Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Занятие 20. Экспресс-диагностика типов темперамента




А. И. Колчев, Б. В. Овчинников

Вводные замечания.Индивидуальные свойства темперамента могут оказывать существенное влияние на здоровье человека. Первона­чально на это указывал еще Гиппократ. В концепции четырех темпе­раментов как типов высшей нервной деятельности, развитой И. П. Пав­ловым, особое место отводится сангвинику — сильному, подвижному и уравновешенному типу, обладающему максимальном «потенциа­лом здоровья». Противоположностью его выступает меланхолик, для которого характерны слабые процессы возбуждения и торможе­ния, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Сле­довательно, адаптивные ресурсы меланхолика минимальны, что тре­бует от него особых усилий по поддержанию собственного здоровья. Остальные два типа — флегматик и холерик, отличаясь иными осо­бенностями, занимают на шкале общей адаптивности промежуточ­ное положение.

В одной из современных систем типологии темперамента, разра­ботанной американским ученым Д. Кейрси, предполагается большее равноправие типов в отношении их к общему здоровью. Однако раз­личия в динамике стрессовых реакций, установленные Д. Кейрси для каждого из этих типов, наводят на мысль об их возможных влияни­ях на качество и специфику течения патологических реакций. В част­ности, в острых стрессовых ситуациях наибольшее напряжение по сердечно-сосудистым и гормональным показателям наблюдается у представителей сенсорно-планирующего SJ-типа, что позволяет сбли­зить их с личностным типом А, выделенным М. Фридманом и Р. Розенманом (1974). Дальнейшие исследования показали, что в отличие от сенсорно-планирующего SJ-типа, демонстрирующего психосома­тические реакции, представители интуитивно-чувственного NF-тнпа проявляют в острых стрессовых ситуациях эмоциональные реакции предневротической направленности. Однако в условиях длительно­го тяжелого стресса представители SJ- и NF-типов существенно пре­восходят сенсорно-интуитивных SP и интуитивно-логических NT, Испытывающих дискомфорт и проявляющих признаки астении.


Таким образом, индивидуальные свойства темперамента оказы­вают влияние на возникновение и течение болезней, обусловленных стрессом. Темперамент также проявляется в образе жизни человека, косвенно влияя на формирование здоровых и вредных привычек, ре­жим труда и отдыха, отношение к факторам риска тех или иных за­болеваний. Наконец, тип темперамента придает своеобразие внутренней картине болезни и субъективной стратегии выздоровления.

Существуют различные типологические подходы, класснфищН рующие людей по устойчивым психологическим качествам (свойст­вам темперамента). Согласно общему определению, типы представляют собой группы людей, различающиеся по одному или несколь­ким психологическим качествам, свойствам. Современное состояние психофизиологии и психогенетики пока не позволяет построить «глубинную» типологию темперамента, обусловленную структурно-функциональными особенностями центральной нервной системы. Существующие типологии основаны на данных наблюдения и экспе­римента. Одну из них и предложил в 1950-е гг. американский психо­лог Д. Кейрси.

Д. Кейрси развил и дополнил концепцию К. Г. Юнга с учетом по­следних достижений как когнитпвно-бихевиоральной, так и экзистею циалыю-гуманистической психологии. В результате он создал прея ставление о четырех интегральных типах темперамента, различая щихся по наиболее существенным и устойчивым психологический характеристикам — от ценностно-мотивационлой структуры до нЯ блюдаемого стиля поведения. Автор выделяет четыре типа темперамента:

• «Дионис» — сенсорно-импульсивный;

• «Эпиметей» — сенсорно-планирующий;

• «Аполлон» — интуитивно-чувственный;

• «Прометей» — интуитивно-логический.

Каждый из типов, в свою очередь, подразделяется на четыре фунЯ циональных портрета, отображающих менее существенные (по сравнению с типами) психологические различия. Портреты имеют буе венные и условные словесные обозначения.

1. Люди первого, сенсорно-импульсивного, типа — это художествеНИ ные натуры, обладающие большой долей прагматизма, не склоннбЯ к сентиментальности и романтизму. Их художественное началопроявляется в мастерстве спонтанных и скоротечных коммуника­ций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые и непредсказуемые элементы. Являются практическими нонконформистами, которых трудно вовлечь во все рутинное, за­ранее известное, скучное. Сенсорно-импульсивные лица весьма мало предсказуемы, склонны к риску, не всегда дисциплиниро­ванны, однако при этом практичны и трезво реалистичны, ста­бильно оптимистичны, бесхитростны, весьма активны, решитель­ны, не тяготеют к абстрактным рассуждениям. Способности к теоретическому обучению у них, как правило, ниже средних. Их доля составляет 10% в общей популяции.

2. Представители второго, сенсорно-планирующего, типа — это мыс­лители-практики, их ум избегает всего неясного, они всегда дума­ют о деле, стремясь внести в него порядок, организованность и за­вершенность. Склонны строго придерживаться социальных норм и стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственно серьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения, которые осознаются ими как вы­полнение определенных обязанностей, причем рационально обос­нованных. Их можно назвать разумными конформистами. Сен­сорно-планирующие лица серьезны, рассудительны, надежны, лишены особых причуд и эстетических притязаний, могут прояв­лять тенденцию к периодическим снижениям настроения, прак­тичны, отчасти чопорны и пессимистичны, их способности к тео­ретическому обучению, как правило, средние. Они составляют 40% в общей популяции.

3. Люди третьего, интуитивно-чувственного, типа — художествен­ные натуры, высоко чувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией и высоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение Духовным исканиям, которые могут привести к искренней рели­гиозности. В неформальном и профессиональном общении нахо­дят наибольшее удовлетворение. Их конформизм имеет аффек­тивно обусловленный характер, основанный на личных симпатиях и антипатиях. Интуитивно-чувственные лица весьма лабильны, эмоциональны, эстетически ориентированы, приятны в общении; 13 Увлечениях порой выходят из рамок формального поведения, Мечтательны, оптимистичны, чувствительны и чувственны, ино гда даже капризны, легко заражаются чужими эмоциями. Их спо­собности к усвоению теоретических знаний чаще средние. Они, как и второй тип, составляют 40% в общей популяции.

4. Люди четвертого, интуитивно-логического, типа — мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знанию ради знания, их «науч­ная жилка» подталкивает к построению более или менее правдо­подобных концепций не только относительно мировых проблем, но и прозаических, будничных жизненных ситуаций. К плани­руемым намерениям и совершаемым поступкам люди этого типаотносятся как к своего рода экспериментам по проверке собствен­ных гипотез. Отсюда проистекает их склонность к нестандартно му, рискованному в морально-этическом смысле поведению. Люд интуитивно-логического типа мало ориентированы на внешни критерии, зачастую скрытны и холодны в общении, обладают вы сокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе, не, редко характеризуются незрелой эмоциональностью, их способ ности к теоретическому обучению, как правило, выше средни Они составляют всего 10% в общей популяции.

Д. Кейрси разработал личностный опросник, который позволяе проводить экспресс-диагностику указанных типов темперамент Аналогичные результаты можно получить, используя различны версии «Типологического индикатора» (опросника) Майерс— Бриггс

Диагностика типа темперамента — важный компонент обще психологической оценки (например, в порядке экспертизы), она так же может проводиться изолированно в ходе индивидуального, труп пового и семейного психологического консультирования для новы шения его эффективности. Учет типа темперамента при формиров нии образа жизни, индивидуального стиля деятельности и общени способствует повышению стрессоустойчивости человека и сохран" нию его психического здоровья.

Цель занятия.Овладеть методом экспресс-диагностики типов те"перамента с помощью опросника Д. Кейрси.

Методика.Экспресс-диагностика типов темперамента проводите по опроснику Д. Кейрси (см. приложение 20.1). Он содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологи! ческих факторов темперамента (в рамках теоретических представлен ний К. Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:

· экстраверсия—интроверсия (Е—I, от англ. Extravertion—Intmvertion);

· сенсорика—интуиция (S—N, от англ. Sensation—Intuition);

· логичность—чувствование (T—F, от англ. Thinking—Feeling);

· решение-восприятие (J—P, от англ. Judging—Perceiving).

