Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения в источниках и системе права западных стран после второй мировой войны. Эволюция системы юридических лиц в праве западных стран. Акционерное общество



2015-12-13 935 Обсуждений (0)
Изменения в источниках и системе права западных стран после второй мировой войны. Эволюция системы юридических лиц в праве западных стран. Акционерное общество 0.00 из 5.00 0 оценок




План

I.Изменения в источниках и системе права.

1. Тенденция к систематизации нормативных актов(кодификация, консолидация, инкорпорация, унификация).

2. Изменение соотношения роли закона и административного акта.

3. Сближение англосаксонской и континентальной систем права.

4. Рост влияния внешних факторов на развитие национальных правовых систем.

5. Стирание границ между публичным и частным правом.

II.Эволюция системы юридических лиц в праве западных стран. Акционерное общество.


I. В послевоенный период произошли значительные изменения в системе и источниках права западных стран.

Во-первых, наблюдается тенденция к систематизации нормативных актов в форме кодификации, инкорпорации и консолидации.

В странах континентальной системы - это кодификация. Это означает:

С одной стороны, постепенное обновление содержания старых кодексов и появление новых кодексов.Например, в первоначальной редакции действует лишь половина статей Французского гражданского кодекса 1804 года. В 1958 году был утвержден новый Уголовно-процессуальный кодекс Франции (вместо УПК 1808 года). В июле 1992 года был принят и весной 1994 года вступил в силу новый Уголовный кодекс Франции (взамен УК 1810 года).

С другой стороны, издание отраслевых кодексов. Во Франции ныне насчитывается несколько десятков подобных кодексов - о труде, дорожный, сельский, налоговый, таможенный и др.

Английские юристы предпочли кодификации более оперативный метод консолидации законодательных актов в единые унифицированные акты. Нормы, содержащиеся в ряде законов и посвященные одному предмету, объединяются в тексте одного закона. Консолидация касается одной формы права, без изменений в нормативном материале.Например, основным источником английского акционерного права является Закон о компаниях 1985 года, который консолидировал нормы, относящиеся к созданию и деятельности компаний.

Федеральное законодательство США с 1926 года публикуется в систематизированном виде в качествеСвода законов США,состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту (например, раздел 7 -" Сельское хозяйство", раздел 12 -" Банки и банковское дело", раздел 17 -" Авторское право ", раздел 50 -" Война и национальная оборона" ).

По своему составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы составлены на основе инкорпорации - объединения, сведения множества нормативных актов в единое целое - своды, собрания нормативных актов. При инкорпорации в нормативные акты, включаемые в собрания, никаких изменений и дополнений не вносится, они включаются в том состоянии, в каком они были на момент инкорпорации. Другие разделы Свода, напротив, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права, составленные по определенной схеме. Например, раздел 18 (части 1) Свода законов содержит главу " Общие положения ", рассматривающую вопросы классификации преступлений, соучастия, невменяемости, там же дается определение некоторых терминов. " Особенная часть " Свода представляет собой федеральные законы, изданные в алфавитном порядке. Например, законы: о контроле над организованной преступностью (1970 г.); о торговле наркотиками (1982,1988 г г.); о злоупотреблениях с компьютерами (1986 г.); о контроле над преступностью (1984 г.); о контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах (1984 г.). Свод законов США переиздается каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский конгресс указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы действующего Свода.

В США также происходит унификация, сближение законодательства штатов, которое может быть достигнуто лишь на добровольной основе. В 1920-х годах стал функционировать созданный на частные деньги Американский институт права, который вместе с американской ассоциацией адвокатов, а позднее с Общенациональной комиссией представителей всех штатов публикует проекты единообразных законов и примерных (образцовых) кодексов для принятия их законодательными собраниями платов. Но из почти 200 предложенных проектов одобрение


получили менее 20, в основном в области торгового права. Наиболее удачной общенациональной кодификацией считается Единообразный торговый кодекс США из 400 статей, предложенный в 1952 году и принятый с небольшими поправками всеми штатами, кроме Луизианы, где, однако, с 1974 года также действуют многие его разделы. Этот кодекс регулирует широкий круг вопросов, связанных с внутренней и внешней торговлей, включая биржевые знаки, банковские и кредитные операции, продажи предприятий, правила обращения торговой документации.

