Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка качества семян путем проращивания



2015-12-13 1198 Обсуждений (0)
Оценка качества семян путем проращивания 0.00 из 5.00 0 оценок




Всхожесть— способность семян прорастать и давать нормально развитые проростки при определенных условиях за принятый для каждой породы срок (ГОСТ 13056.6—75). Абсолютная всхожесть — это число нормально проросших за установленный срок семян, выраженное в процентах к количеству полнозернистых семян, взятых для проращивания. Иногда приходится определять грунтовую всхожесть— число семян, давших всходы в условиях посева в грунт, выраженное в процентах к общему числу высеянных семян.

Энергия прорастания — способность семян давать нормальные проростки за установленный более короткий, чем при определении всхожести, срок (от 1 до 15 суток). Проращивают семена чаще всего в специальном аппарате с электрическим подогревом.

Учет результатов проращивания производят в установленные ГОСТ 13056.6—75 сроки: у сосны обыкновенной, например,— на 3-, 5-, 7-, 10- и 15-й день, у ели обыкновенной — на 5-, 7-, 10-и 15-й день.

34 Принцип организации и первичного освоения лесного питомника, расчет площади питомника.

Одним из самых надежных и эффективных способов создания различных видов искусственных насаждений является посадка древесных и кустарниковых растений. Посадочный материал выращивают в питомниках. С этой целью в них осуществляется комплекс агротехнических мероприятий (севообороты, обработка почвы, применение удобрений и гербицидов).

На данный момент в отрасли функционирует 210 лесных питомников общей площадью 1346,4 га, в том числе 67 постоянных - 1256,8 га и 143 временных – 89,6 га. В лесных питомниках республики в текущем году выращено более 345 млн. шт. стандартных сеянцев и саженцев, в т.ч. 289 млн. шт. на площадях постоянных лесных питомников.

Питомник – (по ГОСТ) – под питомником подразумевается предприятие, или его специализированная часть, предназначенная для выращивания посадочного материала. Лесной питомник – это питомник, предназначенный для выращивания лесного посадочного материала.

По назначению питомники подразделяются на: лесные, озеленительные (декоративные), агролесомелиоративные, плодово-ягодные.

Озеленительные питомники – в них основная часть посадочного материала выращивается для озеленения местности.

Агролесомелиоративные питомники – выращивание посадочного материала для создания полезащитных лесных полос и других защитных насаждений.

Плодово-ягодные питомники – выращивание крупномерных саженцев плодовых пород для закладки садов и ягодников. Основные составные части питомника – продуцирующая и вспомогательная. Продуцирующая часть предназначена для выращивания посадочного материала. Здесь могут быть организованы следующие отделения (части): посевное, школьное (древесных, кустарниковых и плодово-ягодных пород, черенковых саженцев и отделение зеленого черенкования), маточное.

Вспомогательная часть питомника предназначена для обслуживания продуцирующей части и выполнения организационно-хозяйственных и защитных функций. Ее площадь не должна превышать 25 % общей площади питомника. В эту часть постоянного питомника входят: хозяйственный участок, дорожная сеть прикопочный и компостный участок, защитные лесные полосы, водоем, оросительная сеть, резервный участок и др.

Основные части питомника:

1. Посевное отделение – предназначено для выращивания сеянцев (Имеет две секции: однолетних сеянцев и двулетних сеянцев).

2. Школьное отделение – предназначение – для выращивания саженцев. Выделяют школы: обычные узкорядные, комбинированные, уплотненные, плодовые.

3. Маточное отделение – предназначено для получения черенков и семян технически ценных и декоративных пород, ценных сортов и форм и заготовки зимних стеблевых черенков.

4. Отделение зеленого черенкования – для выращивания зеленых черенков.

5. Служебное отделение – контора, гаражи, помещения для хранения инвентаря и т.д.

6. Дороги – бывают: основные (магистральные), шириной 6-8 м; окружные (по периметру), шириной 6-8 м; разворотные, шириной 4-6 м; дороги между полями севооборотов, шириной 2-3 м.

В зависимости от длительности эксплуатации лесные питомники бывают временными и постоянными.

Временные лесные питомникифункционируют не более 5 лет. Они занимают небольшие площади (до 1 га) и предназначаются для выращивания посадочного материала с целью создания лесных культур на близлежащих площадях. Постоянные лесные питомникиэксплуатируются более длительный период. Это, как правило, крупные специализированные хозяйства по выращиванию и заготовке большого количества посадочного материала разных видов и широкого ассортимента древесных и кустарниковых растений. По площади постоянные питомники бывают мелкие (до 5 га), средние (5—15 га) и крупные (свыше 15 га).

Питомники, площадь которых составляет 25 га и более, называются базисными хозяйствами. Они обеспечивают посадочным материалом лесокультурное производство нескольких лесхозов, а также защитное лесоразведение, зеленое строительство и пр. Кроме прямоугольных , питомники бывают круговые и ленточные.

Впервые круговые питомники были предложены в 1955 году лесными инженерами Чехословакии. Такие питомники имеют ряд преимуществ:

1. Создаются условия отенения, близкие к лесной среде.

2. Хорошо выращивать посадочный материал теневыносливых пород.

3. Посадочный материал можно использовать для реконструкции.

4. Меняющееся освещение способствует увеличению энергии роста.

Ширина рабочей зоны 0,8-1,2 Нср., где Нср – средняя высота древостоя. Способствует лучшему применению машин и механизмов.

В круговых питомниках качество посадочного материала и выход с единицы площади выше, чем в открытых базисных питомниках. Поэтому в них необходимо выращивать большое количество лесных саженцев теневыносливых пород, в связи с чем, здесь следует создавать уплотненные лесные школы. Более совершенным является кулисно-ленточный питомник. Его закладывают в 50—70-летних хвойных или хвойно-лиственных насаждениях в местах с благоприятными условиями местопроизрастания. В нем выделяют полезную площадь (лента), лесные кулисы и лесную защитную зону. При организации территории такого питомника площадь его определяют в зависимости от средней высоты (Нер) насаждения. Ширина ленты обычно составляет 0,8— 1,2 Нср, лесных кулис—1,5—2 Нср, лесной защитной зоны— 0,75—1 Нср. Полезную площадь в свою очередь в зависимости от степени освещенности разбивают на три зоны отенения.

35 Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих пород в открытом грунте питомников (сосна, ель, дуб).

Сосна обыкновенная - одна из основных лесообразующих пород, сеянцы которой целесообразно выращивать на супесчаных, легкосуглинистых и реже песчаных почвах. Посев семян сосны осуществляется преимущественно весной, возможен и осенью по схеме ленточных 5- и 6-строчных посевов с попарно сближенными строками (10—25—10— -25-10-70 см). Посевы мульчируют - покрывают торфяной крошкой или опилками, дробленой корой хвойных пород. При ширине строки 2 . 3 см высевают 1,5 г семян на 1 пог. м посевной строки. Всходы сосны появляются, как правило, через 14-20 суток после посева. Сеянцы выращивают в открытом грунте 1-3 года. Иногда их выращивают в теплицах с плёночным покр ытием в течение 1-2.

Сеянцы ели европейской выращивают в лесных питомниках на более плодородных, чем для сосны, почвах, преимущественно легкосуглинистых, окультуренных. Посев семян ели проводится, как правило, весной, но несколько позднее, чем сосны, во избежание повреждения сеянцев поздними весенними заморозками. Схема посева такая же, как и у сосны, с расходом 1,8 г семян на 1 пог. м посевной строки. Всходы появляются через 3-4 недели после посева. Сеянцы выращивают 2—4 года.

36 Технология выращивания саженцев в уплотненной и комбинированной школе.

Комбинированные школы. Были созданы в конце 19 века для совместного выращивания древесных и кустарниковых пород. При этом происходит 2-3 ротации саженцев кустарников. Срок выращивания крупных саженцев деревьев 6-8 лет, а мелких саженцев и кустарников — 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники или мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.

Положительные стороны использования комбинированных школ:

1 - эффективно используется площадь, уходы производятся механизированным способом, при выкопке саженцев кустарников можно производить формирование корневых систем древесных видов.

2 – можно выращивать совместно саженцы быстрорастущих и медленнорастущих видов.

3 – возможно совместное выращивание одной и той же породы разного возраста.

4 – создание школьно-посевного отделения.

Уплотненные школызакладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала — 4-5-летних саженцев ели и других пород, предназначаемых в основном для лесокультурных целей (в Беларуси в основном для ели). Они отличаются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га до 100 тыс. шт. и более. Разработаны рядовые и ленточные схемы посадки в этих школах:

1 – равномерное размещение рядов по площади. При рядовой посадке расстояние между рядами составляет 0,4 м, а в ряду — 0,2 м.

2 – размещение в виде лент (в каждой ленте 3-5 рядов). Выход посадочного материала больше, чем в первом случае. Формирование крон и штамбов не проводится.

Плодовая школа. Предназначена для выращивания саженцев плодовых пород, при этом необходимо производить прививку культурных сортов. Подвои должны быть местного происхождения, адаптированные к местным условиям. Прививают чаще всего методом окулировки.

37 Виды школ первого порядка, школы второго и третьего порядка.

Основную часть продуцирующей площади постоянных лесных питомников занимают, как правило, школьные отделения, где в течение 2—10 лет и более выращивают крупный посадочный материал — саженцы.

Саженец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное путем пересадки сеянцев или укоренения черенков (СЖ2+2).

В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные древесные школы.

Обычные узкорядные школы – предназначены для выращивания однородного посадочного материала (один возраст, высота, длина корневых систем). Из хвойных выращивают: ель, сосна, пихта, можжевельник, туя. Из лиственных – дуб, клен, липа, ясень,береза. Из кустарников – спирея, ирга.

В зависимости от количества лет выращивания создают школы: 1 –го порядка , 2-го порядка, 3 –го порядка.

Школа первого порядка. Схема посадки 0,7-1,0 х 0,3-0,5м.

Площадь питания одного растения: Sпит. = а х в

Количество растений на участке: N = Sучастка / Sпит.

Выращивание 2-3 года, максимальный возраст саженцев – 4 года.

Школа второго порядка. Используется для более крупных саженцев.

Схема посадки: 1,5-2,0 х 1,0-1,5 м. Саженцы можно пересаживать из школы первого порядка, но можно и изреживать школу первого порядка выкапывая каждый 2-й ряд и каждое 2-е растение в ряду. В школах второго порядка выращивают саженцы до 5—7-летнего возраста.

Школа третьего порядка. Создается для еще более крупных саженцев (2-2,5 м). Схема посадки: 3-3,5 х 2-3 м. Создается как и школа 2-го порядка, только на базе школы 2-го порядка. В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более.

Обработка почвы производится на большую глубину (около 40-45 см), проводится боронование и культивация. Посадка механизированная, используются сажалки для школы - СШП-3 и др.

В декоративных питомниках, где выращивают крупный посадочный материал для зеленого строительства в городах, организуют 2 школы кустарников, 3 — лиственных и 2 — хвойных пород. Эти школы отличаются возрастными различиями деревьев и схемами их выращивания.

Следует отметить, что перевести узкорядные школы из одного порядка в другой можно путем выкопки части саженцев (например, каждого второго ряда и в ряду — каждого второго саженца и т. д.). За счет этого увеличивается площадь питания и освещения, что способствует росту и развитию оставшихся древесных растений.

38 Особенности выращивания сеянцев сосны, ели и лиственницы в открытом грунте питомников.

Сосна обыкновенная - одна из основных лесообразующих пород, сеянцы которой целесообразно выращивать на супесчаных, легкосуглинистых и реже песчаных почвах. Посев семян сосны осуществляется преимущественно весной, возможен и осенью по схеме ленточных 5- и 6-строчных посевов с попарно сближенными строками (10—25—10— -25-10-70 см). Посевы мульчируют - покрывают торфяной крошкой или опилками, дробленой корой хвойных пород. При ширине строки 2 . 3 см высевают 1,5 г семян на 1 пог. м посевной строки. Всходы сосны появляются, как правило, через 14-20 суток после посева. Сеянцы выращивают в открытом грунте 1-3 года. Иногда их выращивают в теплицах с плёночным покр ытием в течение 1-2.

Сеянцы ели европейской выращивают в лесных питомниках на более плодородных, чем для сосны, почвах, преимущественно легкосуглинистых, окультуренных. Посев семян ели проводится, как правило, весной, но несколько позднее, чем сосны, во избежание повреждения сеянцев поздними весенними заморозками. Схема посева такая же, как и у сосны, с расходом 1,8 г семян на 1 пог. м посевной строки. Всходы появляются через 3-4 недели после посева. Сеянцы выращивают 2—4 года.