Мы обозначили последнюю пару как «планирование—импуль­сивность». Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых отно­сятся к шкале экстраверсии—интроверсии, остальные (тремя груп­пами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е—I, второе и третье — к факторам S—N, четвертое и пятое — к фа­кторам T—F, шестое и седьмое — к факторам/—Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последователь­ность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта про­должения (обозначаемые а или Ь), один из которых предлагается вы­брать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т. д.

Согласно представлениям Д. Кейрси, экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить коммуника­цию, в то время как интровертам после интенсивного общения необ­ходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по об­разному выражению автора, «подзарядить батареи». Экстраверты в общей популяции преобладают над интровертами.

Для 5-индивидов (сенсориков) жизненный опыт и здравый смысл являются критериями для принятия решений. Поэтому сенсорный фактор можно назвать «здравомыслием». Таким людям чуждо фан­тазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Люди, относящиеся к N-фактору (интуитивы), в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависи­мости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие, N-индивиды несколько преобладают над N-индивидами в различных случайных выборках.

Люди, опирающиеся на Г-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T—F — единственная, в которой отмечены по­ловые различия. 6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.

Люди с ./-предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретно­го плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы Haj пути достижения перспективной цели. Их действия, в принципе, пред­сказуемы. Р-индивиды пытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Ил свойственно стремление собирать, воспринимать максимум инфор мации до момента принятия решения. Поэтому их действия чаете выглядят импульсивными.

Возможные сочетания указанных парных факторов дают возмож­ность установить тип темперамента и функциональный портрет кон-| кретного индивида.

Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть (см. образец а приложении 20.2). После этого испытуемый получает опросник и инструкцию следующего содержания:

Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет.

Ваша задача:

1) прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными про-] должениями;

2) выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;

3) вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку гистрационного листа.

Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим раб тать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять отк вениость. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ. (Образ заполнения регистрационного листа см. в приложении 20.2.)

Обработка результатов. Подсчет первичных результатов произво­дится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или Ь) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа. Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каж­дую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту я и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е—Г) об­работка на этом заканчивается, а данные столбцов 2-3 (S—N), 4-5 (T—F), 6-7 (J—P) попарно суммируются, и результат записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозна­чения шкал (факторов). Таким образом, мы получаем четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обводим ту букву (Е, или I, S, или N, Т, или F,J, или Р), которой соответствует большая сумма отве­тов из данной пары. Если числа равные (для шкалы Е—I это 5-5, для всех остальных — 10-10), обводим правую букву.

В результате получаем четыре объединенные буквы. Они обозна­чают функциональный психологический портрет обследуемого. Ком­бинации могут быть следующими:

ESFP ESFJ ENFJ ENTJ

ISFP ISFJ INFJ INTJ

ESTP EST/ ENFP ENTP

1STP 1STJ INFP INTP

Затем определяем яркость выраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ. brightness). Например: E(b), 1(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е- I) от большего числа в па­ре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимаем число 5. Результат умножаем па 2:

Е - 1(b) = (max - 5) х 2,

где max — большее число из пары сумм, записанных внизу регистра­ционного листа.

В нашем случае это выглядит следующим образом:

Е - 1(b) - (6 - 5) х 2 = 2,

т. е. Е(b) = 2.

Полученная величина яркости записывается на бланке под соотвествующими сдвоенными буквами. Для остальных трех шкал noрядок: вычисления яркости более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимаем 10.


В нашем случае по шкале T—F имеем:

T= F(b)= 18- 10 = 8, итак, Т(Ь) = 8.

Арифметическая сумма яркостей по всем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркость выраженности ти­па темперамента, обозначаемую буквой «сигма»..

В нашем примере:

Σb = 2 + 0 + 8 + 6 = 16.

