Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институт главы государства в Российской Федерации



2015-12-13 1697 Обсуждений (0)
Институт главы государства в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В России до последнего десятилетия ХХ века института Президента не было. Первый Президент РФ (до конца 1991 г. было союзное государство) Б.Н. Ельцин избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. (в 1996 г. избран повторно). Статус Президента первоначально определялся как «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». 26 марта 2000 г. на должность Президента РФ был избран В. В. Путин.

Формирование конституционно-правового статуса Президента РФ в 1991-1993 гг., закрепленного в Конституции 1993 г., стало закономерным процессом с точки зрения развития российской государственности.

Конституция РФ 12 декабря 1993г. закрепила за Президентом статус «главы государства», существенно изменила правовые основания его выборов. Это особое положение в системе государственной власти предполагает наличие у Президента РФ большого объема собственных полномочий и комплекс разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с другими ветвями власти.

Конституция РФ не содержит четкой классификации функций и полномочий Президента России. Для удобства осмысления его статуса, можно выделить его базовые функции и группы полномочий: 1) спектр функций главы государства; 2) полномочия в отношениях с парламентом; 3) полномочия в отношениях с исполнительной властью; 4) полномочия в отношениях с судебной властью.

В ст. 80 Конституции РФ изложены основные функции Президента России как главы государства:

1. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5. представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Каждая из указанных функций реализуется в совокупности полномочий. Далеко не все президентские полномочия прописаны в Основном законе России, что является нормой с точки зрения конституционно-правового регулирования института президента в зарубежной практике.

Ниже рассмотрим конкретизацию указанных функций Главы государства.

Функция гаранта Конституции предполагает обеспечение российским Президентом выполнения всеми органами государственной власти и управления, государственными учреждениями и организациями своих конституционно-правовых обязанностей. Реализация данной функции предполагает полномочия Президента:

- обращаться к любому федеральному органу власти либо органу власти субъекта РФ с предложением привести изданные им правовые акты или действия в соответствие с конституционными нормами;

- приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России, нарушения прав и свобод граждан. Такие акты субъектов РФ (например, постановления глав республик и губернаторов иных субъектов РФ) приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом.

- применять на законной основе принудительные меры, если на территории государства возникает угроза его территориальной целостности и безопасности, нарушения/несоблюдения прав человека (объявление выговоров губернаторам отдельных субъектов РФ за неудовлетворительную работу по обеспечению законности в ходе избирательных кампаний, роспуск при определенных условиях законодательного представительного органа субъекта Федерации, отрешение от должности главы субъекта Федерации);

- разрабатывать и предлагать законы, восполнять законодательные пробелы своими указами в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (военнослужащих, многодетных семей, малообеспеченных и т.д.);

- принимать лиц в гражданство РФ, давать разрешение на выход из российского гражданства;

- предоставлять лицам без гражданства, а также иностранным граждан право убежища в России;

- осуществлять помилование (с помощью специальных комиссий по помилованию, созданных в соответствии с указом Президента в каждом субъекте Российской Федерации);

- присваивать высшие воинские и почетные звания РФ;

- учреждать некоторые награды (например, орден Мужества, орден Св. Андрея Первозванного), награждать орденами и медалями РФ;

- назначать всероссийский референдум (однако инициировать его вправе только группа граждан численностью не менее 2 млн. человек, в соответствии с законом о референдуме).

Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент РФ обязанреализовывать как вышеуказанные, так и иные полномочия, не раскрытые в Конституции. Такая дискреционная деятельность российского Президента не является нарушением принципов правового демократического социального государства, если она, конечно, не продиктована диктаторскими амбициями, не влечет за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, какую – либо дискриминацию, узурпацию государственной власти, не лишает граждан права обжалования действий Президента в судебном порядке. В мировой конституционной практике такой модус статуса президента, как «гарант Конституции»», встречается нечасто.

В рамках функции по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности российский Президент правомочен и обязан идентифицировать угрозу и предпринять соответствующие меры по ее ликвидации.

Данная функция конкретизируется следующими полномочиями:

- введение военного положения. В соответствии с профильным федеральным законом 2001г., в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент издает указ о введении военного положения. Тогда наступает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан («комендантский час») и некоторые аспекты военного управления.

- введение чрезвычайного положения. Причинами такого положения, в соответствии с федеральным законом 2002 гг., являются массовые нарушения общественного порядка, стихийные бедствия и катастрофы. Чрезвычайное положение может вводиться как на территории государства в целом, так и на территории его части. В условиях чрезвычайного положения действующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями. Кроме того, могут создаваться новые органы, часть полномочий может передаваться «силовикам». Ограничиваются некоторые личные (досмотр транспортного средства, личный досмотр, ограничение свободы передвижения и т.д.) и политические права граждан (запрет выборов, демонстраций, введение цензуры и др.).

В случае введения военного и чрезвычайного положения Президент РФ обязан немедленно сообщить об этом обеим палатам российского парламента. Соответствующий указ Президента подлежит обязательному утверждению Советом Федерации ФС РФ – верхней палатой парламента. Если такой указ не утверждается, он теряет свою силу.

Если при введении военного или чрезвычайного положения российский Президент обязан взаимодействовать с парламентом, то идентификация иных опасностей и рисков для российской государственности составляют исключительную прерогативу главы государства. При этом Президент действует исходя из собственного восприятия своих «охранительных» обязанностей, либо обращается к помощи Конституционного суда РФ за толкованием отдельных статей Основного закона. Так, в 2000г. В.В. Путин, вступив в должность Президента РФ, указал в первых официальных выступлениях: политическая и юридическая суверенность республик, входящих в состав РФ, является реальной угрозой целостности государства. Он обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить на конституционность ряд правовых норм, которые на тот момент являлись юридической основой концепции республиканского суверенитета (федеративный договор, межреспубликанские договоры о сотрудничестве, провозглашавшие суверенитет сторон и т.д.). Лишь после соответствующих разъяснений, подтвердивших правоту В.В. Путина, он начал поэтапные реформы по укреплению российской государственности.

- осуществление полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами государства. Данное комплексное полномочие Президента реализуется посредством:

- утверждения военной доктрины РФ по обеспечению военной безопасности страны;

- назначения и освобождения высшего командования Вооруженных Сил России;

- руководство Советом Безопасности РФ (данный совещательный орган при Президенте РФ решает основные вопросы внутренней безопасности государства, разрабатывает и руководит мероприятиями по ликвидации внутренних угроз государства).

В рамках обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент РФ осуществляет согласительные процедуры и другие меры, способствующие координации действий. По горизонтали - между органами государственной власти на федеральном уровне, между органами власти на уровне субъекта федерации. По вертикали между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Формами осуществления таких полномочий являются устные согласительные встречи, когда организуются встречи оппонентов с участием Президента, либо письменные консультации, когда Глава государства отвечает на письменные запросы соответствующих органов власти.

Таким образом, российский Президент реализует внешний арбитраж, хотя Конституция РФ официально не называет его «арбитром», в отличие от ряда стан (Франция и др.).

Функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики Президент РФ должен осуществлять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). Эта очень емкая функция. Она включает массу полномочий:

- обращение с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ;

- внесение тематических законопроектов в Государственную Думу ФС РФ;

- промульгация (процедура подписания в определенном порядке и обнародования) федеральных законов;

- подписание от имени России международных договоров, вступление в международные организации;

- подписание от имени России ратификационных грамот после принятия парламентом закона о ратификации международного договора;

- принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей;

С руководством внешней политикой непосредственно связана представительская функция Президента РФ. Она осуществляется им единолично как внутри (направление своих полномочных представителей в федеральные округа и субъекты РФ, палаты российского парламента), так и вне страны (ведение переговоров с главами государств, назначение послов и представителей в другие государства). При этом Президент РФ может дезавуировать (объявить недействительными) любые международные обязательства России, принятые должностными лицами от имени России без его поручения.

