Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК



2015-12-13 953 Обсуждений (0)
ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК 0.00 из 5.00 0 оценок




Отрасли научной психологии

 

Не следует путать понятия «направления» и «отрасли» психологической науки. В первом случае речь идет о разных по своим взглядам школах в психологии (бихевиоризм, психоанализ и др.). Каждая из школ имеет свои представления о предмете, методах изучения выбранной ею реальности и соответствующих практических приложениях полученных знаний. Отрасли же психологии решают конкретные психологические задачи, обусловленные запросами, поступающими из разных сфер реальности (это, например, педагогическая психология, психология труда и т.п.). Поэтому представители одного и того же направления могут работать (и работают) в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли (например, в детской психологии) - могут работать представители разных школ с различными теоретико-методологическими ориентациями (например, бихевиористы, психоаналитики и др.).

О направлениях и школах психологии речь впереди в дисциплине «Научные школы и направления современной психологии», в данном же курсе будут рассмотрены основные задачи некоторых отраслей психологической науки.

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психоло­гические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциа­ции и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

 

1. Предмет психологии.Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что имея предметом ис­следования Землю, первая из них изучает состав, строение и ис­торию Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение спе­цифических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придер­живаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграни­чивались от других проявлений жизни как особые явления. В са­мом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах — это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реаль­но происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сло­жились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свой­ствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер ви­дели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличаю­щемуся от того, что человека окружает и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприя­тие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупно­сти образуя то, что именуется психикой, психическим, внутрен­ним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынужда­ли их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, моти­вы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое зна­ние людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поко­ления к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка — вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неиз­вестной пословица: «Повторенье — мать ученья».

Житейские психологические сведения, почерпнутые из обще­ственного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способ­ствовать до известной степени ориентировке в поведении окру­жающих людей, могут быть в определенных пределах правиль­ными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных зна­ний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведе­ние в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характе­ризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях вос­приятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различ­ной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 мил­лисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в экс­перименте, являются психологическими фактами, устанавливае­мыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Науч­ное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некото­рых психологических фактов наблюдается с необходимостью вся­кий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приве­денный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследо­вания показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по стро­гим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде — при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Как же можно определить предмет психологии? Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изме­нялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его бы ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность и т.д.), можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действо­вать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у жи­вотных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособле­ния к ней). Однако психическая организация человека качествен­но отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контак­тах, опосредованных языком и совместной деятельностью, инди­вид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана перево­димы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознатель­ного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейро-гуморальных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой, науки с другими науками - естественными, социальными, тех­ническими.

 

2. Психология и естествознание. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с есте­ствознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть резуль­тат рефлекторной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в работах АЛ. Ух­томского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила ес­тественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии оказали эволюционные идеи великого естество­испытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге «Происхождение ви­дов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуе-мых пород в борьбе за жизнь» (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изме­няющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарви­ну удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологиче­ского развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе.

В России идеи Дарвина об эволюции психики животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А.Н. Северцова и В.А. Вагнера. Это дало возможность рассмотреть различные формы психической деятельности животных со сторо­ны их происхождения. Как показал А.Н. Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведения животных без изменения их организации пошла в расходящихся направлениях по двум главным путям и в двух типах животного царства достиг­ла своего высшего развития. В типе членистоногих прогрессивно эволюционировали наследственные изменения поведения (ин­стинкты), и у высших представителей их - у насекомых образова­лись необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни шгстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстинктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быстрым изменения сре­ды животное приспособиться не может. В типе хордовых эволю­ция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посред­ством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и в высокой степени усилило пластичность орга­низма. Над наследственной приспособляемостью появилась над­стройка индивидуальной изменчивости поведения.

Эволюционное учение дает, таким образом, возможность объяснить происхождение как инстинктивных форм поведения, программируемых наследственно, так и приобретаемых при­жизненно в результате образования сложных систем условных рефлексов.

Подход к психике животных и человека с позиций эволю­ционного учения позволяет понять, что психика не является прос­тым бездействующим придатком (эпифеноменом) физиологиче­ских процессов, как это утверждают некоторые физиологи и пси­хологи. Существование сложного мира психических явлений в ка­честве эпифеномена физиологических процессов, никакой роли не играющего в жизни и деятельности человека, явно противо­речило бы принципам и законам эволюции (естественный отбор, как известно, устраняет все ненужное живому существу, бездей­ствующее, бесполезное).

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психоло­гии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в раз­работке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и про­филактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болез­ни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой — само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воз­действия, делает необходимым объединение усилий врача и пси­холога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для пони­мания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клини­цист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага пораже­ния в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественно-научную ос­нову. Серьезное изучение психологии предполагает познание зако­нов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.)- Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, меди­цинская психология, патопсихология и некоторые другие, явля­ются вместе с тем разделами естествознания и медицины.