Подобная характеристика позволяет разделить людей на «ярких» (20 < Σ.Ь < 40) и «неярких» (0 < ΣЬ < 20). Для первых характерна вы­сокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической принад­лежности во времени: лишь 8% из числа «ярких» изменяют свой тип через год. Степень соответствия портрета особенностям личности «неярких» представителей может быть меньшей, чем у «ярких».

Анализ результатов. Экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предваритель­ной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное ди­агностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портре­тов условны и диагностического значения не имеют.

Для - типа темперамента при учете всех шкал возникают четыре комбинации (функциональных портрета). Охарактеризуем каждый из них отдельными ключевыми словами:

1. ESFP. «Тамада»: оптимизм и теплота; избегают одиночества; идут по жизни смеясь, жизнь для них — сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щедрость, поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка; умение вдохновлять людей, приземленность языка; наука — дело не для них, они выбирают бизнес, торговлю.

2. ISFP. «Художник»: успешное художественное творчество, эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей минуты; высокая' чувствительность к оттенкам и полутонам в ощущениях; тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.

3. ESTP. «Антрепренер»: энергия, игра, неистощимый, искушенный в обращении с людьми; остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани катастрофы; поиск острых ощущений; преследуют выгоду во взаимоотношениях; погоня за Госпожой Удачей, риск.

4. ISTP. «Мастер»: субординация — излишняя условность; бесстра­шие, жажда действий; увлечения с оттенком экстремальности; умение обращаться с любыми инструментами и механизмами; это боевики, наемники; им свойственны братские взаимоотношения; формальное образование не обязательный вариант для них (часто бросают школу и редко стремятся к высшему образованию).

Для представителей SJ-темперамента:

1. ESFJ. «Торговец»: открытый, практичный, расчетливый, обладает житейской мудростью; компанейский, гостеприимный; деловой, ответственный, интересы клиента превыше всего; общительный.

2. ISFJ. «Консерватор»: спокойный; защищает интересы организа­ции, традиции; ответственный; придерживается связи времен, проявляет интерес к истории; все у него по плану; заботливый; выполнять поручения для него спокойнее, чем руководить; хозя­ин в доме.

3. EST/. «Администратор»: ответственный, надежный; для него важ­ны долг, иерархия, порядок; практичный, открытый, все у него идет по плану; без глупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.

4. ISTJ. «Опекун»: на первом месте — долг, человек слова, ответст­венный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоцио­нальный; семьянин; ему свойственны обстоятельность и даже въедливость.

Для NF-представителей деление на функциональные типы выгля­дит следующим образом:

1. ENFJ. «Педагог»: гуманистический лидер, общительный, внима­тельный к чувствам других людей, образцовый родитель; нетер­пеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности; от­личается умением распределить роли в группе.

2. INFJ. «Предсказатель»: радость друзей — радость и для него; про­ницательность и прозорливость; успешное самообразование; ра­нимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; это психолог, врачеватель, пи­сатель; стремится к гармонии человеческих взаимоотношений.

3. ENFP. «Журналист»: умение влиять на окружающих; видит лю­дей насквозь; отрывается от реальности в поиске гармонии; под­мечает все экстраординарное; ему свойственны чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; это торговец, политик, драматург, практический психо­лог; ему присущи экстравагантность, щедрость, иногда избыточная.

4. INFP. «Романтик»: спокойный, идеалист; чувство собственного f достоинства; борется со злом за идеалы добра и справедливости; отличается лирическим символизмом; это писатель, психолог, ар­хитектор; кто угодно, только не бизнесмен; способности в изуче­нии языков; принцип «Мой дом — моя крепость»; уживчивые и покладистые супруги.

NT-тип темперамента включает следующие четыре функциональ­ных портрета:

1. ENTJ. «Фельдмаршал»: руководитель-стратег; ориентация на цель; логичный; эффективность в работе превыше всего; хранитель до­машнего очага; интеллигент; требовательный родитель, неутоми­мый; карьера иногда важнее, чем семейное благополучие.