Спектр президентских полномочий по взаимодействию с парламентом достаточно широк. Так, в отношении нижней палаты российского парламента, Государственной Думы Федерального собрания РФ, Президент России:

а) назначает дату очередных выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ;

б) имеет право субъекта законодательной инициативы по всем вопросам (в отличие, например, от депутата Госдумы или члена Совета Федерации российского парламента которые не могут предложить внесение поправки в Конституцию РФ);

в) промульгирует закон (процедура включает подписание принятого и одобренного российским парламентом закона в течение 14 дней с момента внесения на рассмотрение Президенту, а также официальное опубликование текста закона в уполномоченном печатном органе – «Российской газете»);

г) имеет право отлагательного вето (ст. 107 Конституции РФ). Президент РФ вправе не подписать закон, как по причине его содержания, так и по причине нарушения установленного порядка его принятия. Вето Президента может быть преодолено парламентом путем повторного принятия и одобрения закона квалифицированным большинством голосов (2/3 парламентариев);

д) использует согласительные процедуры с парламентскими комитетами, комиссиями и фракциями по вопросам содержания отдельного закона;

е) распускает Государственную Думу в двух предусмотренных Конституциях случаях: если палата дважды выразила вотум недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117); если палата трижды отклонила представленных Президентом кандидатур на пост Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111).

В российской государственной практике Госдума выносила вотум недоверия Правительству один раз, в 1995г., но данная процедура не была реализована. После ряда взаимных уступок Президента и Думы, палата не стала подтверждать свое недоверие Правительству, а Председатель Правительства в свою очередь отозвал постановку вопроса о доверии перед Думой, чтобы исключить возможность ее роспуска.

Госдума не может быть распущена Президентом: 1) в течение одного года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (с момента официального выдвижения обвинения, а не с момента создания Думой специальной комиссии); 3) в течение полугода до окончания срока полномочий Президента РФ; 4) в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории России.

При роспуске палаты Президент РФ назначает новые выборы, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска предыдущей.

Роспуск нижней палаты парламента предусмотрен, например, во Франции, но, после обязательных консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента;

ж) назначает общероссийский референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

з) представляет Госдуме на утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Председателя Центрального банка России.

Во взаимодействии с верхней палатой российского парламента – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президент:

а) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Счетной Палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

б) представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит предложение о его освобождении от должности;

в) в обязательном порядке уведомляет Совет Федерации о введении чрезвычайного или военного положения.

Пожалуй, самое важное координационное полномочие российского Президента с обеими палатами парламента связано с законотворческой деятельностью. Так, в каждой палате парламента ежедневно присутствуют полномочные представители Президента. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом законопроекты, а также разъясняют парламентариям причины отклонения Президентом принятых законов.

Полномочия Президента РФ по отношению к исполнительной властиосновываются на безусловном приоритете Главы государства. Это дает основание некоторым исследователям считать его фактическим главой Правительства РФ. Так, Президент России:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а затем и членов Правительства;

б) освобождает от должности Председателя Правительства и министров (на это согласие Госдумы не требуется);

в) единолично принимает решение об отставке Правительства РФ;

г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

д) определяет своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

е) осуществляет непосредственное руководство некоторыми министерствами, агентствами и службами (в области обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и др.);

ж) вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции, федеральным законам и указам Президента;

з) вправе отрешать от должности глав субъектов по основанию «утрата доверия Президента».

Ввиду отсутствия в России поста вице-президента в отсутствии Главы государства ряд его обязанностей временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В то же время, за ним сохраняется такое важное президентское право, как отлагательное вето. Все это свидетельствует о прочной, генетически возникшей взаимосвязи президента и исполнительной власти, которая проявляется во всех непарламентских государствах и в большинстве случаев служит залогом эффективной работы государства.

По вопросам своей деятельности Президент РФ издает нормативные и ненормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения на всей территории России, имеют прямое действие и не нуждаются в одобрении иными органами государственной власти.

Президентский указ – это нормативный правовой акт, который относится к неопределенному кругу физических и юридических лиц, и действует долгое время (на практике бывают указы ненормативного характера, которые касаются правоприменения: например, о назначении определенного лица на определенную должность).

