Законодательный процесс: понятие, стадии, участники
Законотворческий процесс – это состоящая из определенных Конституцией РФ стадий деятельность органов государственной власти в рамках их полномочий, направленная на принятие или противодействие принятию федерального закона Принятый федеральный закон - это федеральный закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации. – Т.е. не надо путать «принятый закон» и «принятый Думой закон». «Несовпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса». (п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П). Субъекты зак. Инициативы: o Президент РФ, o Совет Федерации, o члены Совета Федерации, o депутаты Государственной Думы, o Правительство РФ, o законодательные органы субъектов РФ, o Конституционный и Верховный суды РФ (только по вопросам их ведения).
1 стадия: Внесение законопроекта субъетами зак. Инициативы. Требуются: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, заключение Правительства РФ.
2 стадия: Принятие законопроекта Госдумой • Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. • Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. • Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). • Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. • Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. • Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору» 3 стадия: Первое чтение • За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД • За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД • Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. • На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости • По результатам обсуждения Дума может: Ø принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; Ø принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); Ø отклонить проект (возвращается «автору»); Ø Вынести на всенародное обсуждение 4 стадия:Второе чтение • В ответственный комитет вносятся поправки • Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. • Может быть изменено название проекта • Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: Ø включенных в текст; Ø рекомендуемых к отклонению; Ø по которым не принято решения • Проект направляется в Совет ГД • Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета • При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом • Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция) 5 стадия Принятие закона и передача в СФ § Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете § Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» § При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей § Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным § Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации 6 стадия: Рассмотрения Закона в СФ: Общий порядок: 14 дней! • Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: Ø федерального бюджета; Ø федеральных налогов и сборов; Ø финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; Ø ратификации и денонсации международных договоров РФ; Ø статуса и защиты государственной границы; Ø войны и мира (если СФ не успеет в 14 дней, должен продолжить рассмотрение – пост. КС РФ от 23 марта 1995 г. ) • Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору • Законы, считающиеся «молчаливо одобренными» 7 стадия Факультативная
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |