Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественно-исторические корни



2015-12-13 637 Обсуждений (0)
Общественно-исторические корни 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения:

1. Строение деятельности.

2. Потребности, мотивы и цели деятельности.

3. Деятельность и сознание.

4. Соотношение внешней и внутренней деятельности.

5. Методологическое значение категории «деятельность».

Рекомендуемая литература

1.Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. – С. 303-338.

2.Гиппенрейтер, Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2002. – Лекции 7–8.

3.Дюркгейм, Э.Социальная обусловленность психической жизни // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е. Е. Соколова. – M., 1999. – С. 233–236; или по изданию: Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991. – С. 322–327.

4.Леонтьев, А.Н. Категория деятельности в психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., 1999. – С. 265 – 280; или по изданию: А.Н. Леонтьев. Избр. психол. произв.: В 2 т. – И., 1983. – Т. 2. – С. 136–159.

5. Введение в психологию: Учебное пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов и др.; Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск: Выш.шк., 2004.

Семинарское занятие № 8

Понятие психики в современных психологических теориях

Вопросы для обсуждения

1. Опишите структуру психики по З.Фрейду.

2. Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии?

3. Как гештальтпсихологи определяют предмет психологии?

4. Чем отличается понимание человека в классической гуманистической психологии от такового в экзистенциальной психологии?

Рекомендуемая литература

1. Введение в психологию: учебное пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов и др.; Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск: Выш. шк., 2004. С. 93–110.

2. Общая психология: В 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 124–153.

3.Роджерс, К.Полноценно функционирующий человек // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., 1999. – С. 215–221; или по изданию: К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – С. 234–247.

4. Уотсон, Дж.Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М., 1999. – С. 193–199; или по изданию: Уотсон Дж.Бихевиоризм // История психологии. XX век. – М., 2002.– С. 128–140.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Что такое психологический факт, психологическое явление:

a) отражение действительности;

b) часть реальной действительности;

c) то и другое?

2. В чем выражается форма существования психического:

a) в жизни и деятельности;

b) в сознании;

c) в том и другом?

3.. Когда понятие души приобретает религиозное содержание:

a) античная эпоха;

b) древневосточная;

c) средневековье.

4. Кем открыты закономерности высшей, нервной деятельности:

a) Павлов И.П.;

b) Сеченов И.M.;

c) Бехтерев В.М?

5.Что относится к биологическим факторам психического развития личности:

a) индивидуальные анатомо-физиологические особенности мозга и ЦНС;

b) генотип и постнатальное формирование мозга;

c) а и b, вместе взятые.

6. Что относится к социальным факторам психического развития личности:

a) духовный мир социальной среды;

b) материальный мир;

c) материальный и духовный мир социума, исключая семью.

7.Вставьте нужное слово в предложении «Основной задачей психологии является изучение деятельности человека.

a) психической;

b) нервной;

c) физической.

8. Какая отрасль психологии ставит задачи исследования формы взаимоотношений коллектива и личности?

a) педагогическая;

b) военная;

c) социальная;

d) детская.

9. Какой метод позволяет надежнее сделать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления и научно объяснить происхождение явления?

a) беседа;

b) эксперимент;

c) наблюдение;

d) тест;

e) моделирование.

10. Кто организовал работу первой психологической лаборатории?

a) С. Стивенс;

b) В. Вундт;

c) А. Маслоу.

11. В пословицах и поговорках аккумулируются многочисленные:

a) научные наблюдения;

b) учебные наблюдения;

c) житейские наблюдения.

12. Главное требование к беседе, как к методу:

a) непосредственность;

b) непринужденность;

c) содержательность.

13. Установите правильную последовательность действий при организации психологического исследования?

a) пробное исследование;

b) обработка экспериментальных данных;

c) ориентировочное;

d) анализ полученных результатов;

e) разработка плана эксперимента.