Стремление к унификации привело к созданию Институтом американского права в 1962 году Примерного ( Модельного ) Уголовного кодекса, который объединял нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Во-вторых, наблюдается падение роли закона (закон - это нормативный акт законодательного органа власти (парламента, конгресса, бундестага и т. п.) и беспрецедентный рост административных (подзаконных) актов. Административные акты принимаются органами исполнительной власти: правительством, министерствами, муниципалитетами, префектами и т. д. Они содержат более подробную регламентацию установленных в законе правил, должны основываться на законе и не могут ему противоречить. Во второй половине 20 века роль административных актов значительно возросла. Это проявление общей тенденции усиления роли исполнительной власти.

Падение роли закона проявляется в различных формах:

1) В ряде стран Запада Конституции ограничивают законодательную власть парламента определенными предметными рамками. Конституция Франции 1958 года установила исчерпывающий перечень вопросов, по которым вправе законодательствовать парламент (права и свободы граждан, избирательное право, уголовное право и судопроизводство, оборона страны, финансы и т.д.) Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарными актамиисполнительных органов путем принятия декретов - актов главы государства (президента) или премьер-министра.

2) Во всех западных странах широкое распространение получило делегированное законодательство- имеющие силу закона нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти (правительством, президентом) в силу особых, предоставленных ему парламентом полномочий. Во Франции акты делегированного законодательства называются ордонансами.

3) Само содержание законодательных актов, изобилующих общими выражениями, таково, что требует издания конкретизирующих правил, инструкций, регламентов. Подобные законы именуются " законами-скелетами", " законами-рамками". Во Франции во исполнение важного закона почти всегда принимается правительственный декрет, который уточняет, развивает, дополняет положения закона. Без такого декрета закон фактически не может приниматься.

В-третьих, наблюдается сближение англосаксонской и континентальной правовых систем. Пути сближения: с одной стороны - расширение свободы судебного усмотрения, фактическое превращение судьи в законодателя в странах континентальной системы, где судебная практика официально не является законом.С другой стороны, ослабляется принцип обязательности прецедента, повышается роль закона в странах англосаксонской системы.

В странах континентальной системы судебная практика официально не является законом. Считается, что роль суда состоит в применении закона, суд не создает общих норм и его решение обязательно только для конкретного дела.

Фактически нормы, созданные в судах, играют важную роль в качестве источников права стран континентальной системы. Причины тому следующие:

1) в рамках общей законной нормы часто возможны различные конкретные варианты, их выбирает суд;

2) суд толкует неясные, неопределенные нормы закона;

3) законы имеют пробелы, которые восполняются судом, законодательство отстает от потребностей социального развития.

Таким путем французские суды создали правила о безвиновной ответственности причинителя вреда, о неосновательном обогащении, заложили основы теории злоупотребления правом и т. д. Таким образом, в странах континентальной системы судебная практика (в первую очередь Верховных судов) превратилось в самостоятельный и важный источник права, несмотря на то, закреплена или нет в законе ее новая роль.

В странах англосаксонской системы наблюдается ослабление принципа обязательности прецедента (судебный прецедент - это решение суда, обязательное для всех судов равной и низшей инстанции), вытеснение прецедентного права (прецедентное право-совокупность норм, выработанных судами) статутным. Во второй половине 20 века в Англии принято много законов, административных актов. Все более широкий круг общественных отношений регулируется не судебными решениями, а законами. В уголовном праве Англии преобладающий источник -законодательство. В Англии и США прецедент превращается из самостоятельного источника права во вспомогательное средство толкования норм писаного права, законодательства. Каждый законодательный акт сопровождается большим количеством прецедентов, которые толкуют и уточняют его нормы. Однако прецедент все же играет значительную роль. Причины тому следующие:

1)Кодексы отсутствуют, то есть общих отраслевых законов нет, все законы специальные, узкие по содержанию. В ряде важнейших разделов гражданского права именно прецедент, а не закон определяет принципиальные положения правового регулирования (например, представительство, обязательства из причинения вреда);

2) Законная норма (а также административный акт), будучи единожды истолкована и применена судом, превращается в судебный прецедент, то есть в дальнейшем должна будет применяться и пониматься так, как ее уже истолковал и применил суд.Закон как бы одевается в судебную мантию и в чистом виде применяется один раз;

3) Законные нормы создаются на базе судебных прецедентов.Поэтому-то английские законы узки и конкретны по содержанию, что в их основе лежат конкретные судебные решения. Если статут и прецедент противоречат друг другу, применению подлежит статут.

Фактическое признание судебной практики в качестве источника права в странах континентальной системы права и одновременно происходящий процесс изменения роли прецедентов, ослабления принципа обязательности прецедента в странах общего права приводят к взаимному сближению этих двух ведущих западных правовых систем в вопросе, который всегда был главным критерием их разграничения.

В-четвертых, наблюдается усиление влияния внешнего фактора на развитие национальной (внутригосударственной) системы путем унификации, сближения национальных законодательств; а также путем повышения роли международного права.

С середины 20 века активно идет процесс унификации, сближения национальных законодательств, что означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработки единообразных норм правового регулирования определенных общественных отношений.

Способы унификации частного права:

1)посредством заключения международных договоров ( конвенций ) и включения унифицированных норм во внутреннее ( национальное ) законодательство. Например, страны, подписавшие и присоединившиеся к Женевской вексельной 1930 года и Женевской чековой 1931 года конвенциям, ввели у себя вексельные и чековые законы соответствующего содержания;

2)путем совместной разработкирядом государств или специализированной международной организацией типового закона и последующим принятием его законодательными органами ряда стран. Скандинавские страны в таком порядке приняли единые патентные законы, законы о договоре купли-продажи и др.;

3)путем добровольного одностороннего заимствования( рецепции) одним государством отдельных институтов, норм другого государства. Например, институт доверительной собственности англо-­американского права воспринят правом Японии, Мексики и многих других стран.

Унификация может происходить в масштабах всего мира и в рамках отдельных регионов - группах стран со сходными экономическими, политическими, природными условиями, имеющие тесные гражданские и торговые связи, единую религию. Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического сообщества ( ЕЭС ) возложил на страны-члены ЕЭС обязанность унифицировать и сближать свое национальное законодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования " Общего рынка " Унификация права в ЕЭС осуществляется двумя путями: 1) посредством заключения международных договоров и соглашений между странами-членами ЕЭС ( например, Люксембургская конвенция о " патенте сообщества" 1975 года); 2) органы ЕЭС издают нормативные акты, которые непосредственно действуют, применяются и подлежат принудительному исполнению внутри каждого государства, входящего в ЕЭС.

Роль международного права повышается. Международное право - система юридических норм, создаваемых государствами для регулирования отношений между ними и другими участниками международного общения, в целях обеспечения международного мира и сотрудничества. Большую роль в нем приобрели нормы, регулирующие сотрудничество государств в области прав человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека ( 1948 г. ), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ( 1966 г. ), в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему ( 1976 г. ). Международное право все более отчетливо подразделяется на международное публичное, частное право, международное экономическое, морское, воздушное, космическое, гуманитарное право.

В пятых, изменения в системе права западных стран приводят к стиранию границ между публичным и частным правом. Расширение вмешательства государства в экономику сопровождается усилением публичных начал в частном праве ( гражданском и торговом). В сфере регулирования имущественных отношений неизмеримо возрастает роль административного нормотворчества, предписаний императивного характера, исходящих от органов государственного управления. Все это приводит к стиранию границ между публичным и частным правом, к образованию новых комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы частного и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны: трудовое право ( совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере найма и использования рабочей силы), сельскохозяйственное право, право промышленной собственности, авторское, транспортное, лесное, горное, страховое, международное частное право. Тем не менее деление права на публичное и частное продолжают существовать.

 



2015-12-13 935 Обсуждений (0)
Изменения в источниках и системе права западных стран после второй мировой войны. Эволюция системы юридических лиц в праве западных стран. Акционерное общество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения в источниках и системе права западных стран после второй мировой войны. Эволюция системы юридических лиц в праве западных стран. Акционерное общество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)