Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Занятие 17. Оценка оптимизма и активности личности




Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн

Вводные замечания.Одна из задач психологии профессионального здоровья - выявление личностных факторов, связанных с высокой стрессоустойчивостью и способностью противостоять жизненным невзгодам. В структуре стрессоустойчивости как сложного личностно­го конструкта можно выделить такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное мироощущение и жизнерадостность в труд­ных жизненных ситуациях, которые требуют сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное миро­ощущение и жизнерадостность - важные атрибуты психосоциаль­ного здоровья человека. Они могут быть описаны в категории опти­мизма Однако в отечественной психологии сейчас не существует четкого определения понятия оптимизма, поскольку психологиче­ская категория это весьма емкое и многозначное понятие. В повсе­дневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются оод-рость, жизнерадостность, жизнелюбие человека. По определению С. И. Ожегова, «оптимизм - это бодрое и жизнерадостное мироощу­щение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприя­тия, когда мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бед­ствий. Исходя из понятия динамической функциональной структуры личности, которое предложил К. К. Платонов, оптимизм представля­ет собой устойчивую характеристику личности, тесно связанную с ее направленностью и установками.

С позиций гуманистической психологии под ним понимают веру в безусловно позитивную человеческую природу, добрую и конст­руктивную сущность человека, заложенную как потенциал, который Раскрывается при соответствующих условиях. К. Роджерс утвержда­ет, что люди развиваются в позитивном направлении и только небла­гоприятные социальные обстоятельства заставляют прибегать к психологическим защитам, делают их жестокими, деградирующими, асоциальными и пессимистичными.

Экзистенциальный подход также основывается на вере в позитив­ную сущность человека, однако индивид приобретает ее в процессе самосозидания и его позитивная актуализация оказывается результа­том собственного свободного и ответственного выбора, т. е. опреде­ленной личностной активности.

В социальной психологии оптимизм и пессимизм рассматривает­ся главным образом как врожденное свойство или как результат пер­вых этапов социализации личности. Социальные условия выступа­ют в качестве важнейшего обстоятельства развития оптимизма.

Последний можно рассматривать также как систему взглядов отношений личности к своей настоящей и будущей жизни, к окр жающим людям и самому себе, как проявление общего умонастр ния. Д. Осгуд в своих трудах отметил: самое крупное открытие наш го поколения заключается в том, что человек может изменить сво жизнь, поменяв отношение к ней. От системы отношений личност зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния процессы, в том числе и здоровье человека. Согласно концепции «вы ученной беспомощности» М. Зелигмана[4], определяющая черта песси мистов — вера в то, что все их усилия бесполезны, а неудачи беек нечны, что они погубят все свои дела и виноваты в неудачах о сами. Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды им ют временный характер и в случившемся они не виноваты, причи~ неудач оптимисты приписывают обстоятельствам или другим людя~ Поражение не способно их сломить. Неблагоприятную ситуаци они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активность-настойчивостью) борются с ней.

В результате анализа и обобщения научной литературы oптимизм можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, которая основана на вере индивида в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. На наш-взгляд, оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние навыбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и служит важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное ка­чество может иметь различные формы и внутриличностные детер­минанты. В связи с этим его диагностика должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, спо­собствующего социальной адаптации и удовлетворенности качест­вом жизни.

Предлагаемая нами методика является адаптированным вариан­том шкалы активности и оптимизма, которую разработали И. С. Шуллер и А. Л. Комуниан (AOS)[5]. Наша российская версия шкалы AOS позволяет выделить пять типов личности, отличающихся по сте­пени выраженности оптимизма—пессимизма и активности—пассив­ности.

Валидизация опросника осуществлялась с помощью сопостав­ления результатов шкалы AOS и анкетирования студентов техни­ческих вузов (98 человек)[6] . С помощью анкеты оценивались уста­новки и умонастроение студентов, касающиеся преодоления настоя­щих и будущих трудностей в шести значимых сферах их жизне­деятельности:

• образование;

• будущая работа;

• профессиональная карьера;

• семья;

• социальная адаптация (контакты);

• удовлетворенность качеством жизни.

Выявлено, что у студентов-юношей активность (по шкале AOS) коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей семейной Жизни, профессионального образования, устройства на квалифици­рованную работу, достижения высокого качества жизни, а также с общим показателем позитивного жизневосприятия. У студенток ак­тивность коррелирует с уверенностью в достижении высокого качества жизни и социальной адаптации. У юношей показатель оптимиз­ма по шкале AOS коррелирует с уверенностью в преодолении труд­ностей во всех сферах жизнедеятельности. У девушек оптимизм свйзан только с уверенностью в получении образования, устройстве на работу и удовлетворенностью качеством жизни. Очевидно, обнару­женные в корреляционных связях различия у юношей и девушек от­ражают тендерные различия в структурных компонентах оптимизма.

В результате апробации шкалы A OS в группе российских менед­жеров среднего звена нами было обнаружено следующее. Менеджеры-оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструк­тивные, ориентированные на проблему модели поведения. Среди них реже встречаются лица с высоким уровнем психического «выго­рания», чем среди пессимистов. Менеджеры-пессимисты хуже адап­тируются к новым социально-экономическим условиям, более агрес­сивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, например своих подчиненных. В стрессовых ситуациях «пес­симисты» часто используют деструктивные модели преодолевающе­го поведения и управления, характеризуются более низкой стрессовой устойчивостью и более высокими показателями «выгорания» по сравнению с «оптимистами».

При использовании шкалы AOS в группе брокеров (62 челове*] ка) нами было установлено, что лица с высоким уровнем оптимизма и активностью меньше подвержены профессиональному «выгора­нию», чем лица с пессимистическим настроем. Эти данные под-1 тверждают гипотезу о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью (энергичностью) представ­ляет собой психологический ресурс устойчивости личности к про­фессиональным и жизненным стрессам, способствует «здоровому копингу» (преодолевающему поведению) и тем самым препятст­вует развитию негативных синдромов стресса, например психиче­ского «выгорания».

Цель занятия.Определение психологических типов в соответствии со степенью оптимизма и активности (энергичности) личности.

Оснащение.Шкала оптимизма—активности (AOS) и ответный лист? (приложение 17.1), ключ (приложение 17.2).

Порядок работы.Испытуемому выдается опросник и бланк для от­ветов со следующей инструкцией:

Перед вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используй­те приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответ­ствующую вашей оценке.

Обработка результатов.Методика содержит две субшкалы: опти­мизм и активность.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположен­ность человека верить в своп силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптими­сты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и откры­ты для общения. Противоположной категории людей, «пессими­стам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких кон­тактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертирован-ность).

Под активностью понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность про­является в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и неже­лании что-либо делать.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по дан­ным субшкалам (табл. 17.1), которые соотносятся с квадратом коор­динатной модели (рис. 17.1). Каждому квадрату соответствует опре­деленный тип личности.

Таблица 17.7




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)