2.. INTJ. «Исследователь»: самоуверенный; его интересы в будущем; авторитет положения или звания не имеет значения; теоретик, приверженец «мозгового штурма», жизнь — игра на гигантской шахматной доске; дефицит внешней эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция; возможньн трудности в мире эмоций и чувств.

3. ENTP. «Изобретатель»: применяет интуицию на практике (в изо­бретениях), энтузиаст, новатор; важна воплощенная идея, а не идея сама по себе; приятный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям, хороший педагог; любит юмор; девиз: «Понимать людей!»

4. INTP. «Архитектор»: ценитель мыслей и языка; мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законов природы; интеллектуал, не­сколько высокомерный, интеллигент, философ, математик, теоре­тик, неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; отличается сложным внутренним миром; богатство ассоциаций.

Для полноценной интерпретации данных, полученных при иссле­довании типа темперамента, необходимо располагать хотя бы мини­мумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключение и дать необходимые рекомендации.

Контрольные вопросы

1. Назовите сильные стороны одного из психологических типов и покажите их адаптивное значение.

2. Сформулируйте рекомендации по здоровому образу жизни для представителей сенсорно-планирующего типа.

Приложение 20.1

ОПРОСНИК КЕЙРСИ

1. В компании (на вечеринке) вы: а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев; б) общаетесь с немногими — вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее: а) реалистичный, чем склонный теоретизиро­вать; б) склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. Как, по-вашему, что хуже: а) «витать в облаках»; б) придерживаться проторенной дорожки?

4. 4 Вы более подвержены влиянию: а) принципов, законов; б) эмоций, чувств.

5. Вы более склонны: а) убеждать; б) затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать: а) выполняя все точно в срок; б) не свя­зывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор: а) довольно осторожно; б) внезапно, им­пульсивно.

8. В компании (на вечеринке) вы: а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости; б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

9. Вас более привлекают: а) здравомыслящие люди; б) люди с богатым воображением.

10. Вам интереснее: а) то, что происходит в действительности; б) те со­бытия, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, вы больше учитываете: а) требования за­кона, чем обстоятельства; б) обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, вы склонны: а) соблюдать формальности, эти­кет; б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек скорее: а) точный, пунктуальный; б) неторопливый, мед­лительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость: а) оставлять дела незакон­ченными; б) непременно доводить дела до конца.

15. В кругу знакомых вы, как правило: а) в курсе происходящих там со­бытий; б) узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела вам нравится делать: а) общепринятым спосо­бом; б) своим оригинальным способом.

17. Вы предпочитаете таких писателей, которые: а) выражаются буквально, напрямую; б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что вас больше привлекает: а) стройность мысли; б) гармония человеческих отношений.

19. Вы чувствуете себя увереннее: а) в логических умозаключениях; б) в практических оценках ситуаций.

20. Вы предпочитаете, когда дела: а) решены и устроены; б) не решены и пока не улажены.

21. Как, по-вашему, вы человек скорее: а) серьезный, определенный; б)беззаботный,беспечный?

22. При телефонных разговорах вы: а) заранее не продумываете все, что нужно сказать; б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано.

23. Как вы считаете, факты: а) важны сами по себе; б) есть проявления! общих закономерностей?

24. Фантазеры, мечтатели обычно: а) раздражают Вас; б) довольно сим­патичны вам.

25. Вы чаще действуете как человек: а) хладнокровный; б) вспыльчивы! горячий.

26. Как по-вашему, хуже быть: а) несправедливым; б) беспощадным

27. Обычно вы предпочитаете действовать: а) тщательно оценив во возможности; б) полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее: а) покупать что-либо; б) иметь возможность купить.

29. В компании вы, как правило: а) первым заводите беседу; б) ждете, когда с вами заговорят.

30. Здравый смысл: а) редко ошибается; б) часто попадаете впросак

31. Детям часто не хватает: а) практичности; б) воображения.

32. В принятии решений вы руководствуетесь скорее: а) принятыми нормами; 6) своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее: а) твердый, чем мягкий; б) мягкий, чем твердый

34. Что, по-вашему, больше впечатляет: а) умение методично организо­вать; б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым?

