Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Объект и предмет социологии 1 страница




§ 1 Объект социологии § 2 Предметные зоны социологии § 3 Социология и другие науки

§ 1. Объект социологии

В учебниках и учебных пособиях по социологии, как отечественных, так и зарубежных, до недавнего времени объект и предмет этой науки, как правило, не разграничивали, а часто просто отождествляли. Обычно пи­сали о гом, что социология — это, в самом общем виде, наука об общест­ве (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характери­стики ее предметной зоны. Между тем такой подход к разграничению объекта и предмета социологии по меньшей мере недостаточен.

Что значит определить объект социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Со­ветской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, — это значит выделить тот разряд фактов, который являет ся предметом ее изучения, или, иными словами, установить осо­бую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зре­ния других наук. <...> Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков, социология изучает явления взаимо­действуя людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникаю­щие из этого процесса взаимодействия, с другой»1. Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта социологии — установить особую точку зрения на изучаемые явления и процессы.

Весь вопрос в том, что изучается, о каких явлениях и процессах идет речь. Другими словами, объект социологии — это го, на что направлено со­циологическое внимание, знание и исследование. Что же касается «особой точки зрения», которую Сорокин применительно к социологии определяет как изучение взаимодействия людей и явлений, возникающих из этою вза­имодействия, то это скорее относится к предмету характеризуемой науки.

1 Сорокин П Система социоло!ии Сыктывкар, 1991 Т 1 С 3—4



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


Как видно, объект и предмет социологии (как и любой науки) не от­делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказывают­ся тесно связанными между собой. Предмет социологии — это но суще­ству часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем. О них, т.е. о предмете социологии, подробнее будет сказано чуть дальше. Сейчас же — о ее объекте.

Указание на то, что им является общество, конечно же, не проясня­ет ситуацию в полной мере. В конце концов общество как таковое пред­ставляет собой объект изучения нескольких десятков (если не больше) общественных либо социально-гуманитарных наук. Сразу же возника­ет вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социоло­гию? Необходимо, следовательно, конкретно рассмотреть этот вопрос.

Прежде всего, это общество современное или, как часто говорят, ак­туальное. Интересует ли социологию прошлое общество? Отчасти /[а, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понима­ния современных реалий. Как отмечает Э. Гидденс, «прошлое — это зер­кало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее»1. Но понятно, что объектом социологии прошлое общество, его история может выступать только в весьма ограниченном виде (ис­ключение здесь составляет лишь так называемая историческая социо­логия, т.е. отрасль социологического знания, для которой сравнитель­ный анализ социальных процессов в различные исторические эпохи является главной задачей). Строго говоря, социологу в Древнем Риме «делать нечего», разве что иногда «заглянуть» для какого-либо сопос­тавления и проведения исторической параллели.

Является ли объектом социологии будущее общество? В опреде­ленной степени да, причем в гораздо большей, чем прошлое общество. При рассмотрении функций социологии и ее проблемного поля в пер­вой главе уже отмечалось, насколько важно заниматься социальным прогнозированием, поскольку от социологов постоянно ждут разра­ботки сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных систем и структур.

Следовательно, оставаясь в рамках изучения собственных про­блем, социология постоянно стремится перекидывать «мостки» от се­годняшнего, актуального общества к будущему. Если прошлое — это, повторяя Гидденса, зеркало, в которое социолог смотрит для лучшего понимания настоящего, то будущее — это увеличительное стекло, ко­торое резко усиливает видение современных проблем и помогает от­делить по-настоящему важные из них от второстепенных, которые должны будут кануть в Лету.

1 Guldens A Sociology. P. 21.


Глава 4. Объект и предмет социологии



Однако социологию интересует не только реальное общество. Не менее значимым объектом этой науки оказывается информация об обществе, которая, строго говоря, также выступает как разно­видность социальной реальности, изучаемой социологией. Это ин­формация объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов на ос­новании многочисленных источников. Под первичной социологичес­кой информацией понимаются сведения об объектах социологического исследования, собираемые путем письменного и устного опросов, на­блюдения, изучения официальных и личных документов и т.д. Такую информацию нельзя использовать непосредственно, она подлежит об­работке, результатом которой становится вторичная социологическая информация — сжатая, обобщенная, удобная для использования как в научных, так и практических целях.