Распоряжение ПрезидентаРФ – акт правоприменительного, индивидуального, организационно-распорядительного характера. Правовые акты Президента РФ не называются в Конституции РФ подзаконными актами, на практике они носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Но президентские акты не могут быть отменены никаким законом. Несоответствие правового акта Президента РФ конституционно-правовым нормам устанавливает Конституционный суд РФ, а затем отменяет сам Президент. Указы и распоряжения Президента РФ в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после их подписания. Нормативные акты вступают в силу по истечении 7 дней со дня их подписания, ненормативные – со дня их подписания. Важную роль в инициировании государственной политики играют также ежегодные послания Президента РФ российскому парламенту. Они не имеют юридической силы, однако содержат основные направления и приоритеты государственной политики на текущий год.

Возможность издавать собственные правовые акты определяет функциональную силу президента. Так, в парламентских республиках (Италия, ФРГ и др.) все акты, изданные президентом, обязательно нуждаются в одобрении парламента. В президентских и смешанных республиках, где власть главы государства более обширна, его акты, как правило, носят самостоятельный характер. Вместе с тем, для обеспечения согласованности деятельности главы государства и правительства при проведении в жизнь тех или иных политических решений, в ряде республик смешанного типа предусмотрен институт контрасигнатуры. Это препятствует возникновению ситуации, когда президент и премьер-министр будут вести постоянную борьбу за ведущую роль в определении государственной политики. Российская конституция контрасигнатуры не предусматривает, и ее внедрение вряд ли представляется целесообразным ввиду статусной «слабости» российского Правительства.

Для реализации своих обширных конституционных полномочий Президент России формирует государственные органы и структуры консультативного и обеспечивающего характера и руководит их работой. Такими госорганами являются: Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, Администрация Президента РФ.

Государственный Совет РФ - важнейший совещательный, консультативный орган при Президенте РФ, сформированный в соответствии с профильным указом В.В. Путина в 2000г. Его Председателем является Президент РФ. В состав данного органа по должности входят высшие должностные лица субъектов РФ – главы республик, губернаторы областей, мэры городов федерального значения (до 2000г. эти должностные лица, как говорилось выше, автоматически попадали в Совет Федерации). В Госсовет также могут входить высшие государственные чиновники (первые заместители и заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры и т.д.). В составе Госсовета формируется Президиум, который состоит из семи членов, назначаемых Президентом РФ. Раз в полгода состав Президиума обновляется. Государственный Совет работает в режиме регулярных заседаний (иногда выездных), на которых обсуждаются важнейшие вопросы государственной политики, и представляет соответствующие рекомендации Главе государства.

Конституция РФ не включает упоминания о Государственном Совете, но данный орган имеет глубокие исторические корни в национальной государственности. Впервые Государственный Совет в России был созван в 1810 г.

Совет Безопасности РФ - другой совещательный орган при Президенте РФ. Он играет важную роль при выработке и принятии Главой государства решений в сфере обеспечения безопасности страны, а также по вопросам внешней политики. Безопасность современного государства имеет много модусов, отсюда данный консультативный орган призван не только содействовать реализации статуса Президента как Верховного главнокомандующего ВВС РФ, но и обеспечивать необходимые условия для реализации Президентом РФ конституционные полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

В числе основных задач Совета Безопасности: выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности; подготовка рекомендаций главе государства по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении либо отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых госорганов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Возглавляет Совет Безопасности Президент РФ. В состав данного госоргана входят постоянные (председатели палат Федерального Собрания, Председатель Правительства РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и др.) и непостоянные члены (министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директора ФСБ, Федеральной службы разведки и многие другие) назначаемые Президентом. Совет Безопасности работает в режиме регулярных заседаний (не реже раза в месяц) и рабочих совещаний. По результатам работы Совета Безопасности принимаются решения, которые оформляются либо указами Президента, либо протоколами. В Совете Безопасности функционируют межведомственные комиссии по различным вопросам (от военных до экологических), которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ. В любом современном государстве, которое хочет дать эффективный ответ на внешне- и внутриполитические вызовы, неизбежно повышается значимость профильных госструктур. В этой связи, роль Совета Безопасности в разработке российской государственной политики будет неуклонно возрастать.