35. Вы больше цените: а)определенность, законченность; б) откры­тость, многовариантность. Новые и нестандартные отношения с людьми: а) стимулируют, при­дают вам энергии; б) утомляют вас.

36. Вы чаще действуете как: а) человек практического склада; б) чело­век оригинальный, необычный.

37. Вы более склонны: а) находить пользу в отношениях с людьми; б) по­нимать мысли и чувства других.

38. Что приносит вам больше удовлетворения: а) тщательное и всесто­роннее обсуждение спорного вопроса; б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса?

39. Вы руководствуетесь более: а) рассудком; б) велениями сердца.

40. Вам удобнее выполнять работу: а] по предварительной договорен­ности; б) которая подвернулась случайно.

41. Вы обычно полагаетесь на: а) организованность, порядок; б) случай­ность, неожиданность.

42. Вы предпочитаете иметь: а) много друзей на непродолжительный срок; б) несколько старых друзей.

43. Вы руководствуетесь в большей степени: а) фактами, обстоятельст­вами; б) общими положениями, принципами.

44. Вас больше интересуют: а) производство и сбыт продукции; б) про­ектирование и исследования.

45. Что вы скорее сочтете за комплимент: а) «Вот очень логичный чело­век»; б) «Вот тонко чувствующий человек»?

46. Вы более цените в себе: а) невозмутимость; б) увлеченность.

47. Вы предпочитаете высказывать: а) окончательные и определенные утверждения; б) предварительные и неоднозначные утверждения.

48. Вы лучше чувствуете себя: а) после принятия решения; б) не ограни­чивая себя решениями.

49. Общаясь с незнакомыми, вы: а) легко завязываете продолжитель­ные беседы; б) не всегда находите общие темы для разговора.

50. Вы больше доверяете: а) своему опыту; б) своим предчувствиям.

51. Вы чувствуете себя человеком: а) более практичным, чем изобрета­тельным; б) более изобретательным, чем практичным.

52. Кто заслуживает большего одобрения: а) рассудительный, здраво­мыслящий человек; б) человек сильно переживающий.

53. Вы более склонны: а) быть прямым и беспристрастным; б) сочувст­вовать людям.

54. Что, по-вашему, предпочтительней: а) удостовериться, что все под­готовлено и улажено; б) предоставить событиям идти своим чере­дом?

55. Отношения между людьми должны строиться: а) на предваритель­ной взаимной договоренности; б) в зависимости от обстоятельств.

56. Когда звонит телефон, вы: а) торопитесь подойти первым; б) надее­тесь, что подойдет кто-нибудь другой.

57. Что вы цените в себе больше: а) развитое чувство реальности; б) пыл­кое воображение.

58. Вы больше придаете значения: а) тому, что сказано; б) тому, как ска­зано.

59. Что выглядит большим заблуждением: а) излишняя пылкость, горячность; б) чрезмерная объективность, беспристрастность.

60. Выв основном считаете себя: а) трезвым и практичным; б) сердечным и отзывчивым.

61. Какие ситуации привлекают вас больше: а) регламентированные и упорядоченные; б) неупорядоченные и нерегламентированные.

62. Вы человек скорее: а) педантичный, чем капризный; б] капризный, чем педантичный.

63. Вы чаще склонны: а) быть открытым, доступным людям; б) быть сдержанным, скрытным.

64. В литературных произведениях вы предпочитаете: а) буквальность, конкретность; б) образность, переносный смысл.

65. Что для вас труднее: а) находить общий язык с другими; б) использо-] вать других в своих интересах.

66. Чего бы вы себе больше пожелали: а) ясности размышлений; б) уме-J ния сочувствовать.

67. Что хуже: а) быть неприхотливым; б] быть излишне привередливым. I

68. Вы предпочитаете: а) запланированные события; б] незапланиро­ванные события.

69. Вы склонны поступать скорее: а) обдуманно, чем импульсивно; б) им- ] пульсивно, чем обдуманно.

Приложение 20.2




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)