Сеянцы лиственницы сибирской выращивают на относительно плодородных супесчаных и суглинистых почвах с высоким содержанием гумуса. Шестистрочный посев с попарно сближенными строками осуществляют ранней весной или реже осенью с расходом на 1 пог. м посевной строки 3 г семян. В тяжёлых лесорастительных условиях сеянцы выращивают 3-4 года, а в зоне смешанных лесов 1 -2 года.

39 Лесорастительное и лесокультурное районирование, лесокультурный фонд.

По состоянию на 01.01.2012 г. общая площадь земель лесного фонда республики составляет 9,4 млн.га, в т.ч. площадь покрытых лесом земель– 8 млн. га. Под лесными культурами занято 1,7 млн.га. Среди искусственно созданных насаждений сосной занято 80 %, елью – 13 %, дубом – 5 %, березой – 1 %. Лесные культуры — это лесные насаждения, созданные посевом или посадкой (ГОСТ 17559—82) с учетом лесорастительного районирования, конкретных условий местопроизрастания и типов леса.

При помощи культур создают лесные насаждения быстрорастущих и интродуцированных древесных пород, плантационные насаждения, а также облагораживают рекреационные леса, реконструируют малоценные насаждения, рекультивируют поврежденные земли и пр. Таким образом, лесокультурное дело представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание ценных лесных насаждений различного целевого назначения. Государственные леса по народнохозяйственному значению, местоположению и выполняемым функциям делят на три группы.

К первой группе относят леса, выполняющие водоохранные, защитные (противоэрозионные), санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса заповедников, национальных и природных парков, леса, имеющие научное и историческое значение.

Во вторую группу включают леса, произрастающие в районах с высокой плотностью населения, развитой сетью транспортных путей и выполняющие защитную и ограниченную эксплуатационную функции, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, нуждающиеся в более строгом режиме лесопользования.

К третьей группе относят леса многолесных районов, выполняющие преимущественно эксплуатационную роль и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для их защитных свойств.

В Беларуси выделены леса только первой и второй групп.

Территория Беларуси имеет выраженную зональность по геоморфологическим, почвенно-гидрологическим и климатическим условиям, что обусловливает и зональность лесной растительности. Для лесокультурного районирования территорию республики делят на части, однородные по почвенно-климатическим условиям, с учетом которых подбирают определенныею типы лесных культур. Основой его является лесорастительное районирование, разработанное И.Д. Юркевичем и В. С. Гельтманом (1965).

Представлены лесорастительные подзоны:

I - дубово-темнохвойных лесов, занимающая северную часть Беларуси и ограниченная с юга ареалом граба обыкновенного.

II - грабово-дубово-темнохвойных лесов, занимающая центральную часть республики между границами ареала граба обыкновенного и сплошного распространения ели европейской.

III - широколиственно-сосновых лесов, расположенная южнее границы сплошного распространения ели. Она занимает южную часть Белоруссии, простираясь по территории всего Белорусского Полесья.

В основе лесокультурного районирования лежит районирование растительное. Также выделяют три геоботанические подзоны и семь районов.

Подзоны лесокультурного районирования:

1 – Северная подзона лесокультурных работ – В подзоне дубово-темнохвойных лесов главными древесными породами в культурах являются: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница европейская (польская), ясень обыкновенный и ольха черная. На вырубках мелколиственных лесов (береза, осина, ольха серая) должны высаживаться преимущественно хвойные породы (ель, сосна, лиственница), а также ясень и ольха.

2 – Центральная подзона лесокультурных работ - В подзоне грабово-дубово-темнохвойных лесов главными древесными породами в культурах должны быть сосна, ель, дуб черешчатый, лиственница, ясень и ольха. При этом в южной половине подзоны предпочтительно создавать культуры дуба. В молодняках и средневозрастных насаждениях граба, порослевой осины и березы, дающих преимущественно дровяную древесину, после проведения рубок реконструкции создают культуры дуба, ели или сосны.

