

Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер. 2011. Гл.1.

Гембл П.Р., Тапп А. и др. Маркетинговая революция. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 20011. Гл.1.

Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга. http://www.cfin.ru/press/marketing/2010-4/01.shtml

 

Тема 2. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система.

Цели и задачи изучения данной темы:

Рассмотреть информационную систему и ее элементы.

Изучить со студентами понятие маркетинговая информация, ее классификация, внешние и внутренние источники.

Ознакомить студентов с основными методами сбора маркетинговой информации: эксперимент, наблюдение, опрос. Рассмотреть их виды, способы проведения, достоинства и недостатки.

Рассмотреть определение маркетинговые исследования, их содержание и направление. Проанализировать основные этапы процесса маркетинговых исследований и предъявляемые требования. Определение проблем и целей маркетинговых исследований.

Разобрать содержание разделов и требований к отчету по результатам исследования.

Изучить важность использования ситуационного подхода. Ознакомить студента с методикой проведения ситуационного анализа, на основе рассмотрения типичных вопросов анализа.

В результате изучения данной темы студент должен знать определение информационной системы и ее элементов, маркетинговой информации (классификация, внешние и внутренние источники), понимать основные методы сбора маркетинговой информации, их виды, способы проведения, достоинства и недостатки, уметь проводить маркетинговые исследования, создавать отчет по результатам исследования, использовать ситуационный анализ при проведение маркетинговых исследований.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться литературой:

Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд // Маркетинг, 2012. - № 6. - С.59-68.

Мокров А.В., Масленников С.В. Развитие корпоративных маркетинговых информационных систем: http://www.monitor-crm.ru/aboutcrm/aboutcrm10/.

Марданова Э. Маркетинговая информационная система как основа принятия бизнес-решений // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2009. - №3. - С.144-150.

Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/Под ред. Н.Д. Эриашвили. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг, 2012. - №1. - С.23-28.

 

Тема 3. Комплекс торгового маркетинга

Цели и задачиизучения данной темы:

· Дать определение комплекса маркетинга и определить его роль в деятельности торгового предприятия;

· Изучить со студентами существующие модели комплекса маркетинга (модель «4р», модель «4с», модель «2р+2с+3s») и их основные составляющие, а так же рассмотреть эволюцию их развития;

· Дать определение торговой услуги и рассмотреть ее основные характеристики, определить ее влияние на формирование комплекса маркетинга (модель «4н»);

· Определить место продукта в торговом маркетинге и рассмотреть подход «Уровни продукта»: основной продукт, сопутствующий продукт, дополнительный продукт, продукт в расширенном понимании;

· Рассмотреть основные маркетинговые характеристики товара и его классификацию по различным признакам, представить основные инструменты анализа товаров: анализ жизненного цикла, матричные методы (подробно рассмотреть матрицу BCG).

В результате изучения данной темы студент должен знать определение комплекса маркетинга и характеристику его основных элементов, а так же особенности продукта в торговом маркетинге, понимать сущность комплекса торгового маркетинга, торговой услуги как специфического продукта и содержание основных подходов и методов торгового маркетинга, уметь оценивать эффективность комплекса маркетинга на конкретном торговом предприятии с помощью модели 4р, анализировать исследуемый объект с помощью многоуровневых моделей продукта, применять инструментарий торгового маркетинга.

Литература:

Виноградова С.В., Маркина Н.В., Юдникова Е.С. Маркетинг торгового предприятия: основы эффективной предпринимательской деятельности в торговле: Учебник для Вузов. СПб: Изд-во Питер, 2011.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с: ил. — (Серия «Деловой бестселлер»).

Никишкин В. В. Торговый маркетинг (маркетинг розничной торговли) в схемах и рисунках: Учебно-наглядное пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2008 - 47 с.

Тарасова В.В. Маркетинг в торговле: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. – С. 31-35.

Яненко М.Б, Продвижение товара в торговом предприятии: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2010.- 38с.

 

Тема 4. Сегментирование рынка и выбор целевого рынка

Цели и задачиизучения данной темы:

· Определить сущность и содержание целевого маркетинга;

· Рассмотреть особенности поведения потребителей как объекта маркетинга, пирамиду потребностей Маслоу, а так же мотивы поведения;

· Изучить этапы процесса принятия решения о покупке и их содержание;

· Определить сущность сегментирования рынка, его цели и принципы, этапы процесса сегментирования;

· Изучить критерии сегментирования рынка, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные переменные сегментирования потребительских рынков