3. Психология и научно-технический прогресс. XX столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением но­вых видов транспорта, работающих на сверхзву­ковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью прини­мать ответственные решения в минимально короткие сроки (си­туации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энерго­систем и т.п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятель­ность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с тре­бованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой дея­тельности, характеризует важную роль современной психологии. Инженерная психология, занимающаяся решением проблемы «че­ловек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда вообще, теснейшим образом соприкаса­ется с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания — функции накопления и переработки информации, управления и контро­ля — стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. Вместе с тем отдельные исследователи, упоенные успехами кибер­нетики, стали трактовать человека по типу автомата с програм­мным управлением. В то же время автоматизация и кибернетиза­ция резко повысили заинтересованность в изучении и эффектив­ном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройством, прежде всего - творческих способно­стей. Для будущего человечества, для личности и ее психического строя значение компьютерной революции огромно. Но как бы ни изменилась личность человека, какие бы чудеса ни создала электронно-информационная технология, ей по-прежнему будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмету психологии.

4. Психология и педагогика. Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представле­ний, в настоящее время со всей определенностью выявил тесней­шие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеет­ся, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психоло­гами и педагогами. Вьщающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824—1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесто­ронне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо все­сторонне изучить.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических науч­ных дисциплин ~ педология. Ее разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики.

Педология - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв. и обусловленное распространением эволю­ционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии — С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содер­жание педологии составила совокупность психологических, био­логических и социологических подходов к развитию ребенка. В России педология получила широкое распространение еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиоло­гов,, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Пред­мет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был. В ис­следованиях советских ученых, работавших в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Поста­новлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращения в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома педоло­гии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Положение, в котором оказалась психология, может быть иллюстрировано выдержкой из книжки, опубликованной в том же 1936 г. одним партийным функционером:

«Некоторые профессора психологии не прочь сейчас высту­пить с «прожектами» преподавания в педагогических учебных заведениях вместо педологии таких отдельных курсов, как «детская психология», «педагогическая психология», «школьная психология» и т.д. и т.п. По нашему мнению, сейчас не имеется никакой необходимости заниматься разработкой каких-то «новых» особых курсов, которые заменили бы прежнюю «универсальную» науку о детях - педологию... Создавать... новые, какие-то «осо­бые» курсы детской психологии, педагогической психологии, школьной психологии и т.д. означало бы идти назад путем вос­становления «педологии» - только под иным названием».

Предупреждение было недвусмысленным и по тем временам чреватым тяжкими последствиями — психология оказалась каст­рированной, в учебниках для педвузов тех лет авторы явно стре­мились не допустить проникновения в умы будущих учителей «детской», «педагогической», «школьной» психологии, чтобы из­бежать обвинения в попытках «восстановить» педологию. Студен­ты педвуза получали еще очень долго фактически выхолощенные психологические знания. Обвинения в педологических ошибках постоянно нависали над психологами.

В настоящее время связи психологии и педагогики приобре­тают особый характер. Фактически на протяжении ряда лет эти связи были во многом внешним приспособлением психологии к существующей педагогике и внешним учетом педагогикой «гото­вых данных» психологии. Например, задачей психологии нередко считалось «психологическое обоснование» уже сложившихся и упрочившихся педагогических приемов и положений, их улучше­ние, совершенствование, а педагогика зачастую исходила из некоторых, по существу догматически понятых, «психологических формул» (из утверждения о том, что мышление младшего школь­ника якобы лишено абстрактности, а только и исключительно конкретно).

В настоящее время задачи развития личности в условиях значительного ускорения научно-технического прогресса и уже достигнутые успехи в развитии конкретных психологических исследований позволяют по-новому понять возможности психоло­гии и ее участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологи­ческой наукой и от решения которых зависит успешность осу­ществления важнейших педагогических проблем.

Первая задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько опережает устоявшуюся педа­гогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обес­печивает широкий поиск нового в деле обучения и воспи­тания.

Вторая задача, вытекающая из первой, обусловлена требова­ниями, которые предъявляет педагогике научно-технический про­гресс. Масса информации, обязательной для усвоения, возрастает с большой быстротой. Установлено, что информация быстро уста­ревает и нуждается в обновлении. Отсюда становится ясно, что обучение, которое ориентируется главным образом на запомина­ние и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. На первый план вы­ступает проблема формирования качеств мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспе­чивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Народное образование ставит перед психологией многие актуальные задачи: определить общие закономерности развития психики в онтогенезе; дать психологическую характеристику дея­тельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выяснить психологические механизмы усвоения человеком обще­ственного опыта, систематизированного в основах наук; выявить психологические основы формирования личности человека в про­цессе обучения и воспитания, раскрыть взаимосвязь воспитания и психического развития человека, изучить соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями людей; устано­вить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей от общего хода развития и разработать мето­ды диагностики этих отклонений.

Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой. Ряд конкретных отраслей психологии, занятых решением этих задач (педагогическая психология и возрастная психология в первую очередь), взаимодействует с разделами педа­гогики, теорией и методикой воспитания, дидактикой, частными методиками преподавания отдельных учебных предметов (матема­тики, истории, географии и т.д.).

5. Место психологии в системе наук. Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей.

Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психо­логия сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда оста­ется человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными нау­ками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

6. Структура современной психологии.Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связан­ных с различными областями практики.



2015-12-13 953 Обсуждений (0)
ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)