3 – Южная подзона лесокультурных работ – В подзоне широколиственно-сосновых лесов основными породами при создании лесных культур являются: сосна, дуб, ясень, лиственница и ольха. Основное внимание должно быть уделено воспроизводству дубрав. Дуб следует культивировать на вырубках в дубравах и производных от них березовых, осиновых и грабовых насаждениях, шире практиковать смешанные культуры дуба с ясенем, кленом, липой, вязом. Все лесокультурные работы проводятся в соответствии с типологической структурой конкретного лесорастительного района (подрайона).

Обследование лесокультурного фонда проводят в процессе лесоустроительных работ. Площади лесовосстановления и лесоразведения подлежат освоению в следующей очередности:

1 - участки, подверженные водной и ветровой эрозии, которые могут нанести ущерб хозяйственным объектам, ухудшить лесорастительные и экологические условия, а также увеличить затраты на лесовосстановление;

2 - участки, расположенные в зеленых зонах городов и запретных полосах по берегам рек и других водных объектов;

3 - вырубки текущего года, подверженные быстрому зарастанию высокостебельной травянистой растительностью;

4 - не покрытые лесом земли с богатыми условиями местопроизрастания, пригодные для выращивания насаждений хозяйственно ценных пород высших классов бонитета;

5 - вырубки малоценных насаждений, на которых предусматривается создание древостоев хозяйственно ценных древесных пород;

6 - земли, нарушенные в результате добычи полезных нерудных ископаемых, приведенные в состояние, пригодное для выращивания леса.

40 Виды и категории площадей, виды лесных культур, методы и способы производства лесных культур.

Лесокультурная площадь — это участок земли, предназначенный для создания лесных культур (ГОСТ 17559—82). Совокупность лесокультурных площадей лесхоза, области, республики или в целом страны составляет соответствующий лесокультурный фонд.

Лесокультурные площади могут быть покрыты и не покрыты лесом. На покрытых иногда целесообразно создавать подпологовые культуры или проводить реконструкцию лесокультурными методами. На не покрытых (свежие и старые вырубки, гари, пустыри, прогалины, участки из-под сельскохозяйственного пользования, мелиорированные болота, выработанные торфяники и пр.) проводят основные лесокультурные мероприятия.

Выделяют следующие виды лесокультурных площадей:

1. Свежие вырубки (до 3-х лет).

2. Вырубки прошлых лет (старые, от 3 до 10 лет).

3. Гари.

4. Площади из-под сплошных санитарных рубок.

5. Непокрытые лесом прогалины, поляны, пустыри, осушенные земли, с/х земли.

6. Редины с полнотой 0,1-0,2, низко полнотные насаждения с полнотой 0,3-0,4.

7. Малоценные молодняки.

8. Участки древостоев с проведенными первыми приемами постепенных рубок, где не произошло естественное возобновление.

Группа однородных по происхождению и состоянию лесокультурных площадей представляет собой соответствующую категорию.

На основании лесоводственной и технологической оценки лесокультурного фонда выделяют пять категорий лесокультурных площадей:

а) пустыри, прогалины, поляны, участки бывшего сельскохозяйственного пользования, гари и вырубки со сгнившими, сгоревшими или удаленными пнями, участки с незначительным количеством пней, а также земли, нарушенные добычей нерудных ископаемых, где возможна сплошная обработка почвы почвообрабатывающими орудиями и механизмами;

б) невозобновившиеся вырубки и редины с наличием пней до 500 шт/га, где возможна механизированная обработка почвы полосами или бороздами без предварительного их понижения (спиливания или дробления);

в) невозобновившиеся вырубки с наличием пней свыше 500 шт/га, где возможна обработка почвы полосами или бороздами после предварительного их понижения (спиливания, дробления и др.) или корчевки;

г) площади с неудовлетворительным естественным возобновлением главными или возобновившиеся мягколиственными древесными породами и участки леса, где проведены рубки реконструкции коридорами в соответствии с правилами рубок леса, требующие создания частичных лесных культур;

д) выработанные торфяники и осушенные земли.

Все участки лесокультурного фонда заносятся в книгу учета площадей лесовосстановления и лесоразведения.

Таким образом, категория лесокультурной площади в значительной степени предопределяет агротехнику и технологию создания лесных культур, а условия местопроизрастания — видовой состав культивируемых пород и их целевое назначение.

В современном лесном хозяйстве лесовозобновление ведется по двум основным направлениям: - естественное, - искусственное.