Критерии Типичная разбивка
Географические
Федеральный округ Дальневосточный, Уральский, Северо-западный, Центральный, Поволжский, Южный, Сибирский
Город или мегаполис Население, чел.: менее 5000; 5000-20000; 20000-50000; 50000-100000; 100000-250000; 250000-500000; 500000-1000000; 1000000-4000000; 4000000 и выше
Плотность населения город, пригород, сельская местность
Климат Умеренный, континентальный, умеренно-континентальный
Демографические
Возраст Моложе 6 лет, 6-11, 12-19, 20-34, 35-49, 50-64, 65 лет и выше
Пол мужской, женский
Количество членов семьи 1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более
Жизненный цикл семьи Молодые, не состоящие в браке; молодые семьи без детей; молодые семьи с младшим ребенком до 6 лет; молодые семьи с младшим ребенком старше 6 лет; семьи старшего возраста с детьми младше 18 лет; семьи старшего возраста без детей младше 18 лет; одинокие пожилые люди.
Род занятий Люди умеренного труда и технические специалисты; менеджеры, директора, владельцы; клерки и продавцы; ремесленники, руководители среднего звена; квалифицированные рабочие; фермеры; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные.
Образование Начальная школа и менее; неполная средняя школа; средняя школа; неполное высшее; высшее
Религиозные убеждения Православные, католики, протестанты, мусульмане и др.
Национальность Русские, украинцы, белорусы, осетины, евреи, армяне, татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, азербайджанцы, тувинцы, мордва, марийцы, удмурты, коми, комипермяки, карелы, ханты, манси, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины, ненцы, чукчи, эвенки
Психографические
Стиль жизни обычный, богемный
Тип личности покорная, общительная, авторитарная, целенаправленная, авантюрная
Поведенческие
Повод для совершения покупки обычные случаи и особые случаи
Искомые выгоды Качество, сервис, экономия денег, скорость
Статус пользователя товара, услуги Пользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь, новый пользователь, постоянный пользователь
Интенсивность использования товара, услуги Слабая, средняя высокая
Степень приверженности Низкая, средняя, сильная, абсолютная
Степень готовности покупателя к восприятию товара Не осведомлен, осведомлен, информирован, заинтересован, имеет желание купить, собирается купить
Отношение к товару Восторженное, положительное, безразличное, негативное, враждебное

 

· Изучить со студентами основные методы сегментирования рынка (группировка, кластерный анализ, табличный, Post-hoc, A priori, регрессивный, латентных классов), на каждый метод привести примеры;

· Рассмотреть подробно заключительный этап сегментирования рынка, а именно выбор целевого рынка, его сущность и факторы его определяющие;

· Дать определение уровням сегментирования рынка, которые представлены на рисунке 1, определить их отличия и привести практические примеры;

Массовый маркетинг
Маркетинг сегментов
Массовый маркетинг
Микромаркетинг
Локальный
Индивидуальный
Ограниченной сегментирование
Широкое сегментирование

Рисунок 1 – Уровни сегментирования рынка

· Изучить сущность позиционирования товаров на рынке, а так же рассмотреть основные стратегии охвата рынка (недифференцированный маркетинг, дифференцированный, концентрированный) и методы позиционирования (конкурентное преимущество, дифференциация по товару, дифференциация по услугам, по персоналу, метод соответствия и т.п.);

· Представить возможные ошибки при позиционировании и пути их исправления;

· Изучить существующие категории потребителей и рассмотреть характерные черты «потребителя смешанного типа»;

· Определить роль брендинга в торговле и его сущность в современных условиях (конкурентные преимущества для предприятия и выполняемые функции), а так же дать определение товарной марки и товарного знака.

В результате изучения данной темы студент должен знать определение целевого маркетинга, модели поведения потребителей и их мотивы, а так же особенности сегментирования и позиционирования на рынке, понимать процесс принятия решения о покупке, содержание основных принципов и методов сегментирования и позиционирования на рынке, значение брендинга в деятельности предприятия, уметь оценивать потребности покупателей и мотивы их поведения, осуществлять сегментирование исследуемого рынка по основным критериям с позиции основных методов, оценивать влияние факторов при выборе целевого рынка, проводить позиционирование товара с помощью системы методов.

 

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – Санкт-Петербург: Питер, 2010.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с

англ. – Киев; Москва, Санкт-Петербург: Торговый дом "Вильямс", 2010.

Ланкин В.Е. Маркетинг: Учебное пособие – Таганрог: ТРТУ, 2012.

Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Капшуревского. – Санкт-Петербург: Питер, 20011

Тема 5. Товарная политика

Цели и задачиизучения данной темы:

· Дать определение товарной политики и определить его роль на предприятии, а так же рассмотреть направления развития товарной политики;

· Рассмотреть процесс управления товарной политикой и содержание его основных этапов;

· Дать определение товарной конкуренции и рассмотреть ее классификацию по различным признакам, привести примеры;

· Изучить со студентами сущность конкурентоспособности товаров и ее основные составляющие;

· На примере конкретного магазина рассмотреть классификацию и указать взаимозаменяемые, основные, поддерживающие, сопутствующие и имиджевые товары;

· Рассмотреть сущность ассортиментной политики и ее основные элементы:

- товарный классификатор и принципы его построения (уровни), привести пример

- ассортиментная матрица и основные этапы ее разработки, привести пример

· Дать определение категорийный менеджмент и определить основные задачи категорийного менеджера и его роль на предприятии;

· Рассмотреть особенности анализа конкуренции и его основные этапы;

· Рассмотреть сущность бенчмаркетинга как метода сравнительного анализа конкурентов, его цели и основные задачи, а так же виды и этапы развития.

В результате изучения данной темы студент должен знать определение товарной и ассортиментной политики, процессы управления ими, а так же особенности категорийного менеджмента и бенчмаркетинга как современных инструментов повышения конкурентоспособности, понимать классификацию товарной конкуренции и принципы построения товарного классификатора и ассортиментной матрицы, а так же основные методы анализа конкуренции, уметь оценивать процесс управления товарной политикой на предприятии, конкурентоспособность товаров, разрабатывать товарный классификатор и на его основе ассортиментную матрицу, применять инструменты категорийоного менеджмента и бенчмаркетинга, анализировать деятельность основных конкурентов предприятия.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

Бузукова Е.А., Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице: Категорийный менеджмент – Спб: Питер, 2010.

Васильев Г.А., Поляков В.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие – М.: Вузовский учебник, 2010.

Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг, 2009.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология» «Финпресс» М., 2011.

Кондрашев В.М. Менеджмент продаж – М.: Вузовский учебник, 2011

 

Тема 6. Политика в области распределения и продвижения товара

Цели и задачиизучения данной темы:

· Рассмотреть маркетинговые каналы распределения и их функции;

· Изучить рыночных посредников и их классификацию;

· Проанализировать критерии выбора канала распределения;

· Выявить особенности интенсивного, селективного, эксклюзивного распределения, представлены в таблице 2.

· Рассмотреть способы мотивирования посредников;

· Рассмотреть эффективность и оценку каналов продаж, а так же логистические принципы оптимизации товародвижения.

· Разработать со студентами систему продвижения товара

· Изучить комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементов, рисунок 1.

Продвижение
Реклама
Персональный продажи
Формирование спроса и стимулирование сбыта
Организация общественного мнения

 

 


Рисунок 2 – Комплекс маркетинговых коммуникаций

 

· Изучить сущность, виды, функции, носители рекламы.

· Рассмотреть эффективность рекламы и рекламный бюджет.

· Изучить персональные продажи и их применение:

- Этапы процесса эффективной продажи

- качество торгового агента

· Рассмотреть организацию общественного мнения, «Паблик рилейшнз» и его средства

· Изучить со студентами систему ФОССТИС, а так же инструменты системы продвижения.

В результате изучения данной темы студент должен знать маркетинговые каналы распределения и их функции, рыночных посредников и их классификацию, комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементов, понимать особенности интенсивного, селективного, эксклюзивного распределения, способы мотивирования посредников, сущность, виды, функции, носители рекламы, уметь анализировать критерии выбора канала распределения, оценивать каналы продаж, а так же логистические принципы оптимизации товародвижения, разрабатывать рекламный бюджет и систему продвижения товара.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

Асланов Тимур , Как увеличить объем продаж, Изд-во: Имидж-Медиа, 2010 г.

Петров К. Н. Управление отделом продаж, Изд-во: Вильямс, 2010 г.

Радмило М. Лукич. Управление продажами,2010

Соловьев В. А., А. В. Дрыночкин, Управлени маркетинговым процессом, Изд-во: Восток-Запад, 2010 г.

Щепилова Г. Г., Реклама в СМИ. История, технологии, классификация, Издательство: Изд-во МГУ, 2011 г.

 

Тема 7. Планирование в системе маркетинга

Цели и задачиизучения данной темы:

· Рассмотреть сущность маркетингового планирования и его необходимость на предприятии;

· Изучить содержание процесса планирования маркетинга, а так же задачи планирования и основные разделяя плана;

· Анализ связи маркетингового плана со стратегическим планом предприятия;

· Изучить характеристики методов стратегического планирования маркетинга;

· Проанализировать маркетинговые службы предприятия

· Изучение маркетинговых стратегий и их планирование: постановка цели, анализ внешней среды, анализ слабых и сильных сторон, анализ стратегических альтернатив и выбор варианта стратегии.

· Ра




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)