Строю говоря, информация об обществе, его отдельных пробле­мах, явлениях и процессах становится объектом социологии намного чаще, чем сама реальность общественной жизни, и приобретает для науки постоянно растущее значение. Ведь социология имеет дело со смыслами, значениями, символами, понятиями. Поэтому не случайно в социологии проблема д о с т у и н о с т и, н а д е ж н о с т и, д о с т о в е р -н о с т и информации, возможности ее максимально полного и по­лезного использования является одной из наиболее актуальных.

Содержанием социологической информации могут быть различ­ные теории, концепции, выводы, положения, используемые в процес­се научно-практической деятельности специалистов. В качестве со­держания информации выступает также взаимодействие социальных общностей, их членов, способы и виды их жизнедеятельности в кон­кретных условиях1. Особенность информации как объекта социоло­гии состоит в том, что определенная ее часть создается по заказу ис­следователя. Это происходит тогда, когда социологи проводят опросы, собирают первичную социологическую информацию и таким образом как бы инициируют ее появление. В этой информации отра­жается состояние массового сознания, индивидуальное и коллектив­ное поведение людей, содержатся оценки и мнения о тех или иных яв­лениях и процессах социальной действительности.

Основными информационными объектами социологии выступа­ют: демографический (сведения демографического характера, сово­купность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и мотивов поведения лю­дей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организа-

1 См . Энциклопедический социоло! ический словарь М., 1995. С. 247.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


циях); отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культурологический (информация о поведении людей, детерминиро­ванном нормами и ценностями жизни и культуры).

Исходя из сказанного, можно утверждать, что многие из социаль­ных фактов, изучаемых социологами, первоначально получены, как правило, не ими. Одни из главных источников интересующих социо­логию сведений — государственная и ведомственная статистика, офи­циальные документы, средства массовой информации. Понятно, что такой материал еще до научного исследования кем-то интерпретиро­ван. Кроме того, большинство сведений недолговечно, информация устаревает довольно быстро. Это обстоятельство вызывает трудность в познании объекта социологии, и помочь преодолеть ее могут только хорошо отработанная методология и методика научного исследова­ния. Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности ин­формации о ней, и социальные факты образуют объект социологии.

§ 2. Предметные зоны социологии

Представляя собой совокупность центральных проблем объекта соци­ологической науки, ее предмет не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социо­логии, второй — когда меняются проблемная направленность социо­логии и методы ее исследования1.

В социологии применительно к пониманию ее предмета сформирова­лись две основные парадигмы — макросоциологическая я микросоциологиче­ская. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макросоциология связана с изуче­нием общественных мировых систем и их взаимодействий, различных ти­пов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобаль­ных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институ­ты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.

Микросоциология обращена к изучению социального поведения, межличностного общения, мотивации действий, социализации и ин-

См.: Ядов В А Размышления о предмете социологии // Социол исслед. 1990. № 2

С. 4.


Глава 4 Объект и предмет социологии



видуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» ас­пект действий людей, их поведения.

Значит, мы имеем дело по крайней мере с двумя понятиями пред­мета социологии, выступающими как макротеория (теория «структу­ры») и микротеория (теория «действия»). Развитие мировой социо­логии вначале шло по пути «разворачивания» каждой парадигмы, а затем — поиска возможностей их соединения в рамках единого пред­мета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», замет­но и сейчас.

Подходы к определению предмета социологии в зарубежной науке

Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была ма­кросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом со­циологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как еди­ный социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.

В последующем макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социо­логов XIX — начала XX в.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма со­стояла в понимании общества как социальной реальности (объект со­циологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.

Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социо­логии в середине XX столетия нашла свое отражение в концепциях структурно-функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, пред­мет же социологии выступал как исследование структур и механиз­мов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.

Начиная с 1920-х гг. формируется микросоциологическая пара­дигма, в рамках которой предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локаль-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ных проблем и процессов. Общество как целостный социальный орга­низм исчезает, растворяется в гигантском количестве дробных явле­ний, каждое из которых по-своему важно, требует изучения, имеет практическое значение, но... вытесняет из социологического сознания системность и целостность общественного организма.

В соответствии с одним подходом предмет социологии определя­ется как «научное изучение образцов человеческого взаимодейст­вия»1, в соответствии с другим — как «учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение»2, в соответствии с треть­им — как «научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение»3.