Естественное возобновление позволяет восстанавливать лес более просто и экономически выгодно. Естественные леса, как правило, отличаются высокой фитоценотической устойчивостью, в меньшей степени подвергаются ветровалу, воздействию вредных насекомых, болезней и других неблагоприятных факторов.

Искусственное лесовозобновлениеделится на:

- искусственное лесовосстановление, - лесоразведение.

Искусственное лесовосстановление — это создание лесных культур на площадях, ранее покрытых лесом. Оно осуществляется либо только лесными культурами, либо лесными культурами совместно с естественным возобновлением главных пород н мелколиственных древесных растений (комбинированное лесовосстановление). Комбинированное лесовосстановление применяется при производстве частичных лесных культур и реконструкции насаждений лесокультурными методами.

Искусственное лесовосстановление включает:

- сплошные лесные культуры,

- частичные лесные культуры,

- подпологовые лесные культуры.

Лесоразведение — создание лесных культур на площадях, ранее не занятых лесом, — направлено на повышение лесистости и устройство различных защитных насаждений в районах, где почвы подвержены ветровой и водной эрозии.

Лесоразведение включает:

- плантационные лесные культуры,

- ландшафтные лесные культуры,

- рекультивационные лесные культуры.

Основными методами производства лесных культур являются посадка и посев леса.

Посадка леса распространена у нас в стране шире, чем посев, ибо сеянцы и саженцы, выращенные в лесных питомниках, в первые годы жизни более устойчивы к различным неблагоприятным факторам среды и в последующем формируют продуктивные древостой.

Способ создания лесных культур выбирается в зависимости от лесорастительных условий, категории лесокультурной площади, биологических особенностей культивируемых пород, а также экономических условий лесхоза.

Лесные культуры можно создавать под пологом леса, на вырубках и других площадях, свободных от леса, в виде сплошных посадок или посевов, а также частично вводить в естественно образовавшиеся молодняки малоценных пород

41 Методы производства лесных культур, их достоинства и недостатки.

Основными методами создания лесных культур является посадка и посев леса.

Посев напоминает естественное возобновление. Преимущества посева при выращивании не повреждается корневая система и развивается в соответствии с биологическими особенностями видов. Особенно важно для растений, образующих стержневой корень. При посеве рано проявляется взаимовлияние особей, происходит быстрая дифференциация их по высоте и диаметру. Технология посева простая, исключена необходимость выращивания посадочного материала в питомниках. Культуры, созданные посевом, отличаются долговечностью.

Недостатки посева – необходимо проводить длительно агротехнический, позже лесоводственный уход. В сухих и избыточно увлажненных местах, на вырубках посевом нельзя вырастить полноценное насаждение. При посеве – большой расход семян, в 5 раз больше, чем при посадке, поэтому посев применяется ограниченно. Посевом создают культуры дуба -20% от общего объема лесокультурного производства, каштана. Иногда осенние посевы дуба сильно повреждаются грызунами, мелкие семена могут вымываться дождями. Некоторые семена (дуб, каштан) гибнут в морозные и бесснежные зимы. Ранней весной всходы могут повреждаться весенними заморозками.

Посев бывает:

- рядовой (семена размещают в виде непрерывной строчки),

- строчно-луночный (в небольших лунках на расстоянии 60-70 см),

- гнездовой (в лунках, сгруппированных по несколько штук).

Глубина заделки семян (хвойных пород - 0,5-1,8 см, желудей дуба – 5-8 см) и зависит от величины семян, механического состава почвы, степени ее влажности, климатических условий, срока посева. Норма высева на 1 га зависит от культивируемой породы, класса качества посевного материала, способа посева и составляет для семян сосны 0,8-1,3 кг, желудей дуба - 25 -100 кг.

Рядовой посев может производиться в борозды или в обработанные полосы, площадки.

Строчно-луночный посев хвойных осуществляется покровосдирателем сеялкой ПСТ-2А и посевным приспособлением к плугу ПКЛ-70. Иногда осуществляют аэросев семян хвойных (в зонах радиоактивного загрязнения) при этом участки должны иметь прямоугольную форму с длинной стороной не менее 1 км. На вырубках с сильно выраженным микрорельефом, гарях и вырубках лиственных пород по сырым и мокрым почвам аэросев не применяется.