В США при Президенте действует Совет по национальной безопасности, который решает наиболее важные вопросы национальной безопасности и внешней политики, играет важную роль в разработке и популяризации идеи «американского либерально-демократического мессианства», а также координирует деятельность всех основных профильных ведомств. Совет Безопасности США представляет собой наиболее мощный, разветвленный и политически значимый орган обеспечения безопасности среди всех профильных структур развитых и развивающихся стран. Его структура и функции подчинены целям «глобальной внешней политики США».

Администрация ПрезидентаРФ - совокупный государственный орган, обеспечивающим деятельность российского Президента. Согласно ст. 83 п. «и» Конституции, Президент формирует и руководит работой Администрации.

Такая конституционная норма является специфически российским изобретением. Во всех странах мира упоминание об администрации президента отсутствует, хотя на практике каждое высшее должностное лицо имеет исполнительно-распорядительный аппарат.

В соответствии с положением о данном органе, компетенция Администрации включает:

- подготовку «президентских» законопроектов для их внесения в Государственную Думу;

- подготовку проектов и выпуска подписанных Президентом указов, распоряжений и обращений;

- обеспечение деятельности Совета Безопасности и Совета обороны РФ;

- контроль и проверку исполнения федеральных законов и указов Главы государства;

- взаимодействие с политическими партиями и общественными объединениями;

- сотрудничество с международными и межправительственными госорганами и структурами;

-обеспечение реализации кадровой политики в области госслужбы;

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и их территориальных подразделений с органами государственной власти субъектов РФ и многие другие полномочия.

Структура Администрации включает главные управления и управления Президента РФ, а также пресс-службу Президента, Канцелярию Президента, Центр президентских программ, государственную геральдию и архив Президента. Данная структура адаптивна. Она может меняться соответствующим президентским указом. В Администрацию Президента РФ входят многие должностные лица, непосредственно подчиняющиеся Президенту и им назначаемые. Они обладают собственными аппаратами. На правах самостоятельных подразделений в Администрацию входят аппараты Совета Безопасности, Государственного совета и др. Кроме того, Администрация обеспечивает работу совещательных и консультативных органов при Президенте РФ (советов, комиссий).

Руководитель Администрации Президента играет ключевую роль в его аппарате, поскольку осуществляет функциональное и оперативное руководство своими помощниками, заместителями, руководителями самостоятельных подразделений, пресс-секретарем, советниками, полномочными представителями.

Обширный объем полномочий, развитая организационная структура делает Администрацию Президента значимым государственным органом в России. Аппарату Президента даже посвящена отдельная статья российской Конституции, видимо, чтобы подчеркнуть его политический «вес» в системе российского государственного управления. На практике это значение трудно переоценить, поскольку высшие должностные лица Администрации, являясь госслужащими, нередко оказывают огромное влияние на реализуемую политику во всех сферах жизнедеятельности общества.

Именно в рамках Администрации Президента РФ Указом от 13 мая 2000г. №849 был создан институт полномочных представителей Главы государства в федеральных округахРоссии. Полномочные представители Президента на уровне российских регионов действовали с октября 1993 г. и призваны были обеспечивать вертикаль исполнительной власти. В тот период обострения регионального сепаратизма полпреды воспринимались региональной властью как конкуренты, и их реальная деятельность нередко сводилась к простому информированию Главы государства о положении дел в субъекте России.

С избранием президентом России В.В. Путина в 2000г. статус полпредов в регионах России значительно укрепился. Государство было разделено на 7 федеральных округов, каждый из которых возглавил полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Полпред является федеральным госслужащим в составе Администрации Президента. Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом (по представлению Руководителя Администрации) на срок, определяемый Президентом (в рамках срока президентских полномочий), подотчетен в своей деятельности Президенту.

Цели полномочного представителя Президента: обеспечение реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

Задачи полномочного представителя Президента в федеральном округе:

- организация в округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении дел в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Функции полпреда: координация деятельности федеральных органов государственной власти в федеральном округе; анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в округе; организация взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными объединениями; организация контроля за исполнением федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, за реализацией целевых федеральных программ в пределах округа; разработка программ социально-экономического развития территории в пределах округа совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ; реализует обширные кадровые полномочия; по поручению Президента РФ организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти и др.

