Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема трудового воспитания на современном этапе



2015-12-13 3966 Обсуждений (0)
Проблема трудового воспитания на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Трудовое воспитание ребёнка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остаётся необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности.

Основными задачами трудового воспитания являются:
¤ помощь в становлении у ребенка положительного отношения к труду;
¤ развитие в ребенке стремления применить знания на практике;
¤ развитие потребности в творческом труде;
¤ воспитание долга и ответственности, целеустремленности, честности;
¤ научение ребенка разнообразным трудовым умениям и навыкам.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой дея-ти;
- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
- формирование высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, деловитости и честности;
- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов: производственными условиями района, области, возможностями школы, её материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляет следующие виды труда: учебный, общественно-полезный, производственный.

Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их дея-ти.

Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, тимуровскую работу).

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, в процессе которого они вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий. В этом труде учащиеся развивают профессиональные интересы, склонности, потребность в труде (ученические мастерские цеха, школьные).


Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Трудовое воспитание и обучение не есть акт одноразового педагогического воздействия на ребенка. Этот процесс охватывает все возрастные этапы и характерен не только для уроков труда. Он длится всю жизнь. Однако в современной возрастной и педагогической психологии возрастные аспекты трудового воспитания личности исследованы недостаточно. Не всегда учитываются возрастные особенности и при разработке конкретных психологических рекомендаций по организации учебного и производительного труда школьников. Значение возрастного подхода заключается не только в непременном учете психологических и физиологических особенностей школьника определенного возраста. Все этапы семейного, дошкольного и школьного воспитания имеют отдаленные последствия в психическом развитии и профессиональном становлении человека. Особо хотелось бы подчеркнуть роль игры в этом процессе. Во что играют дети? В различные профессии, различные трудовые роли. Это и есть путь раннего профессионального становления личности, способ соотнесения своих склонностей, способностей с той или иной профессиональной деятельностью. Выбор профессии начинается задолго до профессиональной ориентации школьника. Трудовое обучение и воспитание тесно связаны с последующей профессиональной ориентацией школьника на требуемые сферы производства, поэтому трудовое воспитание должно не только ориентироваться на сложившиеся склонности и интересы школьника, но и активно формировать их.

 

 

Мы уже начали ощущать острый дефицит рабочих кадров, его отголоски – в газетной рекламе, приглашающей на работу высококвалифицированных рабочих. Кадры, подготовленные еще в советскую эпоху, стареют, уходят на пенсию, а заменить их некем, во многих отраслях образуются кадровые провалы. Ощущается катастрофическая нехватка квалифицированных рабочих специалистов даже в стратегически важных отраслях. Если нет собственных, тогда их место занимают гастарбайтеры, успешно осваивающие пустующие ниши. Этот фактор может стать не только тормозом в стратегическом развитии экономики России, но и негативно отразиться на социальном климате страны. Дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением на работников квалифицированного труда, острый дефицит рабочих массовых профессий, в первую очередь в производственной сфере начали выступать как весьма существенный фактор, сдерживающий экономическое развитие страны. Действительно, наименьший удельный вес в экономике занимают рабочие со средним профессиональным образованием, зато в три раза больше тех, кто не имеет никаких профессиональных навыков. Разве может идти речь о росте производительности труда при таком наличии безграмотных работников? Современному российскому обществу нужны новые квалифицированные молодые работники. С другой стороны, престижность профессий среднего профобразования резко падает в глазах учащихся общеобразовательных школ за счет доступности высшего образования, которое зачастую не учитывает реальные потребности производства. В обществе сформировался устойчивый перечень модных профессий, и в итоге рынок труда оказался переполненным бухгалтерами, экономистами, менеджерами, юристами. Профориентацию надо проводить не только среди школьников, но и их родителей, у которых, к сожалению, основным приоритетом является дать своему чаду хоть какое, но высшее образование. Многих не пугает серьезная плата за обучение, сомнительный уровень качества обучения, то, что могут возникнуть серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством. Очевиден и тот факт, что в техникумы традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учебе, от которых школа старается избавиться. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Большинство из студентов техникума проживают в неблагополучных или неполных семьях, а родители, как правило, обладают низким образовательным уровнем, низким материальным достатком. Большая часть студентов о будущей профессии имеют поверхностное представление. Нередко в техникум приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение студентов или товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот). Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем. В настоящее время выбор профессии современными учащимися профшколы не обусловлен профессиональными привязанностями их родителей, что не способствует трансляции феномена, именуемого в советский период трудовыми династиями. При этом возникает еще одна из проблем сегодня в воспитании подростков – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха.

К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, удаленность родителей от детей, занятых зарабатыванием денег, карьерой, собой, неравные «стартовые» возможности среди вступающих в жизнь молодых людей и разрушающее влияние СМИ, рекламы приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В обществе, в СМИ произошла смена кумиров – раньше были герои производства (в широком смысле слова), сегодня – герои потребления. В свое время К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу, и перед ним открываются две другие, обе гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд – личный, свободный труд - и есть жизнь….». Эти слова в наше время звучат как никогда актуально. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне и неверие в возможность реализовывать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.

 

Важным фактором позитивных изменений отношения для таких студентов к учебе является четкое обозначение цели – получить профессию. Формирование у студентов готовности к труду, воспитание социально активных, творчески развитых личностей, овладевших системой общечеловеческих ценностей, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего



2015-12-13 3966 Обсуждений (0)
Проблема трудового воспитания на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема трудового воспитания на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)