14. В каких случаях применяют метод самонаблюдения?

a) когда методы естественных и точных наук не пригодны;

b) когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании;

c) когда хочется объективно изучить собственные психические процессы.

15. Наблюдение направлено на:

a) установление связей между внутренними психическими процессами и внешними их проявлениями;

b) установление связей между внутренними психическими процессами;

c) внешние проявления психики.

16. Что мешает объективности наблюдения?

a) неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия наблюдателя;

b) установки, взгляды, пристрастия объекта наблюдения;

c) собственная интерпретация наблюдаемого факта.

17. Нервная система делиться на:

a) центральную, периферическую и вегетативную;

b) вегетативную и парасимпатическую;

c) отражательную и регулятивную.

18. К центральной нервной системе относится:

a) головной и спинной мозг;

b) мышцы и кости;

c) внутренние органы.

19. Воздействия среды, вызывающие ответные реакции организма называются:

a) раздражителями;

b) нервными импульсами;

c) стимуляторами.

20. Структурно-функциональной единицей нервной системы является:

a) нейрон;

b) аксон;

c) дендрит.

21. Психическое отражение действительности человеком:

a) это отражение, опосредственное словесным знаком, человеческим понятием, сформированном в общественно-исторической практике;

b) это мышление, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации.

22. Что является основной формой взаимодействия организма со средой?

a) импульс

b) раздражение

c) рефлекс

23. Расположите последовательно уровни поведения:

а) рефлексы, научение, таксисы, инстинктивное поведение, рассудочная деятельность.

24. Какой уровень поведения свойственен млекопитающим?

a) инстинктивное поведения

b) научение

c) рассудочная деятельность

25. Какой группе характерны таксисы?

a) насекомые

b) кишечнополостные

c) простейшие

26. Назовите три стадии развития психики:

a) стадия элементарной сенсорной психики

b) перцептивная психика

c) высшая

d) низшая

e) стадия интеллекта

27. С какой из форм активности живых существ неразрывно связано отражение биологически нейтральных воздействий?

a) с размножением

b) с поведением

c) с повадками

28. Перечислите главные тенденции развития психики:

a) усложнения форм поведения (форм двигательной активности)

b) совершенствование способности к индивидуальному научению

c) усложнение форм психического развития

d) изменение среды обитания

29. Назовите общий способ приспособления к изменениям условий среды у животных и растений:

a) путем изменения строения и функционирования органов

b) путем изменения поведения без изменения организации

c) большую пластичность поведения обеспечивает факультативное поведение

30. Какими способностями определяется психика?

a) раздражимость

b) чувствительность

c) способность перемещаться в пространстве

31. Почему в ходе биологической эволюции возникла психика?

a) развитие психики обеспечивало эффективное приспособление к среде

b) т.к. закреплялось то, что было биологически полезно

c) медленные изменения наследственных форм поведения – инстинктов

32. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных т.е.:

a) мышления

b) сознания

c) ощущения

33. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом:

a) развития слуховых ощущений

b) развития чувствительности

c) общественно-трудовой деятельности

34. Что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом?

a) эмоции

b) деятельность

c) сознание

35. Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа:

a) осязания

b) познания

36. С переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, углубляется характер познания, что привело к развитию?

a) зон, (полей) зрительного восприятия

b) органов чувств

c) пищеварительной системы

37. Что является органом сознательной деятельности у человека?

a) кора больших полушарий

b) мозжечок

c) височные доли

38. Что является мотивом деятельности у человека?

a) потребности

b) интересы

c) результат

39. Одна из характеристик сознания – его активность, в чем она заключается?

a) в разделении для субъекта психических образов по степени значимости

b) в разделении для субъекта психических образов по степени эмоциональности

c) в разделении для субъекта психических образов по степени сложности

40. Другое свойство сознания – его направленность, что это значит:

a) что сознание человека иногда направлено на какой-то объект, предмет или образ

b) что сознание человека никогда не направлено на какой-то объект, предмет или образ

c) что сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ

41. Деятельность – это:

a) сознательный выбор стиля поведения

b) эмоциональная направленность на объекты

c) система активных целенаправленных действий

42. В основе любой деятельности лежит:

a) смысл

b) потребность

c) условие

43. Что позволяет осознанно регулировать деятельность:

a) мотивировка

b) эмоции

c) мотивации

ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. пер. с франц./ Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992 г. Т. 1.– 496 с.

2. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. / Н.А. Бернштейн.– М., 1990.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинчен-ко. – СПб.; М., 2004.

4. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997.

5. Введение в психологию: учебное пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов [и др.]; под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск: Выш. шк., 2004. – 302 с.

6. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Вы-готский.– Собр. соч.: в 6. т. – М., 1982.–Т. 1.

7. Выготский, Л.С. Психология. / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. / П.Я. Гальперин.– М., 1976.

9. Гальперин, П.Я. Лекции по общей психологии. / П.Я. Гальперин.– М., 2002.

10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко: информ.-метод, пособие – М.: Педагогическое общество России, 2004.

11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер.– М., 1988 (2002).

12. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. – М., 1990.

13. Джемс, В. Психология. / В. Джемс.– М., 1991.

14. Жуков, Н.И. Проблема сознания: философский и специально-научный аспекты. / Н.И. Жуков.– Минск, 1987.

15. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. / В.П. Зинченко.– М., 1997.

16. Козубовский, В.М. Общая психология: Методология, сознание, деятельность. / В.М. Козубовский.– Минск: Алмафея, 2003.

17. Крылов, А.А. Психология: учебник (2‑е издание): / А.А. Крылов.– М: Проспект; 2005.

18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.

19. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М., 1981.

20. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. / А.Н. Леонтьев.– М., 2000.

21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. / А.Н. Леонтьев.– М., 1999.

22. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. / А.Р. Лурия.– М., 2004.

23. Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

24. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. / У. Найссер.– М., 1981.

25.Общая психология: В 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. Том 1. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

26. Общий курс физиологии человека и животных: в 2 кн. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем / А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; под ред. А.Д. Ноздрачева.–М.: высшая школа, 1991. Кн. 1. 512 с.

27. Психология сознания / сост. и общая редакция Л.В. Кулико­ва. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: / С.Л. Рубинштейн. В 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубинштейн. Сост. И ком. Послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Альбуханова-Славская. – СПб.: Питер Ком, 1998.

30. Северцов, А.Н. Эволюция и психика // А.Н. Северцов. Общая психология: Соколова Е.Е. [Тексты]: в 3 т. отв. ред. В.В. Петухов. – М., 2001.- Т. 1.

31. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. /– М., 2003.

32. Столин, В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. М.: Из-во МГУ. 1983.

33. Теплов, Б.М. Об объективном методе в психологии // Б.М. Теплов. Избр. тр.: В 2 т. – М., 1985. – Т. 2.

34. Тертель, А.А. Психология. Курс лекций: учебное пособие. / А.А. Тертель. М.: 2006.

35. Титченер, Э.Б. Учебник психологии: В 2 т. / Э. Б. Титченер.– М., 1914. – Т. 2.

36. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. / Д. Н. Узнадзе.– М., 1966.

37.Уотсон, Дж. Бихевиоризм / Дж. Уотсон. История психологии. XX век. – М., 2002.

38. Фабри, К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики / К.Э. Фабри. // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983.

39. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., 1999

40. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. нн-тов / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петров­ского.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987

41. Юнг, К.Г. Аналитическая психология. / К. Г. Юнг.– СПб., 1994.

42. Ярошевский, М.Г. История психологии. / М.Г. Ярошевский.– М., 1985.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Метод «ПРЕС»

Метод позволяет:

· определить студентам свою позицию по теме занятия;

· кратко, точно излагать свою точку зрения, идею, аргумент.



2015-12-13 637 Обсуждений (0)
Общественно-исторические корни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественно-исторические корни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)