Психологические исследования. Методы психологических исследований: наблюдение, интервью, опрос, тестирование, эксперимент. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента.
Принципы саморегуляции.
Стресс, его причины. Виды стрессовых ситуаций: информационные, эмоциональные, коммуникативные и их причины Приемы саморегуляции. Релаксационные упражнения.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина изучается во втором семестре. Общая трудоемкость учебной дисциплины распределяется по основным видам учебной работы в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ученым советом ФГБОУ ВПО ЧГАА, следующим образом:
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов/в том числе зачетных единиц
Аудиторные занятия (всего)
54/1,5
В том числе:
Лекции,
в том числе интерактивные
-
Практические/семинарские занятия (ПЗ)/(СЗ),
в том числе интерактивные
Лабораторные занятия (ЛЗ),
в том числе интерактивные
-
Самостоятельная работа (внеаудиторная, всего)
126/3,5
В том числе:
Подготовка к практическим/семинарским занятиям
Подготовка к лабораторным работам и к защите лабораторных работ (реферат)
-
Выполнение курсовой работы/проекта
-
Подготовка к экзамену/зачету
Вид аттестации (экзамен/зачет)
экзамен
Общая трудоемкость
180/5
Распределение учебного времени по разделам и темам
№ темы
Наименование раздела и темы
Всего
в том числе
Формируемые компетенции
час.
%
ауд. занятия
самост. раб. студ.
лекции
Лаборат
практ.
Раздел 1. Психика, поведение, деятельность
1.1.
Предмет задачи и методы психологии
2,78
-
ОК-11,28
ПК-2, 14
1.2.
Структура психики.
4,44
-
ОК-11,28
ПК-2, 14
1.3.
Личность, поведение, деятельность
-
ОК-11,28
ПК-2, 14
1.4.
Психология общения
6,1
-
ОК-11, 28
ПК-2, 14
Раздел 2. Психология познавательных процессов
2.1.
Внимание
-
ОК-11,
ПК- 8
2.2.
Ощущение
3,89
-
ОК-11,
ПК- 2, 14
2.3.
Восприятие
3,89
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
2.4.
Память
3,89
-
ОК-11,28
ПК- 15
2.5.
Мышление
3,89
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
2.6.
Воображение
3,89
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
2.7.
Чувства и эмоции и воля
4,44
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Раздел 3. Индивидуальные особенности личности
3.1
Темперамент
3,89
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 8, 14
3.2
Характер
4,44
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 15, 18
3.3
Способности
4,44
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
3.4
Направленность
3,89
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
3.5.
Психологические исследования
6,69
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
3.6.
Принципы саморегуляции
4,44
-
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Экзамен
-
-
-
Общая трудоемкость
-
Содержание лекций
№
п/п
Содержание лекций
Продолжительность, часов
Формируемые компетенции
Предмет задачи и методы психологии. Содержание дисциплины «Общая психология». Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Место психологии в системе наук. Категории психологии. Принципы и методы психологии.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Структура психики. Психика и мозг. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Понятие психики. Основные функции психики. Развитие психики в онтогенезе структура психики человека.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Психика, поведение, деятельность. Структура деятельности. Потребность, мотив, цель, объект и субъект деятельности, способ и средства деятельности, операции и действия. Основные виды деятельности личности. Теории личности. Структура личности. Факторы формирования и развития личности, их взаимосвязь. Методики изучения личности.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Психология общения. Классификация групп. Психология малых групп. Признаки коллектива и уровни его развития. Личность и коллектив. Деловые и межличностные отношения, методы их выявления. Трансактный анализ общения, вербальные и невербальные средства общения. Стороны общения.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Внимание как психический познавательный процесс. Физиологические основы внимания. Качества внимания (объём, переключаемость, устойчивость, распределяемость, сосредоточенность). Виды внимания в зависимости от уровня сознания.
ОК-11,
ПК- 8
Познавательные процессы. Ощущение. Виды ощущений, их классификация и закономерности. Роль ощущений в обучение и воспитание обучаемых Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Классификация и общие свойства ощущений.
ОК-11,
ПК- 2, 14
Восприятие. Виды восприятий в зависимости от объекта отражения. Сущность, закономерности и основные свойства восприятия. Восприятие движения, пространства и времени. Нарушения восприятия.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Память. Виды памяти и их взаимосвязь. Процессы памяти. Закономерности запоминания и сохранения информации от установки, способа запоминания, особенностей личности, проверки ассоциаций, правила развития памяти у обучающихся.
ОК-11,28
ПК- 15
Мышление как высший познавательный процесс. Мышление и речь. Виды, процессы, основные операции мышления. Логическое и интуитивное мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие интеллект. Структура интеллекта.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Воображение. Виды воображения. Процессы воображения. Подготовка к творчеству обучающихся. Понятие воображение. Понятие творчество. Творчество как процесс и результат. Виды творчества. Креативность как качество личности.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие эмоция и чувство. Формы проявления чувств. Классификация чувств. Настроение, стресс, страсть, аффект. Виды стресса. Понятие воля. Структура волевого действия. Процесс принятия решения. Волевые качества.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типы темпераментов, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности личности. Учет влияния темперамента на деятельность.
ОК-11, 28
ПК- 2, 8, 14
Характер. Физиологические основы характера. Структура и свойства характера. Психологические типы характеров. Экстраверсия и интроверсия. Формирование и развитие характера. Значение характера для профессиональной деятельности.
ОК-11, 28
ПК- 2, 15, 18
Сущность способностей личности. Уровни развития способностей: задатки, одаренность, талант, гениальность. Способности, задатки, формирование способностей у обучающихся.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Направленность личности. Установки, ценностные ориентации, интересы, идеалы как условия целостности, устойчивости и направленности личности. Характеристика видов направленности.
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Психологические исследования. Методы психологических исследований: наблюдение, интервью, опрос, тестирование, эксперимент. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента.
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Стресс, его причины. Виды стрессовых ситуаций: информационные, эмоциональные, коммуникативные и их причины Приемы саморегуляции. Релаксационные упражнения.
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Итого
Содержание лабораторных занятий
Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.
Содержание практических/семинарских занятий
№
п/п
Наименование тем
практических занятий
Продолжи-тельность, часов
Формируе-мые компетенции
Психология личности. Методика по исследованию самооценки личности. Овладение навыками по определению уровня самооценки
ОК-11,28
ПК-2, 14
Структура личности. Определение качеств личности. Цифровой тест «Социотип». Определение доминирующего инстинкта.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Психология межличностных отношений. Изучение взаимоотношений в учебных группах. Социометрия.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Психология общения. Инсценирование педагогической задачи, влияние группового построения, эмпатия.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Внимание. Определение объема внимания, переключения внимания, распределяемости, устойчивости.
ОК-11,
ПК- 8
Ощущение. Определение нижнего, разностного порогов ощущений, глазомера с помощью линейки Петрова.
ОК-11,
ПК- 2, 14
Восприятие. Определение формы целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Память. Методы определения объема памяти, методы проверки ассоциаций, определение логической и механической памяти.
ОК-11,28
ПК- 15
Мышление. Определение операционных компонентов мышления, решение мыслительных задач.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Воображение. Отработка навыков развития и формирование особенностей воображения у студентов.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Чувства, эмоции и воля личности. Отработать первоначальные умения по определению человека к окружающей действительности и к самому себе.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Темперамент. Освоить методику по определению свойств темперамента (сила, подвижность, уравновешенность); методика определения своего типа темперамента.
ОК-11, 28
ПК- 2, 8, 14
Характер. Научиться составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося; характеристику группы; определение акцентуации черт характера обучаемого.
ОК-11, 28
ПК- 2, 15, 18
Способности. Индивидуальный стиль деятельности. Определение индивидуально-психологических различий обучающихся.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Направленность. Характеристика и виды направленности
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Психологические исследования, классификация психодиагностических методик. Тесты учебных и профессиональных достижений.
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Приемы саморегуляции личности. Определение самооценки и ее роль для составления самосознания личности. Релаксационные упражнения.
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Итого
36,в том числе18интерактивных
Содержание самостоятельной работы студентов
№
п/п
Наименование тем или вопросов
Продолжи-тельность, часов
Формируе-мые компетенции
Методика по исследованию самооценки личности. Овладение навыками по определению уровня самооценки.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Определение стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Определение индивидуально-психологических различий обучающихся.
ОК-11,28
ПК-2, 14
Подбор и аннотация литературы
ОК-11,28
ПК-2, 14
Отработать первоначальные умения по определению отношения человека к окружающей действительности и к самому себе
ОК-11,28
ПК-2, 14
Направленность. Характеристика и виды направленности
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Написание текста реферата
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Определение структуры практического интеллекта.
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Индивидуальный стиль деятельности. Определение индивидуально-психологических различий обучающихся
ОК-11, 28
ПК- 2, 14, 15
Приемы саморегуляции личности. Определение самооценки и ее роль для составления самосознания личности. Релаксионные упражнения
ОК-11, 28
ПК- 2, 18
Психологические исследования, классификация психодиагностических методик. Тесты учебных и профессиональных достижений.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...