Весенние посевы нужно проводить рано, желательно наклюнувшимися

семенами. Семенам хвойных пород, особенно лиственницы необходимо обработать раствором формалина или 0,5 % раствором марганцевокислого калия (на 2 часа). Желуди перед посевом протравливают гранозаном (от грибных заболеваний).

Способы посадки леса, механизация работ. Наиболее надежным и эффективным методом производства лесных культур является посадка леса. Посадкой создаются лесные культуры в следующих случаях:

- на очень сухих и сухих почвах, быстро теряющих влагу в пахотном

горизонте;

- на избыточно увлажненных и влажных почвах, где возможно выжи-

мание всходов и растений;

- на наиболее плодородных почвах, быстро зарастающих травянистой

растительностью и малоценными древесно-кустарниковыми породами;

- на участках, подверженных водной и ветровой эрозии.

Посадкой закладываются лесные культуры из селекционного посадочного материала, а также культуры сосны Веймутова, дугласии и лиственницы.

Преимущества посадки леса: высокая приживаемость, энергия роста, продуктивность. Культуры создаются сеянцами, саженцами, способными в первые годы противостоять сорнякам и эффективно использовать влагу, элементы минерального питания. Используются стандартные сеянцы или саженцы, которые равномерно размещаются на площади.

Посадку осуществляют механизированным, автоматизированным и ручным способами.

При механизированной посадке применяют лесопосадочные машины

МЛУ-1 (1А), МЛ-1, СПЛ-1, СЛ-2, ЛМД-81 (91), при автоматизированной – АБС-6М, МЛА-1А «ИЛАНА». При посадке вручную используют меч Колесова, лопату и другие приспособления. Недостаток меча Колесова – сжимание корней в одной плоскости, что определяет и в дальнейшем расположение корней дерева.

Посадку культур производят, как правило, по обработанной почве.

При создании лесных культур используют стандартный посадочный материал (сеянцы или саженцы) с селекционно-улучшенной наследственной основой. Это могут быть также черенки, отводки, корневые отпрыски.

При закладке культур ели используют крупномерный посадочный материал (СЖ2+2, СЖ2+3). Культуры сосны создаются 1-2-летними сеянцами с

открытой или закрытой корневой системой, дуба - 1-2-летними сеянцами с

открытой корневой системой.

Лучшим временем посадки является весна в оптимальные агротехнические сроки. В этот период корнеобразовательная способность выражена наиболее сильно, а почвенные условия наиболее благоприятны для развития корневых систем. Нельзя допускать загиб корневых систем. Посадочный материал с закрытой корневой системой можно высаживать в течение всего вегетационного периода.

Приживаемость и рост культур в первые годы зависит от правильности посадки. Глубина заделки корневой шейки на тяжелых почвах – 1-2 см, легких – 3-4 см.

42 Густота лесных культур, классификация лесных культур по густоте.

Густота лесных культур – число деревьев и кустарников, культивируемых на единице площади (ГОСТ 17559).

Различают густоту посадки лесных культур (первичная густота). Ее рассчитывают по формуле:

, (1)

где N – это количество деревьев и кустарников, которое высаживается

на лесокультурную площадь; А – расстояние между рядами, м; В - шаг посадки, м;

А*В – площадь питания одного растения, м2.

Густота стояния лесных культур – это наличие на 1 га конкретного количества культивируемых растений в конкретном возрасте.

Классификация лесных культур по густоте:

I категория – очень редкие (до 2,4 тыс. шт./га)

II категория – редкие (2,5-4,9 тыс.шт./га)

III категория – средней густоты (5,0-6,9 тыс. шт. /га)

IV категория – повышенной густоты (7,0-9,9 тыс. шт. /га)

V категория – густые (10,0-13,4 тыс. шт./га)

VI категория – очень густые (13,5 и более тыс. шт./га).

Правильное определение густоты посадки или посева гарантирует своевременное смыкание лесных культур, что, в свою очередь, повышает их устойчивость против неблагоприятных климатических влияний и сорной растительности.

Первоначальная густота определяется биологическими особенностями культивируемых пород, условиями произрастания и степенью засоренности участка вредной злаковой растительностью. Светолюбивые и быстро растущие породы размещают реже, теневыносливые и медленнорастущие – гуще. На бедных и сухих почвах культуры создают гуще, чем на богатых и влажных. Чистые культуры гуще, чем смешанные. Созданию и изучению лесных культур разной густоты издавна уделяется большое внимание.