В первое время политико-административных реформ В.В. Путина полномочные представители играли важную роль в укреплении вертикали президентской власти по отношению к госвласти субъектов РФ. С одной стороны, полпреды проводили политику Президента в субъекты РФ и контролировали региональную власть, с другой – обеспечивали обратную связь между «центром» и «регионами», анализировали их положение, содействовали конструктивному разрешению политических конфликтов. Однако сегодня, когда доминируют тенденции централизации российской государственности, введен новый порядок избрания высших должностных лиц в субъектах РФ и установлен режим их персональной ответственности перед Президентом РФ функции полпредов частично дублируются с задачами руководителей субъектов РФ. Вместе с тем, по мнению современных исследователей, именно полномочные представители Президента в федеральных округах должны стать связующим звеном между федеральным «центром» и территориальными органами государственной (прежде всего, исполнительной) власти. Все это требует дальнейшего реформирования данного, безусловно важного для повышения эффективности управления нашим государством, модуса института Президента.

Учитывая присущие России традиции политического влияния бюрократии, тенденции упрочнения института Президента в системе государственной власти, не приходится сомневаться в дальнейшем укреплении места и роли президентского аппарата в системе и структуре государственного управления России.

В то же время, необходимость дальнейшей демократизации нашей страны диктует потребность повышения открытости, гласности работы Администрации Президента, совершенствования публичных механизмов оценки работы высших государственных чиновников, от которых во многом зависит эффективность президентской власти. Так в США, проблемы профессиональной подготовки, этического воспитания и оценивания госслужащих высшего звена приобрели сегодня публичное звучание. России следует принять к сведению данный опыт при реформировании госаппарата.

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФрегулируется ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г. (с последующими изменениями и дополнениями). Президент России избирается на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (до 2009г. президентский срок был 4 года). Он может быть переизбран на 2-ой пятилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на 3-й и 4-й сроки возможно после 5-го перерыва.

Право избирать Президента России предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет один голос. Активное избирательное право не реализуют только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по судебному приговору.

Претендентом на пост Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (выезд за рубеж допускается общим сроком не более чем на 3 месяца). Не может претендовать на пост Президента РФ лицо, прекратившее исполнение обязанностей по этой должности в результате отставки, стойкой недееспособности по состоянию здоровья исполнять эти должностные обязанности либо отрешенное от этой должности ранее.

Российские цензы к кандидатам на пост Президента весьма демократичны по сравнению с другими странами. В большинстве развитых демократий (США, Великобритания) претендовать на пост президента могут лишь лица, приобретшие гражданство данной страны по рождению, а не по натурализации.

Кандидатуру Президента могут выдвигать политические партии или инициативные группы избирателей (до 500 чел). Они должны собрать не менее 2 млн. подписей в поддержку кандидата (если партия представлена в парламенте, сбор подписей не обязателен).

Избирается российский Президент по мажоритарной системе абсолютного большинства. В первом туре голосования побеждает кандидат, который получил простое большинство всех голосов. Если по результатам первого тура никто не получил абсолютного большинства, то во второй тур баллотируются два кандидата, набравшие больше голосов избирателей, чем другие. Побеждает во втором туре тот, кто набрал относительное большинство голосов. Для того чтобы выборы состоялись, необходимо, чтобы в них приняло участие не менее половины избирателей. В российской практике президентских кампаний по итогам первого тура президентами были выбраны: Б.Н. Ельцин в 1991г. и В.В. Путин в 2000г. и 2011г.

Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность – инаугурации – Президент приносит присягу в присутствии парламентариев Федерального Собрания и судей Конституционного Суда РФ. Прежний Президент слагает свои полномочия перед вновь избранным с момента инаугурации.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случаях:

1) его отставки (подачи Президентом заявления об уходе с поста);

2) стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия по должности, то есть в случае неизлечимой болезни, не позволяющей, по мнению медицинского консилиума, руководить государством (российская Конституция не регулирует данный случай);

3) отрешения от должности.

Наступление последнего случая называется та



2015-12-13 1697 Обсуждений (0)
Институт главы государства в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институт главы государства в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)