Наконец, нельзя не сказать о попытках определить предмет социо­логии, соединив при этом макро- и микросоциологический подходы. Давая широкую трактовку предмета социологии как науки об общест­ве в целом, социальных структурах и отношениях, некоторые авторы стремятся интегрировать в системное понимание современного обще­ства изучение человеческого поведения на самых различных его уров­нях. Такие попытки стали характерными для социологической науки начиная со второй половины 1980-х гг. Наиболее типичными в jtom отношении представляются определения предмета социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса. Первый рассматривает социологию как «научное исследование общества и социальных отношений, которое опирается на данные или факты из реального мира и стремится следо­вать им, используя научные объяснения»4, второй — как «учение о че­ловеческой социальной жизни, группах и обществах»5.

Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии

Касаясь определений предмета социологии в отечественной пауке, необ­ходимо отметить первоначально явное господство макросоциологической тенденции. На то есть свои объяснения, корни которых — в многолетнем статусе социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинского философского знания. Многочисленные дискуссии о роли и месте социологии, которые велись в СССР с 1960-х гг., были посвящены прежде всего аргументированию того, что социология не противоречит марксизму, а лишь усиливает его, вместо уяснения собственного предме­та, его специфики, позволяющей характеризовать эту науку как совер-

1 Champion D , Kurth S, Hastings D, Hams D Sociology N Y , 1984 P 2

2 Taylm M, Rhyne L, Rosenlhal Si, Dogby К Introduction to Soc lology P 4

3 Doob Chr Sociology An Introduction P 21
ASmelserN Sociology New Jersey, 1988 P 16
J Giddens A Sociology P 7.


Глава 4 Объект и предмет социологии



шенно самостоятельную, автономную и вместе с тем тесно связанную с иными областями знания, прежде всего социально-гуманитарного.

Самым типичным было понимание социологии как науки о наибо­лее общих законах (закономерностях) общественного развития — с многочисленными вариациями вокруг этого предметного поля. Вот одно из таких и сегодня широко принятых определений: «...социоло­гия — это наука об общих и специфических социальных законах и за­кономерное 1ях развития и функционирования исюрически опреде­ленных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личнос­тей, социальных групп, общностей, классов, народов»1.

В середине 1990-х гг., благодаря деятельности международного фон­да «Культурная инициатива» (Фонд Сороса), было издано несколько учебников и учебных пособий по социологии, в которых подходы к оп­ределению ее предмета оказались принципиально иными. В одном из учебников социология определялась как «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах»2, в другом — как «научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования об­щества и составляющих его компонентов — социальных групп, общнос­тей и социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и раци­ональное понимание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определить научные пути реше­ния встающих перед обществом проблем»-5. Обращает на себя внимание стремление авторов органично соединить макро- и микросоциологичес­кий подходы к определению предметного поля социологии, сделать ак­цент на изучении структур, процессов и механизмов их действия.

В действительности объединения этих подходов удалось добиться чуть позднее. В конце 1990-х гг., в связи с появлением новых учебни­ков по социологии, было предложено несколько различных по своему характеру определений предмета социологии, соединивших в себе ма­кро- и микросоциологическое видение общественных проблем и бази­ровавшихся на специфических, ранее активно не использовавшихся критериях. Так, в основе определения предмета социологии Ж.Т. То-щенко лежит принцип единства сознания и поведения, трактуемых и на макросоциологическом, и на микросоциологическом уровнях. Ав­тор указывает, что «социология — это наука о движущих силах созна-

1 Социо/101 ия / Под ред. Г В Ос ипова М , 1990 С 25

^ Фролов С С Социология М , 1994 С 15

3 Комаров МС Введение в социологию М , 1994 С 13


Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование

ния и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное по­ведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании,; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и дея­тельность, действительное поведение людей»К

В русле обозначенной выше методологической позиции находится определение предмета социологии, принадлежащее С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяну, Н.Е. Покровскому. Характеризуя в качестве обьек-та социологической науки «взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества», названные авторы следующим образом определяют ее предмет: «Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, те­оретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осо­знанных и неосознанных мотивов поведения»-^.