Индекс равномерности посадки (И) – ввели ученые А. И. Писаренко и М. Д. Мерзленко в 1979 г. – это отношение ширины междурядий (А) к шагу посадки (В). В эти же годы ВНИИЛМом был предложен коэффициент использования почвенного плодородия (Кп):

, (2)

где В - шаг посадки, м; А – ширина междурядий, м; N - густота посадки тыс. шт. /га.

Оптимум наблюдается при Кп = 0,6-1,2. Если Кп = 0,5 и менее, то в таких насаждениях площадь питания используется полностью и насаждение загущено; Кп = 1,3 и более – культуры редкие и не полностью использую почвенное плодородие. Размещение и количество посевных и посадочных мест на вырубке определяется степенью ее задернения, количеством пней, наличием естественного возобновления, а также способом создания культур.

43 Системы лесных культур, основные агротехнологические мероприятия при создании и выращивании лесных культур.

При создании смешанных лесных культур большое значение имеют не только количественное соотношение культивируемых пород, но и их чередование и размещение.

По соотношению главных и сопутствующих пород, кустарников и по их чередованию в культурах различают следующие типы смешения:

- древесный тип смешения (предусматривает участие 2-х или нескольких древесных пород, выполняющих роль главных). Например, Л и Е, С, Д (С2Д2); Е и С; С и Д. С – Е – С – Е

Е – С – Е – С

- древесно-теневой тип смешения (включает и второстепенные (теневые) породы). Он разработан Н. Я. Дахновым (1896) для культур дуба, выращиваемых совместно с кленом остролистным, ясенем или липой мелколистной. Например: главная порода – дуб, теневая – клен, липа. Может быть отдельными рядами: ряд главной - ряд сопутствующей породы.

Гл – Т – Гл – Т Гл - Т - Гл - Т

Т – Гл – Т – Гл Гл - Т - Гл - Т

- древесно-кустарниковый тип смешения – предложен Г. Н. Высоцким (1893) для создания культур дуба. При этом типе смешения главная порода чередуется с одним или двумя кустарниками. Кустарники – лещина, бузина. Большая сомкнутость полога достигается за счет теневыносливых пород, выполняющих роль подгона для главной породы в молодом возрасте.

Гл – К – Гл – К

К – Гл – К – Гл

- древесно-теневой с кустарником (комбинированный) тип смешения.

Гл – К – Т – К – Гл

Т – К – Гл – К – Т

Гл – К – Т – К – Гл

К – К – К – К – К

Способы смешения - определяют порядок введения разных видов (пород) в смешанные лесные культуры.

1 Рядовое смешение – один ряд одной древесной породы чередуется с другим рядом другой древесной породы

2 Кулисный способ смешения – несколько рядов одной древесной породы чередуется с одним или несколькими рядами другой древесной породы. Самый распространенный способ (кулиса 3-8 рядов).

●●●●●●●●●●

●●●●●●●●●●

●●●●●●●●●●

▲▲▲▲▲▲

3 Смешение в ряду – когда одно посадочное место одной породы чередуется с другим посадочным местом другой породы.

4 Звеньевой способ смешения – несколько посадочных мест одной породы чередуется в ряду с аналогичным количеством посадочных мест другой породы.

5 Шахматный способ смешения (групповой) - территория делится на квадраты на которые высаживаются породы: одна в белые клетки, другая в черные. 6 Биогрупповой способ отличается от шахматного тем, что расстояние между группами больше. Взаимовлияние сказывается в меньшей мере.

7 Ленточно-звеньевой способ смешения – представляет измененный шахматный способ. Одни клетки вытянуты в прямоугольники (ленты), другие меньше. Зависит от условий рельефа.

8 Групповое смешение в виде кругов. Лесная площадь разбивается на круги (диаметр 1,5-2 высоты насаждения). В круги вводят основные лесообразующие породы (Лиственница, дуб, сосна веймутова). Пространства между кругами заполняют елью или сосной. Такие культур



2015-12-13 1198 Обсуждений (0)
Оценка качества семян путем проращивания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка качества семян путем проращивания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)