Наконец, приведем новое по своему характеру и структуре, нети­пичное ни для зарубежной, ни для отечественной социологии опреде­ление ее предмета, включающее три уровня обобщения. Так, В.И. До-бреньков и А.И. Кравченко, характеризуя в своей трехтомной работе «Социология» подходы к выявлению предмета этой науки, говорят о всеобщем, частном и единичном уровнях его обобщения. На всеоб­щем уровне обобщения социология — это наука об обществе, на част­ном — «наука о поведении людей как представителей больших соци­альных групп и функционировании социальных институтов», на единичном уровне «мы получаем очень широкое определение социо­логии как совокупности всех тем эмпирических исследований»3.

Определение предмета социологии и содержания предметных зон

Прежде чем предложить наше авторское видение предмета социоло­гии, рассмотрим подходы к нему. Первый из них состоит в том, что предметное поле социологии должно быть достаточно широким, его нельзя ограничивать только одной предметной зоной. При этом мы исходим из того, что среди предметных зон есть ядро — сущность

1 ТощенкоЖТ Социология М, 1998 С 46-47

2 Кравченко С А, Мнацашнян МО, Покровский НЕ Социология парадигмы и
темы С 27

3 Добренькое В И, Кравченко А И Социология Т 1 С 73—74


Глава 4 Объект и предмет социологии



предмета социологии ипериферия — совокупность наиболее зна­чимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Са­мо предметное поле социологии представляет собой постепенный пе­реход — по мере движения от его периферии к ядру — от макросферы к микросфере (поскольку обе представляют со­бой основные срезы общества), и главное здесь — соблюдение прин­ципа их когерентности, согласования.

Второй подход к определению предмета социологии состоит в ха­рактеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о систем­ном видении общества и его самых различных сфер и структур как в устойчивом, стабильном, так и в динамичном, меняющемся по­ложении. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции «узлов», т.е. скрепляющих связи, отношения, процессы, структуры, взаимодействия. Когда эги «узлы» реализуют свои скрепляющие функции, тогда общества и их системы функционируют и развиваются как органические целостности через их воспроизводство и развитие, а социология может обнаружить и раскрыть тенденции данных процессов.

Третий подход заключается в фиксации направленности социоло­гического анализа:начинать с общества и восходить к ин­дивиду. Именно так, а не наоборот, как утверждают некоторые авто­ры, придерживающиеся иной логики рассуждения: раз в центре внимания социологии находится проблема человека, значит, идти в анализе нужно от него к обществу. Вряд ли с этим можно согласить­ся. Хотя в принципе в социологическом познании существует ситуа­ция встречного потока (от общества к индивиду, от индивида к обще­ству), отправным моментом в этом движении является общество. И дело не только в том, что по определению социология — наука прежде всего об обществе, а не о человеке, индивиде. Главное состоит в принципиальной невозможности понять социальные процессы, свя­зи и отношения, социальные общности, институты и организации, со­циальную структуру и социальную систему, если идти от индивида.

После того как были охарактеризованы подходы к определению предмета социологии, возникла необходимость раскрыть содержание каждой из предметных зон. Начнем с ядра пре'дметного поля, в каче­стве которого рассматривается социальная общность. Здесь мы идем вслед за В.А. Ядовым, который убедительно доказывает справедли­вость такой трактовки предмета социологии. Вот как он его определя­ет: «Социология — это наука о становлении, развитии и функциони­ровании социальных общностей и форм их самоорганизации:



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механиз­мах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социаль­ными общностями, между личностями и общностями; наука о законо­мерностях социальных действий и массового поведения»1.

Возникает главный вопрос: почему именно социальная общ­ность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале ко­ротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный ана­лиз дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интере­сов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач дея­тельности. К социальным общностям можно отнести все или большин­ство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом.

Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета со­циологии возникает возможность соединить в анализе личность и об­щество. В социальной общности содержится решающее качество са­модвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них.

Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и ус­тойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разруше­ния. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория со­единяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведе­ния людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социаль­ных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д.

Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совме­стное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интере­сов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив

1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20.


Глава 4 Объект и предмет социологии 101

или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восхо­дить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, на­ходящимся в той или иной социальной общности, через нее.

Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет со­держание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в дан­ном случае идет уже о начале периферии предметного поля социоло­гии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изу­чать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность.

Познание общественных процессов можно начать с того, с чего на­чинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Ре­альный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически на­блюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего про­чего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на пер­вый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)